Теория аномии

Рефераты по криминологии » Теория аномии

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Оренбургский Государственный Университет

Факультет заочный

Кафедра

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

тема: «Теория аномии»

Выполнил: студент 1 курса

группы 98 ЮР-2 Прищепо Ю.А.

Проверил:

2001 г.

Содержание

1.Криминологическое развитие концепции аномии

2.Аномия

3.Отчуждение

4.Идентификация и идентичность

1. Криминологическое развитие концепции аномии.

Наибольшей популярностью среди социологов того вре­мени пользовалась концепция аномии. В 1938 году Роберт Мертон опубликовал статью "Социальная структура и аномия" в которой использовал дюркгеймовскую концепцию аномии применительно к проблемам криминологии. Одна из главных идей Р. Мертона заключалась в том что основной причиной преступности является противоречие между цен­ностями на достижение которых общество нацеливает лю­дей и возможностями их достижения по установленным об­ществом правилам. Это противоречие приводит к тому что человек не сумевший получить определенные ценности по всем правилам начинает отрицать правила и стремится получить их любой ценой. Статья Р. Мертона дала мощный импульс использованию феномена аномии при объяснении причин преступности. В 1961 году ученик Мертона Р. Кловард и его сотрудник Л. Олин опубликовали монографию "Преступность несовер­шеннолетних и возможности: теория молодежных крими­нальных групп". Авторы убедительно показали что обще­ство прививая подросткам различные ценности мало забо­тится о том является ли их достижение реальным для боль­шинства молодых людей. В действительности овладеть эти­ми ценностями законными способами могут лишь немногие. Большинство вынуждены проявлять ловкость — нарушать нормы морали и требования закона. Когда молодые люди из идеального мира созданного нравоучениями воспитателей попадают в реальную жизнь они начинают испытывать раз­очарование и фрустрацию. Типичная реакция на это: создание воровских шаек в которых посредством хище­ний молодые люди получают возможность жить в соответст­вии с господствующими в обществе стандартами потребления; объединение в агрессивные банды которые снимают на­пряжение вызванное общественной несправедливостью со­вершением актов насилия и вандализма; вступление в антисоциальные группировки где молодые люди употребляя наркотики алкоголь уходят в себя замы­каются в тесном кругу сверстников озабоченных теми же проблемами и таким путем пытаются заслониться от окру­жающего их коварства и лицемерия.

Эта книга произвела сильное впечатление на Р. Кеннеди по инициативе которого был принят закон о предупреждении преступлений несовершеннолетних. Л. Олин возглавил специ­альную программу расширения возможностей молодежи. Мил­лионы долларов из государственных и частных фондов были выделены для обеспечения данной программы. Результаты ее реализации были достаточно скромными тем не менее по мне­нию некоторых криминологов она позволила несколько сни­зить темпы роста молодежной преступности.

Одновременно со статьей Р. Мертона в 1938 году появи­лась работа Торстона Селлина "Конфликт культур и пре­ступность". Если Р. Мертон проанализировал конфликт между культурными ценностями и возможностями их получе­ния то Т. Селлин рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различ­ных сообществ. Основой его гипотезы стали результаты чи­кагских исследователей установивших повышенный уровень преступности в кварталах некоренных американцев (негров пуэрториканцев итальянцев). Т. Селлин своей теорией кон­фликта культур попытался объяснить этот феномен. Его тео­рия оказалась более значимой и не только позволила объяс­нить преступность мигрантов но и раскрыла криминогенность противоречий между различными социальными груп­пами. По существу Т. Селлин трансформировал марксист­скую теорию классовых противоречий устранив ее наибо­лее острые и революционные аспекты несколько уменьшив ее масштаб что позволило применять ее не только к анали­зу противостояния двух частей общества но и к противоре­чиям более мелких социальных формирований.

На основе этой теории американский социолог А. Коэн в 1955 году разработал концепцию субкультур. А. Коэн еще более уменьшил масштаб социальных групп и рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных объеди­нений (банд сообществ группировок). В этих микрогруппах могут формироваться свои миникультуры (взгляды привыч­ки умения стереотипы поведения нормы общения права и обязанности меры наказания нарушителей норм выработан­ных такой микрогруппой) — этот феномен получил название субкультуры. Как правило криминальная субкультура на­ходится в противоречии с господствующими в обществе цен­ностями. Попадая в преступную группу восприняв ее суб­культуру человек как бы освобождается от иных социаль­ных запретов более того их нарушение нередко бывает од­ной из норм криминальной субкультуры.

Практические выводы из этой теории заключались в не­обходимости контролировать процессы эммиграции прини­мать меры по сближению культур различных социальных слоев и групп устранять элементы вызывающие их проти­воречия. Коррекция криминогенных качеств правонаруши­телей подчас невозможна без разрушения криминальной суб­культуры которая подобно стенам средневекового замка защищает криминальное сознание от воспитательных воз­действий общества.

Помимо достаточно прагматических выводов данная кон­цепция направила внимание криминологов на анализ взаи­мосвязи культуры общества и преступности. Эта теория по­казывает насколько глубоки корни преступности; Измене­ние культуры — процесс достаточно длительный поэтому и процесс воздействия на преступность не может носить моментный характер и рассчитывать на скорые результаты здесь не приходится.

В центре внимания теорий аномии отчуждения и идентификации стоят вопросы конгруэнтности (совпадения) мировоззрения индивида и существующей в обществе системы социальных ценностей. Каждая из этих теорий рассматривает вопросы преступного и отклоняющегося поведения в своем особом ракурсе. Аномия — это состояние дезорганизации личности возникающее в результате ее дезориентации что является следствием либо социальной ситуации в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями либо ситуации когда нормы отсутствуют. Под отчуждением понимается уход индивида от окружающего его мира или его недостаточная внутренняя интеграция. Концепция идентификации предполагает либо слияние индивида с группой либо его подражание поведению других людей. Концепция идентичности сосредоточивает свое внимание на ценностных ориентациях стремлениях ожиданиях страхах человека а также на проблемах его адаптации которые общим образом либо разделяются членами группы либо дополняются ими. Идентичность не растворяющаяся в группе может быть результатом внутренней борьбы возникающей иногда вследствие неразрешенных конфликтов в основном у нетерпимых и властолюбивых людей или деформированных моделей идентификации себя с родителями (чаще всего с отцом) или иных сходных проблем. Эти концепции касаются вопроса о взаимоотношениях индивида с социальным окружением и его нормами. Все они были использованы в ряде теоретических конструкций направленных на объяснение преступного и делинквентного поведения.

«Идентификация» «отчуждение» и «идентичность» — различные явления но они связаны друг с другом и важны для понимания социального поведения человека. Все они могут привести к аномии и отсутствию норм. Под идентификацией подразумевается принятие ролей в рамках конкретных групп (например таких как расовые этнические профессиональные семья шайка и пр.). Индивид отождествляет себя с той группой к которой он по его мнению «принадлежит». Идентификация связана с чувством «принадлежности». Идентичность — это попытка личности выразить свои уникальные свойства. Индивид может стремиться к этому чтобы отличаться от других людей. Многие актеры и люди искусства известны только им одним присущими особенностями поведения и характеристиками выделяющими их как индивидуальности. Под отчуждением понимается безразличие к групповому поведению. Итак отчужденный не принадлежит к группе и не стремится сознательно к тому чтобы выразить свои уникальные свойства по которым он может быть узнан другими. Отчуждение характеризуется асоциальными установками отсутствием чувства «принадлежности» и лояльности.

Термин «аномия» впервые появился в английском языке в 1591 г. и в XVII в. часто использовался теологами обозначая пренебрежение правом в частности божественным. Термин был включен в словарь Джонсона в 1755 г. в двух вариантах — английском и французском. В настоящее время больше распространено французское произношение по-видимому это объясняется тем что в язык социологии термин «аномия» был введен в 1897 г. Дюркгеймом. Одна из важнейших теоретических конструкций включает в себя понятие социального отчуждения — явления изучение которого криминологией началось с обращения Дюркгейма к идее аномии. Разработкой этой концепции занимались Роберт К. Мертон Ричард Клауорд и Ллойд Оулин Джекоб Гвост и другие.

Концепции аномии отчуждения идентификации и идентичности объясняют некоторые виды преступного поведения уделяя основное внимание личности в отличие от концепции дифференцированной связи занимающейся вопросами социального окружения. Если же рассматривать эти концепции с позиции системы уголовной юстиции то дифференцированная связь предстает как социогенная модель а аномия отчуждение идентификация и идентичность — как модели медицинские. При аномии нормативные стандарты поведения и убеждения принятые обществом ослаблены или отсутствуют. Обычно это проявляется в тревожности дезориентации личности и социальной изоляции. Бенжамен Раш применял термин «аномия» для обозначения врожденных дефектов морали. Отчуждение — общий термин используемый сейчас в основном в судебной психиатрии в тех случаях когда речь идет о такой рассогласованности чувств индивида что они перестают казаться ему нормальными привычными и убедительными. Это приводит его к отстранению от других людей глубокой персонализации и как следствие к отчуждению от общества. Человек отчужденный от общества может стать недружелюбным жестоким безразличным или асоциальным. Идентичность — понятие которым охватывается целостность и разносторонность восприятия индивидом самого себя; она обеспечивает способность ощущать себя как нечто неповторимое и тождественное самому себе; в основе этой способности лежит чувство привязанности к объектам первой любви и отождествления себя с ними. Кризис идентичности— это конфликт возникающий в связи с социальной ролью как она воспринимается самим индивидом. Такой конфликт угрожает либо потерей чувства неповторимости и тождественности самому себе либо неспособностью принять ту роль которую индивиду отводит общество. Кризис идентичности часто возникает в юности Когда внезапное увеличение потребностей сопровождается резкой переменой роли которую как ожидается юноша должен выполнять в социальном и профессиональном планах. Такие независимые и взаимозависимые факторы влияют на социальное поведение отдельных лиц.

Впервые серьезное внимание концепции аномии было уделено Эмилем Дюркгеймом (1858—1917) которого называют отцом французской социологии. Дюркгейм внес значительный вклад в социальную теорию разработав свою концепцию «коллективного сознания» или «коллективной совести». В соответствии с этой концепцией «механическая солидарность» (термин заимствованный из физики) преобразуется с развитием общества в «органическую солидарность» (в этом нашло проявление влияние биологии) обладая которой индивиды осознают социальные ценности и реагируют на них. Дюркгейм изучал проблемы личности и опубликовал результаты своих исследований в 1897 г. в книге «Самоубийство» где он подразделил самоубийства на три типа:

1) эгоистические самоубийства совершаемые в результате того что человек изолирует себя от других людей;

2) аномические самоубийства (или аномия) возникающие как результат убеждения что мир вокруг человека распадается;

3) альтруистические самоубийства совершаемые в результате большой преданности своему делу. Аномические самоубийства если рассматривать их с позиций криминологии совершаются когда человек чувствует что мир вокруг него рушится а сам он склонен к суицидальному или преступному поведению.

2. Аномия

Аномия и отчуждение — это проблемы-близнецы стоящие перед современным человеком. Часто встречающееся чувство бесцельного существования неспособности и бессилия формируют сознание собственной незначительности и боязнь стать жертвой. Ощущению собственной ничтожности сопутствует ослабление чувства ответственности но горечь и зависть возникают по отношению к тем кто находится в более благоприятных условиях. Для того чтобы как-то изменить обстоятельства и ситуацию ищут простых и быстрых решений начиная от потребления алкоголя и наркотиков и кончая совершением преступления.

Представление об аномии как об утрате индивидом чувства идентификации с его культурной группой сложилось у Дюркгейма в 1897 г. С 1938 г. Мертон использовал эту концепцию для объяснения отклоняющегося поведения. В 1949 г. он пришел к выводу что она приемлема для объяснения отклоняющегося поведения в любом обществе а в 1955 г. тщательно разработал вопрос об аномии как важнейшем явлении объясняющем преступность несовершеннолетних. Поскольку преступное поведение возникает не только в результате противоречия между культурой и социальной структурой но и в результате противоречия между культурными ценностями и средствами их достижения постольку индивид разобщенный со своей культурной группой легко может встать на путь отклоняющегося поведения. Мертон продолжил работу над развитием и уточнением своей концепции и в 1957 г.

На начальных стадиях развития биологические импульсы человека находили свободный выход но с укреплением социального порядка возникла необходимость в управлении этими импульсами равно как и в социальном урегулировании возникающих трений. Развитие социальных наук привело к появлению социологических методов анализа и исследований. Потребовал разрешения и вопрос о том почему внутри различных социальных структур существуют различия в отклоняющемся поведении. Воздействие которое социальные структуры оказывают на отдельных людей толкая их на путь неконформного поведения представляется прежде всего объектом социологического изучения которое следует проводить учитывая биологические и личностные различия влияющие на характер поведения.

Ценности определенные культурой как законные для всех цели лежат в основе социальной формации. Культура определяет и регулирует приемлемые способы достижения этих целей и эти правила уходят корнями в мораль данного общества и его институты. Критерием приемлемости способов достижения цели является система ценностей. Отклоняющееся поведение возникает тогда когда целью является например победа в спортивном состязании которая рассматривается скорее как «выигрыш в игре» а не как «выигрыш по правилам игры». Вследствие этого происходит разрыв между достижением цели законными и незаконными средствами. Достижение цели незаконными средствами называется отклоняющимся или девиантным поведением.

Типы адаптации индивида к этой фрустрации могут быть классифицированы. Ниже приводится таблица на которой представлены пять типов адаптации состоящих из различных сочетаний принятия или отрицания целей и средств их достижения. Знак «+» означает принятие знак «—»—отрицание знак «±»—отрицание и замену новыми ценностями.

Типология способов индивидуальной адаптации

Тип адаптации

Определяемые культурой

пели

Институцио-

нализированные

средства

1. Конформизм

+ +
2. Инновация + -
3. Ритуализм

-

+
4. Ретретизм - -
5. Мятеж ± ±

Merton R К Social Theory and Soc al Structure rev. ed New York 1968 p. 194.

Первый тип адаптации — конформизм как по отношению к определяемым культурой целям так и по отношению к средствам их достижения — представляет собой наиболее обычный и приемлемый тип. Инновация возникает когда индивид принимая и разделяя определяемые культурой цели не может в равной степени принять и нормы регулирующие их достижение. Поэтому второй тип адаптации — инновация — может стать криминальным и проявляться в виде беловоротничковой преступности в синдроме «Робина Гуда» и в других типах преступлений. Ритуализм или третий тип адаптации состоит в отказе от цели или ее «заземлении» до того уровня на котором желания могут быть удовлетворены доступными законными средствами. Такой способ адаптации присущ лицам которые «не раскачивают лодку» и ведут себя осторожно. Они «играют в игру» но не получают от этого особого удовольствия.

Четвертый тип адаптации — ретретизм — отличается отрицанием как целей одобряемых обществом так и институциональных средств их достижения. Ретретисты находятся и в обществе и как бы вне его; они в нем чужаки они отчуждены от общества. К этому типу относятся парии бродяги отщепенцы алкоголики наркоманы психотики и прочие лица которые не принимают целей общества и игнорируют средства их достижения. Ретретизм как тип приспособления встречается часто и в этом смысле уступает быть может только конформизму. Перед людьми выбравшими этот способ приспособления стоит дилемма: быть раздавленным в борьбе за достижение одобряемых обществом целей или выносить безнадежность пораженчества и избегать их. Мятеж как пятый тип адаптации выводит людей за рамки социальной структуры чтобы они могли смотреть на нее со стороны и попытаться ее изменить. Они как представляется не разделяют существующих целей и средств расценивая их как совершенно произвольные. Их усилия направлены на установление такой социальной структуры и таких стандартов успеха а также средств их достижения которые бы обеспечивали более полное соответствие между этими усилиями и тем как они вознаграждаются. Когда институциональная система рассматривается как барьер на пути к узаконенным целям и средствам освобождается место для мятежа и протеста.

Давление со стороны социальной структуры создает предрасположенность к аномии и отклоняющемуся поведению. Подобная предрасположенность присуща членам общества в разной степени. В наибольшей мере такого рода давление затрагивает низшие в социально-экономическом отношении слои населения так как для представителей низших слоев достижение многих из одобряемых обществом целей при помощи институциональных средств менее доступно чем для представителей средних и высших классов. Социальная система стабилизируется если культурная структура наделяет престижем определенные цели и их альтернативы и открывает людям доступ к ним. В таком стабилизированном обществе потенциальные девианты могут при оказании на них давления оставаться конформными; однако основным является воздействие аномии или некоторого пренебрежения социальными нормами перед лицом фрустрации и лишений.

В развитие аномии и отклоняющегося поведения свою лепту иногда вносит и семья. Дети привыкают «сглаживать углы» наблюдая как их родители которые внушают им что «честность — лучшая политика» на самом деле сами прибегают к обману. Таким образом воспитание при помощи стереотипов и разделения людей и вещей на разные категории формирует подозрительное отношение к культуре в то время как представление о достижимых целях заимствуется у родителей которые дают добрые советы и рекомендации противоречащие их собственному поведению.

Страницы: 1 2 3