Тоталитаризм

Содержание:

Введение 3

I. Понятие тоталитаризма 4

II.Предпосылки возникновения тоталитаризма 5

III.Пять основных признаков тоталитаризма 7

1. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве 8

2. Однопартийная политическая система - средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве 10

3. Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа существования тоталитарного режима 13

4. Террор - логическое продолжение тоталитарной пропаганды 15

5. Экономическая автаркия государственное планирование и принудительный труд в тоталитарном государстве 15

IV.Основные формы тоталитаризма 17

Заключение 19

Литература 20

Введение

При расс мотрении политичес кой сис темы какого-либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглаше нными и действующими в нём институтами и правовыми нормами конституционными актами т.е. тем что " заявля ет" о себе само государс тво. С уществуют час то весьма з нач ительные различия и противоречия между парадным фасадом гос ударства и реальными процес сами происходящими за этим фас адом. Для характерис тики э тих процес сов применяется понятие "политический режим " - систе ма реальных методов влас твования в данном гос ударс тве. Под политичес ким р ежимом понимаетс я совокупност ь э лем ентов идеологичес кого инс титуционного и социологического порядка способст вующая формированию политической влас ти данной страны на определённый период. Между ним и декларируемым гос ударс твенным с троем как уже отмечалось часто наблюдается несоответс твие или даже прямая противоположнос ть (что ос обенно характерно для диктаторских и прежде вс его тоталитарных гос ударств. )

Именно политичес кий режим определяет политическую атмосферу общес тва в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм он подв ижен и с пос обен эволюциониров ать в различн ых направле ниях. Изучая конкретные многообразные формы политичес ких режимов существова вш их в прошлом и нас тоящ ем нуж но исходя из с овременных гуманис тичес ких требований к политичес кой науке руководс твуясь принципом что человек индивидуум - "м ера всех в ещей" ос нова общес тва и общес твенного благос ос тояния рас сматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности её важ нейшим правам и свободам.

В 20-30-е годы в группе государств - СССР Германии Италии затем Испании ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого обещая построить на его руинах новый мир привести народы к процветанию и изобилию эти режимы обрушили на них террор и репрессии втянули мир в череду кровавых войн.

Режимы получившие название тоталитарных постепенно сошли со сцены. Важнейшими вехами крушения тоталитаризма были 1945 год когда потерпела крах такая его форма как фашизм и 1989-1991 годы когда тоталитарные режимы в Восточной Европе а затем и в СССР рухнули окончательно.

Что же представлял собой тоталитарный феномен? Как осуществлялась власть? Почему эти режимы просуществовали так долго? Можно ли найти модель тоталитарной системы? Однозначных ответов на эти вопросы современная политическая наука не дает.

Понятие тоталитаризма

Необходимо отметить что часть политологов считает что тоталитаризм всего лишь политическая метафора в частности в американской "Энциклопедии социальных наук" 1968 года он назван "ненаучной концепцией".

Также нет единого мнения среди политологов о том когда вообще возник тоталитаризм. Одни считают его вечным атрибутом человеческой истории другие - достоянием индустриальной эпохи третьи - феноменом исключительно двадцатого века.

Историческим прототипом тоталитарных режимов считают восточные деспотии. Однако между тоталитаризмом и ортодоксальными системами прошлого (и восточными и европейскими) есть ряд коренных различий. Одно из них состоит в том что эти системы в отличие от тоталитарных не менялись а если и менялись то достаточно медленно. В средневековой Европе церковь указывала во что веровать но позволяла держаться одних и тех же верований от рождения до смерти. Особенность же тоталитарного государства та что контролируя мысль оно не фиксирует её на чём-то одном. Выдвигаются догмы не подлежащие обсуждению однако изменяемые изо дня в день. Догмы нужны для абсолютного повиновения подданных однако невозможно обойтись без корректив диктуемых потребностями политики власть предержащих.

Дж. Оруэлл в 1941 году в своей статье "Литература и тоталитаризм" приводит такой пример: "... до сентября 1939 года каждому немцу вменялось в обязанность испытывать к русскому большевизму отвращение и ужас после сентября 1939 года - восторг и страстное сочувствие. Если между Россией и Германией начнётся война а это весьма вероятно в ближайшие несколько лет с неизбежностью вновь произойдёт крутая перемена."

Сам термин проис ходит от позднелатинских с лов " totalitas " - полнота цель­ность и " totalis " - полный целый вс еобщий. Впервые употребил его в 1925 году один из "отцов" фашизма Б.Муссолини на одном из с обраний обозначив его как идеал для с воей модели; в научный оборот с лово было введено западными политологами в 30-40-х годах. Они использовал его для обобщающей характеристики любого недемократичес кого типа ус тройства: от национал-с оциализма до коммунизма.

На симпозиуме организованном Американским философским обществом в 1939 году впервые была сделана попытка дать научную трактовку тоталитаризму. В одном из докладов он был определен как "восстание против всей исторической цивилизации Запада."

Вторая мировая война а затем разгром фашистских режимов и начало "холодной войны" дали новый импульс теоретическому осмыслению тоталитаризма.

В 1952 году в США была проведена конференция посвященная этому социальному феномену где был сделан вывод что тоталитаризм - это"закрытая и неподвижная социокультурная и политическая структура в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и рспределения товаров - направляется и контролируется из единого центра. ".

Теория тоталитаризма предс тавлена такими фундаментальными трудами как работы Ф.А.Хайека "Дорога к рабству" /1944 г./ Х.Арендта "Ис токи тоталитаризма" /1951 г/ К.Фридриха и З.Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" /1956 г./ и другими.

Правильнее расс матривать тоталитаризм как с воеобразный с пос об производства и организации всей общественной жизни для которого характерны вс еобъемлющий контроль со стороны власти над общес твом и личностью подчинение всей общес твенной с ис темы коллективным целям и официальной идеологии.

Как система целостных взглядов и главное практика общественной жизни тоталитаризм сложился в XX веке на стадии наивысшего развития индустриального общества и государственно-монополистического капитализма перед переходом его в постиндустриальную фазу.

Тоталитаризм возникает вначале как евразийское (СССР) потом как европейское (Германия Италия частично Испания) наконец азиатское явление (Китай Северная Корея Вьетнам Кампучия). В Южной Америке и Африке наблюдались отдельные признаки тоталитаризма особенно в Бразилии в годы правления военной хунты в 60-70-е годы в Эфиопии в 70-80-е годы В Заире в 60-80-е годы. В стертой форме черты тоталитаризма проявились в странах Восточной Европы в 50-е годы в силу зависимости от СССР насаждения в них коммунистических режимов. Все типы тоталитаризма существенно различаются между собой но имеют и немало общего. Последнее дает повод считать что кроме национальных есть и общие причины его бурного развития в первой половине ХХ в.

Предпосылки возникновения тоталитаризма

Большинство исследователей сейчас рассматривает тоталитаризм как особый социально-экономический строй своего рода формацию при тоталитарном политическом режиме. В возникновении этого строя большую роль играют идеологические схемы и постулаты экономический базис не предшествует надстройке а целенаправленно создается по чертежам политического руководства. Какие из многочисленных концепций могли способствовать формированию тоталитарных режимов.

Одни исследователи (Ф.Хайек а за ним К.Ясперс) видели истоки тоталитаризма прежде всего в системе планирования государственного регулирования экономических процессов пришедшей на смену старой свободной конкуренции. Технический прогресс автоматизация процесса управления создание невиданной прежде системы массовых коммуникаций порождали на индустриальной стадии развития иллюзию что все процессы экономики а вслед за ней и общественно-политической жизни можно подчинить единому централизованному руководству одной коллективной цели не оставляя места для индивидуальной свободы и автономии.

Государство мыслилось сторонникам такой точки зрения (политологи назвали её коллективно-механистической) как единый механизм где граждане - всего лишь винтики приводные ремни этой машины. С этим согласуются взгляды самих идеологов и основателей тоталитарных систем. Основатель фашизма Муссолини провозглашал: "Мы первыми заявили что чем сложнее становится цивилизация тем более ограничивается свобода личности ". В.И.Ленин рассматривал будущее социалистическое государство как "одну контору и одну фабрику " "один всенародный государственный синдикат" .

Тоталитаризм не возникает случайно даже будучи своеобразной аномалией он имеет свои социальные предпосылки и причины . К важнейшим из них относятся:

1. Само индустриальное общество усложнение общественных связей и взаимозависимости;

2. Нарастание рационализма и организованности в жизни общества новые возможности для манипулирования общественным сознанием; (радио телевидение средства связи СМИ и т.д.);

3. Появление монополий и их срастания с государством (тоталитаризм - высшая их ступень всеобъемлющая монополия);

4. Этатизация общества усиление в общественном сознании культа Государства (здесь сказалось влияние двух мировых войн когда резко усилилось государственное вмешательство в экономику и общественную жизнь) распространение коллективистских взглядов;

5Массовая эмоциональная уверенность в возможности быстрого улучшения жизни с помощью планирования и рациональных преобразований

6. Массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности при капитализме её незащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения дают иллюзию приобщения к "вечным ценностям": классу нации государству величественной сакральной Власти;

7. Острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализации общества появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев особо восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму;

Основными свойствами люмпена являются: нигилизм по отношению к прошлому и настоящему беспокойство агрессивность честолюбие чувствительность стеснённость эгоцентричность. На всё это делают ставку вожди тоталитарных движений. Следует здесь иметь в виду различие в программных установках между элитой движения и основной массой: у первых - расчётливое рационально-индустриальное видение цели у вторых - стремление слиться с организацией традиционный общинный коллективизм что обуславливает относительную прочность тоталитарных режимов в странах Востока. Адресаты у различных движений слои на которые они упираются тоже отличаются: в России у большевиков это были пролетариат и беднейшее крестьянство у нацистов Германии - служащие и мелкая буржуазия пострадавшие от экономического кризиса. В любом случае интересы и нужды этих слоев очень мало связаны с задачами таких движений и нужны им лишь как предлог для прихода к власти.

К политическим предпосылкам тоталитарных режимов относятся: уже упоминавшаяся этатизация общественного сознания а главное появления массовых предельно идеологизированных партий нового тоталитарного типа с жёсткой полувоенной структурой и полным подчинением рядовых членов партийной идеологии и её выразителям - вождям руководству в целом.

У носителей тоталитарного сознания выделяются следующие отличительные черты: нетерпимость к любому инакомыслию стремление политически или даже физически уничтожить несогласных или их насильственно перевоспитать в духе правильного учения все остальные идеи их плюрализм они рассматривают как заблуждение или сознательную ложь. Им присуще стремление к "математически безошибочному всеобщему счастью" В этом проявился их разрыв с рационализмом и переход на догматические позиции часто сами вожди становятся заложниками собственных догм.

Пять признаков тоталитаризма

К. Фридрих и З. Бжезинский в своей работе "Тоталитарная диктатура и автократия" предлагают для определения "общей модели" тоталитаризма пять признаков :

· единая массовая партия возглавляемая харизматическим лидером;

· официальная идеология признаваемая всеми;

· монополия власти на СМИ (средства массовой информации);

· монополия на все средства вооруженной борьбы;

· система террористического полицейского контроля и управления экономикой.

Концепция Фридриха и Бжезинского получившая в историографии название "тоталитарный синдром " оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы что впрочем признавали и сами авторы.

Недостаток признаков предложенных З. Бжезинским и К. Фридрихом заключается в том что в них нет системности а главное - не выделен общий интегрирующий признак нет общей связующей нити. Список черт тоталитаризма можно было бы продолжить. Так при тоталитаризме утверждается монополия на массовую культуру централизовано управление художественным и научным творчеством. Все признаки сами по себе верны но неясно что же является наиболее существенным определяющим исходным а что характерным но все же производным. Единая массовая партия общая для всех официальная идеология типичны для тоталитарный режимов но обусловлены они более общими свойствами тоталитаризма емко выражающими его сущность.

Американский политолог Дж. Линц в 70-е годы выделяет такие признаки:

1. сильно централизованная монистическая структура власти в которой правящая группа не несет ответственности перед выборным органом и не может быть лишена власти институциональными средствами;

2. монопольная детализированная идеология легитимирующая режим и пронизывающая его неким величием исторической миссии;

3. активная мобилизация населения на выполнение политических и социальных задач с помощью всех институтов.

Такое описание тоталитаризма более фундаментально. Оно ориентировано на описание не всех а наиболее характерных признаков и приближает к пониманию его сущности. И тем не менее оно тоже уязвимо так как автор не разделяет двух политических вопросов - каковы отношения власти и как организована власть. Тоталитаризм - понятие призванное прежде всего выразить отношения власти и общества. Поэтому описание механизма власти (сильная централизация способы легитимации) - это вторичные производные признаки тоталитаризма.

Отталкиваясь от результатов анализа прежде всего тоталитарных структур гитлеровской Германии и сталинского СССР которые можно назвать "тоталитарным максимумом" выделим пять основных признаков тоталитаризма . Все эти признаки являются в определенной степени идеальными и проявляются в различных тоталитарных режимах в неодинаковой степени вплоть до тенденций.

Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей

в тоталитарном государстве

Наиболее агрегированными признаками тоталитаризма являются абсолютность агрессивность мобилизационность власти.

Абсолютная концентрация власти реализуется через механизмы государства и представляет собой этатизм то есть вмешательство государства в экономическую и политическую жизнь страны возведенное в высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию для которой характерны:

а) Соединение исполнительной и законодательной власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти.

б) Принцип "вождизма" причем вождь харизматического мистического типа.

Абсолютность власти означает что власть - исходное начало всех инициатив движений изменений. Гражданского общества нет или сфера его жизни крайне сужена. Признавая формально гражданские свободы тоталитарные режимы ставили одно но решающее условие: пользоваться ими можно было исключительно в интересах той системы которую проповедовали вожди что означало бы поддержку их владычества. Экономические духовные интересы существуют такими какими им разрешено быть властью. Как выразился однажды У. Черчилль о советском порядке: «У вас все запрещено а что разрешено то приказано». Этот признак приближает к пониманию тоталитаризма указывает на его родство с восточными деспотиями азиатским способом производства или протестарной формацией. Особенность последней в том что исходное начало заключено не в экономическом интересе человека а в интересе власти которая не может полностью игнорировать интересы людей но в состоянии подчинить их себе может ими пренебрегать деформируя их. При тоталитарной системе человек только песчинка в общем потоке. Его положение основывается не на самоопределении а на послушании.

Кроме внешнеполитических и пропагандистских резонов немаловажно и то что тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем на кого он опирался то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан но в действительности только тех кто не попал в разряд "врагов народа" или "врагов рейха".

В силу вышеизложенного политические судебные процессы - инсценировки где доминировал политический тезис; от суда требовалось уложить в рамки права заготовленный политический вывод о враждебных происках обвиняемого. При таком способе судить важнейшую роль играло признание обвиняемого. Если он сам называл себя врагом тогда тезис подтверждался. "Московские процессы" - это наиболее гротескный и кровавый пример судебно-юридического фарса в коммунизме.

Страницы: 1 2 3