Мусульманское искусство татар Среднего Поволжья: истоки и развитие

Рефераты по культуре и искусству » Мусульманское искусство татар Среднего Поволжья: истоки и развитие Скачать

Гузель Валеева-Сулейманова

Принятие ислама предками татар – волжскими булгарами включило татарскую культуру в обширный мир мусульманской цивилизации под влиянием которой происходило формирование и развитие ее духовно-эстетических ценностей. В национальном искусстве наряду с этническими традициями получили развитие традиции мусульманского искусства оказавшего влияние на художественно-идейное содержание и стилевую направленность произведений.

В годы советского тоталитарного режима понятие мусульманского искусства как вносящего религиозную окраску и якобы нивелирующего этнические традиции в национальной культуре было запретным. Лишь в короткий период 1920-х гг. термин "исламское" или "мусульманское" искусство применялся по отношению к культуре мусульманских главным образом тюркоязычных народов СССР. С конца 1980-х гг. он был реабилитирован и активно используется в исследованиях по искусству и культуре мусульманских народов России и других регионов бывшего СССР. При этом понятие мусульманского искусства приобрело цивилизационное значение (1).

Содержание термина "мусульманского искусства" раскрывает универсальные стилеобразующие черты присущие художественной культуре в том числе и искусству мусульманских народов. В западной историографии под термином "исламское искусство" подразумевается художественная культура в основном мусульманского средневековья на огромном пространстве от Индии до Испании. Общность искусства мусульманского мира раскрывается как в пространстве так и во времени что обусловлено религиозно-философским мировоззрением приверженностью эстетическому канону и идеалам прекрасного. Наделенное определенными унифицированными чертами мусульманское искусство включает в себя своеобразие исторически сложившихся географических провинций и национальных художественных школ оно развивается в рамках региональных и локальных культур.

Своеобразной географической провинцией в мусульманском мире является территория Среднего Поволжья где сформировалась национальная культура татар. Применительно к данному региону где Ислам был официально принят в 922 г. термин "мусульманское искусство" скорее относится к городской профессиональной художественно-ремесленной культуре отражавшей вкусы и духовные потребности господствующих социальных слоев общества нежели к фольклорной этнической традиции. Однако влияние мусульманской культуры проявилось также в народном искусстве художественных ремеслах получивших развитие в татарских аулах особенно после завоевания края Россией и испытавших сильное влияние средневековых традиций.

Многовековая история развития татарского искусства отразила процессы взаимодействия с культурой народов арабо- ирано- и тюрко-мусульманского мира. Взаимодействие этнических традиций региональных и локальных групп татар способствовало становлению общенационального стиля в искусстве в котором ярко проявилась "мусульманская" составляющая. На разных этапах своей эволюции самобытное национальное искусство татар отразило общие закономерности в развитии мусульманской культуры.

Традиции мусульманского искусства в Среднем Поволжье и Приуралье последовательно выявляются в периоды существования таких государств как Волжская Булгария (10-13 вв.) Золотая Орда (13-14 вв.) Казанское ханство (15-сер.16 вв ) в колониальный период в границах Российской империи (с сер.1б до нач.20 вв.). Разрушительным для мусульманской культуры был период с 1920-х гг. когда была образована Татарская автономная республика в рамках бывшего СССР. Тенденции к ее возрождению наметились в Российской Федерации и Республике Татарстан с начала 1990-х гг.

Материальная и духовная культура татар Поволжья и Приуралья восходит в своем генезисе к древнетюркской цивилизации является своеобразным синтезом древних кочевых традиций "степной" культуры с культурой оседло-земледельческой. С принятием Ислама развитие булгаро-татарской культуры входит в сферу господствовавших на мусульманском Востоке философско-эстетических воззрений отражает влияние художественно совершенного стиля воплощенного в мусульманском искусстве.

Ислам выдвигал идейно-эстетические задачи связанные со становлением и развитием культуры феодализма укрепляя ее систему идеологию приобщая народы к ирано-арабской культуре являвшейся в эпоху формирования средневекового общества наиболее передовой. На мусульманский Восток были устремлены идеалы булгарского и позднее татарского общества. Такая духовная ориентация обусловленная широкими политическими торговыми и иными связями способствовала развитию булгарского и татарского искусства в русле универсальной мусульманской культуры. Это проявилось в общности этапов эволюции художественных идей эстетических критериев искусства и в сложившихся универсальных канонах творчества принципах изобразительности.

Значительную роль в становлении стилевой общности мусульманского искусства сыграло распространение арабской письменной графики со всей совокупностью художественных почерков. На ее основе высокого развития достигла каллиграфия - искусство утонченного письма в рукописной книге татарских шамаилях намогильниках - каберташах и эпиграфический орнамент в убранстве монументальной архитектуры произведениях декоративно-прикладного искуссства.

Арабские надписи явились первым свидетельством мусульманского влияния в регионе Поволжья. Они были нанесены на предметы прикладного искусства и появились одновременно с распространением Ислама среди языческих булгарских племен. На ранних стадиях исламизации арабские надписи встречались синхронно с тюркской руникой. Наиболее ранние изделия датируются серединой 8 в.(2). В могильниках раннебулгарских городищ 8-10 вв. таких как Большетарханское Танкеевское 1 Измерское были найдены предметы изготовленные булгарскими мастерами которые украшены как арабскими надписями так и буквенного характера тамгами сходными с руническими письменами. Это свидетельствует о появлении арабской письменности у булгар еще до официального принятия ими Ислама (3).

По письменным источникам известно что мусульманами были пришедшие с Северного Кавказа племенные группы волжских булгар - савиры (сувары) и беренджеры (берсула) которые приняли Ислам в 8 в. в результате военных походов арабов (4). О распространении Ислама среди волжсих булгар до его официального принятия сообщает арабский автор 10 в. Ахмед Ибн Фадлан (5).

Река Волга (Итиль) была одним из магистральных путей соединявших Волжскую Булгарию с народами жившими к югу от Каспийского моря. Великая река и караванные пути в течение многих столетий обеспечивали активные взаимоотношения булгар и мусульман - арабов иранцев и других народов Ближнего и Среднего Востока. Тесные связи в регионе Поволжья сложились между Булгарским и Хазарским государствами особенно в период распространения Ислама (8-10 вв.). Как свидетельствуют письменные источники столица Хазарского каганата - Итиль с ее тридцатью мечетями была населена мусульманами - купцами ремесленниками и наемными солдатами (6). В 10 столетии когда Хазарское государство находилось в сфере влияния интересов Хорезма ислам был принят здесь и его правителями.

Волжская Булгария тоже находилась под влиянием Хорезма и принятой там формы мусульманского обряда. Арабское посольство в составе которого был Ахмед Ибн Фадлан направленное багдадским халифом в Волжскую Булгарию имело своей целью включение ее как и Хазарии в сферу интересов Халифата и принятой там формы мусульманской обрядности (7).

Принятие Ислама связанное со становлением одного из первых в Восточной Европе средневековых государств - Волжской Булгарии ознаменовалось высоким расцветом его культуры. "Болгары соседи наши... суть вельми богаты и сильны" писал в 10 в. владимирский князь Всеволод киевскому князю Святославу. Во многих аспектах культурного развития в 10-12 вв. Волжская Булгария была на самых передовых позициях среди стран Восточной Европы достигла больших успехов в развитии художественных ремесел в строительстве городов замков мечетей. Один из столичных городов - Великий Биляр занимавший территорию около тысячи гектар был крупнейшим городом не только Восточной но и Западной Европы. Первые мечети булгар построенные в Биляре были деревянными позднее их возводили из белого камня и булгары были известны как опытные мастера по возведению белокаменных сооружений культового и оборонного назначения.

В отношении развития своей архитектуры и искусства Волжская Булгария была близка к мусульманским странам Ближнего Востока тяготела к Средней Азии с которой у нее были налажены тесные культурно-экономические связи. Об этом свидетельствуют в частности градостроительные принципы застройки некоторых булгарских городов. Они были окружены концентрически отходящими земляными валами имевшими трехчастное деление на внешний внутренний город и цитадель. Вокруг внешнего города располагался посад и вся планировка как и средневековых городов Среднего и Ближнего Востока была близка к радиально-центрической. Планировка города Биляра во многом напоминает застройку Багдада построенного в 8 в. и имевшего в плане круг с двойным кольцом укреплений и обширной площадью.

Архитектурно-строительная школа волжских булгар представлена археологическими остатками комплекса сооружений из камня кирпича и дерева. Ближневосточные и закавказские традиции в мусульманской архитектуре были подчинены системе булгарской школы зодчества местным климатическим и природным условиям. Об этом свидетельствуют остатки Джами мечети в г. Биляре 10 в. которая размещалась внутри цитадели на обширной городской площади. Это был местный вариант классического типа многоколонной арабской мечети первоначально построенной из сосновых бревен с прямоугольной залой уникального для архитектуры из дерева размера: 84 на 32 метра. Затем к ней был пристроен каменный зал размером 41 на 26 метров с системой кладки характерной для эллино-византийских построек приазово-причерноморских городов и Закавказья. Система опорных колонн и расположение их рядами не продольных а поперечных нефов перекрытых арками свидетельствует о влиянии архитектуры Южной Сирии и Месопотамии.

В изобразительном искусстве домонгольского периода влияние исламского мировоззрения на народные представления и мифологическую систему образного мышления не имело доминирующего характера. Однако образы доисламской мифологии в булгарском прикладном искусстве - изображения животных птиц фантастических существ очень редко человека были представлены в условно-декоративном выражении характерном для изобразительной трактовки мусульманского искусства. Для того чтобы выявить насколько художественный язык булгар и позднее татар вписывался в рамки канонов изобразительности присущих мусульманскому искусству необходимо раскрыть отношении Ислама к изображению человека и живых существ его исторические корни.

Избражение человека считалось греховным в Исламе с начала 9 в. хотя первое упоминание о неприязненном отношении мусульман к изображению живых существ восходит к 770 годам (8). Однако нет ничего указывающего на запрет изображать живые существа в Коране. Обычно для его обоснования ссылаются на Хадисы. Например в сборнике ал-Бухари предупреждается что художников рисующих одухотворенные предметы в день Страшного суда заставят вдохнуть жизнь в их творения (9). В Хадисах предписывалось изображать природу ландшафты но не изображать человека не изображать бога ибо он мыслился как чистая духовность очищенная от всего человеческого и случайного.

Этот взгляд утвердился и в официальном религиозном сознании но как борьба против идолопоклонства и язычества. В эстетическом сознании изображение всего живого рассматривалось как подражание Аллаху повторить творения которого представлялось невозможным. Вероятно поэтому в творчестве мусульманского художника нет реалистического изображения мир познается им условно и реальность переосмысливается в субъективном миропонимании - в отвлеченных и абстрактных формах. Изображение или отражение реальности происходило в рамках средневекового сознания отличительной особенностью которого являлась каноничность. Ярким выражением ее в искусстве является орнаментальность и условная декоративность - основные художественные принципы мусульманского искусства.

Традиция сдержанного отношения к изображению человека была характерной для культуры некоторых народов еще в доисламский период. Например в древнеарабских и иудейских традициях есть элементы отрицательного отношения к искусству воспроизводящему изображающему реальный мир. В этом негативном отношении имевшем мировоззренческое значение и сформулированном в древнеиудейском мистицизме в свою очередь опиравшемся на древнеарабские кочевые религиозные и племенные традиции следует искать истоки арабо-мусульманского художественного мышления (10). Поэтому проблему по-видимому не стоит упрощать сводя ее лишь к борьбе с идолопоклонством но видеть ее в сложившейся мусульманской концепции восприятия мира. Согласно этой концепции мусульманин не должен был воспроизводить внешний мир созданный богом поскольку копия этого мира не может сравниться с божественным оригиналом а должен стремиться понимать бога. "Мусульманин не хочет быть одураченный искусством так как для него и сам мир неизмеримо более прекрасный чем все произведения искусства не более чем механизм который бог приводит в движение..." (11).

Концепцию неизобразимости бога и всего сущего в чувственных образах выразил в знаменитой "Книге спасения" Ибн-Сина который писал что "умозрительная сила - есть высшая способность человеческого познания бога и мира и поэтому абстракции лишенные материальной чувственной оболочки суть высшая форма знания вследствие этого духовный взор человека должен быть отвращен от грубой материальной действительности от конкретных предметов и явлений" (12).

Что касается искусства татарского народа и его доисламских традиций то в нем также как и в арабской культуре прослеживается влияние кочевого мировоззрения. Почти полное отсутствие изображений человека за редкими исключениями (несколько предметов со схематическими изображениями имевшими символическое значение) в искусстве предков татар - булгар кипчаков и других племен вошедших в их этнос было связано с особенностями древнетюрских языческих воззрений. Так например изображение человека без "освящения" его жрецами шаманами считалось делом опасным вредным могущим вызвать гнев злых духов демонов и принести несчастья (13).

Единичные изображения на отдельных археологических находках например седоков на "белых" конях в украшении раннебулгарского кресала скорее всего связывалось с богами Тенгри (владыка неба) и Куар (бог-громовик). Религиозное значение имели и раннебулгарская фигурка из бронзы в виде четырехликой головы с рельефно выступающими лицами наделенными мужскими чертами и каменные скульптуры над могилами половецких вождей (10-12 вв.) и некоторые другие изображения.

Примечательно также что изобразительная трактовка зооморфных образов и "звериный стиль" получившие распространение в искусстве булгар домонгольского периода не были реалистическими отличались условностью и определенным схематизмом декоративной стилизацией формы. Данные изобразительные принципы в передаче живых существ сложившиеся еще в эпоху булгарской языческой культуры нашли дальнейшее развитие в период расцвета мусульманского искусства когда был осуществлен постепенный переход в его сюжетах от мифологической образности к символической условно-декоративной. Таким образом развитие принципов отображения природного мира в булгарском искусстве характеризовалось переходом от изобразительности свойственной доисламскому мировосприятию к орнаментальности мусульманского искусства. Истоки условно-стилизованной трактовки образов восходят к традициям древнетюркской кочевой и полукочевой культуры.

Под влиянием мусульманских воззрений зооморфные мотивы и сюжеты присущие языческому искусству к концу домонгольского периода (10-начало 13 вв.) постепенно заменяются цветочно-растительными и геометрическими узорами. "Цветочный стиль" с его живописной системой орнаментальной композиции определяет образный строй художественного языка булгарских позднее татарских мастеров выражает метод поэтического видения мира и его изображения не в реальном содержании а в условном обозначении - формах растительной орнаментики.

Расцвет мусульманской культуры в Поволжье приходится на 13-15 вв. когда происходит становление татарской этнической общности в рамках империи Джучи получившей в русских источниках название Золотой Орды. В состав этого государства вошли мусульманские народы и территории распространения Ислама - Хорезм Волжская Булгария Северный Кавказ а также тюркские кочевые племена в основном Кипчакской степи принявшие Ислам при золотоордынском хане Берке (1258-1266). Ислам усилился в правлении хана Узбека (1312-1342) и распространился до самых западных пределов империи. Культура Золотой Орды имела ряд отличительных особенностей. Во-первых она была многокомпонентной: тюркский монгольский среднеазиатский и кавказский компоненты образовали в ней своеобразный синтез. Во-вторых в рамках единой имперской культуры самостоятельно развивалась культура господствующей верхушки общества (кочевая татарская аристократия) и культура народов и племен с домонгольскими этническими традициями. На территории Среднего Поволжья в Волжской Булгарии это было искусство булгарской народности. В-третьих эта культура приобрела яркий надэтнический облик войдя в ареал мусульманских культур Востока. Ислам и мусульманская культура стали идеологической и духовной основой объединяющей этнокультурные традиции разноплемнного тюркского населения государства.

Булгарские мастера сыграли значительную роль в становлении золотоордынского искусства архитектуры художественных ремесел. В то же время булгарская культура была включена в новую систему эстетических ценностей. Это была новая ступень развития которая сформировала стилевое направление нашедшее проявление как в художественном языке так и в образной системе золотоордынского искусства. Памятники архитектуры и искусства Золотой Орды свидетельствуют о развитии художественно-эстетической системы мусульманской культуры и в то же время о собственных творческих достижениях.

В создании мусульманской культуры основными считаются три компонента: арабский персидский и тюркский. Наиболее значительный вклад тюркского компонента в художественную культуру Ислама был внесен несомненно в эпоху Золотой Орды. Он ярко проявился в архитектуре каменных сооружений и в монументально-декоративных видах искусства таких как мозаичные и майоликовые облицовки орнаментальная резьба по камню гипсу (алебастр) гипсовое литье в изделиях декоративно-прикладного искусства (торевтика ювелирное искусство керамика резьба по кости).

Поволжские города Золотой Орды выделялись большим количеством монументальных построек отличавшихся разнообразием строительных материалов архитектурных форм и декора. Характерные особенности золотоордынского мусульманского искусства раскрываются в булгаро-татарской архитектуре о которой можно судить по сохранившимся каменным сооружениям г.Болгара - столицы Волжской Булгарии и первой столицы Золотой Орды получившей название "золотого трона ханов Джучи"(14). Еще в 1722 г. во время осмотра руин этого города Петром I здесь сохранялось около семидесяти каменных сооружений (15). До нас дошли лишь пять более или менее сохранившихся белокаменных зданий среди которых руины Соборной - Джами-мечети ханака «Черная палата» Малый минарет мавзолеи Ханская усыпальница Большое и Малое дюрбе. Все они использовались для нужд русского православного монастыря основанного на территории древнего города в 18 столетии. В данное время на территории г. Болгара создан архитектурно-художественный заповедник осуществляются мероприятия по реставрации и консервации памятников каменного зодчества.

Согласно письменным источникам - ал-Балхи Ибн Русте Ибн Хаукаль и других очевидцев золотоордынский Болгар был грандиозным по своим масштабам для того времени городом с ханским дворцом мечетями медресе караван-сараями банями и многими другими сооружениями характерными для мусульманских городов средневековья.

Страницы: 1 2 3