Мультикультурализм и культурный диалог в полиэтничном пространстве (социально-философские аспекты)

Рефераты по культуре и искусству » Мультикультурализм и культурный диалог в полиэтничном пространстве (социально-философские аспекты)

Гожев К.М.

Проблемы мультикультурального существования и культурного диалога являются чрезвычайно актуальными для современной философии общества. Активно обсуждаемая тема "свое" и "чужое" в соотнесенности с темой культурного диалога приобретает в начале ХХI столетия особую социально-культурную и экзистенциальную значимость. Мультикультурализм как феномен (пост)современности выходит за пределы социальной коммуникации и становится пространством формирования культурного поведения причем оно оказывается значимо также и для стратегий идентификации. "Термин "мультикультурализм" появившийся в конце 80-х годов поначалу означал нечто вполне безобидное: уважение большинства к меньшинствам равный статус различных культурных традиций право индивидов на выбор собственной идентичности..." [Малахов В. Ностальгия по идентичности // Логос. 1999. ? 3. М. 1999. С. 9]. Проблемы и возможности понимания оказываются непосредственно соотнесены с темой межкультурного взаимодействия и мультикультурализма.

Немаловажным следует считать и то обстоятельство что проблемы мультикультурализма оказались весьма широко представлены как в социально-философском социологическом и политологическом категориальном "словарях" так и в реальной социальной практике. Носителем индивидуального сознания является каждая личность но в каждом обществе и на каждой стадии развития существуют конкретные и специфические условия для образования и действия индивидуального сознания: культура традиция особое качество жизни религия что образует особого рода матрицу в пределах которой формируется ментальность [Жидков В. Культурная политика и формирование картины мира // Символы образы стереотипы. Исторический и экзистенциальный опыт. СПб. 2000. С. 41]. Таким образом их понимание представляет возможность объективного представления общих и особенных процессов в современном полиэтничном социуме. В этом случае опыт России оказывается диалогически связан с опытом интеркультуральных стратегий понимания в Восточной Европе.

В центре внимания исследований мультикультурализма прежде всего должно оказаться рассмотрение философской и идеологической ситуации в конце ХХ - начале ХХI века где ситуация анализируется прежде всего на материале основных социально-философских позиций и жизненно-мировых практик поведения. Соответственно философия в данном контексте понимается как критическое понимание современности определяющее общее состояние сознания в отношении к проблеме стабильности и смены общественных систем. Философ в данной ситуации становится "переводчиком" одних дискурсов претендующих на доминантные позиции внутри социального тела - в другие. От философии "остается форма интерпретации. Философия становится интерпретативной посредницей между различными областями культуры пытаясь предотвратить трения между учеными священниками и политиками. Не следует... ожидать от философа что он предложит некий готовый продукт. Философы занимаются тем что производят поверхности смазывают если можно так выразиться колеса". ["Философия без оснований". Беседа М. Рыклина с Р. Рорти // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. М. 1997. С. 126]. Философии свойственно более выраженное стремление к созданию общего поля понимания.

Философский дискурс оказывается более толерантным в своих позициях чем дискурс идеологии и политики а также более стабилен и устойчив в представлении собственных образов чем политическая власть. [Зуева Т.М. Образы политической власти в массовом сознании россиян. Автореф. дисс.докт филос. наук. Ростов-на-Дону. 2002. С. 4-5]. В то же время философское мышление в ситуации мультикультурализма стремится предстать как экзистирующее мышление: философия характеризуется гораздо большей предрасположенностью к нравственной и этической проблематике. Можно сказать что философия стремится выступить в качестве координатора процессов взаимодействия чужого и собственного - реализации субъектами своего практического ценностного нормативного и когнитивного поведения в общем культурном пространстве. Философское мышление сближается с теорией интеракционистского действия цель которого состоит в создании продуктивного обмена значениями ценностями и смыслами между субъектами [Апель К-О. Трансформации философии. М. 2001].

В сфере идеологии и непосредственных жизненных ориентаций усилились тенденции этноцентризма. Так национально-этническая религиозная социальная пестрота и многоукладность сложность военно-политической обстановки с особой актуальностью ставят проблему поиска эффективных средств достижения стабильности на Северном Кавказе. При этом предельно разрастается неконтролируемая миграция потоки которой вносят дополнительную напряженность в социальную сферу региона и всей страны [Асеев Ю.И. Гожев К.М. Современные миграции на Северном Кавказе: социологический анализ. Ставрополь 2000]. Пропагандируемые стратегии поведения оказываются глубинно связаны с интересами бюрократии и элиты. [Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М. 1997. С. 514; Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М. 1997]. Анализ языков политики и политической философии а также художественного и массового сознания говорит о том что общественное сознание эпохи приобретает черты равнодушия индифферентности или неприятия между отдельными позициями а в ряде случаев тяготеет к терроризму.

Философский анализ понимания чужого и собственного может дать возможность построить единое поле понимания разных образов мира общим для которых будет переход идеи чужого в идею другого. В качестве определяющих могут выступать следующие позиции: философия разрабатывает общее поле понимания жизнестроения в котором проблематика чужого сменяется проблематикой другого; социально-реформаторские действия могут быть успешными лишь в случае когда они совершаются в постоянной соотнесенности с традиционным укладом жизни и поведения; поиск национальной идентичности не сопровождается пропагандой действий связанных с экстремизмом и социальной нетерпимостью (классовые враги враги-соседи непримиримые чужие и т.п.); философствование с необходимостью включает в себя постоянную отсылку к социальной практике то есть ориентировано прагматически; гипертрофия идеи своего (собственного) провоцирует этноцентризм и нетерпимость для преодоления чего необходимо создание философии единого социального пространства и экзистенциального времени мира в котором представлены разнообразные позиции; внимание к философским образам мира предполагает обращение к неповторимому опыту традиционной жизни каждого сообщества; философский анализ соотношения чужого и собственного с необходимостью дополняется социологическими идеографическими лингвистическими и социально-психологическими исследованиями для определения реальных социально-культурных структур и образований поведения.

Интенция социальной философии в данной ситуации совпадает с усилиями других гуманитарных наук понять "дух времени" в его отношении к проблеме стабильности и смены общественных систем в ситуации мультикультурализма. Собственного и чужое должны анализируются на фоне современных этнокультурных конфликтов и социальных проектов что придает исследованию социально-проективный характер.

Современность начала ХХI века отличается значительным стремлением к обособлению позиций причем пафос мирного сосуществования провозглашенный мультикультурализмом сохраняя теоретически и идеологически свою актуальность оказывается серьезно потесненным в сфере реальной социальной практики. Анализируя военную акцию НАТО в Югославии - в связи с общим культурно-политическим и социальным контекстом последних лет А. Секацкий замечает что уместно обратить внимание на оружие применение которого оказалось наиболее эффективным в последней балканской войне. "Была сконструирована и взорвана "бомба времени" способная производить направленный демографический взрыв. Скорость распространения взрывной волны - 50 лет - в масштабе всемирной истории это как раз мгновение. И можно сказать что все авиабомбы падали уже в воронку образовавшуюся от демографического взрыва предопределившего тем самым исход войны. Боевые испытания сверхсовременного оружия прошли успешно и нет сомнений что в войнах ХХI века новое оружие прямого геополитического действия найдет самое широкое применение". [Секацкий А. Тишина на Балканах // Запад или человечество. Историософия балканского конфликта. СПб. 2000. С. 35. См. также дискуссию посвященную югославским событиям: Логос ? 5 1999. С. 4-46]. Сегодняшнее европейское мировоззрение оказалось спроецированным на множество этноцентрических позиций связанной с гуманистической тематизацией "права на отличие" которые реально фрагментируют и разделяют ткань социального организма как в идеологическом "Чернокожие перестают интересоваться гражданским равноправием - то есть правом быть такими же как белые. Они ставят вопрос о праве не быть такими же как белые. О своем культурном отличии". [Малахов В. Ук.. соч. С. 9.] так и в геополитическом смысле. "Например албанцы давно и компактно заселяющие швейцарский кантон Ури начинают требовать от международной общественности защиты своих прав. Они спросят: почему мы на нашей исторической родине вынуждены слушать лекции в университетах на чужом языке? А вывески на наших улицах - почему на чужом языке? И вообще по какому это праву швейцарцы нами распоряжаются? (Именно такие вопросы задавались международной общественности два года назад в Косово)". [Секацкий А. Цит. соч. С. 37].

Проблемы этнической идентичности сблизились с поведением политических элит и стали формулироваться на языке политической риторики. Пропагандируемые стратегии поведения глубинно связаны с интересами бюрократии и этнических или партийных группировок что можно наблюдать на примере ситуации имевшей место в Чечне где единое политическое тело было фрагментировано множеством конкурирующих элит - этнических религиозных криминальных и т. д. При этом ценности мультикультурального либерализма опасно сблизились с релятивизмом что становится предметом критики со стороны консервативного и традиционного мышления.

В ряде случаев можно говорить о том что в ситуации мультикультурализма имеет место скрытое или даже явное усиление фундаментализма принимающего однако вид фундаментализма фрактального частичного выписанного поверх "воли к власти" малых групп манифестирующих эту волю в социальное тело через стратегии террористические и демагогические соотносимые прежде всего с (этно)региональными действиями. [Смирнов: "Обмен и террор" // Художественный Журнал 1998 ? 19/20] И в силу того что социальная реальность пронизана противоречивыми и даже антагонистическими интересами различных социальных групп на уровне массового сознания укрепляется идея необходимости прихода героя с образом жизни и действиями которого отождествляются надежды на усиление собственного образа мира и существования. Поскольку же героика исторического действия переживается именно бессознательно то действия этноса или нации могут приобретать исключительную самодостаточность. В этой ситуации философия призвана осуществлять критику этнокультурной исключительности.

Национальные и этнические характеристики оказываются в конечном счете связаны с жестко поляризованными идеологическими определениями. Идея этноцентризма соединяется с идеей исключительности в области экономики культурной традиции или интеллектуального богатства. В этой ситуации социальная философия оказывается связующим полем понимания для этноцентрических представлений. Философский анализ выявляет присутствие языков господства и подчинения. И одновременно же антропологически ориентированна философия может соединять различные философско-антропологические и культурно-этнические образы мира.

Критическое рассмотрение современной духовной ситуации через призму отношений своего и чужого должно стать введением в релевантное современности прагматическое философствование. В предметный интерес философии входит исследование образа мира и традиции в их соотнесенности с судьбой человечества. Содержательный интерес социальной философии в ситуации мультикультурализма должен с необходимостью обратиться к вопросам качества жизни и образования этики повседневности культурологии традиции экологической этики. Но при этом должна быть также актуально осмыслена философская проблематики родовой истины представленной в философии разных стран. Иными словами в ситуации мультикультурализма необходим анализ не только конструктивных но и деструктивных процессов современности что представлено прежде всего поведением антидемократических и экстремистских социальных групп партикулярных "технологий террора".

Обобщающие диалогические положения связаны с пониманием современного философствования в плане соединения усилий - создание диалогического поля понимания. Смысл философствования состоит в том чтобы не впадая в иллюзии дать возможность человеку проживать жизнь как свободный выбор быть среди других.

Диалогические исследования в полиэтничном мире во многом созвучны с тенденцией анализа интеркультуральности с той только разницей что диалог в большей степени ориентирован на выявление инвариантных констант существования бытие которых выходит за пределы идеологии или политики и связано с бытийно-целесообразными позициями. Речь может идти о том что не поддается деструкции и сохраняет себя как инвариантность человеческого существования.

Философский анализ понимания в его отношении к стратегиям ориентации призван дать возможность соотнести особенности и принципиальные различия философских образов мира с представляемыми другими гуманитарными дисциплинами картинами повседневного существования - с философией обыденности и повседневности где учитывается род занятий политические и религиозные ориентации особенности религиозной жизни прессы системы образования. Поэтому философия рассматривает образы мира не с целью сведения их многообразия к некоему условному единству а с целью обрести основания для создания целостного поля понимания. Возможно проведение идеографических исследований (на материале философских текстов педагогической и политической литературы прессы и др.) понятийных универсалий (своего/чужого/другого/иного) в результате которых может быть представлена динамика смысла понятий в различных социальных ситуациях.

Современное состояние мира - это состояние открытых возможностей. Трудно предположить какой из процессов будет преобладать в недалеком будущем. Если говорить об путях ориентации самой философии то таковыми могут представить следующие ее позиции.

1 Учет национальных традиций и образов мира.

2. Стратегии диалога культур учитывают качество и степень традиционализма и роль соответствующих ценностей при построении поведения.

3. Понимание национальной идентичности не сопровождается пропагандой действий связанные с экстремизмом и социальной нетерпимостью.

4. Социально-реформаторские действия только там могут быть успешными где они совершаются в постоянной соотнесенности с традиционным укладом жизни и поведения.

Соответственно усилия по созданию творческой ориентации воспитания и образования во многом совпадают с тенденцией социально-философского анализа полиэтничной культуры. Современность нуждается в обобщающей герменевтике и диалоге.