Музей-заповедник А.С.Пушкина: Болдино

Рефераты по культуре и искусству » Музей-заповедник А.С.Пушкина: Болдино

Л.М.Задоркина

В последнее утро августа 1830 года Пушкин покидает Москву. Быстрая езда привычные дорожные картины:

...Кони мчатся

То по горам то вдоль реки

Мелькают версты ямщики

Поют и свищут и бранятся

Пыль вьется...

Путь предстоит неблизкий: 500 верст через Владимир Муром Арзамас в имение отца село Болдино Нижегородской губернии.

Позванивают колокольчики под дугами встречных упряжек позади остаются города почтовые станции деревни господские усадьбы. Через несколько дней должны быть на месте...

Поездка вызвана необходимостью: нужно выполнить формальности по вводу во владение двумястами крепостными душами которые Сергей Львович Пушкин выделил старшему сыну перед женитьбой. Поэт предполагает задержаться в деревне не более месяца.

Стоят ясные но уже по-осеннему прохладные дни. Желтеет и сохнет придорожная трава в зеленых еще кронах деревьев светятся первые золотистые листья. На душе у поэта тревожно: «Осень подходит. Это любимое мое время... — пора моих литературных трудов настает... Еду в деревню бог весть буду ли там иметь время заниматься...» (Из письма П. А. Плетневу 31 августа 1830 г.).

Пушкин не подозревает что Болдино будут связывать с его именем так же как и милое сердцу Михайловское что болдинская осень навсегда останется одним из лучших воспоминаний в его жизни что и во второй и в третий раз приведет его судьба в это затерявшееся среди необозримых пространств село.

3 сентября достигли цели путешествия. В лучах осеннего солнца показалась белокаменная церковь с высокой стройной колокольней. И всюду куда ни глянь тянулась широкая чуть всхолмленная равнина перерезанная широкими лощинами оврагами. Повидимому именно этот пейзаж поэт запечатлел в одном из стихотворений написанных в Болдине:

Одна равнина справа слева.

Ни речки ни холма ни древа.

Кой-где чуть видятся кусты...

Пройдет всего несколько дней и Пушкин будет очарован здешними местами их неброской прелестью столь не похожей на великолепие сумрачных рощ Псковщины и воскликнет в письме П. А. Плетневу:

«Ах мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно пиши дома сколько вздумается никто не помешает».

При въезде в село дорога проходила мимо кладбища; могилы заросли травой деревянные кресты потемнели от непогоды. Не это ли впечатление отразилось потом в наброске Пушкина?

...Обнажено

Святое смерти пепелище

И степью лишь окружено.

И мимо вечного ночлега

Дорога сельская лежит...

Через несколько минут были рядом с церковной площадью. Направо от нее по склону холма вытянулись в порядок убогие крестьянские избы крытые соломой.

Смотри какой здесь вид; избушек ряд убогий

За ними чернозем равнины скат отлогий...

Село казалось почти пустым: крестьяне дотемна работали — кто на току кто на огороде. Кое-где дымились овины: сушили зерно.

На улице можно было увидеть только двух-трех сидящих на завалинках стариков да чумазых ребятишек. При виде кареты старики снимали шапки кланялись.

Миновали маленький пруд с чистой прозрачной водой и остановились перед воротами усадьбы Сергея Львовича расположенной напротив церкви. Пушкин вышел из кареты...

Как встретили его? Об этом можно только догадываться. Дворовые люди не знали в лицо молодого барина: семья Пушкиных в Болдине не жила сам Сергей Львович побывал здесь в последний раз пять лет назад в 1825 году.

Не свой ли приезд вспоминал поэт в «Истории села Горюхина» описывая возвращение помещика Белкина в отцовскую деревню? «Бричка моя остановилась у переднего крыльца. Человек мой пошел было отворить двери но они были заколочены... Баба вышла из людской избы и спросила кого мне надобно. Узнав что барин приехал она снова побежала в избу и вскоре дворня меня окружила... Побежали топить баню. Повар ныне в бездействии отрастивший себе бороду вызвался приготовить мне обед или ужин — ибо уже смеркалось».

Барский дом был открыт печи затоплены. Так началась жизнь Пушкина в Болдине его первая болдинская осень.

Более 150 лет прошло с тех пор. В наши дни в Болдине открыт музей-заповедник А. С. Пушкина ставший местом паломничества для тысяч людей. Он включает в себя усадьбу Пушкиных заповедную рощу Лучинник дом и сад старшего сына поэта в селе Львовке. С недавнего времени к нему относится и здание болдинской церкви построенной в конце XVIII века дедом А. С. Пушкина; ведутся работы по составлению проекта реставрации этого памятника.

История заповедника началась 11 апреля 1918 года когда крестьянский сход в селе Болдине приговорил: «И на месте сим желательно увековечить память великого поэта... А. С. Пушкина (а также равно день великой нашей русской революции) по обсуждении чего единогласно постановили данную усадьбу на ней постройки сад и при ней полевую землю взять на предохранительный учет...»

Жителям села обязаны наши современники сохранением памятных пушкинских мест на Нижегородской земле.

Судьба заповедника тесно связана с историей советской культуры. В 1929 году парк болдинской усадьбы был объявлен заповедным. Через 20 лет в бывшей вотчинной конторе началась жизнь литературого музея. В 1963 году литературная экспозиция открылась в барском доме Пушкиных. К 175-летию со дня рождения поэта эта экспозиция была обновлена и одновременно был создан новый бытовой музей «Вотчинная контора Пушкиных». К 180-летию со дня рождения поэта в заповедном парке состоялось открытие бронзового памятника А. С. Пушкину работы народного художника РСФСР О. К. Комова. В 1980 году в нескольких комнатах музея была создана большая выставка-экспозиция посвященная 150-летию первой «Болдинской осени».

Многое изменилось с течением лет в болдинской усадьбе. Вероятно в начале XIX века в дни приездов поэта дом выглядел беднее не был еще достаточно приспособлен и удобен для жизни. Позднее потомки Льва Сергеевича младшего брата поэта жившие постоянно в Болдине расширили усадьбу посадили большой фруктовый сад.

Но несмотря на перемены в этом заповедном уголке — в тишине его дома в тенистых аллеях где живы еще деревья — современники поэта в шуме ветра в пении птиц в запахах трав и цветов — сохранился аромат пушкинского времени.

Живописна центральная часть усадьбы. В середине ровной посыпанной песком площадки стоит деревянный барский дом. В нескольких шагах от него блестит зеркало верхнего пруда. Ветлы склонили над черной неподвижной водой гибкие ветви с узкими серебристыми листьями. Изящный белый мостик перекинут с одного берега на другой. Над перилами нависают густые ветки наклонно растущей ели. В низинке прячется маленький колодец.

Дом Пушкиных — архитектурный центр усадьбы. Он кажется внушительным и рассчитан на жизнь нескольких поколений владельцев. Подобно деревенскому жилищу Онегина

Почтенный замок был построен

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины...

Со времени приездов Пушкина здание неоднократно перестраивали расширяли но и сейчас облик его характерен для жилых построек начала прошлого столетия. Дом соснового и дубового леса одноэтажный с мезонином обшит тесом. Облицовка углов и наличников окон напоминает каменную рустовку. Центральный вход украшен верандой с невысокой балюстрадой и портиком служащим основанием для балкона. Имеется боковое крыльцо с двумя колоннами. Обычна для пушкинского времени двухцветная охристо-белая окраска.

Перед домом растет высокая стройная с раздвоенной верхушкой лиственница. По преданию Пушкин привез ее совсем молоденьким деревцем с Урала в 1833 году. Осенью мягкая хвоя желтеет опадает весной появляется вновь. Иногда ветер обламывает со старого дерева хрупкие ветки; увядая иголки пахнут терпко и нежно...

На высокой колокольне болдинской церкви звонили к заутрене... Казалось что колокола поют о жизни о смерти о вечности оплакивают тех кого уже нет в живых. Здесь в Болдине старинной родовой вотчине Пушкин особенно часто возвращался к мыслям об истории своего рода. Здесь он ощутил себя звеном в длинной цепи сменивших друг друга поколений:

Два чувства дивно близки нам

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва...(Неоконченное стихотворение. 1830 г.)

Невольно вспоминались семейные предания о деде Льве Александровиче властном «пылком и жестоком» человеке. Пушкин никогда не видел деда тот умер за девять лет до рождения внука. Из рассказов о нем один особенно привлекал внимание.

При дворцовом перевороте 1762 года в результате которого к власти пришла Екатерина II Лев Александрович Пушкин был в числе немногих офицеров пытавшихся удержать солдат на стороне Петра III. Это событие повлияло на его судьбу:

Мои дед. когда мятеж поднялся

Средь петергофского двора

Как Миних верен оставался

Паденью третьего Петра.

Попали в честь тогда Орловы

А дед мой в крепость в карантин.

И присмирел наш род суровый...

Поэт пробовал оживить в памяти услышанное когда-то о прадеде Александре Петровиче прапрадеде Петре Петровиче Пушкиных владельцах Болдина в начале XVII века. Воображение рисовало образы предков в далекие времена Александра Невского Ивана Грозного Бориса Годунова: среди них были смелые воины талантливые дипломаты воеводы.

Первая комната дома-музея. О роде Пушкиных рассказывают документы разложенные в витрине на старинной тисненной золотом коже. О таких вот рукописных источниках истории своей фамилии вспоминал поэт когда писал:

Под гербовой моей печатью

Я кипу грамот схоронил.

Среди документов выделяется яркое красочное изображение герба представленного Пушкиными в 1798 году в «Общий гербовник дворянских родов». Герб представляет собой рыцарский щит. В верхней половине на горностаевом меху на бархатной подушке — княжеская шапка. Это знак того что предок Пушкиных воевал под знаменем князя Александра Невского. В нижней части герба на левом поле — рука в серебряных латах сжимающая меч на другом — орел с распростертыми крыльями «держащий в когтях меч и державу».

Здесь же на пожелтевшем от времени листе — изображение родословного древа Пушкиных. Старинная вязь букв: «Во дни великого князя Александра Ярославича Невского выехал из немец муж честен именем Ратша». В стихотворении «Моя родословная» Пушкин пишет о нем:

Мой предок Рача мышцей бранной

Святому Невскому служил...

В наши дни ученые установили что Ратша жил значительно раньше в XII веке был родом из Сербского королевства и служил у великого князя Киевского. Пушкины считали Ратшу своим родоначальником называли себя «ратшичами». Праправнук Ратши Гаврила Алексич был старшим дружинником князя Александра Невского.

В седьмом колене родословной значится имя воина жившего в XIV веке Григория Пушки — от него пошла фамилия Пушкиных.

При дворе Ивана Грозного был послом Евстафий Михайлович Пушкин. За службу он получил Болдино в поместье (так называлось земельное владение которое давалось дворянам на время службы). Позднее Болдино стало вотчиной Пушкиных (т. е. родовым владением которое могло переходить по наследству от одного представителя рода к другому).

В правой нижней части родословного древа записаны имена ближайших предков поэта: прадеда деда. Под именем Льва Александровича стоят имена его детей в том числе и сыновей от второго брака — Василия и Сергея дяди и отца поэта. Деду принадлежали довольно крупные земельные владения вокруг Болдина. После его смерти они были поделены между многочисленными наследниками. Имение раздробилось. Началось разорение старинного рода.

«Обедневшие внуки богатого деда» — тема эта развитая Пушкиным в «Истории села Горюхина» кровно касается и его самого. Болдино досталось дяде и отцу. После смерти дяди Василия Львовича северо-западная часть села со старой барской усадьбой будет продана. За отцом осталась юго-восточная часть Болдина — 140 крестьянских дворов более 1000 душ да еще сельцо Кистенево.

Грустно было поэту сознавать что «огромные имения Пушкиных раздробились пришли в упадок».

Пушкин привыкал к своему новому жилищу. В тишине просторного деревянного дома чуткий слух улавливал множество звуков: голос ветра за окном дробь дождевых капель по стеклу негромкие разговоры дворни глухой стук брошенной охапки дров за стеной веселое гудение пламени в печи. Дни походили один на другой но их однообразие поначалу не раздражало а успокаивало.

В сумерки вносили свечи их огни надвигались из дальних комнат как большие светляки. Ночью в тишине раздавалось ровное неторопливое тиканье часов:

Мне не спится нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздастся близ меня...(«Cтихи сочиненныe ночью во время бессонницы»)

Дом довольно просторный мог бы служить кровом целому семейству но пустовал: владельцы Болдина проводили жизнь в столице и почти не вспоминали о своей вотчине. Картина запустения родового гнезда вызывала у поэта печальные мысли может быть созвучные тем что высказал он в поэме «Езерский»:

Мне жаль что мы руке наемной

Дозволя грабить свой доход

С трудом ярем заботы темной

Влачим в столице круглый год

Что не живем семьею дружной

В довольстве в тишине досужной

Старея близ могил родных

В своих поместьях родовых...

Пушкин осматривал дом его жилые и парадные помещения может быть останавливался в зальце: опущенные занавеси зачехленная мебель поблескивание зеркал в старинных рамах два-три портрета на стене. Просторная комната предназначенная для семейных вечеров для приема гостей казалась особенно тихой заброшенной.

В наши дни зальце убрано в стиле пушкинского времени. Это самая большая светлая комната занимающая центральное положение в планировке дома. Окна и застекленная дверь выходят на веранду. У стены — диван орехового дерева перед ним круглый стол по сторонам кресла. В простенках между окнами высокие зеркала к ним придвинуты ломберные столы. В углах расположились изящные столики-бобики. Стены украшены силуэтными портретами сделанными тушью вышивкой бисером из болдинского дома.

Над диваном висит портрет Александра Сергеевича Пушкина. Это копия с портрета выполненного художником О. Кипренским в 1827 году по заказу друга поэта А. Дельвига. Все необычно и все запоминается в облике Пушкина: гордая посадка головы высокий лоб живые проницательные глаза обладавшие по воспоминаниям современников «необыкновенной привлекательностью» скрещенные на груди руки с тонкими нервными пальцами.

Кипренский сохранил для будущих поколений образ 28-летнего поэта. Он уже немало пережил к этому времени: ссылку гибель и изгнание друзей-декабристов крушение многих надежд и мечтаний юности.

По этому портрету можно представить облик Пушкина времени его первого приезда в Болдино. За три года черты его лица по всей вероятности мало изменились.

Осень 1830 года — время взлета творческих сил напряженной работы тревожных раздумий над прошлым и будущим России. В стихотворении «Элегия» своеобразной исповеди Пушкин высказал то что волнует и мучает его в эти дни:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело как смутное похмелье.

Но как вино — печаль минувших дней

В моей душе чем старе тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу о други умирать;

Я жить хочу чтоб мыслить и страдать;

И ведаю мне будут наслажденья

Меж горестей забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь

Над вымыслом слезами обольюсь

И может быть — нa мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Сколько надежды в последних строках! Поэт собирается жениться. Впервые он человек с неустроенной «блуждающей» судьбой обретет свой дом свою семью...

За два года до приезда в Болдино на одном из московских балов Пушкин познакомился с юной красавицей Натальей Гончаровой. «Я полюбил ее голова у меня закружилась» — вспоминал поэт об этой встрече.

Страницы: 1 2 3 4 5