О риторике

Чистый ум зрит вещи в их истинности искусное слово доносит до других это видение а чуткий слух приемлет его. Лишенный же всего этого порицает сказавшего.

Преп. Максим Исповедник. Главы о любви. II. 97.

Слово - главный инструмент мысли - опосредует все общественные связи и отношения людей. Чтобы отвратить угрозу преодолеть насилие разоблачить обман овладеть собственной культурой и организовать созидательную деятельность общество должно владеть искусством слова. Риторика - филологическая дисциплина изучающая речевые отношения в обществе и обобщающая мастерство целесообразного слова.

Общественные задачи риторики состоят:

a) в исследовании речевых отношений которые составляют базис общества - управление образование хозяйственную деятельность безопасность правопорядок;

б) в создании норм публичной речи обеспечивающих продуктивное обсуждение значимых для общества проблем;

в) в определении критериев оценки публичной деятельности на основе которой отбираются лица способные занимать ответственные должности;

г) в воспитании ритора - достойного гражданина компетентного в речи.

Риторика совмещает в себе искусство и науку. Искусство речи заключается в умении создать высказывание: подготовить и произнести речь или написать хороший текст например статьи. Наука о речи дает знание о том каким образом и при каких условиях высказывание уместно. Подготовленная и прекрасно произнесенная но неуместная речь будет столь же бесполезной как речь уместная но непродуманная или плохо исполненная. Так существует правило делового общения: диалог по одному предмету в разных видах словесности обогащает информационную ценность содержания речи . Например если вам предстоит реализовать какой-либо проект нужно провести беседы с лицами поддержка которых может оказаться полезной представить в заинтересованные инстанции хорошо составленную документацию поместить в газетах материалы о вашем проекте дать интервью на телевидении организовать ряд устных публичных выступлений сделать презентацию проекта и т.д.

Все эти словесные действия необходимо расположить в целесообразной последовательности продуманно распределяя содержание и форму высказываний по различным информационным каналам и аудиториям. Вы сможете осуществить ваш проект только при условии если сумеете найти способных добросовестных и инициативных сотрудников добьетесь положительной оценки вашего проекта компетентными лицами и создадите благоприятное общественное мнение о нем таким образом что суждения специалистов будут положительно влиять на общественное мнение а общественное мнение будет положительно влиять на позицию лиц принимающих решения о вашем проекте.

Но даже если вы безошибочно спланировали кампанию располагаете достаточными средствами имеете доступ к массовой информации но не в состоянии трезво оценить возможности человека по его речи не владеете искусством беседы не умеете выступить с публичной речью не в силах сформулировать мысли в документе не можете написать статью в газету или боитесь вопросов журналиста берущего у вас интервью ваш проект скорее всего не осуществится.

Применение знаний требует искусства а искусство слова - элоквенция или красноречие - дар который каждый способен развить в себе до очень высоких пределов. Главная цель риторики как учебного предмета - развитие способности к слову. И если человек есть разумное словесное существо то очевидно ему следует позаботиться о приумножении этого таланта который дан не напрасно.

Изучение риторики предполагает:

а) освоение теории

б) аналитическое чтение и разбор образцовых произведений

в) построение учебных речей которые произносятся или читаются и обсуждаются в классе

г) реальную практику публичного слова которая продолжается всю жизнь и требует критического осмысления самим ритором. Теория риторики представляет собой обобщение ценного опыта. Образцовыми называются произведения великих мыслителей и мастеров слова - проповедников философов государственных деятелей юристов историков педагогов ученых поэтов - составляющие идейную культуру общества его духовное богатство. Эти произведения понимание которых достигается внимательным анализом обучают и воспитывают. Следование образцам не только формирует умение быстро и правильно найти убедительный довод и совершенным образом выразить мысль но и вырабатывает литературный вкус. В то время как внимание к качеству выражения мысли создает литературный стиль. Практика речи в условиях столкновения мнений и стилей оттачивает мысль и совершенствует слог в особенности если ритор владеет теорией то есть знает что кому когда при каких обстоятельствах каким образом с какой целью следует сказать и главное о чем надлежит умолчать.

Существует ряд наиболее значимых в социальном отношении областей деятельности требующих профессионального владения словом и соответствующей риторической подготовки.

Государственный деятель должен профессионально владеть документально-деловой речью и техникой устного диалога - информационного диалектического дидактического состязательного (то есть такого в котором по речи оцениваются подготовка и потенциальные возможности различных людей) полемического управляющего. Для государственного деятеля обязательно умение самостоятельно (а не посредством референтов-спичрайтеров) строить высказывания во всех основных видах публичной ораторской речи - политической судебной академической эпидейктической (показательной например иннаугуративной) апологетической обличительной так называемой кризисной дидактической; он должен владеть техникой публичной устной дискуссии и полемики журнальной публицистики переписки . Кроме того он должен в совершенстве владеть техникой законодательного документа. Профессия юриста является риторической по традиции. Помимо обязательного искусства судебной обвинительной и защитительной ораторики юрист активно владеет всеми видами документально-деловой речи устной беседой информационным диалектическим и полемическим совещательным и управляющим диалогом.

Педагог профессионально владеет искусством беседы дидактического диалектического информационного и полемического диалога академической ораторики и академической гомилетики (продолженной обучающей речи например в курсе лекций) а также показательной ораторской речью. Проповедник помимо гомилетики в собственном смысле то есть проповеди владеет основными формами ораторики в особенности эпидейктической и совещательной но особо значимыми для церковного проповедника представляются искусство устной беседы дидактический информационный диалектический и полемический диалог и дидактическая гомилетика поскольку священник в наше время должен быть и профессиональным педагогом. Немаловажной для современного проповедника является публицистика в газетно-журнальных (очерк интервью) телевизионных и книжных жанрах. Предприниматель должен в первую очередь владеть техникой документально-деловой речи включая деловую и личную переписку и диалогом: устная беседа информационный диалектический дидактический совещательный состязательный управляющий диалог составляют основную деятельность предпринимателя. Из ораторских жанров для него наиболее важны показательная ритуальная совещательная а также пожалуй судебная речь. Существенное значение имеют также телевизионные жанры в особенности интервью. Специфическая риторика предпринимателя строится на выработке индивидуального стиля который проявляется в облике руководителя непосредственно связанном с устной речью и распространяется через нее на всю деятельность организации которую он возглавляет. Для журналиста профессионально обязательными являются все публицистические виды и жанры речи. Навык устной диалогической речи особенно беседы и информационного диалога а также техника публичной полемики также представляются полезными для журналиста. Кроме перечисленных основных риторических профессий существует множество видов литературной деятельности требующих профессионального владения словом. Сюда относится например врачебное искусство философия и история не как научное знание но как виды изящной словесности публицистика литературная и художественная критика и др.