Наскальные изображения (петроглифы) Карелии.
На восточном берегу Онежского озера и в низовье реки Выг (перед ее впадением в Белое море) расположены петроглифы - уникальные памятники монументального искусства эпохи неолита (IV - II тысячелетия до нашей эры).
Наскальные изображения трудно понять вне связи с их природным окружением. Рисунки всегда создавались близко от уровня воды, на прибрежных скалах, где не росли лишайники и поверхность была наиболее чистой и гладкой. Петроглифы выбиты сплошными точечными ударами кварцевого отбойника по всей площади, реже - только по контуру рисунка. Не исключено, что они были окрашены, хотя следов этого, разумеется, не сохранилось.
Фантастическое начало в них тесно переплетено с реальным. Естественные черты сознательно деформированы, искажено реальное соотношение пропорций.
Петроглифы Онежского озера и Беломорья созданы приблизительно в одно и то же время. Однако на Белом море процесс создания изображений шел дольше и их общее их число почти в два раза выше, чем на Онего. При этом среди онежских петроглифов гораздо больше фантастических черт, образов и деталей. Очевидно, создателями наскальных изображений в обоих очагах были близкородственные протофинноугорские племена культуры ямочно-гребенчатой керамики. Это подтверждают и раскопки близлежащих древних поселений.
В первой половине II тысячелетия до нашей эры петроглифы Онежского озера и Беломорья постепенно оказываются под водой. Однако, принято считать, что прекращение выбивания рисунков вызвано не какой-либо катастрофой, либо резким упадком культуры создавшего их народа, а изменением его мировоззрения и обрядов.
На выдающихся в озеро покатых и гладких гранитных скалах - мысах открыто около 800 разнообразных рисунков.
Петроглифы Карелии - и онежские, и беломорские - приурочены к узкому поясу прибрежных выходов коренных кристаллических пород - гнейсов, гранитов и др. Гладкие, граничащие с водой пологие или почти горизонтальные участки береговых склонов и служили наскальными полотнами. Вместе с тем оба скопления существенно различаются по типу местности.
Онежские расположены в зоне средней тайги, на территории Водлинской низменности, на озерном берегу с серией нисходящих террас.
Петроглифы Беломорья находятся в 310 км ССЗ, в подзоне северной тайги, на территории Прибеломорской низменности.
Онежские петроглифы включают 23 группы, протянувшиеся вдоль побережья почти на 20 км, и размещаются в основном на оконечности прибрежных мысов и мысков, изредка - на соседних островах на высоте от 0 до 2,5 м над водой. Более половины изображений сосредоточены на двух центральных, сильнее других выступающих в озеро мысах - Бесов Нос и Пери Нос.
Беломорские петроглифы включают 32 группы. Они тянутся по островам в русле р.Выг на протяжении 1,5-2 км и тоже не поднимаются выше 2,5-3 м над уровнем воды (рис.8-12). Самые крупные и известные среди них: Бесовы Следки, Старая Залавруга, Новая Залавруга, Ерпин Пудас.
В каждой такой группе от нескольких до нескольких десятков фигур, а в трех случаях - свыше 100. Многие открыты в ходе полевых работ в 60-80-е годы. В результате общее число изображений увеличилось более чем вдвое. Всего в Беломорье теперь известно свыше 2000, а на восточном побережье Онежского озера - около 1000 фигур.
Все петроглифы Карелии - выбиты, т.е. углублены в скальную поверхность точечными ударами камня, скорее всего, кварца. Глубина выбивки разная, от очень мелкой, поверхностной, до относительно глубокой и грубой. Но обычно она составляет 2-3 мм. В Беломорье большинство фигур выбиты сплошь, по всей площади силуэта. На Онежском озере часто высечен лишь контур. Бывает, что часть фигуры контурная, а другая - силуэтная. Размеры фигур варьируют от крошечных длиной в несколько сантиметров до очень больших величиной 2,5-4,1 м. Правда, таких "гигантских" изображений - единицы. Преобладают размеры от 15 до 60 см.
Манера изображения в целом натуралистическая с заметной схематизацией и условностью в передаче образов. Некоторые наделены сверхъестественными, вымышленными чертами и деталями. Имеется немало загадочных рисунков.
Петроглифы наглядно свидетельствуют о способности первобытного человека обобщать, фиксировать и хранить необходимую информацию, выделять в окружающем мире наиболее существенные сферы, качества, свойства, персонифицировать и олицетворять их, переводить в символы и строить из них мир символов; на основе земных создавать неземные образы. Выбитые изображения давали возможность непосредственного личностного контакта и общения с этими неземными, сверхъестественными образами и силами.
В качестве объектов культа выступают либо человекоподобные образы, либо звери и птицы, наделенные какими-то необычными свойствами. Создав представления об окружающем мире, его главных силах, связях и отношениях, люди обретали чувство опоры и устойчивости, стабильности окружающего мира и собственной жизни.
Другие работы по теме:
Загородный маршрут в село Сикачи-Алянь Хабаровского края
Природоведческая экскурсия. Экологический туризм, предпосылки его появления. Археологические туры на Дальнем Востоке. Карточка экскурсионного маршрута. Дыхание прошлого. Камни жизни. Социально-культурный центр. Школьный музей. Писаницы села Сикаче-Алянь.
Контрольна работа по Туризму
Содержание Введение…………………………………………………………………….3 1. Элементы туристско-экскурсионной работы в конце XVII-XVIII вв. Характеристика современного этапа развития туризма в Европе, Америке, Азии. Факторы, влияющие на развитие туризма. Прогнозы и перспективы развития туризма в мире…………………………………………………………4
Рыбы
Рыбы, символизируя силу вод, являются атрибутами не только морских божеств Посейдона и Нептуна, но и богинь красоты и любви Афродиты и Венеры, рожденных из пены морской. Как элемент воды рыбы связаны с Богиней-Матерью, прародительницей всего живого.
Язычество и христианство в Чечне
В разные исторические эпохи менялись религиозные верования предков чеченцев и ингушей (вайнахов, нахов). Со времен хуррито-урартских государств (III-I тысячелетии до н. э.) пришло язычество. У каждого явления природы, у каждого небесного светила был свой бог. Люди приносили жертвы богу солнца, дождя, войны, любви, плодородия.
Три небесных архара: наскальные рисунки
Наскальный рисунок, обнаруженный среди петроглифов горного массива Кызыл-Кара. Пиктографическая композиция из четырех мизансцен (эпоха неолита). Расположение Пояса Ориона и звезды неба Северного полушария Сириуса, которые связаны единым мифом об охоте.
Археологические памятники истории религии
Памятники религии эпохи палеолита, дорелигиозный период. Гипотезы относительно неандертальских погребений. Погребения эпохи верхнего палеолита как свидетельства религиозных представлений. Особенности неолитической эпохи. Религия в эпоху раннего металла.
Русская музыка
На территории России археологи находят древние следы занятий музыкой. Близ Воронежа в жилищах древнего каменного века найдены камни со следами ударов друг о друга - это был "оркестр ударных инструментов".
Петровские Ворота
У Петровки есть своя характерная черта, для Москвы почти уникальная: улица сохраняет свое имя и после пересечения Бульварного кольца, бывшей оборонительной линии Белого города.
Синагуа
— племенная группа индейцев, обитавших в центральной части штата Аризона между реками Литл-Колорадо и Солт (ныне область между городами Флагстафф и Финикс), включая долину реки Верде и значительную часть плато Могойон, в период около 500—1425 гг. н. э. Иногда археологи рассматривают синагуа как западную ветвь культуры анасази.
Цанкави
Руины Замка Герцогини. Цанкави , Tsankawi — отдельно лежащий участок Национального памятника Бандельер в штате Нью-Мексико близ города Уайт-Рок. Здесь находятся многочисленные, ещё не изученные археологами руины древних пуэбло, пещеры, вырубленные в мягкой туфовой породе, и петроглифы.
Пэйнтид-Рокс Аризона
Среди петроглифов встречаются граффити современных посетителей Пэйнтид-Рокс , англ. Painted Rocks, букв. «раскрашенные камни» — группа из нескольки сот петроглифов, обнаруженных в округе Марикопа, штат Аризона, близ города Фиба (Theba).
Антропоморфные статуи Новой Гвинеи
Специфический стиль, техника и разнообразие искусства папуасов Новой Гвинеи. Функция художественной деятельности по хранению и передаче опыта и знаний. Значение культа, исследование особенностей и общая характеристика антропоморфных статуй Новой Гвинеи.
Шишкинские петроглифы
Древние наскальные рисунки, петроглифы - "шишкинские писаницы". История и методика исследования. Проблема периодизации шишкинских петроглифов, хронологические группы и критерии. Понятие шаманского камня и курыкана. Семантика наскальных рисунков.
Гризерские петроглифы
, англ. Greaser Petroglyph Site находятся на земле, принадлежащей Бюро по управлению землёй на востоке округа Лейк в штате Орегон, примерно в 40 км от города Лейквью.
Доминиканская Республика
Введение 1 География 2 История 3 Политическая структура 3.1 Политические партии 4 Административное деление 5 Население 6 Языки 7 Экономика 7.1 Внешняя торговля
Первобытное исскуство
Первобытное искусство искусство эпохи первобытнообщинного строя. Древнейшие его памятники, известные науке, найдены в Западной Европе (главным образом на территории Франции и Испании). Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа (около 33-го тысячелетия до н. э.).
Каменная могила
Введение 1 География 2 История открытия 3 Петроглифы 3.1 Петроглифы Каменной могилы 3.2 Датировка 3.3 Интерпретация 3.3.1 Традиционный подход 3.3.2 Письменность
Ливийцы древние
Введение 1 Этимология названия 2 История 2.1 Протоливийцы. 2.2 Ранняя история. 2.3 Ливийцы и Древний Египет. 2.4 Период античности. 3 Характеристические признаки
Хорсшу-Каньон
План Введение 1 История 2 Наскальные изображения 3 Доступ Введение Хорсшу-Каньон (англ. Horseshoe Canyon, ранее известный как Барьер-Каньон англ. Barrier Canyon) — находится к западу от Грин-Ривер и к северу от Национального парка Каньонлендс в округе Мейз, штат Юта, США. Известен произведениями наскального искусства, стиль которых получил название «стиль Барьер-Каньона».
Наскальные рисунки в Альте
План Введение 1 Культурный и исторический фон 2 Открытие и реставрация 3 Музей Альта 4 Изображения и их интерпретация 4.1 Животные 4.1.1 Медведи 4.2 Сцены охоты и рыбалки
Петроглифы Гямигая
План Введение 1 Галерея 2 См.так же 3 Петроглифы в России 4 Петроглифы в мире 5 Ссылка Введение Наскальная живопись Гямигая, относящаяся к IV—I тысячелетиям до. н. э. и включая период бронзы и раннего железа расположена на территории Ордубадского района, к востоку от села Насирваз, неподалёку от границы Азербайджана с Арменией.
Культура Кловис
Культура Кловис — доисторическая культура аборигенов Северной Америки, первым свидетельствам которой 13 000 лет (11 000 радиоуглеродных лет). Её начало связывают с концом последнего ледникового периода.
Водные петроглифы
План Введение 1 Описание 2 Местоположение 3 Разновидности 4 Теории Список литературы Введение Водные петроглифы, англ. Water glyphs — распространённый на американском юго-западе тип петроглифов. Чаще всего водные петроглифы встречаются на юге штата Юта, на севере штата Аризона и на востоке штата Невада.
Технические и социальные достижения эпохи Неолит
Изучение археологических данных о культуре неолита – последнего периода каменного века. Развитие хозяйства и культуры присваивающего Неолита - Восточная Европа, Урал, Сибирь, Дальний Восток; производящего Неолита – Джейтунская, Кельтеминарская культура.
Пуэбло-Бонито
Введение 1 Открытие 2 Описание 3 Петроглифы Список литературы Введение Пуэбло-Бонито (исп. Pueblo Bonito, букв. «прекрасный посёлок»)— крупнейший из посёлков-«дворцов» индейской культуры анасази в Национальном парке Чако-Каньон, север штата Нью-Мексико. Был населён в IX—XII вв. н. э.
Ливия: с Земли на Луну и обратно
Русский врач пришел, полный уважения к туарегам, их обычаям и суровой жизни. Он отличался удивительной в чужеземце глубиной понимания и чуткостью. С ясной и высокой душой, он, одолевал трудности дорог через пустыню и завоевал путь к сердцам кочевников.
История острова Пасхи
Начиная с момента открытия острова Пасхи в 1578 г. в его истории много случайного. Первый открыватель острова капитан Хуан Фернандес решил скрыть до поры до времени свое открытие от конкурентов, а потом умер при загадочных обстоятельствах.
Палатки Аризона
Памятник национального наследия Палатки , англ. Palatki Heritage Site расположен в Национальном лесу Коконино, Седона, штат Аризона (примерно 34 55' 3.58"N, 111 53' 58.85"W). Здесь обнаружены руины вырубленных в утёсах из красного камня жилищ индейцев синагуа (одна из субкультур древних пуэбло).