Без явного преувеличения ливенскую гармонику можно назвать жемчужиной среди народных инструментов подобного рода. Ее биография началась около 150 лет назад. Восхищались ею Иван Тургенев, Лев Толстой - по преданию он специально приезжал в Ливны на ярмарку, чтобы послушать ливенку. О ней писали Николай Лесков, Иван Бунин. Константин Паустовский, Савелий Леонов, слагали стихи поэты Сергей Есенин, Дмитрий Блынский, Михаил Беляев...
Ливенка - старинный инструмент, простой и легко доступный для музыканта. Ведь она является одним из изначальных вариантов русской ручной гармоники. И нет у нее точной даты рождения, не сохранилось имени ее создателя, как нет таковых у ее землячки - плешковской игрушки.
В 1860 году тульские мастера наладили производство гармоники, взяв на вооружение образец с немецким музыкальным строем, у которого, впрочем, бы был один недостаток: в жиме и разжиме мехов исходил звук разной высоты, Ливенские мастера, к чести своей, недостаток устранили да еще привнесли ряд других изменений и тем самым, по сути, создали новый оригинальный инструмент прогрессивной конструкции.
Распространение ливенки не ограничивалось пределами одной Орловской губернии, в конце 60-х годов XIX века крестьянин Троицкой волости Вятской губернии Иван Шишкин, переняв навык ливенских мастеров, начал изготавливать гармонику вятку. Еще долго конструкция оставалась непревзойденной, но и вытесняемая новыми гармониками, она увековечила свои национальные особенности в вятке, хромке и баяне. На ее же основе была создана в Ельце рояльная гармоника.
Сначала ливенка была одноголосой, позже инструмент начал появляться двух- и трехголосым: при нажатии одной клавиши открывались два-три клапана и звучали 2-3 звука в октаву.
На правой клавиатуре располагалось 15 кнопочек, которые мастерились из перламутровых пуговичек. Эти, в своя очередь, делались из раковин моллюсков, извлеченных из реки Сосны. Располагались они в один ряд.
На левой клавиатуре было всего 5 "лапочек" - одиночных басов, их размещали на передней части корпуса так близко друг от друга, чтобы одним пальцем нажать 2-3 клавиши, и в зависимости от расположении звучали кварта или трезвучие.
С другой стороны корпуса находились 2-3 клавиши, настроенные во 2-й или 1-й малой октавах - по договоренности мастера и заказчика - и назывались хрипками.
В верхней части встраивался дополнительный клапан - писчик, настроенный во второй октаве (обычно это доминанта основной тональности). Здесь же, на тыльной части гармоники, находился клапан шестерик. На сжим и разжим звучали два разных трезвучия. Клавиши на левой стороне ливенки нажимаются большим пальцем левой руки, клавиши на торцевой части - указательным пальцем левой руки.
Размеры гармоник были разными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры - 22-30 см высоты и 8-9 ширины. Объем меховой камеры при столь узком корпусе стал недостаточным, поэтому мастера увеличили его, нарастив количество борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров.
Плечевых ремней на нашем инструменте нет. На обратной стороне грифа правой клавиатуры крепится ремешок (петля), куда вставляется большой палец правой руки. С левой стороны торца крышки прикреплен неширокий ремешок, который охватывает кисть левой руки. Корпус гармоники упирался различным орнаментом из соломки.
Набор мелодий, исполняемых на ливенке, был небогат, поскольку звукоряд был не натуральным, а миксолидийским, т.е. смешанным. Появление такого звукозаряда связано с особенностями местного фольклора. Диапазон ливенских гармоник различен. Г.Благодатов в книге "Русская гармонь" описывает ливенку с диапазоном 8 клавиш от "соль" 1-й октавы до "соль" 2-й октавы. В "Справочнике по гармоням" А.Мирека описывается инструмент с диапазоном 12 клавиш от "до" 1-й октавы до "соль" 2-й.
У ливенки, по словам В.И. Занина, очень длинные, почти в 2 метра меха. В ней 40 складок, так что когда меха растягиваются, гармоникой можно опоясаться. Вот эти меха и придает экзотическую самобытность инструменту. Кроме того, у него оригинальные басы. Играешь - и кажется, подыгрывает тебе рожок, сопелка, жалейка. Такое восприятие обеспечивает басовый строй, состоящий из "хрипунчиков", "барабанчиков", "пискунчиков". Эти шутливые названия басов не случайны, они довольно точно выражает звучание.
Из рассказов старожилов известно, что в конце XIX в. гармоника изготавливалась только кустарным способом в окрестных деревнях Сосновке и Речице некими Тюриным и Нечаевым. Одним из самых маститых мастеров и виртуозным исполнителей слыл Вахнов. Он первым сделал попытку создать ансамбль гармонистов. Среди старейших мастеров обязательно надо вспомнить Ивана Федоровича Занина, который начал делать ливенки еще в 70-е годы XIX века. Его гармонь хранится в Орловском краеведческом музее.
После Отечественной войны созданием гармоники занимались такие мастера как Н.И. Нестеров, М.В. Мохов, Д.В. Сопов.
В настоящее время в Ливнах есть один мастер по изготовлению и ремонту гармошек Кудрявых Константин Федорович.
Другие работы по теме:
Особенности молодёжного жаргона
Жаргон (франц. jargon) – это совокупность особенностей разговорной речи, возникающей среди людей, находящихся в сходных профессиональных и бытовых условиях, объединенных общностью интересов, совместным времяпрепровождением.
Геналдонская трагедия в Северной Осетии
Людям свойственно забывать... Некоторые забывают хорошее, но большая часть забывает плохое. Так получилось и на этот раз. Прошло ровно 100 лет с последнего катастрофического обвала ледника Колка.
Этнические автостереотипы русских в странах Балтии
М.В. Завьялова Ниже представлены некоторые результаты опроса, который проводился среди русских Литвы и Латвии, а также для сравнения в России. В опросе участвовали школьники старших классов столичных школ (Риги, Вильнюса и Москвы) – по 100 человек в каждой группе. Им предлагалась анкета, содержащая вопросы, касающиеся представлений о русских и других национальностях (литовцах, латышах и прочих), а также об отношении к своей и чужой культуре, к межнациональным проблемам, к стране, в которой они живут, и окружающему пространству.
Народные промыслы Орловской области
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Технология и организация питания, гостиничного хозяйства и туризма»
Лестницы
Текущая версия (не проверялась) Лестница — конструктивный, функциональный элемент, обеспечивающий вертикальные связи в виде ряда ступеней. Наиболее часто этот термин ассоциируется с лестницей как элементом здания, сооружения. К частным случаям лестниц можно отнести лестницы служебных машин (например, пожарной); трапы судов, самолётов и вертолётов; верёвочные лестницы, садовые стремянки, эскалаторы и пр.
Лестницы
Классификация лестниц по назначению, расположению, материалу изготовления, конструктивным особенностям, функциональным особенностям. Некоторые частные случаи конструкций лестниц. Конструктивные элементы: ступени, марш, перила, поручень, балясина.
Типологія сходів
Конструктивний, функціональний елемент, що забезпечує вертикальні зв'язки у вигляді ряду ступенів. Класифікація сходів за призначенням, по розташуванню, за матеріалом виготовлення, за функціональними особливостями. Конструктивні елементи сходів.
О женском влагалище
Влагалище женщины /синонимы - вагина, половая трубка/ - пустотелая трубка длиной 6-10 см, которая вместе с маткой, образующей «влагалищное дно» представляет собой совокупительный аппарат женщины.
Программа "Народное пение"
Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику. Традиционная культура – духовная основа самосохранения народа.
Blood, sweat and tears
Этот американский коллектив на практике воплотил идею отхода от традиционного блюза за счет использования расширенной духовой секции. Движущей силой основанного в Нью-Йорке летом 1967 года ансамбля был Эл Купер.
В воскресенье мать-старушка...
Автор: Шукшин В.М. А были у него хорошие времена. В войну. Он ходил по де, пел. Водила его Матрена Кондакова, сухая, на ред выносливая баба, жадная и крикливая. Он называл ее -- супружница.
Кривая стежка
Автор: Шолохов М.А. Как будто совсем недавно была Нюрка неуклюжей, разлапистой девчонкой. Ходила вразвалку, косо переступая ногами, нескладно помахивала длинными руками; при встрече с чужими сторонилась и глядела изпод платка чернявыми глазами смущенно и диковато. А теперь перешла Ваське дорогу статная грудастая девка, на ходу глянула прямо, чуть-чуть улыбчиво, и словно ветром теплым весенним пахнуло Ваське в лицо.
“Где-то вдалеке пропел петух”
Непросто принять решение в мирное время, а на войне, когда цена каждого поступка неимоверно возрастает, сделать это ещё сложнее. Именно об этом повествует рассказ В.П.Некрасова «Сенька».
Влияние лечебной физкультуры на опорно-двигательный аппарат
Актуальность выбранной темы В наше время мною выбранная тема реферата «Влияние лечебной физкультуры на опорно-двигательный аппарат (перелом голеностопного сустава)» очень актуальна. Это связано с тем, что мы живем в очень бурное, активное, напряженное время. Люди в современном обществе ведут очень активный образ жизни.
Бумажный туннель
Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel — туннель — сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка.
Татарский танец
Выражение самобытности народа в татарском танце. Предпочтение ярким насыщенным цветам в цветовой гамме татарского костюма. Особенности мужских и женских костюмов. Традиционная народная хореография сибирских татар. Пример композиции татарского танца.
Икарус
Первые Икарусы, появившиеся на советских улицах в 60-е годы, были модели 55 и 66 люкс, обслуживающие междугородние и туристические линии. На 66-том стоял движок мощностью всего 125 л.с. (более поздние варианты - 145 л.с.).
Особенности языка и стиля авторской песни. Фразеология
Характеристика творчества Александра Башлачева, одного из представителей позднего постмодернистского периода. Фразеологический анализ стихотворений-текстов и их характерные черты. Анализ песен "Ванюша", "На жизнь поэтов" и "Некому березу заломати".
Днепровско Донецкий Припятский и Днепровско- Донецкий нефтегазоносный бассейн
Днепровско –Донецкий ( Припятский и Днепровско- Донецкий) нефтегазоносный бассейн. Днепровско-Донецкий нефтегазоносный бассейн расположен в юго-западной части Восточно- Европейской платформы между Средне-Русской и Приднепровской возвышенностями на территории Украины и Белорусии. Общая площадь бассейна около 100000 кв. км.
Пустельні примітивні ґрунти
Ґрунтознавство як наука. Типи та природні умови в пустелях. Особливості морфологічної будови сіроземів. Субтропічні і тропічні пустелі. Пустелі-бархани, видовий склад мікроорганізмів та фауни. Грунти, біологічні процеси, гумусоутворення, мінералізація.
Характеристика пород свиней, разводимых в России
Задачи по увеличению высокой мясности, методы прямой селекции, способы скрещиваний. Порода как главная единица в классификации сельскохозяйственных животных. Происхождение пород свиней различных направлений, характеристика их продуктивности и разведения.
Принципы выращивания свиней
Классификация свиней по продуктивности, их разновидности. Упитанность оцениваемых животных, их кондиция и физиологическое состояние. Химический состав и калорийность мяса сельскохозяйственных животных. Перевод свиноводства на промышленную основу.
Маликов Юрий Федорович
Ю.Маликову хотелось создать ансамбль современной молодежной песни, с модными ритмами, но на нашей, российской, лирико-драматической основе. С осени 1970 г. Юрий приступил к созданию ансамбля «Самоцветы».