Полотняной загадкой называют эту удивительную вышивку, родившуюся на орловской земле почти два столетия назад. Что же представляет собой "орловский спис"?
Декор этой вышивки запоминается своими необычными, даже причудливыми очертаниями, чаще всего напоминающими "древо", "древо жизни", "древо познания добра и зла". Контуры композиции очерчены "тамбурным" швом. В орнамент нередко вводятся изображения птиц, ромбов с продолжающимися краями, крестов и других знаков, которые в древности являлись языческими символами, обладающими магической силой. Внутри контура - узорные заполнения в технике "набор", напоминающей счетную "гладь".
Узоры заполнении удивительно разнообразны. Каждая мастерица придумывала свои, подбирала для них графический рисунок, комбинировала новые и новые варианты. Поэтичны и выразительны сами названия узорных заполнении, так называемых бранок: "вороний глаз", "сосна", "волна", "дробнушки" и др. Что касается цветовой гаммы, то классическое для "орловского списа" - сочетание красного и синего, с преобладанием красного. Красный цвет в "списе" богат оттенками - от насыщенного, сочного, яркого до светлого, почти прозрачного, мерцающего и переливающегося. Этот эффект достигается за счет плотности настила различных бранок. Обилие красного цвета придает узорам чрезвычайно оптимистическое, жизнеутверждающее впечатление.
Небольшие синие плоскости и вкрапления создают особую свежесть, рельефность восприятия и необыкновенный живописный эффект. Кроме того, сочетание красного и синего наполнено глубоким духовным смыслом: красный - цвет жизни, "праздника жизни"; синий - цвет неба и воды, тех начал, которые поддерживают жизнь, самую суть ее. Позднее, в начале XX века, цветовая гамма становится разнообразнее, вводятся желтый, зеленый, синий цвет заменяется на черный, цвет "земли-кормилицы".
Откуда орловские мастерицы, простые крестьянки, черпали вдохновение? Как могли возникнуть столь причудливые узоры в воображении практичных женщин? Многие исследователи считают, что само слово "спис" означает "списывать" узоры с разрисованных морозом зимних окон. Крестьянки занимались рукоделием долгими зимними вечерами, сидя у окна при свете лучины либо свечи. Сказочные морозные узоры, увиденные в призрачном мерцании пламени, соединялись в сознании с мечтой - воспоминанием о лете с его яркими красками. Пройдя через художественное воображение мастерицы, нарядными и невиданными выходили они из-под иглы и ложились на полотно. Возможно, это так.
Другие исследователи видят в узорах "списа" продолжение традиций древнерусского шитья золотными и серебряными нитями, недаром его называют еще русским шитьем. Явно прослеживаются те же округлые, четко очерченные формы с различной плотностью заполнения фигур и элементами стебельчатого рисунка. Отличительной чертой "орловского списа" является мно-голикость. В его изменчивых формах можно увидеть много различных символов, фигур, очертаний животных.
Коллекция "орловского списа", собранная сотрудниками Орловского краеведческого музея за столетнюю историю его существования, небольшая, насчитывает около сотни единиц хранения. Каждый предмет уникален и неповторим и представляет собой большую эстетическую ценность. То, что в основной своей массе это полотенца, не случайно: в жизни крестьян они выполняли не только утилитарную функцию, но и являлись непременными атрибутами обрядов и праздников, элементами украшения жилища. Самое раннее полотенце датировано 1796 годом. Это работа крепостной крестьянки Мценского уезда. Композиция вышивки напоминает гобелены XVIII в., элементы орнамента - цветы в вазонах.
Вышивка в стиле "орловский спис" выполнена на грубом неотбеленном холсте, а нити использованы, видимо, те, которые удалось достать в то тревожное время. Более плодотворной была попытка орловской фабрики "Восход" возродить и развить в новый временной период старинную вышивку.
У орловцев и гостей города пользовались популярностью выпускаемые фабрикой в 1970-80-е гг. сувенирные полотенца, скатерти, нарядные комплекты салфеток, передники, украшенные вышивкой в технике "орловский спис". В музейной коллекции хранятся художественные панно ручной работы, выполненные на фабрике "Восход".
В наш стремительный век, предавший забвению многие виды народного искусства, "орловский спис" не ушел в небытие. Опытные мастерицы старшего поколения, такие как О.С. Лагутина, Н.В. Богатова, не забывают старинную вышивку. Юные вышивальщицы студии "Мастерицы" (руководитель В. Павлова) кропотливо изучают традиционные приемы "орловского списа", его образный и сюжетный строй, стремясь разгадать тайны старинной вышивки.
Другие работы по теме:
Социально-экономическая статистика
Определение коэффициента механического прироста населения. Расчет индекса производительности труда постоянного состава по стоимостному методу. Определение удельного веса общественных фондов потребления в общем объеме личного потребления населения.
Расчет сборочной размерной цепи
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «ПМиС» РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА «Расчет сборочной размерной цепи»
Кадровая политика современной организации
Понятие, задачи и особенности кадровой политики организации, ее взаимосвязь со стратегией развития предприятия. Прогнозирование как основа выработки кадровой стратегии организации. Планирование затрат на персонал и методы определения их эффективности.
Тезисы к экзамену по макростатистике
Макроэкономическая статистика занимается определением количественной характеристики массовых явлений и процессов. Статистика изучает показатели жизненного уровня населения и безработицы. Классификация- это систематизированное распределение явлений и процессов на определённые секции, группы, классы... классификатор- системный перечень объектов каждому из которых присваивается код, заменяющий название объекта..
Хронограф по И.А. Бунину
И.А. Бунин (1870-1953) 1870 г. 10 октября в городе Воронеже родился Иван Алексеевич Бунин 1881-1886 гг. Годы учения в Елецкой гимназии. 1887 г. В газете "Родина" напечатаны первые стихотворения и рассказы Бунина.
Хорь и Калиныч
Автор: Тургенев Иван. Рассказ начинается рассуждением автора о том, чем и как различаются люди, живущие в Орловской губернии и Калужской. «Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живёт в дрянных осиновых избёнках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело, весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дёгтем и по праздникам ходит в сапогах».
Гусевской хрусталь
История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.
Романтизм
(Франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв.
Скульптура XIX века в России
В начале 19 века русская скульптура, отразившая подъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием освободительных патриотических идей русских просветителей, приобретает мировое значение. Портретные бюсты Шубина.
Исследование резонансных цепей
федеральное агенство по образованию российской федерации Орловский Государственный Технический Университет Кафедра «Проектирование и технология электронных и вычислительных систем»
Дреговичи
Введение 1 Этимология 2 История 3 Культура Список литературы Введение Дреговичи́[1] (белор. дрыгавічы) — восточно-славянский племенной союз, обитавший в IX-XII веке в районе Гомельской [2], Брестской[3] и Минской[4] областей Белоруссии. Восточными соседями дреговичей были радимичи, северо-восточными — кривичи, южными — древляне, северо-западными - ятвяги и литва[5][6]
Кинбурнская баталия
Введение 1 Предыстория 2 Ход сражения Введение Кинбурнская баталия 1787 — эпизод русско-турецкой войны 1787—1792, когда русские войска под командованием генерал-аншефа А. В. Суворова разбили 1(12) октября турецкий десант на Кинбурнской косе (современная Николаевская область).
Лопухин, Авраам Степанович
Лопухин, Авраам Степанович Авраам Степанович Лопухин (1737—1799) — генерал-поручик, Орловский генерал-губернатор. Сын Архангельского губернатора генерал-лейтенанта Степана Васильевича Лопухина и его жены Натальи Фёдоровны урождённой Балк, родился 6 января 1737 года. В военную службу записан в 1741 году в гвардейскую кавалерию.
Вестник церковной истории
План Введение 1 Редакция 2 История Список литературы Вестник церковной истории Введение «Вестник церковной истории» — периодическое научное издание, приложение к «Православной энциклопедии». Посвящено церковной истории. Основан в 2005 г. Периодичность — четыре номера в год. Главный редактор — С.
Орёл – город первого салюта. История праздника
Ход сражения на Орловско-Курской дуге. Значение информации разведчиков в срыве внезапности немецкого наступления. Прорыв обороны фашистов и наступление на Болхов. Ожесточенные уличные бои и освобождение города Орла. Первый победный салют во время войны.
Орловский, Александр Осипович
Алекса́ндр О́сипович Орло́вский (польск. Aleksander Orłowski; 1777, Варшава — 1832, Петербург) — живописец-баталист и жанрист.
Создание презентации, формирование массива
Подготовка презентации по теме "Excel – фильтрация данных". Сличительная ведомость по материальным ценностям, форма разработки документа. Построение сводной таблицы расчета суммарного и среднего значений поля. Характеристика формирования массива.
Работа с табличным процессором Exce
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ Мценский филиал образовательного учреждения высшего профессионального образования «Орловский государственный технический университет»
по Культуре речи и стилистики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ университет Факультет Дистанционного обучения Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и стилистика»
Основные механизмы регулирования деятельности средств массовой информации
Основные механизмы регулирования деятельности СМИ Общественное и этическое регулирование. Правовое и экономическое регулирование деятельности средств массовой информации далеко не исчерпывают в демократическом обществе набор средств и технологий влияния общества и государства на медийную сферу.
Агинский Бурятский АО
Агинский Бурят-Монгольский национальный округ был создан в 1937 г. на основе Агинского аймака Бурят-Монгольской АССР и тогда же был передан Читинской области.