Златоустовская гравюра на стали зародилась в 1816 - 1817 годах.
Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западно-европейских оружейников ХVII-XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль декорирования оружия.
Златоустовское оружие завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами. В конце 1830-х годов на фабрике начинают украшать бытовые приборы - различные шкатулки, ларцы, подносы. Во второй половине XIX века ассортимент изделий расширяется - появляются украшенные столовые приборы, ножи для разрезания бумаги, сигаретницы, портсигары, охотничьи ножи и топорики.
Сегодня наряду с подарочным оружием на фабрике производят призы, декоративные сувениры, настенное панно, близкое по художественному решению к станковой живописи.
Златоустовская гравюра на стали так же, как и каслинское чугунное литье, имеет славное прошлое, глубокие традиции. Искусством златоустовской гравюры владели местные мастера, передавая его из поколения в поколение. Выполняя уникальные вещи, старые опытные граверы умели блеснуть золочением потравленой и вороненой стали, достичь в гравюре тонких переходов.
В годы гражданской войны мастера Златоустовского завода выполнили много сабель для бойцов Красной Армии с гравированными эмблемами. Гравированные с золочением сабли были преподнесены от завода К.Е. Ворошилову и С.М. Буденному. Стальные ножи для разрезания книг, украшенные революционными эмблемами, были преподнесены В.И. Ленину и Ф.Э. Дзержинскому. Наряду с этим выпускались на Златоустовском заводе и различные бытовые предметы с гравировкой.
К середине 1930-х годов старых опытных граверов оставалось на заводе уже немного (В. Киселев, И. Ногтев, Д. Яковлев и некоторые другие), их сменяла постепенно молодежь, овладевавшая техникой мастерства, а порой вносившая в это дело и элементы новаторства. Так, в 1936-1938 гг. молодой мастер А. Боронников (род. 1902 г.), ученик Д. Яковлева, развивая живописную манеру, ввел в технику гравюры никелевые тона и полутона. Начав с копирования картин, этот талантливый мастер вскоре перешел к самостоятельным композициям ("Равноправная женщина" и др.).
Однако развитию златоустовской гравюры на стали сильно мешала слабая художественная подготовленность мастеров и почти полное отсутствие какого-либо художественного руководства. Благодаря этому большинство работ, выполняемых в Златоусте, хотя и отличалось совершенством технического мастерства, но в художественном отношении оставляло желать много лучшего.
Блестящая техника гравировки на стали способом травления, которой владели мастера Златоуста, не находила правильного применения. Для того чтобы превратиться в искусство, она нуждалась в участии квалифицированного художника.
В 1958 году к работе над златоустовской гравюрой был привлечен художник М. Раков. Он выполнил для завода 15 рисунков, предназначенных для воспроизведения на небольших вещах из стали - туалетных наборах, состоящих из лоточков, тарелочек, блюдечек, разных размеров стаканчиков. Вместо громоздких шкатулок, рамок для фото, вешалок - вещей, почти не находящих применения в быту, - Раков предложил заводу ассортимент более практичных изделий. Характер гравировки также был в корне отличен от укоренившегося на заводе.
Художник отказался от всего того, что несло в себе элементы натурализма, вычурности и перегруженности изделий изобразительными мотивами либо орнаментом. В своих рисунках он отталкивался от лучших златоустовских гравюр на стали конца XVIII - начала XIX в. Золотые силуэты животных, птиц, пейзажа в его композициях четко читаются на глубоких черных матовых фонах. Рисунки лаконичны.
Несмотря на лаконизм изобразительного языка, художник сумел в каждом из своих рисунков выразить определенное настроение, скупо, но достаточно убедительно сказать о месте и времени действия.
Прекрасный анималист, тонкий лирик и миниатюрист, Раков блестяще справился с поставленной перед ним задачей. Выполненные им для златоустовской гравюры на стали рисунки в корне отличались от всего того, что делалось там в течение последних десятилетий. Они возрождали былую славу златоустовской гравюры и были положительно оценены. Производственники, например, оценили не только их художественные достоинства, но и технологичность. "Большое достоинство рисунков, выполненных художником, - заявил при их обсуждении Г.Берсенев, - что они не трудоемки в производстве".
Так в истории развития златоустовской гравюры на стали произошел перелом, коренным образом изменивший пути дальнейшего развития этой старинной отрасли русского прикладного искусства.
Другие работы по теме:
История развития станции Челябинск-Главный
Станция Челябинск-Главный как самая крупная станция Южно-Уральской железной дороги и одна из важнейших станций Транссибирской магистрали. Основные моменты ее развития. История возникновения и реконструкции пригородного и железнодорожного вокзалов.
Обряд сати
Сати, обычай сожжения вдов на погребальных кострах их мужей, был объявлен англичанами и французами вне закона как жестокий и бесчеловечный.
Плакаты, как вид наружной рекламы
Сегодня плакат – наиболее распространенный вид наружной рекламы, у которого есть неоспоримые преимущества. Плакат – недорогое удовольствие, однако отклик, который можно получить от этого вида рекламы, намного превышает затраты на его изготовление.
Фламмарион Никола Камиль
В 1861 г. появилась книга Фламмариона "Множественность обитаемых миров", которая положила на чало большой серии популярных астрономических трудов, сделавших их автора самым известным популяризатором науки своей эпохи.
Сферический треугольник и его применение
Федеральное агентство по образованию ГОУ «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)
Сферический треугольник и его применение 2
Сферический треугольник и его применение. Сферический треугольник — геометрическая фигура на поверхности сферы, образованная пересечением трёх больших кругов. Три больших круга на поверхности сферы, не пересекающихся в одной точке, образуют восемь сферических треугольников. Сферический треугольник, все стороны которого меньше половины большого круга, называется
Shevtchenko
Taras Schewtschenko Die Schulerin der Mittelschule N56 Elina Slutschenkowa Lwiw, 2000 er Grosse Ukrainische Dichter Der Grosse Ukrainische Dichter
Ліногравюра
Ліногравюра, ксилографія, офорт, літографія як форми сучасної графіки - естамп. Історія виникнення гравюри - від Китаю до лубка. Гравюра на рубежі XIX-XX ст. Японська ксилографія як визначальник ліногравюри. російська гравюра та екслібрис Відродження.
Великоустюгская чернь
Вряд ли вы сразу отыщете на карте небольшой кружок, рядом с которым два слова: «Великий Устюг». Подскажем – смотрите на самом севере Вологодской области. Нашли? В этот город мы и совершим сегодня маленькое путешествие.
Возрождение украинской культуры в 1917 1920 - х гг.
оглавление 13.5 Возрождение украинской культуры в 1917–1920 - х гг. Развитие украинской культуры ХХ в. можно охарактеризовать как период ее национально- государственного возрождения, начатый демократическими преобразованиями с 1917 г. Несмотря на все не-180
Видатні українські гравери
Творчість Григорія Левицького, Никодима Зубрицького. Тарасевич Олександр — визначний мідеритник й офортист. Мігура Іван Детесович - визначний український гравер кінця XVII - початку XVIII ст. Іван Щирський - визначний гравер на міді доби бароко.
Линогравюра
Содержание. 1. Введение. ………………………………………………………..стр. 1 2. Глава I. Эстамп. ………………………………………………..стр. 2 3. Глава II. Из истории гравюры. а) Краткий очерк истории гравюры. ……………….стр. 3
Гравюры Альбрехта Дюрера
В богатом графическом наследии а. Дюрера центральное место по праву принадлежит трём гравюрам на меди, которые вошли в историю живописи под названием «мастерские гравюры».
Что такое книжная иллюстрация
В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Слово это происходит от латинского "illustratio" - освещение, наглядное изображение.
Белое оружие
В начале XIX в. на Урале, в Златоусте, был создан новый завод, получивший весьма характерное название: Златоустовская фабрика белого оружия. Вскоре она приобрела самую широкую известность изготовлением различных образцов холодного оружия.
Битва при Мононгахеле
— сражение, состоявшееся 9 июля 1755 г. между союзными франко-индейскими и британскими войсками в Канаде во время Франко-индейской войны и закончившееся решительной победой французов и их индейских союзников.
Театр итальянской комедии Париж
Введение 1 История 2 Отличительные особенности игры 3 Репертуар 4 Труппа 5 Галерея Список литературы Введение «Театр итальянской комедии» (фр. La Comйdie-Italienne) — общее название выступавших в Париже трупп итальянских актёров (в XVII - XVIII вв.), придерживавшихся эстетики комедии дель арте, оперных трупп XVIII - XIX вв. и современного театра в Париже, играющего итальянский репертуар.
Взятие Ардагана
Введение 1 Предыстория 1.1 Штурм 1.2 Итог 2 Источники Введение Взятие Ардагана — первый крупный успех российской армии на Кавказе в русско-турецкой войне 1877—1878.
Шествие на осляти
Голландская гравюра XVII в. Шествие на осляти — обряд, совершаемый в праздник Входа Господня в Иерусалим. В письменных источниках упоминается с XVI века. В XVI веке шествие совершалась только в Кремле. С XVII века шествие проходило от Успенского собора через Спасские ворота к Входоиерусалимскому приделу Покровского собора (храма Василия Блаженного).
Семевский, Михаил Иванович
Введение 1 Служба и общественная деятельность 2 Ранние исторические работы 3 «Русская старина» 4 Репутация 5 Адреса в Санкт-Петербурге 6 Сочинения Введение
Японизм
В.ван Гог."Куртизанка" Японизм (от франц. Japonisme) — направление в европейском искусстве XIX cтолетия, сложившееся под влиянием японской цветной ксилографии (укиё-э и художественных ремёсел. Мотивы, техника и подача цвета в японском искусстве отразились на творчестве таких мастеров, как Мане, Гоген, Винсент ван Гог и других импрессионистов.
Златоустовская гравюра на стали 2
Златоустовская гравюра на стали Уникальное искусство златоустовской гравюры на стали зародилось в начале XIX века, прежде всего как искусство украшения холодного оружия в виде сюжетных миниатюр, размещённых на плоскости стального клинка.
Корона Австрийской империи
План Введение 1 История 2 Венец 3 Митра 4 Дуга 5 Скипетр и держава Введение Корона Австрийской империи была первоначально личной короной императора Рудольфа II. Поэтому она также известна как корона Рудольфа II
Сражение при Лютцене 1813
План Введение 1 Предыстория 2 Силы противников и диспозиция 3 Ход боя 4 Итоги сражения 5 После битвы 6 Источники и ссылки Сражение при Лютцене (1813) Введение
Бой при Сан-Фернандо де Омоа
План Введение 1 Предыстория 2 Британские войска 3 Ход боя 4 Контратака 5 Итог Список литературы Бой при Сан-Фернандо де Омоа Введение Бой при Сан-Фернандо де Омоа — непродолжительная осада и бой между британскими и испанскими силами, произошедший вскоре после вступления Испании в Американскую революционную войну на американской стороне. 16 октября 1779 года, после попытки осады, силами 150[?] солдат и матросов британцы штурмом взяли укрепление Сан-Фернандо де Омоа в генерал-капитании Гватемала (ныне Гондурас) на полуострове Юкатан.
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке
Введение 1 История создания 2 Описание 2.1 Отличия между картинами 2.2 Гравюра 3 В русской литературе 4 См.также Список литературы Введение «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» — портрет Екатерины II работы Владимира Боровиковского, написанный в русле сентиментализма, одно из самых известных изображений императрицы.
Анрикес, Бенуа-Луи
Бенуа-Луи Анрикес (фр. Benoit-Louis Henriquez; 1732 - 1806) — французский гравёр, ученик Дюпюи [1]. Бенуа-Луи Анрикес родился в 1732 году. С 1769 по 1779 год жил в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге, занимая должность профессора гравирования резцом в Императорской академии художеств.
Штаден, Ханс
Гравюра из книги Штадена 1557 г, изображающая каннибализм в племени тупинамба. Ханс Штаден , нем. Hans Staden (c. 1525 Хомберг (Эфце) — c. 1579 Вольфхаген или Корбах) — немецкий ландскнехт и моряк, дважды путешествовавший в Южную Америку в составе испанской и португальской экспедиций конкистадоров.
Репнин, Аникита Иванович
Аникита Репнин. Гравюра начала XIX века Князь Аники́та Ива́нович Репни́н (1668(1668) — 3 июля (14 июля) 1726, Рига) — русский генерал-фельдмаршал времен Великой Северной войны, отвечал за взятие Риги в 1710 году и был губернатором Лифляндской губернии с 1719 года до самой смерти.
Ксилографические печатные мастерские
Ксилография была изобретена в глубокой древности в странах юговосточного региона, где ксилографическим способом с камня печатались ранние буддистские тексты.
Колли
Величественный образ колли просто излучает уверенность в себе, интеллигентность и живую реакцию на все происходящее. У нее крепкое сильное туловище, крепкая мускулистая высокопоставленная шея и длинная, узкая голова, одна из самых выразительных в собачьем мире. Особое значение имеют глаза (косо поставленные, миндалевидной формы) и соответствие размеров черепа и туловища.
Лавренев Б.А.
Прозаик, драматург. Родился 5 июля (17 н.с.) в Херсоне в семье педагога-словесника. Гимназистом сбежал из родительского дома, устроился работать на корабль и ушел в заграничный рейс.