В 1765 году начинаются целенаправленные поиски, открытия, освоение самоцветных богатств Каменного Пояса. Чиновники и мастеровые, командированные в разные места таежного Урала, вольные старатели к 1885 году "объявили" более чем о трехстах месторождениях изумрудов, хризобериллов, рубинов, эвклазов, александритов, фенакитов, аквамаринов, аметистов, сапфиров, турмалинов.
Драгоценные камни, добытые на приисках, отправлялись в кладовые Екатеринбургской гранильной фабрики, которая уже в 1774 году выросла в мощное для своего времени предприятие по переработке самоцветов. Здесь, на фабрике, постепенно складывается, развивается искусство гранильщиков, чьи заветы сохранились в памяти веков как фольклор, как сказы и легенды, питающие творчество современных уральских художников-ювелиров. Фабричные мастеровые быстро освоили секреты и тонкости гранения самоцветов в "звездочку", "розой", в ленточную и бриллиантовую грань. Много рисунков-граней знали уральские гранильщики. В отчетах смотрителей фабрики упоминается "груша", "элипт", круглый, овальный "капюшон"(т.н. кабошон), четырехсторонняя, восьмиугольная грань. Под рукой уральского гранильщика, словно по волшебству, исчезали всякие пороки в камне.
Фабричные гранильщики лишь иногда получали заказы. От местной знати, от заезжих чиновников и военных. Изготовливали в основном кафтанные пуговицы из яшмы, табакерки из малахита, разные пряжки и вставки к часовым цепочкам.
Получив "вольную" (после реформы 1861 года), гранильщики стали трудиться на дому. Приобретали нехитрый инструмент, ставили в избах шлифовальные круги. К 80-м годам складываются основные центры гранильных кустарных промыслов в Екатеринбурге и его окрестностях: Березовском, Нижне-Исетске, Уктусе, Полевском, Мраморском. Развиваясь, гранильный промысел создал множество ответвлений, отраслей изготовления вещей из поделочного камня. Основными были малахитовый, яшмовый, селенитовый. А сколько узких специализаций было в промысле! В одном доме семья делала брелки, в другом - пасхальные яйца, а в третьем - пепельницы, в четвертом - спичечницы в виде башмака - всего не перечесть. И что самое интересное - кустари стали использовать поделочные камни для украшений: изготавливали малахитовые браслеты и ожерелья, бусы из хрусталя, аметиста, реже топаза, использовали сургучную и калканскую яшмы в брошах, браслетах, сережках, запонках.
Поначалу вещи отличались разнообразием, выдумкой, виртуозным мастерством, которое являло жизнь и красоту камня. Но к началу XX века почти все кустари-гранильщики оказались в полной зависимости от "давальцев" заказов. Крупные скупщики держали мастерские, магазины не только в Екатеринбурге. Они имели доступ на ярмарки в Ирбите и Новгороде, где втридорога продавали скупленные за бесценок изделия кустарей. В погоне за заработком мастера вынуждены были тратить на работу более 15 часов в сутки, не заботясь об изяществе изделий. Промысел ширился, разрастался и ... вымирал. Возрождение началось в 1919 году. Как только был Урал освобожден от колчаковцев, горный совет ВСНХ издал приказ о восстановлении гранильного дела. Постепенно гранильщики возобновили работу. Кто по прежнему - на дому, кто подался на бывшую Екатеринбургскую фабрику, которая была переоборудована в те годы в государственную мастерскую, а кто-то пошел и в артели.
Среди кустарных "предприятий" незаметно существовала минералогическая мастерская при музее Уральского общества любителей естествознания. В августе 1941 года минералогическая мастерская была реорганизована в ювелирно-гранильную фабрику. Во время войны объявились эвакуированные рабочие Киевской ювелирной фабрики. Выполняли в основном заказы фронта: пуговицы, армейские знаки отличия, хронометры, часы. Также реставрировались серебряная посуда и украшения, поступавшая большими партиями из Госфонда СССР. В 50-е годы в Свердловске было покончено с надомничеством.
На фабрику пришло новое молодое поколение рабочих, получивших хорошую подготовку в художественно-профессиональном училище, открытом в 1948 году. Появились первые специалисты, технологи, инженеры. Много внедряется технических и технологических новшеств, совершенствуется процесс золочения вещей, плавка драгоценных металлов.
Свердловская ювелирно-гранильная была вовлечена в орбиту художественной жизни. Здесь начинают работать первые профессиональные художники, складывается сильная творческая группа модельеров. Основные поиски и эксперименты по разработке новых моделей украшений со вставками из природного камня связаны с организацией на фабрике в 1963 году специализированной творческой группы, в состав которой вошли художники, модельеры, технологи, граверы-инструментальщики, нормировщики. С возникновением этой группы обновляется ассортимент массовых изделий из золота и серебра с полудрагоценным и поделочным камнем, разрабатываются и осваиваются изделия с бриллиантами, формируются стилевые особенности уральского ювелирного искусства, его направления.
С самого начала уральские художники трудятся и над созданием уникальных произведений, и непосредственно для ювелирной промышленности. Это привело к возникновению двух главных течений - промышленного и выставочного. Промышленное - обеспечивает создание удобных в носке, целостных по форме, эстетически совершенных изделий, отвечающих высоким промышленно-техническим требованиям. Оно объединяет массу украшений, которые разнятся по материалу (золото, серебро), по ассортименту (серьги, броши, кулоны и т.д.), по количеству тиражей.
Значительное место в заводской продукции занимают изделия из золота. Они выпускаются крупносерийными и малосерийными тиражами. Изделия из серебра - давняя гордость завода. Их ассортиментные и тиражные группы те же, что и у золотых. Но они имеют характерные черты, определяемые свойствами металла.
Многогранны явления промышленного искусства. Столь же многогранны творческие индивидуальности каждого из художников. Стремление художников к более полному самовыражению породило так называемые "выставочные" вещи и вместе с ними выставочное течение в ювелирном искусстве. И на Урале появилась такая категория художников.
Желание раскрыть какую-то тему, воплотить какое-то свое переживание, мысль определяют конструкцию и архитектонику вещи, диктуют выбор материала. Для уральцев характерно обращение к природе, к мотивам русского эпоса и фольклора, к мотивам бажовских сказов. В их искусстве много значат поэтическая догадка, лирический порыв, фантазия. Они верны природному камню и серебру...
Другие работы по теме:
Эркеры
Содержание Эркер — закрытая часть здания круглой, прямоугольной или многогранной формы, выступающая из плоскости стены. Обычно снабжен окнами, может быть остеклён по всему периметру. Могут быть как одно - так и многоэтажными. Несущими для эркеров являются консольные балки или камни, реже ризалит.
Антропогонические и этногонические мифы
Наиболее распространённой у коми-зырян и коми-пермяков версией происхождения человека была признающая приоритет в его сотворении верховного божества Ена, который сделал первочеловека из земли или глины.
Как защитить почки от болезни
Удар по почкам могут "нанести" горе, стресс, неприятности на работе. Ведь почки сверхчувствительны. Они - главные "очистные сооружения" нашего организма.
Желчно-каменная болезнь и ее лечение
Желчно-каменная болезнь — заболевание, обусловленное образованием камней в желчном пузыре или желчных протоках, а также возможным нарушением проходимости протоков вследствие закупорки камнем.
Желчный пузырь
Желчный пузырь - вспомогательный орган пищеварения, резервуар для хранения желчи и ее накопления.
Мочевая система
Профилактика заболеваний мочевыделительной системы. Краткая клиническая характеристика заболеваний органов мочевыделительной системы. Их профилактика и лечение.
Желчнокаменная болезнь
Желчнокаменная болезнь - заболевание, обусловленное образованием камней в желчном пузыре, реже в печеночных и желчных протоках. После 40 лет камни находят у 32% женщин и 16% мужчин.
Мочекаменная болезнь
Заболевание, проявляющееся образованием камней в почках и других органах мочевыделительной системы. Заболевание встречается у людей самых разных возрастов, от детей до пожилых людей.
Век нынешний Чацкий, Молчалин, Репетилов
Все новое — это хорошо забытое старое. И люди в течение веков не придумали и, наверное, не придумают никогда ничего принципиально нового: в грибоедовское время, до и после существовали и продолжают существовать фамусовы, молчалины, репетиловы. Они процветают и благоденствуют. И так будет всегда. Они уверены в себе, в своих жизненных принципах, они обрели «покой» и не хотят его потерять.
Сочинение по картине В.В. Мешкова Золотая осень в Карелии
Сочинение по картине В.В. Мешкова "Золотая осень в Карелии" Автор: Разное Передо мной репродукция картины В. В. Мешкова «Золотая осень в Карелии». На ней изображен осенний пейзаж. На переднем плане картины расположены камни-валуны, лежащие по кругу. И лишь один из них лежит на некотором расстоянии от остальных.
Ночью
Автор: Шаламов В.Т. Ужин кончился. Глебов неторопливо вылизал миску, тщательно сгреб со стола хлебные крошки в левую ладонь и, поднеся ее ко рту, бережно слизал крошки с ладони. Не глотая, он ощущал, как слюна во рту густо и жадно обволакивает крошечный комочек хлеба. Глебов не мог бы сказать, было ли это вкусно.
Долг служения Отечеству
Автор: Сочинения на свободную тему Моё Отечество! Огромное и сильное, терпеливое и непредсказуемое, неповторимое и самобытное, темноглазое и светлоокое! Ты – удивительное смешение Запада и Востока. Твои Уральские горы, как поясок какого-то невероятного платья, разделяют нас на европейцев и азиатов, но в конечном итоге, мы одно целое, как крона дерева, ветви которого гармонично и странно переплели в себе разные культуры и религии.
Мальчик-с-пальчик
Автор: Перро Шарль. В голодные времени дровосек оставил в лесу семерых своих сыновей. Самый младший и смышленый бросал на землю белые камни — по ним братья нашли дорогу домой. Во второй раз мальчик не смог набрать камней (родители закрыли дверь), и бросал на землю крошки, но их склевали птицы. Заблудившиеся дети пришли к дому людоеда.
Малахитовая шкатулка Павла Петровича Бажова
"Малахитовая шкатулка" Павла Петровича Бажова Автор: Бажов П.П. Любознательный читатель, взяв в руки эту книгу, непременно задумается над тем, почему она так названа. Малахитовую шкатулку — ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из других самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его жене Насте Хозяйка Медной горы.
Толстой Камни
Лев Николаевич Толстой Камни Толстой Лев Николаевич Камни Лев Николаевич Толстой Камни Пришли две женщины к старцу за поучением. Одна считала себя великой грешницей. Она в молодости изменила мужу и не переставая мучилась. Другая же, прожив всю жизнь по закону, ни в каком особенном грехе не упрекала себя и была довольна собой.
Пэйнтид-Рокс Аризона
Среди петроглифов встречаются граффити современных посетителей Пэйнтид-Рокс , англ. Painted Rocks, букв. «раскрашенные камни» — группа из нескольки сот петроглифов, обнаруженных в округе Марикопа, штат Аризона, близ города Фиба (Theba).
Златоустовская гравюра на стали
Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западно-европейских оружейников ХVII-XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль декорирования оружия.
Зорац-Карер
Введение 1 Исследования и экспедиции 2 Фотографии Список литературы Введение Зорац Карер (арм. Զորաց Քարեր — «камни воинов»), также известен как Караундж (арм. Քարահունջ) — доисторический мегалитический комплекс,[1] расположенный на горном плато на высоте 1770 метров над уровнем моря на левом берегу ущелья речки Дар, притока реки Воротан, в марзе Сюник (Армения) недалеко от города Сисиан.
Рунные камни в Еллинге
Рунные камни в Еллинге — внесённые в список Всемирного наследия валуны с руническими надписями X века, которые находятся в датском городе Еллинге. На малом камне, установленном около 955, первым датским королём Гормом Старым высечена надпись
Каменные шары Коста-Рики
— доисторические каменные шары (петросферы), не менее трёх сотен которых сохранилось в устье реки Диквис, на полуострове Никойя и на острове Каньо у тихоокеанского побережья Коста-Рики. Изготовлены из габбро, известняка либо песчаника. Их размеры разнятся от дюйма в поперечнике до двух метров; самые крупные весят 16 тонн.
Нат И
(др.-ирл. Nath Н, Dathн), сын Фиахры, сына Эохайда Мугмедона (умер около 445) — король Коннахта, верховный король Ирландии. Настоящим его именем было Ферадах (др.-ирл. Feradach), но, как утверждает среднеирландский словарь «Правда имён» (Coir Anmann), он получил прозвище Дати («Ловкий») от друида во время осады башни в Альпах: он ловил все камни и метательные орудия, которые бросали на них осаждающие[1].
Рунические камни церкви Старой Уппсалы
Введение 1 Рунический камень U 978 2 Рунический камень U 979 3 Рунический камень U 980 Введение Рунические камни церкви Старой Уппсалы — три монумента, первый из которых U 978, сохранился почти полностью, в отличие от 2-х других U 979 и U 980, представленных лишь фрагментами.
Рунические камни U 410 и U 411, Норртиль
Введение 1 Рунический камень U 410 2 Рунический камень U 411 Введение Рунические камни U 410 и U 411 — памятники XI века, воздвигнутые рядом с дорогой, ведущей к существовавшему уже в то время поселению, на месте нынешнего поселка Норртиль (швед. Norrtil), Уппланд, Швеция.
Мурастен
Му́расте́н (швед. Mora sten – мурский камень, камень из Муры) – священный камень на лугу Мура вблизи Упсалы, на котором в древности избирались шведские конунги.
Петроглифы Гямигая
План Введение 1 Галерея 2 См.так же 3 Петроглифы в России 4 Петроглифы в мире 5 Ссылка Введение Наскальная живопись Гямигая, относящаяся к IV—I тысячелетиям до. н. э. и включая период бронзы и раннего железа расположена на территории Ордубадского района, к востоку от села Насирваз, неподалёку от границы Азербайджана с Арменией.
Корона святого Эдуарда
Корона св. Эдуарда — официально используемая корона при коронации нового монарха Великобритании. Была создана в 1661 году для коронации короля Карла II. Как предполагают, для её изготовления использовали золото из венца святого Эдуарда Исповедника, английского монарха, который правил в XI веке.
Уроки природоведения. Что такое карта
Карта - это изображение какой-нибудь страны, или ее части, или сразу многих и даже всех стран с окружающими их морями и океанами. На карте можно увидеть, где в какой стране расположены города, куда текут реки, где высятся горы и как изгибается берег моря
Урал
Уральские горы узкой полосой протянулись вдоль восточной окраины Русской равнины. Длина их более 2000 км. Эти горы издавна считаются границей между Европой и Азией. Ширина их в самом узком месте 40-50 км, а в самой широкой — до 150 км.
УРАЛ: рельеф, народности, природа, экономика
рельеф, народности природа экономика. «Каменный пояс Земли Русской» «Каменный пояс Земли Русской» - так величали Уральские горы в старину. Действительно, они как бы перепоясывают Россию, отделяя европейскую часть от азиатской. Горные цепи, протянувшиеся более чем на 2000 километров, не заканчиваются на берегу Северного Ледовитого океана.
Екатеринбург
Столицу Свердловской области г. Екатеринбург легко найти на географической карте огромного Евро-Азиатского континента.
Татары
Татары являются одним из крупных тюркоязычных этносов. Общая численность 6.648,7 тыс. чел. (1989). Татары - основное население Республики Татарстан (1.765,4 тыс.чел.).
Вяземский Александр Алексеевич
Князь, известный государственный деятель. Образование получил в Сухопутном кадетском корпусе. Участвовал в Семилетней войне, потом исполнял за границей разные тайные поручения.
Бажов Павел Петрович
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода — на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником.