Чернь как вид обработки металла известна на Руси с Х века. Археологические материалы дают богатейшие коллекции произведений из серебра и золота, украшенных тонкими изящными орнаментами, наведенными по гравировке или чеканке чернью.
Технология черни состоит в том, что черный сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляют в основной металл - серебро или золото, чтобы достичь цветового контраста. В основном металле должны быть сделаны небольшие углубления методом гравировки, чеканки или травления.
Существует несколько вариантов технологического приготовления, наложения и оплавления черни. Наиболее древний и эффективный из них, сохранен и применяется мастерами Великого Устюга.
В ХVII - начале ХVIII веков широкое развитие получило искусство черни в Москве.
Активное строительство культовых сооружений и дворцовых ансамблей дало толчок развитию различных художественных ремесел, в том числе и искусству чернения. В Москву были приглашены лучшие мастера - серебряники из Пскова, Новгорода, Ярославля и других городов.
Для ХVII века характерно значительное влияние на русское искусство произведений из западноевропейских мастерских, привезенных иностранными послами в Москву. Мастера Оружейной и Золотой палат Кремля быстро трансформировали барочные мотивы орнаментики Запада. Пышные узоры из букетов или гирлянд плодов и заморских цветов стали украшать большие серебряные блюда, кубки, и оклады икон.
Но основным центром черневого искусства во второй половине ХVII века стал город на Севере - Великий Устюг. Со второй половины ХVI века и особенно в ХVII веке Великий Устюг входит в число крупнейших торгово-ремесленных центров Руси. В середине ХVII века ремеслом здесь было занято около 500 жителей городского посада, владевших 55 специальностями.
Город оказался на торговом пути, связывавшем Европейскую часть России с Сибирью. Это повлекло за собой бурное развитие ремесел, в том числе и черневого искусства.
Благодаря талантливым мастерам устюгская чернь обрела свое лицо отличное от искусства других художественных центров. В их работах особое значение обрела сюжетная гравюра, очень насыщенная, значительно более густая по цвету, нежели московская или петербургская. Фон прорабатывался штрихами, образуя своего рода сетку. Черневая композиция всегда очень четко увязывалась с золоченным, слегка углубленным фоном. Общее решение дополнялось резными или чеканными деталями.
Для Великого Устюга ХVIII век явился периодом наибольшего расцвета черневого искусства.
Великий Устюг - город с богатыми традициями художественной обработки металла. Он является центром одного из наиболее известных художественных промыслов - северной черни.
Первое официальное упоминание об устюжской черни относится к середине 18 века, когда в столицу вызывают Михаила Климшина для обучения черновому искусству "московских жителей от купечества". Этот факт подтверждает, что промысел чернового дела в это время в В-Устюге процветает. Искусство наводить черновые узоры на серебряные изделия восходит к 17 в.
Устюжская чернь по серебру ценилась благодаря высокому художественному совершенству и необычайной прочности сцепления чернового состава с серебром. Изделия мастеров 18 в. - табакерки, коробочки, потиры, оклады евангелий и икон и т.д. - отличаются изящными и разнообразными формами. В работах сочетается матовый фон серебра с золотом и глубоким бархатистым черновым рисунком. Изображения силуэтны и лишены мелкой детализации, гравировка их сочная и мягкая. Развитию чернового искусства способствовало и открытие в 1762 г. фабрики братьев Поповых, которая просуществовала 15 лет. Влияние устюжской черни сказалось на развитии всех художественных центров Севера - Вологды, Архангельска. Вятки. К 19 в. город оказался не в состоянии конкурировать с крупными столичными производствами, но секрет устюжской "черни" вечной прочности был сохранен.
В 1932 г. образуется артель "Северная чернь". К созданию новых рисунков были привлечены профессиональные художники. С 1936 г. артель возглавил выпускник Петербургской Академии художников Шильниковский Е.П. Великолепный рисовальщик, график он обращается к литературным произведениям и создает целые серии по произведениям Пушкина, Гоголя, Крылова. Искусство черни в Великом Устюге вновь было поднято на небывалую высоту. В 1937 г. на выставке в Париже велико-устюгское черновое серебро было награждено золотой медалью и дипломом.
В 1961 г. артель переименована в фабрику, затем завод "Северная чернь". Ведущие современные художники промысла: Тропина Е.Ф., Бобылева Л.М., Шорохов В.П., Меньшикова Л.С. обращаются к традициям древнерусского прикладного искусства. Ювелирные украшения, чарки, братины, стопки, столовые комплекты ложек, вилок и ножей украшаются крупными растительными узорами с введением в них изображений птиц, сказочных зверей, мифологических существ.
Мастера серебряного дела стали обучать своему ремеслу не только в северных ремеслянных мастерских, но и серебряников Москвы.
В Московском архиве сохранились документы, которые указывают, что в 1744 году в Москву был вызван из Великого Устюга мастер Михаил Климушкин "для обучения оного мастерства московских жителей из купечества".
В середине ХVIII века и на северных мастеров оказал влияние широко распространенный в Западной Европе стиль "барокко". Сложные сюжетные композиции стали завершаться пышными рамками. В центре изображались охотничьи сцены, пасторальные сюжеты. Влияние Западноевропейской сюжетики сказывалось и на исполнении основной части композиции на табакерках, коробочках, флаконах.
В 1780-х г.г. роккальные и барочные мотивы в северной черни все чаще начинают вытесняться сюжетами нового стиля - строгого классицизма. Переход к классицизму ознаменовался отказом от излишней пышности декора, от торжественной театральности сюжетов. К концу ХVIII - началу XIX в.в. относятся работы мастера Жилина, в которых он применил новый технический прием - вместо лучеобразно расходящихся линий, он вводит сплошной узор из черневых звездочек и миниатюрных букетов.
С середины XIX века черневое дело переживает полосу постепенного упадка. Мастера не в силах бороться с проникновением капиталистических отношений и промышленной продукции. Конкуренция относительно дешевых серебряных изделий с простыми орнаментами вынуждает их к сокращению производства и превращению крупного центра черневого искусства в провинциальные мастерские, оторванные от крупных рынков.
Для того, чтобы возродить это искусство в советский период потребовалось немало усилий. Технология черни требует опыта и особых навыков мастеров. Возрождение народного художественного промысла "Северная чернь" связывается с именем потомственного мастера М.П.Чиркова.
Под его руководством молодые мастера освоили технику черневого дела. Объединившись в артель "Северная чернь", они наладили выпуск подстаканников, портсигаров, ложек и других простых в производстве изделий с незатейливым цветочным орнаментом.
Для совершенствования художественного качества изделий Чирков привлек художника Е.П.Шильниковского - выпускника Петербургской Академии художеств. Изучив особенности старого черневого искусства, художник сумел выявить и восстановить прерванные традиции. Е.П.Шильниковский вводит в сюжетику новые темы, в частности, из русских сказок.
Первая наиболее крупная партия серебряных изделий с его рисунками на тему произведений А.С.Пушкина получила на Парижской Всемирной выставке в 1937 году Большую Серебряную медаль и Диплом.
С тех пор завод принимал большое участие в различных выставках и конкурсах, как в нашей стране, так и за рубежом. Изделия "Северной черни" побывали на Всемирных выставках в Брюсселе и Монреале Нью-Йорке и Осаке.
Другие работы по теме:
Лермонтов м. ю. - Пространство поступков в лирике лермонтова.
Каждый человек живет в двух мирах: мире реальном и мире духовном. Русская литература - литература пророческая, и Лермонтов так же, как и Пушкин, считал себя поэтом-пророком, который должен не просто воспитывать людей и учить их нравственности, а открывать им истину, как бы тяжела она ни была. С самого детства он знал о своем предназначении и понимал, что это не подарок судьбы, а тяжелая ответственность перед человеком и Богом.
Окуджава б. ш. - Мой современник булат окуджава
Откуда приходят в поэзию поэты? Кто из них просто прохожий, кто, поселившись в ней, остается навсегда? И почему происходит так, а не по-другому? И когда мудрость поэта станет правдой жизни?
Пугачев герой поэмы Есенина
Поэма С.А. Есенина «Пугачев» – это драматическое произведение, обращенное к сложному историческому периоду. В эпоху революционного перелома XX века Есенин пытается понять сущность мятежной, революционной стихии. Поэтому его так интересует Емельян Пугачев, герой народного восстания.
Пугачев герой поэмы С. А. Есенина
Есенин – очень своеобразный и противоречивый поэт, бунтарь и лирик, который бесконечно любил Россию, посвящал ей свои лучшие стихи, связывал свою жизнь только с ней.
Чувства добрые я лирой пробуждал Пушкин
В стихотворении «Памятник» Пушкин, осмысливая миссию поэта, «итожа жизнь свою», определяет: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Образ Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. До Лермонтова в русской поэзии не было художественного воплощения образа «духа зла» (за исключением известного стихотворения А. С. Пушкина «Демон»). В мировой же литературе традиция произведений о сверхъестественном существе, отпавшем от Бога, представлена широко и восходит к библейской легенде о возгордившемся ангеле, свергнутом с неба за свой бунт против божественной власти.
Народ и власть по трагедии Борис Годунов
Автор: Пушкин А.С. Да, жалок тот, в ком совесть нечиста. А. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин часто обращался к русской истории, ее самым острым и драматичным страницам. В трагедии “Борис Годунов” поэт воскресил “минувший век во всей его истине”. Автору удалось достигнуть небывалых вершин в искусстве драмы...
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна, но ведущее место в ней занимает тема поэта и поэзии, ведь поэтическое творчество было его основным занятием, и он высоко оценивал роль и характер поэта. Его перу принадлежат более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии.
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина 3
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Автор: Пушкин А.С. "Неподкупный голос мой был эхо русского народа», – так сказал о своей поэзии А.С.Пушкин. Вопрос о назначении искусства, о роли поэзии волновал поэтов задолго до Пушкина. Из глубины веков до нас дошел голос римского поэта Горация, который первым уподобил поэзию памятнику: «Я воздвиг памятник».
Анна Ахматова 2
Анна Ахматова Неизвестное стихотворение Публикация и комментарий Анатолия Наймана версия для печати (22758) « ‹ – › » Безумцы! Я сама не знаю, Не знаю я куда иду –
Мой современник — Булат Окуджава
Откуда приходят в поэзию поэты? Кто из них просто прохожий, кто, поселившись в ней, остается навсегда? И почему происходит так, а не по-другому? И когда мудрость поэта станет правдой жизни?
Лирика Пушкина
Быть может, в лете не потонет строфа, слагаемая мной… Каждый «взыскательный художник» в своей жизни пытается достигнуть того, чтобы его помнили, не забыли. И великий русский писатель А.С. Пушкин, как истинный творец, делает что-то значимое, большое, важное для всего человечества, хочет, чтобы окружающие его люди осознали значение, миссию поэта в мире, поняли его творчество, надеется, что «в лете не потонет строфа, слагаемая» им, ведь творец живёт лишь тогда, когда живёт его поэзия.
Пространство поступков в лирике Лермонтова
Каждый человек живет в двух мирах: мире реальном и мире духовном. Русская литература - литература пророческая, и Лермонтов так же, как и Пушкин, считал себя поэтом-пророком.
Поэт и чернь Творчество Б.Окуджавы
Автор: Окуджава Б. У оврага кузнечик сгорает. Рифмы шепчет, амброзию пьет И худым локотком утирает Вдохновенья серебряный пот. Б. Окуджава Очень многие современные поэты и писатели всегда будут благодарны Булату Окуджаве за помощь. Он помогал талантливым, но не умеющим пробиться сквозь цензуру того времени.
Нарід чи Чернь
Автор: Самчук Улас. (Стаття надрукована у Києві 9 листопада 1941 року в газеті «Українське слово») «На кожному кроці наших трагічних буднів у першу чергу бачимо чорним по білому писане: Хто ми? Нарід чи чернь? Нація чи маса? Організована, свідома, вигранена збірна одиниця чи юрба без'язикових і безликих постатей?»
Улас Самчук. Нарід Чи Чернь
При першому погляді на дійсність це питання не дає нам спокою. Воно врізається в нашу свідомість, воно переслідує нас вдома, на вулиці, в установі, на базарі, у трамваї... На кожному кроці наших трагічних буднів у першу чергу бачимо чорним по білому написане: «Хто ми? Нарід чи чернь? Нація чи маса?.. Організована, свідома, вигранена збірна одиниця, чи юрба без'язиких і безликих постатей?» І дати на це одразу, без вагань виразну відповідь ми тоді намагаємось.
Поэт, чернь и автор
Стихотворение Пушкина «Поэт и толпа», опубликованное впервые в 1829 году в «Московском вестнике» под названием «Чернь», вызвало весьма противоречивые отклики современников, да и после смерти поэта оно не раз являлось предметом полемики.
Стихотворение Пушкина Пророк
Знаменитое стихотворение «Пророк», написанное в 1826 году по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный поэт ехал для встречи с новым царем, выявляет представления Пушкина об особой роли поэта и назначении поэзии в жизни. Это стихотворение стало итогом его размышлений о себе, своем творчестве, обозначившим переломный момент в его жизни и поэтической эволюции.
Великоустюгская чернь
Вряд ли вы сразу отыщете на карте небольшой кружок, рядом с которым два слова: «Великий Устюг». Подскажем – смотрите на самом севере Вологодской области. Нашли? В этот город мы и совершим сегодня маленькое путешествие.
Культура Древней Руси 14
Культура Древней Руси Культура Древней Руси шла по пути самобытного развития, достигнув высокого уровня уже в XI в. Она выросла на плодотворной почве культур местных восточнославянских племён и постоянно развивала контакты с культурами других стран, в первую очередь Византии, Болгарии, стран Центральной Европы, Скандинавии, Хазарского каганата и арабского Востока.
Гонди, Жан Франсуа Поль де
Введение 1 Биография 2 Мемуары 4 Электронные ресурсы Введение Жан-Франсуа́ Поль де Гонди́, известен как кардина́л Рец, (20 сентября 1613(16130920), Монмирай — 24 августа 1679, Париж), архиепископ Парижский, выдающийся деятель Фронды, автор знаменитых мемуаров. Четвёртый подряд представитель итальянского рода Гонди на парижской епископской кафедре.
Уот Тайлер
Уолтер "Уот" Тайлер (англ. Walter "Wat" Tyler; 4 января 1341 - 15 июня 1381) — предводитель крупнейшего в средневековой Англии крестьянского восстания 1381 года.
Анна Якшич
Введение 1 Происхождение 2 Анна в Москве 3 Смерть Анны Список литературы Введение Анна Я́кшич, в замужестве Глинская — супруга князя Василия Львовича Глинского, мать Елены Глинской, бабка и, по некоторым данным, воспитательница[1] первого русского царя, Ивана Грозного. Известна главным образом в связи с великим московским пожаром 1547 года, в котором москвичи винили её «волхвования».
Восстание Барабаша и Пушкаря
Введение 1 Предыстория 2 Восстание 3 Последствия Список литературы Введение Восстание Барабаша и Пушкаря — восстание Левобережной Украины эпохи гражданской войны 1657—1658 годов (Руины) против пропольского гетмана Ивана Выговского.
Геральдика
Введение 1 Цвета в геральдике 1.1 Символика цветов Список литературы Введение Гера́льдика (лат. heraldus — глашатай) — гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов.
Белый террор Франция
«Белый террор» (фр. Terreur blanche) — так называется ряд жестокостей и насилий, совершенных во Франции роялистами в 1815—1816 годах под белым знаменем Бурбонов.
Календарные беспорядки
(1583—1589 годы) — протестное движение средневековых рижан против аннексировавшего город Польско-литовского союза. Стали результатом острых политических, социально-экономических, а также этно-религиозных противоречий, возникших после включения Риги в состав Речи Посполитой в 1581 году. Несмотря на то, что календарные беспорядки были подавлены, недовольство немецкой буржуазии сохранялось и привело в конечном счёте к свержению польской власти в 1621 году.
Лжедимитрий I
Личность Лжедимитрия 1. Григорий Отрепьев. Судьба самозванца.
Кострома
Кострома, центр Костромской области, расположен на Костромской низменности, в 372 км к северо-востоку от Москвы.
Сандберг Карл
Сандберг Карл (Carl Sandburg, 1878—) — крупнейший поэт современной Америки. По национальности — швед. Во время испано-американской войны был волонтером в войсках США. В 1907—1908 С. — районный организатор соц.-дем. партии в штате Висконсин.
Эжен Делакруа
Эжен Делакруа – французский живописец. Крупнейший представитель прогрессивного романтизма. Картины ”Данте и Вергилий”, “Резня на Хиосе”.