Собор Покрова на Рву
Дата создания: 1555 г. - 1561 г.
Автор: Барма, Постник
Материал, техника: кирпич, белый камень, полихромная керамика
Возведен в 1555-1561 гг. на Красной площади у каменной Троицкой церкви "на рву" 1553 г. зодчими Бармой и Постником Яковлевым как храм-памятник в честь покорения Иваном IV Казани в 1552 г. и во славу павших при этой битве воинов (Троицкая церковь вошла в состав нового храма). У его стен похоронен популярный в народе в те времена юродивый Василий Блаженный, и над гробом его в северо-восточном углу храма в 1588 г. был устроен придел, давший имя собору, более употребительное, чем его основное название.
Первоначально строителям было предложено соорудить храм Покрова с семью приделами (не считая Троицкого) во имя тех святых, память которых отмечалась в дни основных этапов завоевания Казани. Так, 30 августа, в день трех патриархов александрийских Павла, Александра и Иоанна (северо-восточный придел) был разгромлен большой отряд татарской конницы князя Япанчи; 30 сентября, в день памяти Григория Армянского (северо-западный придел) произошло взятие Арской башни и крепостной стены города; 1 октября, в день Покрова начался решительный штурм; 2 октября, в день Киприана и Устиньи, северный придел русские окончательно овладели Казанью и т.д.), а также тех святых, которые имели определенное отношение к царствующей династии (как полагают, например, некоторые исследователи, посвящение юго-западного придела Варлааму Хутынскому связано с почитанием памяти Василия III, который, приняв перед смертью постриг, стал носить имя Варлаама. Но ради симметрии плана зодчие отступили от наказа и ввели восьмой придел, который был посвящен эпизоду земной славы Христа - входу в Иерусалим, вызывавшему ассоциации с торжественным вступлением русского войска в Москву после казанского похода под предводительством Ивана IV.
Мемориальный характер Покровского собора воплощен во всей его архитектуре ликующе-праздничной и нарядной. Это шатровый столпообразный храм, явившийся как бы синтезом архитектурных форм этого типа сооружений, и прежде всего таких его лучших образцов, как церкви в Дьякове и Коломенском. На едином основании - высоком подклете поставлены девять самостоятельных зданий, соединенных между собой переходами: восемь увенчанных главами приделов (четыре из которых имеют столпообразную ярусную форму) окружают высокую центральную башню церкви Покрова, завершающуюся шатром и главкой (приделы расположены по углам двух квадратов, смещенных по отношению друг к другу на 45, образуя восьмиконечную звезду). Первоначально вся эта живописная группа зданий была опоясана открытой террасой-гульбищем (в 1670-1690х гг. над ней, как и над открытыми наружными лестницами, ведущими на подклет, возвели своды и превратили ее в крытые галереи, а над крыльцами поставили шатры). Восьмиконечная звезда плана собора повторена в основании шатра центральной башни, ранее окруженном восемью декоративными главками (уничтожены в 1781-1784 гг.); главки были и у основания подкупольного барабана западного придела.
Сначала купола храма были, видимо, шлемовидными, но довольно скоро (в конце XVI в.) их заменили узорными луковичными главами, что больше отвечало всему узорочью декоративного убранства Василия Блаженного, как и многоцветная окраска, сменившая в XVII в. прежний красный цвет с разделкой белыми швами "под кирпич" и с белокаменными деталями. Форма ярусной башни-столпа, составленной из восьмериков, доминирует в архитектуре собора, сообщая ему устремленность ввысь. Вдвинутые между столпами приделы благодаря своим небольшим кубическим основаниям и трем ярусам кокошников, "поднимающих" главу, также оказываются похожими на башни. Если в композиции объемов господствует восьмерик, то в декоре ведущей является форма кокошника.
Поставленные "вперебежку" кокошники разных размеров, по-разному декорированные и в разных сочетаниях, обрамляют основные объемы и вносят ту же динамику движения вверх, которой наделены все элементы архитектуры памятника.
В соответствии с мемориальным характером собора акцент сделан на его наружном убранстве, причем стихия декора (все эти пилястры, филенки, стрелы, муфтированные колонки, карнизы, машикули, розетки и т.д.) торжествует над ордерным началом, оплетая все формы сверху донизу. Внутри башни храма декорированы очень сдержанно. В шатре центрального столпа имеется орнаментальная роспись XVI в., выполненная черной и красной красками по белому фону (подобная же роспись сохранилась в шатре Троицкого придела): в декоративные "кирпичные" арки, опирающиеся на фризовые тяги восьмерикового основания шатра, вписаны раковины, напоминающие раковины в закомарах Архангельского собора в Кремле; на эти же тяги опирается ажурная сетка из гибких линий, также расписанных "под кирпич" и как бы воссоздающих конструкцию шатра (нечто подобное можно видеть в наружном белокаменном декоре шатра церкви Вознесения в Коломенском). Под шатром раскрыты фрагменты фресковой надписи XVI в. о завершении строительства Покровского храма в 1561 г. Внутренние переходы и галереи расписаны в XVII в. пышным растительным орнаментом, включающим мотивы цветов и трав (западный участок внутренней галереи сохранил уникальный для своего времени кессонированный потолок и роспись XVI в., имитирующую кирпичную кладку).
В XVIII-XIX вв. стены собора были покрыты масляной живописью (при реставрации эта роспись невысокого качества постепенно удаляется; фрагменты живописи XVIII в. в центральном столпе сохранены). Иконостасы приделов перенесены из других церквей (как правило, из разобранных в XVIII в. храмов Московского Кремля) или установлены сразу после окончания строительства (есть среди них и старые тябловые иконостасы и новые XVIII-XIX вв.). Иконы в иконостасах относятся к XV-XVII вв. К числу лучших образцов иконописи принадлежит икона "Вход в Иерусалим" XVI в. в западном Входоиерусалимском приделе. Колокольня возведена в 1681 г. на месте звонницы конца XVI в., четверик которой послужил основанием для сооруженного над ним шатрового восьмерика. Постройка Покровского собора вне стен Кремля на главной торговой площади города подчеркнула его общенародное значение и сделала храм новым центром Москвы. Как памятник архитектуры, он знаменовал собой вершину развития московского зодчества XVI в.
Другие работы по теме:
Храм Воскресения Словущего Коломна
Введение 1 История 1.1 Современная история 2 Святыни Список литературы Храм Воскресения Словущего (Коломна) Введение Храм Воскресения Словущего —- один из древнейших храмов в Коломне, приписаной храм Успенского собора (г. Коломна). Расположен на территории Коломенского Кремля.
Шукшин в. м. - Нравственные проблемы в рассказах в. шукшина.
Рассказы Василия Шукшина раскрывают все стороны повседневной жизни простого человека. Пи сатель как бы “рисует” картины жизни отдельных людей, их отношения, характеры, привязанности, стремления и многое другое, что только может происходить в жизни любого человека. Все рассказы написаны простым “народным” языком, возможно, поэтому они так легко читаются.
Сочинения на свободную тему - Кот василий деловое описание 2
Василий это персидский кот наших соседей. Он очень важный потому что у него есть настоящий паспорт и родословная. Длинная серая шерсть. Василия к зиме приобретает голубоватый оттенок становится густой и длинной и превращает кота в настоящего красавц.
Большая Грузинская улица
В 1725 году спасаясь от турецких и персидских захватчиков, в гостеприимную Москву переселился грузинский царь Вахтанг VI с сыновьями Бакаром и Георгием и свитой из князей, дворян и простых людей численностью более трех тысяч человек.
Юродивый
Одной из главных достопримечательностей Москвы является храм Покрова Богородицы на Рву, который находится на Красной Площади. Его другое название - Собор Василия Блаженного. Почему же Собор связывается с одним из московских юродивых XVI века?
Красота и жизнь в «Золотом храме» Юкио Мисимы
Конфликт между красотой и реальной действительностью оказывается невыносимым, так что после долгих колебаний послушнику ничего не остается, кроме как поджечь храм. Он понимает, что только после этого сможет жить дальше.
Памятник искусства Капля нефти
Памятник искусства "Капля нефти" Автор: Сочинения на свободную тему В мире есть много памятников, все они имеют огромное культурное значение для человечества. Например, в столице России, Москве, есть замечательный храм Василия Блаженного, это строение является хранителем нашей истории.
Архитектура Руси в 16 веке
Отличие Кремля от европейских столиц. Архангельский собор . Колокольня Ивана Великого . Церковь Вознесения в Коломенском .
Храм Воскресения Христова (Спас на Крови)
1 марта 1881 года И. Н. Гриневицкий, террорист из "Народной воли", взрывом бомбы смертельно ранил на набережной Екатерининского канала Императора Александра II. Уже через полмесяца на месте убийства была освящена передвижная временная часовня.
Храм Василия Блаженного)
В 1555 году по указу Ивана Грозного взамен деревянных церквей началось строительство большого каменного Покровского собора, который стал одним из самых замечательных произведений русского национального искусства.
Храм Покрова Божией Матери
Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды.
Ушатый-Чулок, Василий Васильевич
Василий Васильевич Ушатый-Чулок (ум. 1549) — князь, окольничий, боярин и воевода на службе у Великих князей московских Василия III и Ивана Грозного, второй из пятерых сыновей Василия Федоровича Ушатого, внук первого князя Ушатого. Принадлежал к роду князей моложских, отрасли князей Ярославских, XIX колено от Рюрика.
Основные типы деревянных храмов
Введение 1 Клетский храм 2 Шатровый храм 3 Многошатровый храм 4 Ярусный храм 5 Многоглавый храм 6 Каркасная церковь Список литературы Введение Древнерусские деревянные храмы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Сонсан Кая
(кор. 성산가야, 星山伽耶) — один из шести племенных союзов древнекорейского государства Кая. Название в дословном переводе означает «Храм звёздной горы». Существовало и второе название союза — «Пёкчин Кая» (벽진가야, 碧珍伽耶) (буквально «Храм зелёных (синих) драгоценностей»).
Ноздроватый-Звенигородский, Василий Иванович
Князь Василий Иванович Ноздроватый-Звенигородский (возможно написание Ноздреватый) (умер 1512) – окольничий и воевода на службе у московских князей Ивана III и Василия III, часто выполнял дипломатические поручения. Рюрикович в XVII колене, сын Ивана Александровича Большого, удельного Звенигородского князя из Звенигорода на Оке, отделившегося от верховского Карачевского княжества (не путать со Звенигородом на Москве-реке).
Ростовский, Дмитрий Владимирович
Князь Дмитрий Владимирович Ростовский (ум. 1518) — боярин и воевода на службе у Московских князей Ивана III и Василия III. Рюрикович в XIX колене, потомок Ростовских князей, суверенных прав уже не имел, его отец Владимир Андреевич продал свою долю в Ростовском княжестве Ивану III. Его младший брат Александр, сыновья Пётр Бессчастный и Андрей также находились на службе у московских князей.
Траханиот, Юрий Дмитриевич
(по прозвищу Малый) (2-я пол. XV — 1-я четв. XVI в.) — придворный и дипломат на службе у Великих князей Московских Ивана III и его сына Василия III, возможно, переводчик.
Дмитрий Иванович Внук
(10 октября 1483— 14 февраля 1509) — сын Ивана Молодого и Елены Волошанки, внук Ивана III. Претендент на московский престол, в 1498 году был венчан на великое княжение своим дедом Иваном III, в связи с кончиной от болезни старшего сына и наследника Ивана III — Ивана Ивановича Молодого, так как в России с XV века уже установилось новое правило наследования престола, по которому уже не братья, а сыновья были преемниками великого княжения.
Еропкин, Фёдор Степанович
(первая половина XV — начало XVI веков) – боярский сын, голова, дипломат и воевода на службе у московских князей Ивана III и Василия III. Рюрикович в XVIII колене, младший сын Степана Ивановича Еропкина и внук родоначальника Еропкиных Ивана Евстафьевича Еропки из рода князей Смоленских. Его старший брат Еропкин-Кляпик, Михаил Степанович также находился на дипломатической службе.
Одоевский, Иван Семёнович
Иван Семёнович Одоевский Сухорук - князь, воевода, сын Семёна Юрьевича, брат Василия и Петра. Один из рода удельных князей Одоевских, происходящих от князей Новосильских, отдаленных потомков Рюрика.
Иван Васильевич Белёвский
— князь, воевода, сын Василия Михайловича, брат Андрея и Василия. Первоначально служил Великому князю Литовскому. Не ясно, когда произошел его переход на службу к Великому князю Московскому. Однако уже в 1490 году посол Ивана III к польскому королю Казимиру Михаил Еропкин передавал жалобы на разбой совершаемый в отношении князя Ивана, со стороны князей Дмитрия и Семёна Воротынских.
Цибильчальтун
Храм Семи кукол. Цибильчальтун (юкатек. Dzibilchaltъn, Ts'нibil Chбaltun) — археологический памятник майя в мексиканском штате Юкатан примерно в 15 км к северу от столицы штата города Мерида.
Телешов, Иван Иванович
(возможно написание Телешев) - дьяк, думный дьяк (1520), дипломат на службе у московских князей Ивана III и Василия III. Служба у Ивана III В 1500 г. был послан Иваном III литовскому князю Александру объявить, что Семён Стародубский и Василий Рыльский со своими вотчинами перешли под власть Московского князя и будут под его защитой.
Памятники Москвы
ДОКЛАД по москвоведению на тему: Памятники Москвы работа ученика 10 «Б» класса школы № 655 Семёнова Павла. г. Москва, 1999г. «...За что ж? Ответствуйте: за то ли,
Александро-Невский собор Москва
Александро-Невский собор — снесённый кафедральный собор на Миусской площади в Москве. Крупнейший из ряда соборов Александра Невского, построенных на территории Российской Империи. Второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя.
Храм Луны
Восстановленная роспись на потолке храма Луны Не следует путать с Пирамида Луны. Храм Луны , или Уака Луны — сооружение из самана на севере Перу в регионе Ла-Либертад, примерно в 5 км от г. Трухильо. Храм относится к древней культуре Мочика. Недалеко от него находится Храм Солнца, тоже культуры мочика; между двумя храмами находился город.
Курбский, Михаил Михайлович
Михаил Михайлович Курбский (умер 1546) — князь и воевода на службе у московскоих князей Василия III и Ивана Грозного. Сын князя Михаила Фёдоровича Карамыша, отец князя Андрея, известного оппонента Ивана Грозного.
Жареной, Фёдор
Фёдор Жареной (XVI век) — российский оппозиционер, крестовый дьяк великого князя Василия Иоанновича. Биография Служил митрополичьим дьяком во времена Василия III. Вместе с Иваном Беклемишевым и Вассианом Патрикеевым входил в кружок Максима Грека. С митрополитом Даниилом был в ссоре из-за финансовых разногласий.
Анна Васильевна
Дочь великого князя московского Василия Васильевича Темного, жена великого князя рязанского Василия Ивановича.
Василий Блаженный
Юродивый московский. Василий Блаженный родился в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству.
Василий Блаженный
Дошедшие до нашего времени биографические сведения о Василии Блаженном отличаются чрезвычайной скудостью и во многом напитаны ароматом легенды. Считается, что будущий святой родился около 1464 года в сельце Елохове под Москвой.