Венецианов Алексей Гаврилович (1780 - 1847)
Художник-живописец, мастер бытового жанра, произведений на тему крестьянской жизни, портретист, литератор.
Алексей Венецианов был первым художником в истории русского искусства, который не только изображал быт крестьян, крестьянские жанры, но и создал поэтический образ крестьянской России, создал единство русского человека и окружающего гармонического мира.
Венецианов - мастер парадоксальный, совмещающий в себе противоречивые начала и добивающийся их гармоничного единства. Он пишет произведения маленького размера, традиционно - еще со времен малых голландцев - предназначенные для украшения жилых помещений. Подобно старым мастерам, он внимателен к деталям и с их помощью создает любовное изображение быта.
Родился 7 февраля 1780 года в Москве в семье небогатого купца. Учился в частном московском пансионе. С детства обнаружил способности и любовь к рисованию, но сведений о его первоначальном художественном обучении не сохранилось. Особый интерес он проявлял к портрету. Самая ранняя из сохранившихся работ - "Портрет матери, А. Л. Венециановой" (1802).
В 1807 году Венецианов переселился в Петербург, поступил на службу. Одновременно он серьезно занялся занялся живописью - брал уроки у Боровиковского, копировал в Эрмитаже картины старых мастеров. В 1811 году "Автопортрет" доставил автору первое академическое звание назначенного, а "Портрет К. И. Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками" - звание академика.
Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной.
В 10-е годы формируется мировоззрение Венецианова. Он - один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методу взаимного обучения - легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе. В 1818 году Венецианов оставил службу и стал подолгу жить вТверском имении Сафонкове, воплощая в живописи свои новые художественные представления.
После успеха картины "Гумно", купленной у художника за значительную сумму, он решил употребить вырученные деньги "на обучение молодых бедных людей" по новому методу. Ученики мастера - в ряде случаев крепостные - жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно.
Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов. Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таб-лиц с изображением отдельных частей тела. Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным.
В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всЕ большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание. Попытки получить место преподавателя в Академии художеств или в Московском Училище живописи и ваяния окончились неудачей. Умер Венецианов внезапно, от несчастного случая в дороге - опрокинувшиеся на крутом поворота сани нанесли ему смертельный удар.
Другие работы по теме:
Методические рекомендации для школ нацменьшинств Введение
Проект подготовлен в соответствии со вторым пунктом 41 статьи закона об образовании, где сказано, что программы образования для нацменьшинств дополнительно включают необходимое содержание соответствующей этнической культуры и интеграции в латвийское общество
Русское искусство XIX начала XX века
Идея “совмещения этапов” применительно к искусству xix-начала XX века. Убыстрение темпа художественной эволюции и его следствия. Ситуации рубежа веков: искусство “около” 1800 и 1900 года. Художественный мир Петербурга и Москвы: судьба антитезы
Возниконовение жанровой живописи
Введение Жанровая живопись как концептуально необходимое подразделение в системе жанров возникает в России в начале XIX века, значительно позднее, чем это произошло в европейской живописи. В русском XVIII веке существовали лишь разрозненные, в большинстве своем подражательные попытки живописи «в домашнем роде».
Художники первой половины XIXвека.
Василий Тропинин (1776-1857) Василий Андреевич Тропинин родился в семье крепостных, но сильный характер, терпение и безграничная любовь к искусству помогли ему отстоять своё право заниматься любимым делом и стать одним из крупнейших портретистов первой половины XIXстолетия.
Своеобразие романтизма в России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Шпаргалки по культурологии
18 Культура России XVIII в. При Петре 1 проблема образования становится государственной проблемой 1, Обучение за границей2, Создается с-ма светских школ Устав народных училищ предусматривалс-му единой светской школы от малого народного училища до университета. Появились навигационные, инженерные, мед.школы.
Культура и ее ценности
Культура как общественное явление, ее понятие, сущность, структура, функции и типология. Анализ искусства в системе культурных ценностей. Влияние христианства на формирование древнерусской культуры. Сущность и характерные черты молодежной субкультуры.
Сферы духовной культуры. Культурный взлет России в XIX веке
Духовная культура - это результат познавательной деятельности людей. Это системы воспитания, правила поведения, нравственные нормы общения, этика и этикет. Это произведения искусства и литературы, художественные образы, эстетические ценности.
Русская портретная живопись ХIХ века
Важность портрета, как одного из основных жанров изобразительного искусства. Его роль в культуре и искусстве ХIX века. Знакомство с основными работами русских портретистов, с их жизнью и творчеством. Задачи и значение товарищества передвижных выставок.
Русская культура XIX века
Особенности "Золотого века" XIX классического русского искусства, как необычайного взлета отечественной культуры в первой половине ХІХ века. Культурология как наука: методы и основные направления, история возникновения и развития культурологии как науки.
Венецианов Алексей Гаврилович
Русский живописец. Один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы (бытовые сцены, портреты-типы крестьян).
П. П. Свиньин и его Русский музеум
Кроме Эрмитажа лишь залы Академии художеств, где работали и выставляли свои произведения современные скульпторы и живописцы, могли, казалось бы, познакомить зрителей с русским искусством; но попасть в музей Академии было не легче, чем в Эрмитаж.
Русская пейзажная живопись
Завоевания и достижения русской пейзажной живописи 19 века имеют мировое значение и непреходящую ценность; “образы природы обогатили русскую и мировую культуру”.
Русская бытовая живопись второй половины XIX века
В 1863 году, когда тринадцать молодых художников покинули стены петербургской Академии художеств, они не только отказались от писаний дипломных работ на темы из скандинавской мифологии, но и потребовали равноправия бытовой живописи.
Мир детства в творчестве В.А. Серова
Большой вклад в понимание мира детства внесли литература и искусство, развитие которых определялось в значительной мере социально-экономическими и культурными изменениями, происходившими в Новое время.
Усадьбы Всеволожского района
Авторским коллективом была изучена также территория Всеволожского района, образованного на древних землях, освобожденных Петром 1 от шведов во время Северной войны.
Тверская культура в XIX веке
Основные достижения культуры в духовной и общественной жизни, образовании и литературе Тверской губернии. Проведения реформ системы образования, развитие гимназий и ремесленных школ. Деятельность и творчество Исаака Ильича Левитана - мастера пейзажа.
Декоративно-прикладное и народное искусство
Русское прикладное искусство в первой половине XIX столетия. Перемены в исторической живописи. Отставание академического исторического жанра. Свободный рисунок Кипренского. Выражение романтической тенденции. Мотивы, взятые из окружающей действительности.
Культура России 19 века
Направления развития науки России XIX в. Этапы и отличия народного образования: приходские, уездные училища, гимназии, университеты. Открытия в области техники, физики, химии. Изобразительное искусство и архитектура, музыкальная культура, русский театр.
Русское искусство первой половины XIX века
Путь от классицизма к критическому реализму через романтизм определил условное разделение истории русского искусства первой половины XIX в. как бы на два этапа, водоразделом которых явились 30-е годы.
Аллегория
В той или иной мере искусство — всегда иносказание. Один из способов иносказания в искусстве, очень экономный и ёмкий, — это аллегория.
Русская культура в первой половине ХIX века
Развитие капитализма в России, Отечественная война 1812 года, возрастающее национальное самосознание как предпосылки расцвета культуры в первой половине XIX века. Развитие образования, науки, литературы, искусства, архитектуры и градостроительства.
Культура России в ХIХ веке
В первой половине ХIХ в. в жизни страны обозначались процессы, связанные с развитием капиталистического уклада, формированием новой социальной структуры общества. Начало века - это время культурного и духовного развития общества.
Венецианов Алексей Гаврилович
Один из основоположников бытового жанра в русской живописи Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве в небогатой купеческой семье. Отец художника торговал плодовыми и ягодными кустами.
Боровиковский В.Л.
Боровиковский Владимир Лукич (1757 - 1825) - один из талантливых и своеобразных художников конца XVIII - начала XIX века. Родился на Украине, в Миргороде в семье казака Луки Боровика (Лукьяна Боровиковского).