Куинджи Архип Иванович (1842-1910)
Художник-живописец, пейзажист, Академик, руководитель класса пейзажной и перспективной живописи Академии художеств. Представитель романтического направления русской живописи второй половины девятнадцатого века.
А. И. Куинджи был сыном бедного сапожника-грека. Он рано осиротел, жил у родственников, потом подрабатывал, пока пробившаяся страсть к рисованию не привела его к фотографу, у которого он служил ретушером.
В начале 1860-х гг. Куинджи дважды пытался поступить в АХ, но не был принят из-за слабой подготовки и начал работать сам, откровенно подражая И. К. Айвазовскому, тогда - своему кумиру. Он так преуспел, что в 1868 г. был допущен на академическую выставку с картиной "Татарская сакля", получил за нее звание неклассного художника и стал вольнослушателем АХ.
Черты наивного романтизма он вскоре изжил, создав несколько картин, проникнутых иным настроением. Центральное место среди них заняла "Осенняя распутица" (1872). Это типичный передвижнический пейзаж - по живописным средствам, по тяготению к сюжетности, по щемяще-безрадостному настрою, несколько прямолинейно выражавшему гражданские чувства автора. Поверивший в свои силы художник постепенно прекратил посещение академических занятий. Еще несколько работ, примыкавших к "Осенней распутице", в том числе "Забытая деревня" (1874) и "Чумацкий шлях в Мариуполе" (1875), принесли ему новый успех.
Однако Куинджи совершил внезапный поворот. В 1876 г. он показал картину "Украинская ночь", в которой сумел передать чувственное восприятие южной летней ночи, с невиданной для своего времени смелостью обобщая цвет и упрощая форму. Картина стала сенсационным событием художественной жизни, а за нею последовали другие, не уступавшие ей в вызывающей декоративности: "Березовая роща" (1879), "Лунная ночь на Днепре" (1880), "Днепр утром" (1881) и др.
Едва ли не каждая из них вызывала восторг у поклонников и одновременно разжигала страсти у недоброжелателей. Куинджи обвиняли в стремлении к дешевому оригинальничанию и даже в использовании каких-то тайных приемов, вроде скрытой подсветки картин, будто бы придававшей им такую необычную эффектность. Разгневанный поведением некоторых своих коллег, Куинджи даже покинул ТПХВ, членом которого был с 1875 г. Впрочем, он уже чувствовал себя настолько уверенно, что решился устроить выставку всего одной своей картины - "Лунная ночь на Днепре".
Самая известная картина мастера - "Ночь на Днепре" - вызывала сенсацию на выставке передвижников. На ней - лунный диск, отражающийся в воде, маленький хутор на высоком берегу, свечи тополей и пустынная дорога, бегущая на свет в оконце хаты. Такие непритязательные малороссийские мотивы были очень популярны в 70-х годах XIX века. Свет луны настолько ярок, что барышни заглядывали за холст, уверяя, что там находится источник света. Точное тоновое наблюдение светящегося светлого на темном фоне создало этому холсту славу необычайного, загадочного произведения.
В то время, когда в России даже персональные выставки еще казались в диковинку, шаг этот был сопряжен с громадным риском, но успех выставки, собиравшей толпы зрителей, превзошел все ожидания. На следующий, 1881 г. Куинджи точно так же показал новый вариант "Березовой рощи", а через год - еще три картины. Эта выставка оказалась последней.
В зените славы Куинджи совершил новый неожиданный шаг: он вообще прекратил выставлять свои произведения. Это он объяснял тем, что хотел расстаться со зрителями будучи в полной творческой силе, не дожидаясь, пока его талант и мастерство начнут слабеть. Он продолжал усердно трудиться, но сделанное показывал только близким людям. Среди исполненных работ были не только пейзажи, продолжавшие начатое ранее, такие как "Вечер на Украине" (1878-1901), "Дубы" (1900-03) и др., но и совершенно необычные крохотные картинки, в которых он остро, с удивительным лаконизмом передавал свои впечатления от природы ("Лунные пятна на снегу", "Цветник" и др.).
Куинджи не стал затворником. В 1894 г. он охотно принял предложение быть профессором пейзажной мастерской в АХ. За дело он взялся увлеченно, преподавал по хорошо продуманной системе и успел воспитать прекрасных мастеров: А. А. Рылова, К. Ф. Богаевского, Н. К. Рериха. К сожалению, его преподавание длилось недолго: уже в 1897 г. он был отстранен от службы за то, что общался с участниками студенческих волнений. Но со своими учениками он продолжал заниматься частным образом, а на следующий год устроил им на собственные средства поездку в Западную Европу. Немного позже он пожертвовал АХ капитал, проценты с которого шли ежегодно на выплату премий молодым художникам.
Последним его добрым делом было основание в 1909 г. Общества имени Куинджи - независимого объединения художников, которому он пожертвовал 150 000 рублей и 225 десятин земли в Крыму, да еще завещал все свои картины и деньги. Общество просуществовало до 1930 г., а Куинджи умер несколько месяцев спустя после его открытия.
Другие работы по теме:
Воля и ее нарушения
Целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, управление собственным поведением. Понятие, психология и психопатология воли. Нарушения волевой активности, стадии борьбы мотивов.
Методы решения логических задач
Содержание Решение логических задач 1 Решение логических задач 2 Тренинг умений Умение 1 Умение 2стр. Умение 3стр. Умение 4 Умение 5стр. РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 1
Клин – один из древнейших городов России
Первобытнообщинные поселения на территории, занимаемой Клинским районом, существовали несколько тысяч лет назад. К середине Ι тысячелетия нашей эры относятся археологические памятники, свидетельствующие о славянском характере поселений.
Картины природы в романе Льва Толстого Война и мир
Л. Н. Толстой высоко ценил облагораживающее влияние природы на человека, показал в своих произведениях ее красоту. В критической литературе о писателе глубоко и многосторонне разработан вопрос о тесной связи его пейзажей с внутренним пиром героев. В «Войне и мире» пейзажи связаны чаще всего с Ростовыми и Андреем Болконским, а также с Пьером Безуховым.
Рецензия на книгу Т.П. Коржихиной "Извольте быть благонадежны"
В книге Т.П. Коржихиной "Извольте быть благонадежны!" прослежена история возникновения, развития, прекращения деятельности творческих союзов периода 1917-1932 гг. Показана борьба различных творческих группировок за власть, идеи, за благоволение партии.
Русский музей
ДОКЛАД Русский музей находится в самом центре С-Пб., в прекраснейшем месте, на площади Искусств. Если свернуть с Невского проспекта ,миновать памятник Пушкина на площади Искусств ,тяжелые чугунные ворота ,двух бронзовых львов, охраняющих фасад ,попадешь в музейные залы ,где правят законы искусства.
Украина глазами Куинджи
Детство и юность Куинджи, его поездка к Айвазовскому. Участие художника в Передвижных выставках. Работа над украинскими пейзажами. Эффект лунного сияния на картине "Лунная ночь на Днепре". Поиски новых свето-цветовых решений. Работы периода "молчания".
Сюжет Гефсиманского сада в творчестве передвижников
Одним из основных направлений в исследованиях стало религиозное содержание творчества передвижников, рассматриваемое в разных аспектах: культурологическая проблематика, монографическое изучение наследия конкретного мастера.
Картина Куинджи А.И. "Лунная ночь на Днепре"
Исследование биографии, происхождения, учебы и становления русского художника Архипа Куинджи. Описания его участия в художественных выставках, поиска новых пигментов и грунтовой основы для полотен. Анализ славы и трагедии картины "Лунная ночь на Днепре".
Русские импрессионисты
Вступление Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — движение в искусстве, зародившееся во Франции, началом которого принято считать вторую половину XIX века. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи нашли своё воплощение и в других видах искусства, например, в музыке.
Крым и искусство
Красота крымской природы как одна из муз прекрасного, которая вдохновляет творить и мечтать. Великие писатели, гостившие в Крыму, их бессмертные строки об этом месте. Образы, навеянные природой и красой этой земли. Творчество и деятельность Айвазовского.
Забытый художник. Руфин Гаврилович Судковский
Жизнь и творчество художника Руфина Гавриловича Судковского, известного пейзажиста и мариниста. Преобладающим мотивом творчества Судковского, как и Айвазовского, было море и лиман. Сюжеты для творчества художнику давал Очаков с лиманом и окрестностями.
Архип Иванович Куинджи и его загадка
Творчество известного русского художника Архипа Ивановича Куинджи. Сравнении картин И.И Шишкина "На опушке соснового леса" (1882) и А.И. Куинджи "Березовая роща" (1879). Сюжеты картин А.И. Куинджи, их связь с домом в Мариупольском предместье Карасу.
Анализ деятельности художника А.А. Борисова
Краткая биография и описание творчества Александра Алексеевича Борисова (1866-1934) - первого живописца Арктики, его роль в становлении традиций изобразительного искусства в Архангельске. Анализ и местонахождение этюда "Лунная ночь. Медведь на охоте".
«Рок непризнания» Николая Дубовского
Среди множества ныне почти забытых художников, составлявших в своё время славу отечественной живописи, имя Николая Никаноровича Дубовского стоит особняком. Что сегодня мы знаем о нём? Кто-то вспомнит его знаменитое полотно «Притихло».
Связь открытия Федора Васильева с передовыми идеями западноевропейского пейзажа
То, что им сделано, изумляет меня своей грандиозностью, особенно когда это все вместе собрано. И.Крамской. Называя имена крупнейших мастеров русского пейзажа, мы одним из первых непременно произнесем имя Федора Александровича Васильева. Не только в отечественном, но и в мировом искусстве немного найдется явлений столь же ярких и своеобразных, каким было творчество этого художника, не имевшего законченной профессиональной подготовки и умершего, едва достигнув артистической зрелости.
Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха
Реферат по предмету «Культурология.» на тему: «Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха» Москва 1998 Введение. Николай Константинович Рерих занимает почетное место среди деятелей русской культуры. Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Он широко известен в мире как крупный художник, ученый, общественный деятель, оставивший после себя огромное наследие.
Художники-передвижники
Возниновение Товарищества передвижных выставок. Краткие биографии художников и обзор творчества.
Развитие русской живописи
Формирование классицизма в русском искусстве ХVIII века. Характерные черты классицизма в живописи: строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита, использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии.
Искусство передвижников в Русском музее
История основания и развития союза товарищества передвижных художественных выставок, "передвижничество" как огромное явление русской культуры. Особенности портрета второй половины XVIII в., представители передвижников-портретистов и их известные работы.
Жанровая живопись передвижников
Творчество художников-передвижников. Мотив свадебного, брачного ритуала в творчестве В. Максимова. Однофигурные композиции, близкие к портрету Н. Ярошенко. Жанр "физиологического очерка" в картинах В. Маковского. Великий русский баталист В. Верещагин.
Достопримечательности г. Архангельск
Географическое положение и население города Архангельска — крупного научного и промышленного центра северо-запада России. Описание основных достопримечательностей города: краеведческие, художественные, исторические музеи, заповедники, монастыри.
Россия в конце 19 века.
Внутренняя политика самодержавия в конце XIX в. Общественное движение в конце XIX - начале XX в. Культура второй половины XIX в.
Валаам
Название "Валаам" переводят с финского как "высокая земля", менее вероятный перевод - "земля клятвы" или "земля света". Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом).
Айвазовский Иван Константинович
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900). Эпической "поэмой о море" представляется удивительно цельное по мироощущению творчество И. К. Айвазовского, снискавшего еще при жизни всемирную славу.
Щусев А.В.
Сами обстоятельства рождения и детства Алексея Викторовича Щусева благоприятствовали становлению и развитию в нем таланта.
Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина
Цели и задачи введения в школьную учебной программу дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Факторы риска окружающей среды, влияющие на здоровье человека. Условия трудовой деятельности человека и главные негативные факторы производственной среды.