Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)
Русский живописец, передвижник. Один из родоначальников русского реалистического пейзажа, передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов.
А.К. Саврасов родился в Москве в семье небогатого торговца. По окончании начальной школы поступил в московское Училище живописи и ваяния (1844), где его педагогом стал пейзажист К.И. Рабус. В 1850 году за пейзажи "Вид Кремля при лунном освещении" и "Камень в лесу у "Разлива"" ("Вид в имении И.Д. Лужина", ГТГ) Саврасов получил звание неклассного художника, но продолжал занятия.
Первой значительной картиной, привлекшей к нему внимание, был "Вид на Кремль в ненастную погоду" (1851), показанный на выставке в Училище. Приверженность романтической традиции пейзажного жанра, заметная в первых работах Саврасова, была довольно быстро преодолена. О молодом художнике заговорили как о самобытном мастере, просто, непосредственно и глубоко лирично воспринимавшем природу.
Типичен пейзаж "Степь днем" (1852, ГРМ), писанный на Украине. Избрав сюжетным мотивом "неживописную", равнинную местность, художник стремился освободиться от темного колорита своих первых работ и передать реальные тона освещенной солнцем степи. За картины "Вид в Ораниенбауме" (1854) и "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума" Саврасов получил звание академика.
Вскоре в связи со смертью Рабуса он был приглашен руководить пейзажным классом московского Училища живописи и ваяния (1857) и много лет совмещал творческие занятия с педагогической работой. В эти годы создано одно из лучших произведений мастера - "Пейзаж с рекой и рыбаком" (1859), отмеченный большими достижениями в передаче цвета, света и воздуха.
В 1861 году Саврасов вступил во вновь организованное Московское общество любителей художеств и на средства последнего был послан в Западную Европу для знакомства с современным искусством (1862). Долее всего он работал в Швейцарии. Ездил за границу и позже, в связи с открытием Всемирной выставки в Париже (1867).
В 1860-е годы Саврасов впервые обратился к изображению русской деревни. Щемящей грустью, столь нередкой в деревенских пейзажах шестидесятников, проникнута картина "Плоты" (1868). Изображенная местность, подчеркнутая правдивость деталей (яма с водой и брошенными досками на первом плане) сочетаются в этом произведении со строгой композицией, с ощущением величия и непреходящей ценности природы в духовной жизни человека.
Заняв в 1860-е годы ведущее место в пейзажной живописи, расцвета своего таланта Саврасов достиг в следующем десятилетии. Важнейшими событиями его жизни было участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок и близкое знакомство с природой Поволжья, отраженной во многих его произведениях.
Помимо прославленной картины "Грачи прилетели" (1871) и не менее высокого по идейно-художественному уровню "Проселка" (1873) в 1870-е годы написаны пейзажи: "Лунная ночь. Болото" (1870), "Печерский монастырь под Нижним Новгородом" (1871), "Разлив Волги под Ярославлем" (1871), "Радуга" (1875), "Иней" и др.
Алексей Саврасов любил в природе простое и скромное, но отмеченное печатью лирической задушевности. Его знаменитая картина "Грачи прилетели" (1871) поражает такого рода соединением "обыкновенности" мотива и редкостной поэтичностью его истолкования. Казалось бы, что может быть прекрасного в обычных, ничем не примечательных деревенских задворках с сугробами снега у заборов и тонкими, кривыми, как бы случайно здесь выросшими березками? Но как красива картина, как трогательно-нежен едва уловимый ритм тянущихся ввысь березок! Рассматривая этот пейзаж, невольно проникаешься ощущением его особой, национальной неповторимости и глубинной народности.
Живопись Саврасова приобрела тонкую нюансировку и богатство цвета, разнообразие приемов наложения красок. Успешно продолжалась и педагогическая работа художника, сблизившая его с В. Г. Перовым. Но на рубеже 1870-80-х годов в жизни и деятельности мастера наступил перелом. Недостаточность средств, разногласия с начальством, нелады и разрыв с семьей привели Саврасова в состояние глубокой депрессии. Он искал утешения в вине, талант его пошел на убыль. В 1882 году ему пришлось расстаться с Училищем.
Но в последующие пятнадцать лет в потоке поверхностных произведений, исполнявшихся для заработка, появлялись и прекрасные рисунки и серьезные картины. К таким работам принадлежат "Рожь" (1881), "Ранняя весна" (1890-е гг.), "Весна. Огороды" (1893). Значение Саврасова в становлении русского реалистического пейзажа велико. После смерти художника его ученик И.И. Левитан писал о нем: "Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов. (...) С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле-".
Другие работы по теме:
Методические рекомендации для школ нацменьшинств Введение
Проект подготовлен в соответствии со вторым пунктом 41 статьи закона об образовании, где сказано, что программы образования для нацменьшинств дополнительно включают необходимое содержание соответствующей этнической культуры и интеграции в латвийское общество
В переулках Мясницкой
«Юшков-дом» - один из лучших памятников московского классицизма. Это одно из немногих сохранившихся зданий великого зодчего В.И.Баженова. Заказчиком был генерал-поручик И.И.Юшков.
История Кунцево
Первое упоминание о Кунцево в исторических документах относится к 1454 году. Но еще раньше, когда Москва стала Великим Княжением, ближайшие к ней земли по берегам Москвы-реки принадлежали великокняжеским вотчинам.
Картина Саврасова Грачи прилетели
Автор: Разное Эта картина вызывает особое, задушевное впечатление. Чем дольше смотришь на нее, тем больше проникаешься любовью чистоте природы. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на ноздреватом снегу выстроились в ряд покривившиеся березки. На их голых ветвях расположилось множество грачиных гнезд, вокруг суетятся сами хозяева этих своеобразных птичьих домишек.
Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели
Автор: Сочинения на свободную тему Наступила весна. Снег еще не везде сошел, но в воздухе уже носится предчувствие тепла. Вчера мы ходили в Ботанический сад, наблюдали, как просыпается природа, какие птицы первыми прилетают ранней весной из южных стран. А сегодня на уроке нам задали написать сочинение по картине Саврасова “Грачи прилетели”.
Художники передвижники
В семидесятых годах XIX века возникло новое, не зависящее от Академии художеств, творческое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок. Организация передвижников превратилась очень скоро в крупнейший центр художественной жизни России, в оплот нового реалистического направления в живописи, а императорская Академия художеств, хотя и оставалась официальным руководящим органом в области искусства, все более утрачивала авторитет и эту роль основного центра.
Импрессионизм в русской живописи конца XIX – начала XX веков
История и отличительные черты русского импрессионизма, который проявился в условиях "ускоренного развития", отчего образовалась смесь и симбиоз различных стилистических направлений. Представители русского импрессионизма: В. Серов, К. Коровин, И. Грабарь.
Алексей Кондратьевич Саврасов)
В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал "приспособить сына к коммерческим делам", Саврасов в 1844 году поступает в Московское училище живописи и ваяния.
Барбизонская школа живописи
Вдали от шума столицы французские живописцы прошлого столетия облюбовали местность вокруг королевской резиденции Фонтенбло, которая со времен Франциска I привлекала угодьями знатных охотников.
Биография Исаака Ильича Левитана
Сын железнодорожного служащего. В нач. 1870-х гг. семья Левитана переехала в Москву. В 1873-85 будущий мастер учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов и А. К. Саврасов. В очерке Левитана «По поводу смерти А. К. Саврасова» (1897) сформулировано его собственное творческое кредо, то есть отказ от отношения к пейзажу «как к красивому сочетанию линий и предметов» — с целью изображать «уже не исключительно красивые места», но «те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».
Пейзаж в русской поэзии и живописи второй половины XIX века
Пейзаж в русской живописи XIX века: самобытное живописное мышления, световая атмосфера полотен Айвазовского; поэтические мотивы, народная песенность, сила и богатство родной природы в работах Саврасова, Шишкина, Левитана; описания в поэзии Тургенева.
Творчество А.К. Саврасова
Исследование творчества А.К. Саврасова. Истоки возникновения и этапы развития русского реалистического пейзажа второй половины ХIХ века, связь с историческими событиями; стилистические особенности в живописи Саврасова; развитие художественного сознания.
Из истории русского пейзажа
Пейзаж в русской живописи отставал от пейзажа в художественной литературе. Лицо родной природы было угадано уже Пушкиным в „Евгении Онегине" и в его лирике. Между тем наши пейзажисты продолжали по старинке воспевать полдневную красоту Италии.
На выставке Константина Коровина
В 80-х годах французские импрессионисты получили признание не только во Франции, но и за рубежом. И когда Коровин оказался в Париже, он в своих картинах этого города вступил в соревнование с Клодом Моне, А. Сислеем и К. Писсаро.
Передвижники
Творчество художников-передвижников План. Краткая характеристика направления передвижников. В.А. Серов – выдающийся представитель передвижников.
«Рок непризнания» Николая Дубовского
Среди множества ныне почти забытых художников, составлявших в своё время славу отечественной живописи, имя Николая Никаноровича Дубовского стоит особняком. Что сегодня мы знаем о нём? Кто-то вспомнит его знаменитое полотно «Притихло».
Связь открытия Федора Васильева с передовыми идеями западноевропейского пейзажа
То, что им сделано, изумляет меня своей грандиозностью, особенно когда это все вместе собрано. И.Крамской. Называя имена крупнейших мастеров русского пейзажа, мы одним из первых непременно произнесем имя Федора Александровича Васильева. Не только в отечественном, но и в мировом искусстве немного найдется явлений столь же ярких и своеобразных, каким было творчество этого художника, не имевшего законченной профессиональной подготовки и умершего, едва достигнув артистической зрелости.
Левитан Исаак Ильич
Сообщение Выполнил: ученик 8 класса средней школы №130 Смирнов Артур Проверил: учитель истории и обществознания Татьяна Петровна г. Уссурийск 2002 год
Художники-передвижники
Возниновение Товарищества передвижных выставок. Краткие биографии художников и обзор творчества.
Харьковский художественный музей
Основание коллекции Харьковского художественного музея известным ученым и общественным деятелем Каразиным. Рост города как экономического и культурного центра, становление местной художественной школы. Принцип экспозиционно-выставочной деятельности.
Развитие русской живописи
Формирование классицизма в русском искусстве ХVIII века. Характерные черты классицизма в живописи: строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита, использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии.
Москва XIX века в живописи. Картины московской жизни
XIX век подарил нам множество замечательных художников, входивших в Товарищество передвижников, таких как Кустодиев, Перов, Саврасов, Маковский, Ясновский. Они писали картины, рассказывающие нам о повседневной жизни и быте народа, отражали архитектуру Мос
Летопись жизни Ивана Ивановича Шишкина
народов Летопись жизни Ивана Ивановича Шишкина Иван Иванович Шишкин - не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу 'ученым образом' (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России.
Россия в конце 19 века.
Внутренняя политика самодержавия в конце XIX в. Общественное движение в конце XIX - начале XX в. Культура второй половины XIX в.
Архипов Абрам Ефимович
Абрам Ефимович Архипов вошел в историю русского искусства конца XIX—начала XX века как художник тонкого и поэтического таланта, посвятивший свое творчество русской деревне, крестьянской теме. Он родился 15 августа 1862 года.