Дионисий (около 1440 - после 1503).
Художественные тенденции последней трети 15 - начала 16 вв. к праздничному декоративизму, рафинированной утонченности и каноническому догматизму нашли в лице Дионисия тонкого истолкователя. Крайне ограниченное число икон, бесспорно принадлежащих кисти мастера, дает конкретное представление о характере его живописи.
Исключительная судьба, талант и высокие покровители - великий князь и высшие духовные особы - обеспечили самые благоприятные условия для творчества мастера.
Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьево-Боровском монастыре. Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца, так как документы упоминают об обоих живописцах как о "пресловущих паче всех в таковом деле".
В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля. О том, как высоко ценили молодого иконописца, свидетельствует редкий по тем временам факт: заказчик, владыка Вассиан, еще до начала работ выплатил художникам задаток - 100 целковых. Тогда это была значительная сумма.
С тех пор он заслужил репутацию "мастера преизящного" и олицетворял московскую школу иконописи. Любимец Ивана III и известного гонителя еретиков Иосифа Волоцкого, по заказу которого он написал более 80 икон, Дионисий был носителем официальной великокняжеской традиции в искусстве. Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы.
Яркая праздничность и парадность его произведений, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета. В 1482 г. Дионисий написал для Вознесенского монастыря Московского Кремля икону "Богоматерь Одигитрия". Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали общий величественный строй образа.
Много работ выполнил Дионисий для Иосифо-Волоколамского и Павло-Обнорского монастырей. В частности, для последнего он написал "Распятие", которое помещалось в иконостасе собора.
Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи - фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495-96). Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями. Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы Марии.
В интерьере собора значительное место отведено сюжетам из Акафиста Богоматери, созданного византийским поэтом VI в. Романом Сладкопевцем. 25 гимнов, сцены которых, начиная с Благовещения, развернуты на восточных, затем на западных столбах и западной стене церкви, составляют подлинную Богородичную сюиту.
Фрески Дионисия избежали поздних записей, сохранили близкий к первоначальному колорит и позволили составить верное представление о манере письма мастера.
Кисти Дионисия принадлежали житийные иконы святых Кирилла Белозерского, Димитрия Прилуцкого и др.
Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле. Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия - вправо. Величественная осанка, красочные одежды, с преобладающим белым цветом, усиливают торжественность и монументальность образов. В малых же картинках-клеймах, изображавших эпизоды из жизни святителей, отразился реальный мир, столь близкий Дионисию.
Работая над большими заказами с сыновьями и подмастерьями, иконописец со временем создал круг своих учеников и последователей. И хотя никому из них не удалось достичь той красоты и выразительности образов, которая свойственна произведениям мастера, все же работы "круга", или "школы", Дионисия отличаются высокими художественными достоинствами.
Этапы творчества:
1460-1470 - Ранний период творчества в Пафнутьево-Боровском монастыре.
1481-1482 - Создание иконостасов в Успенском соборе Московского Кремля и в соборе Углича, икона "Богоматерь Одигитрия".
1480-е - Создание фресок алтарной преграды Успенского собора.
1480-1490-е - Работа в Иосифо-Волоколамском монастыре.
1500 - Икона Успенского собора Кремля "Успение", икона "Распятие" для Павло-Обнорского монастыря, житийные иконы "Митрополит Алексий" и "Митрополит Петр".
1502-1503 - Создание фресок в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
Другие работы по теме:
Трилогия
Трилогия (греч.) — первоначально в греческой литературе три трагедии , объединенные в одно целое единством фабулы или идейного содержания.
Философия Византии
Особенности византийской философии IV–XV в. Рационализм и мистицизм в развитии богословско-философской мысли. Учение Дионисия Ареопагита, его влияние на средневековую философию и теологию. Характеристика апофатического и катафатического богословия.
Периодизация философии
В отличие от истории средних веков, отсчет которой ведется, как правило, с IV в., истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде.
О понятии «время» в христианской картине мира
Христианство представляет мировое бытие в пространстве и времени посредством идеи порядка, т. е. гармонизированного космоса, в отличие от хаоса. Мировой порядок связан с представлением о Боге, измеряющем христианский космос.
Китай неизвестный
Что мы знаем о вере китайцев? Есть ли в Китае православные общины, какова духовная ситуация в приграничных с Китаем российских землях?
Соборность иконообраза
Иконообраз обладает такой важной характеристикой как соборность. Это проявляется а) как внутреннее органичное двуединство самого иконообраза, б) как способность органично объединяться в одно соборное целое с другими иконообразами.
Музыкальное искусство Древней Греции
Слово «музыка» в переводе с греческого буквально означает «искусство муз». В древнегреческой мифологии музы – богини, покровительницы искусства и науки. Их девять
Ферапонтову монастырю - 600 лет
Историко-архитектурный комплекс Ферапонтова монастыря, которому в этом году исполнилось 600 лет, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Греческий роман
Эпоха эллинизма подарила миру еще один новый жанр — роман. Термин "роман" — не греческий, он появился поздно, в Средние века, когда романами начали называть повествования, написанные на романском языке.
Дионисий
Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV века был Дионисий( родился, вероятно, около 1440 года, умер после 1503 года).
Дионисий
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Р Е Ф Е Р А Т по истории мировой и отечественной художественной культуры
Дионисий
Честь «открытия» Дионисия принадлежит пытливому ученому, знатоку русской старины Василию Тимофеевичу Георгиевскому, издавшего в 1911 году книгу о фресках Ферапонтова монастыря.
530-е до н. э.
Введение 1 Важнейшие события 1.1 540 до н. э. 1.2 539 до н. э. 1.3 538 до н. э. 1.4 537 до н. э. 1.5 536 до н. э. 1.6 535 до н. э. 1.7 534 до н. э. 1.8 533 до н. э. 1.9 532 до н. э.
Дионисий Парижский
Введение 1 Житие 2 Почитание 2.1 Православное почитание Дионисия в Париже 3 Отождествление Дионисия Парижского с Дионисием Ареопагитом Введение Диони́сий Пари́жский (фр. Saint Denis, лат. Dionysius) — христианский святой III века, первый епископ Парижа, священномученик.
Всадники Спарта
Введение 1 Структура и формирование отряда 2 Функции спартанских «всадников» Список литературы Введение «Всадники» (др.-греч. ἱππεῖς) в древней Спарте — отборный отряд, состоявший из трехсот молодых спартиатов, прошедших специальный отбор; вопреки своему названию были пешими.
Саламанкская школа
Введение 1 Представители школы 2 Теоретическая база 3 Основные открытия и достижения в экономике 4 Итог 5 Интересные факты Список литературы Введение
Классическая Греция
Введение 1 Города и колонии 2 Греческая культура 2.1 Образование 3 Разобщенность городов-государств 4 Основные даты Введение Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.) — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами).
Ab urbe condita
Введение 1 Значение 2 Вычисления Варрона 3 Вычисления Дионисия Малого 4 Альтернативные вычисления Список литературы Введение Ab Urbe condita (связано с Anno Urbis conditae: AUC или a.u.c.) — лат. «от основания города (Рима)», традиционно принимавшегося за 753 год до н. э. Тип летосчисления, использовавшийся для обозначения года некоторыми римскими историками.
Древнегреческий календарь
План Введение 1 Афины 2 Делос 3 Милет 4 Дельфы 5 Этолия 6 Фессалия 7 Беотия 8 Родос 9 Эпидавр 10 Кос 11 Македония 12 Подробно см Введение Древнегреческий календарь — лунно-солнечный календарь, в котором годы состояли из 12 лунных месяцев по 29 и 30 дней — всего в году было 354 дня — с вставкой, примерно раз в 3 года, дополнительного месяца.
Дионисий Малый
Дионисий Малый , Дени Малый (первая половина VI в.) — римский аббат, скиф или гето-дак по происхождению, основоположник летосчисления от рождества Христова (или от начала нашей эры). По поручению папы римского Иоанна I в 525 г. составлял пасхальные таблицы. Отказавшись от тогдашнего летосчисления, начинавшегося от первого года правления жестокого гонителя христиан римского императора Диоклетиана, предложил новую систему счёта годов.
Общество русской культуры им. А.С. Пушкина в Америке
Общество русской культуры им. А. С. Пушкина в Америке — общество русской культуры в Америке. Президент общества — Виктория Курченко (кандидат исторических наук, директор архива). Вице-президент — Елена фон Тизегаузен. Менеджер по грантам — Арий Боровых.
VI век
Шестой (VI) век длился с 501 по 600 годы по григорианскому календарю. События 525 — Дионисий Малый ввёл летоисчисление от рождества Христова. 532 — восстание Ника, крупнейший бунт в истории Константинополя и Византии.
Аббатство Сен-Дени
Аббатство Сен-Дени (фр. Abbaye de Saint-Denis) — бенедиктинское аббатство в Сен-Дени, северном пригороде Парижа, главный монастырь средневековой Франции.
О хронологии
Для отсчета лет в любой календарной системе необходима исходная точка. Такой отправной момент в счёте годов, называется эрой, от латинского AERO - число, цифра, или по другой версии от первых четырёх букв латинской фразы 'ab exordio regni Augusti'.
Эры
Для того, чтобы ориентироваться в хронологических данных, далеко не достаточно одного знакомства с разными видами календарей, применявшимися в прошлом различными народами. Необходимо знать также эры этих народов.
Двоеверие на Руси
Сохранение языческих обрядов и праздников на Руси. Примеры проявления двоеверия.
Артеменко, Константин Григорьевич
— советский и украинский актёр и режиссёр. Биография Родился 25 февраля 1925 года в с. Хомивка Житомирской области. Окончил актёрский (1959) и режиссёрский (1957) факультеты Киевского государственного института театрального искусства им. И.Карпеко-Карого.
Дионисий
Во второй половине 15-го в. перестраивается с участием итальянских зодчих и русских мастеров Московский Кремль. Успенский собор — главный храм Московского государства. Расписывает храм замечательный русский художник Дионисий.
Дионисий Ареопагит
В 532 г. на Константинопольском Церковном Соборе были предъявлены произведения, которые оказались подписаны именем Дионисия Ареопагита — жившего в Афинах в I в., обращенного в христианство Апостолом Павлом и ставшего первым афинским епископом.