Смирнов В. Л.
Этот поучительный сюжет заинтересовал таких великих художников, как Вермеер Дельфтский, Веласкес, Тинторетто.
В 10-ой главе Евангелия от Луки рассказывается о том, как Марфа, принявшая к себе в дом Христа и заботившаяся об Его угощении, укорила сестру за то, что та не помогала ей, а слушала Его. На это Христос ответил ей: "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё" (Лк. 10:41–42). Эти слова Христа указывают нам, что надо предпочитать жизнь души, духовные интересы всему остальному. Жизнь постоянно требует от нас забот о теле, человек вынужден каждый день добывать и готовить себе еду, одежду, заботиться о своём жилище, о своей семье. Эти заботы у многих людей становятся единственным смыслом существования, и в этой суете забывается, что человеку ещё дана душа, о которой тоже надо заботиться, чтобы не впасть в животное состояние. А впасть так легко, и духовное опустошение в будничной суете происходит так незаметно!
Вермеер и Тинторетто по-разному изобразили этот сюжет.
На картине Вермеера "Христос в доме Марфы и Марии" только три действующих лица. Показан момент, когда Христос, отвечая Марфе, ставит ей в пример Марию, указывая на неё рукой. Внимание обеих сестёр приковано к Спасителю, Его слова и жест объединяют всё действие. За спиной Марии, сидящей у ног Христа и внимательно слушающей Его слова, видны ступеньки уходящей вверх лестницы. Это символ ступеней её духовного роста, её стремления к познанию небесного, божественного. У Вермеера нет резкого противопоставления Марфы и Марии, ведь недаром они сёстры. Эти сёстры олицетворяют две ипостаси нашего бытия: телесную и духовную.
В картине Тинторетто лицом, объединяющим действие, является Мария. И Христос, и Марфа обращаются к ней. Спаситель, склонившись к Марии, беседует с нею. А Марфа, бестактно перебивая их беседу, укоряет Марию. Склонившись к сестре, укоряющим жестом правой руки Марфа словно рассекает духовную связь между Христом и Марией. На ней тёмная одежда, она олицетворяет тёмные, враждебные всему духовному силы. Сидящая у ног Христа Мария полностью поглощена беседой, она с восхищением внимает речам Спасителя. Цвет одежд Марии и Христа перекликается между собой. Это означает, что Мария всем сердцем приняла учение Христа. Тинторетто резко противопоставил сестёр. Для него телесное — враг духовного.
Размышляя об этом сюжете, вполне уместно вспомнить Н. В. Гоголя. В 6-ой главе "Мёртвых душ" говорится о Плюшкине. В молодости он "был бережливым хозяином! был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости. Всё текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде во всё входил зоркий взгляд хозяина…". И в глазах Плюшкина виден был ум, а речь его — говорит Гоголь — проникнута была "опытностию и познанием света". Детей воспитывали и обучали французские гувернёр и гувернантка. И дом, и хозяева, и слуги были всегда чисты и опрятны. Но жизнь время от времени подвергает нас испытаниям, проверяет на прочность. Так было и с Плюшкиным. Умерла жена, потом старшая дочь против воли отца вышла за штаб-ротмистра и была проклята отцом и лишена наследства. Сын тоже, как и сестра, вопреки воле отца, поступил не в гражданскую службу, а в военную, вскоре крупно проигрался и был отвергнут отцом и оставлен без помощи. Наконец, умерла и младшая дочь. Но так как человеческие чувства у Плюшкина развиты были очень слабо, да и не заботился он, целиком погружённый в хозяйство, о сохранении и совершенствовании своих душевных качеств, он не устоял перед невзгодами, со временем превратившись в "прореху на человечестве", так что Чичиков, увидев его, долго не мог определить, кто перед ним — мужик или баба, — наконец решив, что это ключница барина. Так и стал Плюшкин символом бессмысленной и трагической жадности, нарицательным именем для обозначения богача, который неизвестно зачем непрерывно копит без пользы, сам живёт хуже нищего, а накопленное и жадно сберегаемое гниёт и разрушается. Так у Плюшкина "сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было её рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль". А между тем доход в хозяйстве собирался по-прежнему и в прежнем размере.
И вот, показав читателю многочисленные, жуткие по своей сути, хотя в то же время очень смешные из-за очевидной глупости образцы жадности Плюшкина, Гоголь страстно обращается к нам: "И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдаёт назад и обратно! Могила милосерднее её, на могиле напишется: "Здесь погребён человек!" — но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости".
История Плюшкина, история постепенного духовного умирания человека незаметно для него самого, служит хорошим комментарием к словам Христа, обращённым к Марфе.
Другие работы по теме:
Гриньон де Монфор, Людовик Мария
План Введение 1 Биография 2 Труды 3 Процесс канонизации и беатификации 4 Монфортианцы Список литературы Гриньон де Монфор, Людовик Мария Введение Святой Людовик Мария Гриньон де Монфор (фр. Louis-Marie Grignon dit le Pиre de Montfort; 31 января 1673, Монфор-сюр-Ме — 28 апреля 1716, Сен-Лоран-сюр-Севр) — католический святой, писатель эпохи барокко.
Адопцианство
Адопцианство, учение о том, что Христос обладал двумя последовательными природами, которое в 8 в. отстаивали испанцы Элипанд, архиепископ Толедский, и Феликс, епископ Ургельский.
Сочинение-описание народного обычая Пасха
С давних времен целебная и неизменчивая сила вступает в каждого, кто встречает пасхальное утро. Звоны церквей не звонят, а распевают на весь мир: «Христос воскрес!» Люди идут к церкви (ведь всю ночь ожидали этой вести) и из уст в уста передается: «Христос воскрес! Поистине воскрес!»
Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность По пьесе Островского Гроза
Молодая девушка, потупив взор, стоит посредине комнаты и вытаскивает из сумки рекомендательные письма. Ее в упор рассматривает купеческая семья. Впереди важно стоит с тупым лицом хозяин дома и нагло рассматривает «товар». Он вышел навстречу приезжей в халате, не потрудившись переодеться. Столпившиеся за его спиной домочадцы, каждый по-своему рассматривают приезжую.
Дитя Марии
Автор: Гримм. Бедный дровосек отдал единственную дочь деве Марии. Девочка зажила как в сказке. Когда ей исполнилось 14 лет, Мария дала ей ключи от 13 дверей, последнюю из которых нельзя было открывать. В 12 комнатах девочка увидела сияющих апостолов. Когда из любопытства, не обращая внимания на протесты ангелов, открыла 13-ю, увидела Троицу.
Иконопись Древней Руси
Text Graphics Иконопись Древней Руси. Graphics Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия. Graphics
Веласкес
Веласкес Диего Velazquez Diego (1599 Севилья 1660 Мадрид) испанский художник.
Рюноскэ Акутагава. Нанкинский Христос
Сун Цзинь-хуа, пятнадцатилетняя проститутка, сидит дома и грызет арбузные семечки. Время от времени она смотрит на маленькое бронзовое распятие, висящее на стене ее убогой комнатушки, и в ее глазах появляется надежда. Цзинь-хуа — католичка.
В. А. Закруткин. Матерь человеческая
В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок.
Аморозо, Филиппо Августо
Филиппо Августо Аморозо принц ди Аморио (итал. Filippo Augusto Amoroso d’Aragona; 20 мая 1670(16700520), Трекаст — 17 августа 1744, Трекаст) — представитель старейшего рода в Италии, византийского происхождения «Амориенсе». С 1722 по 1744 год являлся Великим Магистром ордена Святой Марии Вифлеемской.
Аньези, Мария Гаэтана
Мари́я Гаэта́на Анье́зи (итал. Maria Gaetana Agnesi; 16 мая 1718, Милан — 9 января 1799) — итальянский математик и филантроп. Она происходит из зажиточной купеческой семьи, в которой был 21 ребёнок. Мария Гаэтана была старшей из детей. Её отец был профессором математики, он с детства поддерживал математические способности дочери и позаботился о хорошем образовании Марии Гаэтаны.
Мария Амалия Австрийская
(1746—1804, при рождении Maria Amalia Josepha Johanna Antonia) — герцогиня Пармская, дочь эрцгерцогини Австрии Марии Терезии и императора Священной Римской Империи Франца I. Жена Фердинанда I, герцога Пармского.
Прагматическая санкция 1713
Введение 1 План Введение 2 История Введение Прагматическая санкция — закон о престолонаследии, принятый императором Священной Римской империи Карлом VI 19 апреля 1713 года.
Борецкий, Исаак Андреевич
Исаак Андреевич Борецкий — новгородский посадник, муж знаменитой Марфы-посадницы. Своё родовое прозвище (в ряде летописных источников оно не упоминается) Исаак получил от волости Борок (Борецкая волость), которой он вероятно владел и в ней начал свою деятельность. В 1417 году Исаак Борецкий отбил у напавших на волость беглых новгородцев, вятчан и устюжан.
Легенды дома Романовых
Исторические легенды, связанные с домом Романовых: Проклятие дома Романовых (проклятие Марины Мнишек) — предсказание падения дома Романовых Посмертное явление Марии Милославской
Мария Тереза Бурбон-Неаполитанская
Мария Тереза Каролина (итал. Maria Teresa Carolina di Borbone-Napoli; 6 июня 1772, Неаполь, Неаполитанское королевство — 13 апреля 1807, Вена, Австрийская империя) — принцесса Неаполитанская и Сицилийская, после замужества императрица Священной Римской империи, затем австрийская императрица.
Луиза Мария Бурбон-Сицилийская
Луиза Мария Амелия Тереза (итал. Luisa Maria Amelia Teresa; 27 июля 1773(17730727), Неаполь — 19 сентября 1802, Вена) — принцесса из дома Сицилийских Бурбонов, великая герцогиня Тосканы (1790—1801).
Вильгельм IV великий герцог Люксембургский
Вильге́льм IV (Вильге́льм Алекса́ндр; 22 апреля 1852(18520422) — 25 февраля 1912) — регент Великого герцогства с 4 апреля 1902, Великий герцог Люксембургский с 17 ноября 1905, старший сын герцога Адольфа.
Карл IV Теодор
Карл Филипп Теодор (нем. Karl (oder Carl) Philipp Theodor (10 декабря 1724, замок Дрогенбуш, около Брюсселя — 16 февраля 1799, Мюнхен) — курфюрст Баварии в 1745—1777. Карл Теодор был сыном Иоганна Христиана Пфальц-Зульцбахского и Марии Генриетты де ла Тур, дочери Франсуа Эгона де ла Тур д'Овернь и Марии Анны де Линь из герцогского дома Аренберг.
Мария Терезия Испанская
Эта статья посвящена супруге Людовика XIV. Об императрице см. Мария Терезия Мария Терезия Австрийская (Испанская) (исп. Marнa Teresa de Austria; 10 сентября 1638(16380910) — 30 июля 1683) — инфанта Испании, супруга короля Франции Людовика XIV.
Кристина Французская
Кристина Мария Бурбон (10 февраля 1606(16060210), Париж — 27 декабря 1663, Турин) — французская принцесса, после замужества герцогиня Савойская. Вторая дочь и третий ребенок короля Франции Генриха IV и его второй жены Марии Медичи.
Томислав II
Князь Аймоне Маргарита Мария Джузеппе ди Торино (итал. Aimone Roberto Margherita Maria Giuseppe di Torino, 9 марта 1900, Турин — 29 января 1948, Буэнос-Айрес), позднее
Мария Лещинская
(польск. Maria Katarzyna Leszczyńska, фр. Marie Leszczyńska, 23 июня 1703, Польша — 24 июня 1768, Версаль) — королева Франции, супруга короля Людовика XV. Дочь экс-короля Польши Станислава Лещинского и Екатерины Опалинской.
Аллилуев, Сергей Яковлевич
Сергей Яковлевич Аллилуев (7 октября 1866(18661007) — 1945, Москва) — русский революционер.[1] Отец Н. С. Аллилуевой, тесть Сталина. Биография Родился в селе Раменье Воронежской губернии 7 октября 1866 года в семье Якова Трофимовича и Марфы Прокофьевны Аллилуевых . Член партии с 1896 года. За революционную деятельность в 1903 году ему было запрещено жить на Кавказе.
Людовик Великий Дофин
Людо́вик Вели́кий Дофи́н (фр. Louis le Grand Dauphin), 1 ноября 1661(16611101)—14 апреля 1711) — единственный выживший законный ребёнок Людовика XIV от Марии-Терезии Испанской, его наследник (дофин Франции). Умер за четыре года до смерти отца и не царствовал.
Летонмяки, Лаури Матвеевич
Лаури Матвеевич Летонмяки (фин. Lauri Aukusti Letonmдki, 22 декабря 1886, Тампере — 20 ноября 1935, Петрозаводск) — финский революционер, уполномоченный по делам юстиции Народного Совета Финляндии. Муж Марии Куркелан.
Карл, герцог Беррийский и Алансонский
Карл де Бурбон (фр. Charles, duc de Berry, (31 июля 1686 — 5 мая 1714) — герцог Беррийский и герцог Алансонский. Младший сын Людовика Великого Дофина и Марии Анны Баварской. Внук Людовика XIV. С рождения получил титул герцога Беррийского, незадолго до смерти король пожаловал ему также титулы герцога Алансонского и Ангулемского.
Анна Павловна
Королева нидерландская, дочь императора Павла I и императрицы Марии Феодоровны.
Борецкая Марфа
Жена посадника Исаака Андреевича, ставшая после смерти мужа во главе литовской партии в Новгороде; известна более под именем Марфы Посадницы.
Молитва перед тетраподом
ПОЧАТКОВА МОЛИТВА (перед тетраподом) + В ім я Отця, і Сина, і Святого Духа. Амінь (3 рази). І стація ІСУСА ХРИСТА ЗАСУДЖУЮТЬ НА СМЕРТЬ ІІ стація ІСУСА ХРИСТА ОБТЯЖУЮТЬ ХРЕСТОМ