Драма «Эй, кто-нибудь!» была написана Уильямом Сарояном, американским писателем армянского происхождения, в августе 1941 года. Действующие лица - парень, девушка, мужчина, второй мужчина, третий мужчина и женщина. Сароян не называет имен, потому что индивидуальные черты персонажей не имеют значения, «Первый мужчина» может стать на место «Второго», «Второй» - на место «Третьего», и ничто от этого не изменится.
В пьесе две враждебные друг другу группы действующих лиц. С одной стороны - бродяга, человек без определенных занятий, добывающий средства к существованию игрой в карты, и девушка одинокая, некрасивая уборщица в городской тюрьме. С другой стороны - горожане, пуритански воспитанные и готовые всеми средствами защищать нравственные устои своего города.
Распределение нравственных акцентов в этой пьесе парадоксальное. Носителями нравственного начала оказываются бродяга и девушка, пройдя через череду конфликтов, они проявляют высокое душевное благородство, а все антигуманное, бесчеловечное сосредоточено в толпе «почтенных» отцов семейств, которые толпой набрасываются на одного обессиленного человека и готовы забить его до смерти. И дело не в том, что каждый из них наделен какой-то особой индивидуальной жестокостью. Вовсе нет, просто все вместе они подчиняются старым и уже умершим законам общежития, следование которым ожесточает человеческую натуру. К примеру, человек, застреливший бродягу, знает, что тот ни в чем не виноват. Он убивает не из жажды мести, а из страха перед толпой своих «приятелей». Он боится этой толпы, потому что сам принадлежит к ней и не смеет противоречить тому, что эта толпа считает «правильным». Он понимает, что вел себя также как толпа, если бы кто-то другой оказался на его месте.
Для меня эмоциональным зерном произведения стало само название пьесы У.Сарояна «Эй, кто-нибудь!». Именно эти слова взволновали меня и врезались в мое сердце. Как часто мы кричим эти слова - кто про себя, кто вслух. Мы ищем помощи, спасения, стараемся избавиться от одиночества. И тем сильнее становится наш крик, если человек потерялся в этом мире, если он утратил свой моральный облик, запутался, не видит смысла жизни, не верит людям. Он, жаждет смерти и стремится к ней всеми своими поступками, когда же он сталкивается с ней, к нему приходит страх, он не хочет расставаться со своей, бессмысленной жизнью и пытается уклониться от неизбежного. Именно эта тема, тема отверженного и одинокого человека заинтересовала меня в произведении У.Сарояна. Она актуальна и будет актуальна до тех пор, пока будут одинокие потерянные люди, пока мы не научимся любить и ценить каждого человека, его индивидуальность и право на жизнь. Эта главная тема пьесы Сарояна и сегодня заинтересовывает многих режиссеров, подтверждение тому является большое количество постановок пьесы «Эй, кто-нибудь» во многих театрах.
В связи с темой, выбранной мной, внешний конфликт героя с обществом отходит на второй план, а главным становится его внутренний конфликт. Его эгоистическое человеческое начало сталкивается с противоположным – любящим, готовым сострадать и сделать все ради спасения другого.
Исходя из этой темы, сверхзадачу моего спектакля можно сформулировать так: Только живое человеческое участие, умение сострадать может спасти человека.
И она подтверждается высказыванием драматурга: «Каждый человек несет в себе целый мир и может переделать его, как хочет: населить людьми, достойными его любви — если сердце его способно любить. Мир ждет, чтобы его изменили те, кто в нем живут, и каждое утро его создают заново, перестраивают, словно дом, в котором обитают люди — все те же люди, хотя они беспрерывно меняются».
У.Сароян
В этом и есть идея произведения: даже самый маленький и ущербный человек, способен на многое, если у него осталось сердце, готовое проявить сочувствие и участие.
Основной конфликт спектакля – столкновение двух жизненных позиций, двух мировоззрений:
с одной стороны – порочного, эгоистичного человека
, с другой стороны – человека, готового
сострадать, любить и отдать все ради спасения другого.
В итоге получается история о разочарованном в жизни парне, который в силу стечения обстоятельств попадает в тюрьму по ложному обвинению в изнасиловании. Для того чтобы разобраться в случившемся, он зовет охранника, но сейчас ночь, и на его зов откликается убогая странная девушка, уборщица и кухарка в городской тюрьме. Она сообщает ему, что его могут убить, без всякого суда. Парень всячески старается воспользоваться ее приходом, обольстить девушку, уговаривает помочь ему сбежать. В итоге девушка соглашается, несмотря на то, что это грозит ей смертью. Эта жертвенность восхищает его, он приходит к осознанию того, что не смеет разрушить ее жизнь, и, отказываясь от помощи, остается ожидать смерти.
Таким образом, основой
, на которой строится моя история, является событийный ряд, из которого исходным событием
является - обвинение в изнасиловании; центральным
– согласие девушки помочь в побеге; главным событием
– отказ героя от помощи девушки.
Парень – сверхзадача роли – вырваться из тюрьмы
, жить богато и счастливо в Сан-Франциско.
Сквозное действие роли – освободиться.
Контрдействие – обстоятельства (обвинение в преступлении, заточение)
. Девушка– сверхзадача роли – хочет быть любимой.
Сквозное действие роли – найти близкого человека
.Контрдействие – некрасивая, униженная, отверженная обществом, ложь парня.
Герои заключены в одном пространстве, пронизанном одиночеством и страхом. Все пространство таит в себе опасность. Поэтому мое сценическое решение представляет собой переплетение резинок, как - бы «лазерных лучей», они являются сетью, тюрьмой, паутиной в которую попали герои, которую расставило общество, готовое сделать все, чтобы они из нее не выбрались.
По мере развития действия натянутые резинки, концы которых держат актеры, являющие собой образ горожан, оживают, наводя на героев страх и указывая на невозможность выбраться. Только когда девушка касается их, они звучат нежно, создавая иллюзию безопасности и свободы. Пространство очищается от резинок тогда, когда приходит момент внутренней свободы, парень отказывается от помощи девушки, тем самым его эгоистическое мировоззрение разбивается о самопожертвование девушки, а девушка, влюбившаяся в парня, и отогретая его участием и вниманием, превращается в красавицу. Они объединяются в свободном порыве, в мечте, когда люди любят и счастливы.
В спектакле я использую музыку Гия Канчели, это один из величайших композиторов современности, автор симфонической и камерной музыки. Он писал музыку к спектаклям БДТ в режиссуре Г. Товстоногово. Имя Канчели прочно связано с кинематографом. Он является автором музыки к нескольким десяткам картин, среди которых "Не горюй", "Мимино", "Слёзы капали", "Кин-дза-дза", "Паспорт" Георгия Данелия, "Чудаки", "Необыкновенная выставка", "Голубые горы". «Канчели – молчаливый философ, он словно знает о нашем мире что-то важное, но говорит об этом только с помощью музыки. Он иногда цитирует Набокова «музыка – великолепный обман». И добавляет, что талантливые люди обманывают талантливо, бездарные – бездарно. Музыка Канчели – всегда с легкой грустью и от нее всегда, хоть на секунду, но перехватывает дыхание».
Из программы канала «Культура»
Музыке в спектакле отведена большая роль, она постоянно и активно участвует в сквозном действии. Создает атмосферу, подчеркивает основные события. Явно выделены 3 основные темы: надвигающейся опасности, свободы, расправы.
Спектакль развивается динамично, каждая следующая сцена подхватывает предыдущую, тем самым, усиливается драматизм истории и мне б хотелось, что бы она доходила до отчаянного авторского крика «Эй, кто-нибудь!».
Другие работы по теме:
Маяковский в. в. - Драматургия в. в. маяковского. традиции и новаторство.
Баня" была написана Маяковским в 20-е годы XX века. Основная тема пьесы - борьба против бюрократизма, пошлости, подхалимства и Других пороков, унаследованных от старого мира. Эта пьеса резко сатирическая, и Маяковский осуждает в ней "разных мерзавцев", которые препятствовали строительству нового общества, мешали начать новую жизнь.
Дворянство в пьесе Чехова Вишневый сад
Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» была создана в 1903— 1904 годах. Относительно ее жанра — что это — драма или комедия? — спор продолжается и поныне. Сам автор настаивал на том, что это не драма, а комедия, местами даже фарс. Спор Чехова с постановщиком пьесы Станиславским имел принципиальное значение. Один из критиков писал, что «Вишневый сад» — это «памятник над могилой симпатичных белоручек».
Анализ финала третьего действия пьесы Горького На дне
В центре пьесы М.Горького «На дне» – не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке. Ядром этого спора является проблема правды и лжи. Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение развенчивает философию Луки. В начале пьесы мы видим, что почти все герои одержимы своей мечтой.
Пьеса Вишневый сад комедия, драма или трагедия
А. П. Чехов написал в 1903 году замечательную пьесу "Вишневый сад". Мир искусства, так же как и общественно-политический мир ощущал потребность в обновлении. А. П. Чехов, будучи уже одаренным писателем, показавшим свое мастерство в кратких рассказах, входит в драматургию как открыватель новых идей.
Униженные и оскорбленные в русской классике по пьесе Горького На дне
В своей пьесе Горький как бы подытожил все свои наблюдения за жизнью «бывших людей». Как и в ранних рассказах, здесь герои писателя — «люди дна». Этот мир обездоленных и отверженных обществом Горький знал хорошо, потому что самому когда-то пришлось зарабатывать на хлеб вместе с такими, общаться с ними и пройти многие километры по дорогам России в их компании.
Проблематика пьесы М. Горького На дне 2
Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Автор: Горький М. В пьесе “На дне” Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Проблематика произведения раскрывается не столько в действии (мир ночлежки как бы застыл, событий происходит не так уж много), сколько в разговорах персонажей.
Проблематика пьесы Горького На дне
Проблематика пьесы Горького "На дне" Автор: Горький М. Пьеса Алексея Максимовича Пешкова, более известного нам под псевдонимом Максима Горького, “На дне” создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она вызывает споры у читателей. Это можно объяснить тем, что множество проблем, поставленных автором, в разное время становятся актуальными, некоторые высказывания – крылатыми фразами, а монолог Сатина о человеке даже заучивается наизусть в школе.
Брехт Бертольд
(10.02.1898 - 14.08.1956) Немецкий драматург и поэт. Родился 10 февраля 1898 в Аугсбурге. Закончив реальное училище, в 1917–1921 изучал философию и медицину в Мюнхенском университете. В студенческие годы написал пьесы Ваал (Baal, 1917–1918) и Барабаны в ночи (Trommeln in der Nacht, 1919). Последняя, поставленная Мюнхенским камерным театром 30 сентября 1922, завоевала премию им.
Драматургия
Автор: Чехов А.П. Как стилист Чехов недосягаем. В. Трофимов Краткость — сестра таланта. А. Чехов Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. Пьесы для любительских спектаклей были его первыми юношескими произведениями. Рассказы Чехова настолько насыщены диалогами, с помощью которых автор стремится выразить основные мысли персонажей, что они прямо-таки просятся на сцену.
Анализ комедии В. Шекспира Много шума из ничего
Анализ комедии В. Шекспира “ Много шума из ничего” Годы создания комедии «Много шума из ничего» - с 1598 по 1599. В данной комедии есть две сюжетные линии: комическая и любовная. Любовную линию образуют Бенедикт и Беатриче, Клавдио и Геро. Комическую линию образуют Маргарита, Урсула, Леонато, Клавдио и Дон Хуан.
Лука и Сатин в драме Горького "На дне"
В пьесе "На дне" Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Герои, их внутренний мир раскрывается не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет свою философию, свою идею.
"Вишневый сад": анализ чеховской пьесы
Вспомним чеховские рассказы. Лирический настрой, пронзительная грусть и смех... Таковы и его пьесы — пьесы необычные, а тем более казавшиеся странными чеховским современникам.
Герои и смысл пьесы М. Горький На дне
Автор: Горький М. Горький всегда задумывался над тем, что управляет человеком, какие ценности для него превыше всего, как согласуются свобода и любовь, добро и истина, сила и справедливость. Пьесу «На дне» можно с полным правом назвать философской драмой. Горький писал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – лучше: истина или сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?..
Новаторство А.Н.Островского
Самоотверженный труд, сопутствовавший драматургу на протяжении всей его жизни, ознаменовался блестящими результатами. Именно А.Н.Островский своими драматическими шедеврами довершил создание русского национально-самобытного театра.
Рецензия на пьесу «Свои люди – сочтёмся!» А.С. Островского
В основе сюжета пьесы лежит распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества. Богатый купец Самсон Силыч Большов занял у других купцов крупную сумму денег и, не желая возвращать ее, объявил о своем банкротстве.
Б. Шоу “Пигмалион”
Суть пьесы Бернарда Шоу “Пигмалион”. Выводы читателя по прочтении пьесы.
Героиня пьесы Островского Бесприданница
Чем привлекательна драматургия А. Н. Островского? Его пьесы помогают разобраться в «вечных» вопросах жизни. Это и любовь, и свобода, и смысл человеческого существования и счастье. Необычайно интересны и привлекательны женские образы, женщины с «горячим сердцем». Проследим, как складывается судьба Ларисы Огудаловой — героини пьесы «Бесприданница».
Идейное и художественно свообразие пьесы Вишнёвый сад
Идейное и художественно свообразие пьесы "Вишнёвый сад" Автор: Чехов А.П. Значительные в жизни каждого человека события обнаруживаются в скромных будничных обыденных проявлениях.Чехов искуственно привлекает наше внимание к ним.Поэтому наше внимание из текста уходит в подтекст.
Шварц ЕЛ
Шварц Евгений Львович (1896 - 1958), прозаик, драматург. Родился 9 октября (21 н.с.) в Казани в семье врача. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета (1914 - 16). В студенческие годы продолжает, как и в гимназии, увлекаться театром и сочинять шуточные стихи.
Абт, Карл Фридрих
Карл Фридрих Абт (нем. Karl Friedrich Abt; 1733, Ульм — 20 ноября 1783, Бремен), один из знаменитейших актёров Германии в конце XVIII в. Уже 25-ти лет от роду странствовал с собственной труппой по Германии. В 1775 г., потерпев неудачу в Голландии, где пьесы Шекспира, Лессинга и т. п. не пришлись ещё по вкусу публике, он поступил на сцену в Готе, где играл в первых произведениях Шиллера и Гёте.
Лука и Сатин в драме Горького На дне
В пьесе "На дне" Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Герои, их внутренний мир раскрывается не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет свою философию, свою идею.
Бертольд Брехт
Немецкий писатель Бертольт Брехт - драматург, теоретик театра, режиссер, прозаик и поэт - занимает важное место в истории литературы XX в. Его пьесы постоянно ставятся на сценах театров разных стран
Грэм Грин
Крупнейший современный английский прозаик, он уже при жизни воспринимался как классик. За шесть с лишним десятилетий литературного труда накопил солидный багаж: свыше 25 романов, пьесы, киносценарии, книги для детей, две автобиографические книги.
Джон Джеймс Осборн
Osborne, John James (1929–1994), английский драматург. Родился 12 декабря 1929 в Лондоне. В молодости работал актером, в свободное время писал стихи и пьесы. Известность пришла к нему в 1956 после премьеры на сцене театра «Ройял Корт» Оглянись во гневе.
Володин А.М.
Володин (настоящая фамилия Лифшиц) Александр Моисеевич (р. 1919), драматург, прозаик. Родился 10 февраля в Минске. Получил педагогическое образование, работал сельским учителем.
Крон А.А.
Крон (псевдоним; настоящая фамилия - Крейн) Александр Александрович (1909 - 1983). Русский советский писатель, драматург.
Леонов Л.М.
Леонов Леонид Максимович (1899-1994), прозаик, драматург. Родился 19 мая (31 н.с.) в Москве в семье поэта крестьянского направления, известного в свое время. Его издательская деятельность не раз навлекала на него полицейские репрессии.
Остер Г.Б.
Остер Григорий Бенционович (р. 1947), детский писатель. Родился 27 ноября в Одессе в семье портового механика. Окончив среднюю школу в 1966, в течение трех лет служил на Северном флоте.
Шварц Е.Л.
Родился 9 октября (21 н.с.) в Казани в семье врача. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета (1914 - 16). В студенческие годы продолжает, как и в гимназии, увлекаться театром и сочинять шуточные стихи.