Наследство Вигеланда

Рефераты по культуре и искусству » Наследство Вигеланда

15 лет назад правительство Норвегии начало претворять в жизнь большой культурный проект установив 33 скульптуры современных архитекторов из 18 стран мира по всему северу страны. Многие обычно спокойные и невозмутимые норвежцы были этим обстоятельством неприятно поражены — слишком уж авангардным было большинство из них не говоря уж о том что часть средств на их создание и установку должна была поступить из карманов местных налогоплательщиков. Впрочем недовольства эти не помешали городскому Совету систематически заполнять пространство норвежской столицы Осло весьма странными произведениями которые сейчас все-таки прижились в городе во всяком случае без них он был бы гораздо менее интересен.

Cкульптур в городе много и это несмотря на известную скандинавскую прижимистость. Во многих странах относительно новые дома когда они выходят из моды просто сносят. В Норвегии же все по-другому — верфь переделали в торговый центр а элеватор — в жилой дом превратившийся в местную достопримечательность. Ничего не выбрасывать ничего не сносить — может быть это и есть путь к богатству и процветанию…

В общественной жизни Норвегии сегодня набирают популярность странная для нас безликость отвлеченность отношений. В Осло например теперь в моде новый тип рабочего места. Вернее будет сказать что его просто нет — вы не можете прибить там портрет любимой собаки или спрятать под стол свои не самые модные ботинки. Каждый приходит со своим переносным лэптопом и присоединяет его к любой свободной ячейке сети. Ни бумаг ни приколотых записочек типа — «Не забыть позвонить…» ни тому подобного. Словом ничего личного. А вот скульптуры как будто продолжают бороться за самобытность и уникальность города.

Осло — очень маленький город. И расти вширь он не может: с одной стороны он зажат фьордом а с другой — заповедным лесом. Это делает Осло еще и очень дорогим городом. Каждому желающему жить в столице приходится находить место внутри весьма ограниченной территории. Тем удивительнее что в городе существует большой парк скульптур Вигеланд являющийся национальным и мировым достоянием. Хотя в свое время при строительстве он был принят в штыки.

Парк скульптур Вигеланд поражает воображение даже ленивых и нелюбопытных своей первобытной энергией и свободой. Он занимает площадь в 32 га и открыт 24 часа в сутки. Густав Вигеланд (1869—1943) трудился над его созданием 40 лет но закончен он был только после его смерти. В парке 212 скульптурных композиций из бронзы гранита и кованого железа. Несколько железных ворот. И все это сделано самим Вигеландом. Некоторые скульптуры огромны — самая большая под названием «Монолит» имеет 14 метров в высоту.

Густав Вигеланд родился в маленькой деревне недалеко от города Мандал в Южной Норвегии. Его отец был резчиком по дереву и Густав приобщился к этому ремеслу с малолетства. Хотя впоследствии он отрицал полезность этого обучения не вызывает сомнений то что эти знания повлияли на все его дальнейшее творчество.

У Густава была мечта — он хотел стать настоящим скульптором и создавать произведения из камня и металла. Казалось бы сама Судьба была против этого — в Норвегии того времени научиться этому искусству было практически не у кого. Когда ему исполнилось 15 лет он перебрался в Кристианию (так тогда назывался Осло) — учиться на резчика по дереву лелея свою детскую мечту. Но вскоре в его жизни произошел крутой поворот — спустя 2 года умер его отец и Густаву на некоторое время пришлось оставить учебу: он должен был вернуться в родные места и поддерживать семью. Несмотря ни на что Густав Вигеланд в 1888 году вернулся в Кристианию и поступил подмастерьем сначала к скульптору Брюнхульфу Бергслину а затем к Матиусу Скибруку. Эти мастера оценили талант молодого человека и помогли ему отправиться в Копенгаген где он смог получить образование в одной известной студии. Отучившись в Дании Вигеланд отправился дальше по Европе. Париж — в 1893 году затем Берлин Флоренция — в 1895-м а через год — путешествие по разным городам Италии.

Вернувшись в Норвегию Густав наконец начинает работать скульптором. Он участвовал в реставрационных работах в соборе Тронхейма и других проектах. В своей студии в Осло он создал десятки скульптур и когда в 1902 году студию нужно было снести: она мешала созданию новой библиотеки Вигеланд заключил с городским Советом соглашение о том что он подарит Осло все свои произведения в том случае если ему будет предоставлена новая студия которая после его смерти станет музеем и если его скульптурами будет украшен городской парк.

Так и было создано главное чудо сегодняшнего Осло. На протяжении 40 лет да и всей своей предыдущей жизни Вигеланд трудился над этим парком. Тысячи эскизов сотни скульптур… Его не остановила даже Вторая мировая война — он продолжал свою работу и при фашистах но в 1943 году его настигла смерть и окончательно работы в парке были завершены только к 1950-м.

Большинство скульптур Парка Вигеланда имеют реальных прототипов — может быть именно поэтому они производят такой удивительный эффект. Вигеланд попытался показать в своих скульптурах всю человеческую жизнь — некоторые из них кажутся какими-то неотесанными грубыми другие — изысканными третьи — странными и мрачными. Есть например скульптура изображающая нищего которого дразнят дети. Это подлинная сценка и подлинный нищий того времени. Мужчина которого облепили маленькие дети явно хочет от них избавиться… Говорят так Вигеланд изобразил свое отношение к собственным детям.

Нельзя сказать что чувства которые испытываешь при виде некоторых скульптур всегда радостные но то что ты видишь как-то очень по-норвежски отражает и настроения народа и саму природу страны. Хотя вполне возможно что это ошибочный взгляд стороннего человека…