Тоичкина С. А.
Национальный технический университет Украины «КПИ»
Киев
Играющему верьте! Он — женщина,
он — демон, он — дитя...
Р. М. Рильке
«Человек живет сегодня в мире, о котором знает меньше, чем мы это предполагаем. Он утратил цельный образ мира и стал жертвой образов. То, что наш век называет образом, стало на самом деле одной из абстракций»,— так описал наш мир известный швейцарский писатель Ф. Дюрренматт, и его слова достаточно точно передают наши мироощущения от соприкосновения с миром зыбким и неустойчивым, с миром подчас абсурдным. Автором, а значит, и виновником данного мира выступает сам человек, периодически впадающий в зависимость от той или иной метанаррации, универсального и всеохватного рассказа о мире (Ж.-Ф. Лиотар). Главные свойства таких метарассказов — уверенность в собственной истинности, а также в том, что мир может быть описан и смоделирован усилием единой традиции. В результате линейного воспроизводства (а это единственно возможный тип функционирования любой метанаррации) в культуру не вводятся новые элементы, ее становление подменяется процессом «радикальной мутации» (Ж. Бодрийяр), а сам человек оказывается в тисках бесчисленных образов-репродукций. И как следствие, человек не только теряет саму реальность, наращивая элементы абсурда в собственном существовании, но и теряет собственную сущность, так как «сумасшествие» внешнего постепенно разрушает его дух.
Мир непостоянен и изменчив в своих многомерно-ускоренных проявлениях, и для того чтобы удержаться в нем, не потерять свое право на существование, человечеству необходимо измениться, т.е. сформировать в себе свободу восприятия вечно подвижных форм мира. Возникает проблема: как выйти на созерцание (и претворение в своих собственных деяниях) полноты бытия? Для разрешения данной проблемы и существует искусство как определенная стратегия постижения ритмов человеческого бытия, а одновременно с этим и как определенный инструментарий по настройке человеческого духа, его способности улавливать многомерный, бесконечно изменчивый и вечно ускользающий от человека мир.
Искусство — это одна из древнейших форм общения мира и человека, с помощью которого вводятся в контекст культуры фрагменты реальной жизни. Но суть эстетического опыта, «игры» искусства с непосредственными реалиями бытия — не просто в ориентации человеческого духа на захваченность бытием. Самое важное и необходимое в существовании искусства — это то, что оно является своеобразной конструкцией по формированию человеческой способности восприятия, а точнее говоря, способности к свободе восприятия. Художественное произведение выстраивает свой мир на реально-ирреальном уровнях, следовательно, его встреча с действительностью — это некий акт событийного типа. Мир, благодаря эстетическому опыту искусства, приоткрывает перед человеком свою движущуюся многомерность, где вещи и «Я» получают свои «собственные», соответствующие действительному положению дел названия в динамике произведений искусства. Благодаря этому человеческий дух выводится за границы субъективности, освобождаясь от наивности представлений по отношению к собственной реальности.
Эстетическая опытность искусства подталкивает оформившуюся вещественность мира и человека на совершение определенного круговорота движений. Привычные очертания мира сдвигаются, и материя получает новое оформление. Человек приобретает способность к осознанию динамики смыслов бытия через непосредственное восприятие становящихся форм действительности и самого себя как ее части. Эта своеобразная игра форм, на которой работает искусство, не только порождает сущность посредством обращения к существованию, но и выстраивает (посредством особого кода) соответствующую структуру в том, кто воспринимает. Тем самым создаются условия для того, чтобы «сознание было каждый раз заново» (М. Мамардашвили), а это — одно из необходимых условий для становления культуры как многомерного видения наших действительных форм существования.
Другие работы по теме:
Предмет эстетики, его сущность и содержание
Формулировка предмета эстетики. Универсальность мышления в образах. Сущность эстетического воспитания. Специфика искусства как предмета эстетики. Факторы, влияющие на формирование предмета эстетики: философия, искусство, внутренняя логика развития науки.
Гидролиз
Гидролизом называется обменная реакция вещества с водой, в результате которой образуются малорастворимые или малодиссоциированные соединения (основания, кислоты, основные соли). Вода является амфотерным электролитом, т. е. она может взаимодействовать и как кислота, и как основание. В первом случае связываются водородные ионы, во втором – гидроксильные ионы.
Амвросий Медиоланский
А.А. Гусейнов Выдающееся место в истории становления средневековых морально-религиозных дисциплин принадлежит епископу миланскому Амвросию - учителю и духовному наставнику Августина. В своем трактате "Об обязанностях священнослужителей" ("De officiis ministrorum"), написанном в 386 г. н.э. и направленном к миланскому духовенству, Амвросий структурно и лексически обнаруживает зависимость от трактата Цицерона "Об обязанностях", но наполняет свое произведение принципиально новым содержанием. "Высшее благо" (sum-mum bonum), к которому стремится человек, он располагает за пределами мира, а нравственные обязанности служат только средством его достижения.
Эстетическое сознание
Эстетическое сознание - часть общественного сознания, отражающая богатство эстетического отношения человека к миру, его стремление к гармонии и совершенству.
Символисты.
Рассматриваются понятия декаданства и модернизма. Характеризуется русский символизм (1892-1912г.г.) и его направления.
Эстетика как философия искусства
Споры о предмете эстетической науки носят более или менее схоластический характер до тех пор, пока не появляется некое реальное конкретное понимание эстетики, пусть в чем-то и одностороннее.
Онтология и психология жизнедеятельности человека
Описание психологической многомерности человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира.
Христианский персонализм (Э.Мунье)
Мунье определял персонализм как экзистенциальную философию, в центре которой находится человеческое существование. "...Слово exister благодаря своей приставке означает, что быть – значит развертываться вовне, выражать себя".
История становления психологии как науки 2
История становления психологии как науки История становления предмета психологии. Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.
Литературный герой УЛЬРИХ
Ульрих нем. Ulrich герой романа Р. Музиля Человек без свойств. В дневниках писателя на стадии замысла романа. Ахилл Андерс. У. сын известного юриста лет независим и обеспечен был офицером инженером затем alignjustifyульрих нем Ulrich герой романа.
работа
Основные предметы исследования геополитики: история становления геополитики как науки
Эстетическое восприятие музыки
Контрольная работа Природа и сущность эстетического сознания Эстетическое сознание - часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что эстетическое сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни.
Цилиндр
Цилиндр - это фигура, состоящая из двух кругов, совмещаемых параллельным переносом и всех отрезков, соеди-няющих соответствующие точки этих кругов.
Природа учит нас понимать прекрасное По одному или нескольким произведениям русской литературы
Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики А.А. Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить ее сокровенный мир, передать свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой.
О роли литературы личное мнение
Автор: Сочинения на свободную тему Книги — гибель. М.Цветаева У литературы не может быть практических задач; каждый раз, когда литературу пытались заставить служить какому-то делу, теряли самое главное.
Изображение повседневной жизни в произведениях А. Чехова
Автор: Чехов А.П. А. П. Чехов из тех писателей, которые глобальные вопросы человеческого бытия поднимают через изображение обычной повседневной жизни конкретных персонажей. Диагностируя “болезнь” одного человека, он диагностирует “болезни” мира.
Формирование личности американского школьника
Творчество американского писателя Дж. Сэлинджера приходится на середину XX века, но его произведения близки и понятны современной молодежи. Сэлинджера очень волновала проблема становления молодого человека, его сложного духовного мира.
Новаторство А.Н.Островского
Самоотверженный труд, сопутствовавший драматургу на протяжении всей его жизни, ознаменовался блестящими результатами. Именно А.Н.Островский своими драматическими шедеврами довершил создание русского национально-самобытного театра.
Эстетическое формирование
Формирование в начальный период воспитания. Эстетическая и художественная культура. Эстетические чувства. Художественная культура личности.
Утрехтское епископство
(нидерл. Sticht Utrecht) — княжество-епископство Священной Римской империи, существовавшее с 1024 по 1528 годы. Основание В 695 году папа Сергий I сделал Виллиброрда епископом Фризии. При поддержке правителя франков Пипина Геристальского был основан рыночный город Утрехт, где Виллиброрд и обосновался.
XVIII век
Введение 1 События 2 Изобретения, открытия 3 Общество, культура 4 Значимые люди Введение Восемнадцатый (XVIII) век длился с 1701 по 1800 годы по григорианскому календарю.
II тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 2000 по 1001 год до нашей эры. Вторая половина II-го тысячелетия до н. э. — Срубная культура в степных и лесостепных районах Украины и Европейской части России, Абашевская культура в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале.
IV тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения, открытия 4 Мифические события Введение IV тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 4000 по 3001 год до нашей эры.
Коммунистическая партия Хорватии
План Введение 1 Основание 2 Члены 3 Закат 4 Секретари ЦК КПХ — Председатели ЦК СКХ Введение Коммунистическая партия Хорватии (хорв. Komunistička partija Hrvatske) — коммунистическое движение, подчинённое Коммунистической партии Югославии. В 1952 году, после Шестого конгресса КПЮ, Коммунистическая партия Хорватии была переименована в Союз коммунистов Хорватии (хорв.
XXX век до н. э.
События Египет Ок.2950 (ок.3000) — Окончательное объединение Верхнего и Нижнего Египта. Возникновение единого государства. Завоевание царями Верхнего Египта Нижнего.
Коды и системы записи чисел
Запись прямого и обратного кода для числа 10010 и -10010. Получение дополнительного кода числа для 16-разрядной ячейки. Перевод в двоичную систему счисления десятичных чисел: 10, 45, 7, 33. Запись в обратном и дополнительном кодах числа -67, -43, -89.
Даниловка Волгоградская область
Введение 1 География 1.1 Полезные ископаемые 1.2 Климат 1.3 Гидрография 1.4 Почвы 2 Население 3 История 3.1 Основание 3.2 Конец XIX века 3.3 При советской власти