Антонио Гауди был одним из тех удачливых архитекторов, которые не бегали в поисках заказов по богатым клиентам. Его творчество было оценено по заслугам еще при жизни, и клиенты разрывали архитектора буквально на части. Творения Гауди настолько характерны и неповторимы, что до сих пор заставляют восхищаться его безграничной фантазией.
Модерн ворвался в размеренную жизнь Барселоны так стремительно, как это только возможно для нового направления в искусстве. Его встретили в штыки. Обвиняли в вычурности и полном отсутствии смысла.
Тем не менее в архитектуре этот стиль быстро нашел своих почитателей. Ими, как правило, становились неожиданно разбогатевшие ремесленники и купцы, желавшие всем объявить о своем богатстве. Не жалея денег, они заказывали дома и приветствовали самые безумные идеи, лишь бы их жилище не походило на все прочие и выглядело до неприличия дорогим. И надо сказать, что поразить толпу им удавалось. Архитектурные изыски модерна заставляли замедлять шаг и всматриваться в затейливый узор. Это были не просто дома, а настоящие шарады из камня. Что ж, дух соперничества всегда способствовал развитию искусства. Теперь дома в стиле модерн строили не только нувориши, но и люди вполне почтенные, не лишенные, разумеется, толстого кошелька. Архитекторы, готовые выполнить заказ, были нарасхват. Пучи Кадафалк, Франциск Беренгер, Доменик Монтане, Антонио Гауди - именно они создавали облик Барселоны на рубеже XIX - XX веков.
Желание утереть нос соседу породило целый квартал прекрасных особняков, прозванный позднее "кварталом раздоров". На проспекте Пассео-де-Грасия выросли сразу несколько новомодных зданий. Первое принадлежало руке Монтане, следом за ним возвышалось причудливое творение Пучи Кадафалка и замыкал ряд Антонио Гауди со своей фантазией цветом вылинявшего моря. Мнения горожан относительно трех строений разошлись. Одни восхищались Монтане, другие - Кадафалком. Что же касается Гауди, то его здание утонуло в гробовом молчании. Толпа просто не знала, как реагировать на этот странный дом. Семейство Батльо, поручившее архитектору всего лишь реконструировать свое старое жилище, и не предполагало таких результатов. Это был не дом, а живое существо.
Изогнутую дугой крышу украшала черепица, выложенная в виде чешуи, и напоминала дракона. Высокий шпиль слева пронзил его массивное тело. А мельчайшие кусочки керамики на фасаде дома переливались так, что создавалось впечатление, что умирающее чудовище вздрагивает при каждом вздохе. Жутковатую картину дополняли балконы в виде черепов и колонны, похожие на кости.
Надо сказать, что подобный облик дома вовсе не отпугнул семью Батльо. Комнаты предполагалось сдавать в наем. И теперь, когда весь город говорил об их доме, цены можно было заламывать какие угодно. Для себя лично Батльо облюбовали второй этаж. Большой балкон, закрытый окнами из венецианского стекла, был частью их апартаментов. Окна на балконе были сделаны весьма хитро для того времени. Они не распахивались наружу, а поднимались вверх, и при желании балкон можно было сделать абсолютно открытым. Что было важно, ведь тогда каждый видел богатое убранство комнат и весь город знал, что у Батльо дела идут хорошо. Со временем к мрачному облику дома привыкли. Балконы-черепа назвали карнавальными масками, разноцветную мозаику - конфетти, а пронзенное чешуйчатое чудовище на крыше стало тем самым драконом, которого победил Святой Георгий.
Но каждый, кто видит дом в первый раз, испытывает именно те ощущения, которые царили в душах людей начала XX века. Что и говорить, от дома веет смертью. Возможно, таково было настроение маэстро. Ведь с самого детства на Антонио поставили крест. Врач, консультировавший семью Гауди-Корнет, взглянув на новорожденного, вынес довольно жесткий вердикт: "Не жилец. Слишком хил". Мальчик выжил. Однако уже в возрасте 5 лет тот же врач поставил диагноз "суставный артрит". Антонио почти не мог ходить и уж тем более играть со своими сверстниками. Все детство он провел в одиночестве, наблюдая окружающий его мир. Поэтому неудивительно, что отчужденность и уныние с редкими всплесками какой-то лихорадочной радости стали постоянными атрибутами творчества Гауди.
В 1910 г. Гауди закончил строительство еще одного дома в "квартале раздоров" - особняк Каса-Мила. Это была аллегория его детских впечатлений. Массивные волны катились по фасаду пятиэтажного дома. Ни одной резкой линии, ни одного прямого угла. Словно тупая боль, которая длится и длится, и, кажется, нет ей конца. Рваные балконы из кованого железа застыли редкими кричащими кляксами. Гауди создал мрачный лабиринт человеческой души. Недаром барселонцы окрестили здание "Ла Педрера", что означает каменная пещера. Говорят, что хозяйка дома синьора Мила не любила творчество Гауди и всячески противилась решению мужа отдать заказ на строительство именно ему. Однако в те годы архитектор был очень знаменит, и сеньора согласилась. Когда дом был готов, она всем и каждому говорила, как он хорош и удобен.
В Ла Педрера Гауди впервые использовал несущие колонны, что позволяло варьировать планировку комнат, которые архитектор обставлял и украшал в соответствии со всем обликом дома. Также это был первый дом в Барселоне с подземными гаражами. Архитектор легко совмещал практичность и красоту.
Например, чтобы скрыть дымоходы, на крыше были установлены колонны-воины. Правда, до сих пор нет единого мнения, что надето на головы стражников Ла Педреры шлемы или венецианские маски. Что же касается самой крыши, то она одновременно выполняла функции частного бульвара для обитателей дома. Многочисленные ступеньки и тонкие арки должны были сделать прогулки более приятными. Но сеньора Мила была неискренна в своих похвалах. Она лишь следовала моде. И когда в 1926 г. Антонио Гауди умер, она почти демонстративно поменяла всю обстановку в доме. Но до этого еще далеко. А пока Гауди был увлечен выполнением одной из самых экстравагантных затей того времени.
В 1900 г., задолго до появления Каса-Мила и особняка Ла Педрера, он получил заказ на создание жилого квартала. Безумная идея пришла в голову одному меценату, жившему в то время в Барселоне. Богатый граф де Гуэль решил создать маленький город, полностью застроенный домами работы Гауди. Место было выбрано заранее - район Монте Пелада, т.е. лысая гора. В проекте значилось 60 домов, а будущим жильцам был обещан новый динамичный ритм жизни. Затея стоила огромных денег. Ведь Гауди для своих зданий использовал только дорогостоящие материалы. Но де Гуэль не скупился. Лысая гора, прозванная так из-за скудной растительности и вообще безлюдности места, стала приобретать новые черты. Вся территория нового квартала была опоясана волнообразной стеной. Главный вход венчали кованые ворота.
С обеих сторон от них располагались два павильона из цветной керамики. Один из них предназначался для привратника, другой - для администрации. По замыслу Гауди, центральная часть квартала должна была стать царством воды, которое начиналось с небольшого фонтана и, минуя купающуюся в брызгах ящерицу, заканчивалось залом "Ста колонн". Это символичное название. На самом деле колонн 86. Делая свод зала, Гауди несколько отступил от своего правила - использовать только дорогие материалы. Для внутренней отделки свода он использует осколки бутылочного стекла, тарелок и лишь в незначительной степени керамику. Внешняя часть свода представляла собой довольно большую площадку, которую обвивает пестрая лента мозаичного ограждения. Это символ змеи-хранительницы вод. Ограждение является одновременно и украшением, и длинной скамьей. Выбирая наиболее удобную форму сидения и спинки, Гауди просил одного из рабочих садиться обнаженным на гипсовую отливку. Потом по полученному оттиску строил все сидение.
С крыши "Зала ста колонн" открывается вид на весь комплекс. Возможно, здесь действительно могла бы начаться новая динамичная жизнь, как планировал граф де Гуэль. Но, к сожалению, особой популярностью место не пользовалось. Продано было всего два участка. Один из которых купил сам Гауди. А другой - его друг доктор Альфонсо Триас. Впрочем, непопулярность Парка не сильно беспокоила Гауди. Он уже был полностью поглощен работой над главным проектом своей жизни - возведением собора Саграда Фамилия.
Другие работы по теме:
Антонио Гауди и архитектурное искусство Европы XX века
Градостроительство как главное направление развития европейской архитектуры. Поиск равновесия между городом и природной средой, разграничение жилых, промышленных и общественных районов. А. Гауди - символ нового художественного направления в архитектуре.
Пий V
7 января 1566 — 1 мая 1572Коронация:17 января 1566Церковь:Римско-католическая церковьПредшественник:Пий IVПреемник:Григорий XIII Имя при рождении:Антонио Микеле Гислиери
Водовзводная (Свиблова) башня Московского Кремля
Водовзводная (Свиблова) башня круглая в плане построена в 1488 итальянским архитектором Антонио Джиларди (Антоном Фрязином), под его руководством была также построена в 1485 году Тайницкая башня .
Константино-Еленинская башня Московского Кремля
Константино-Еленинская (Тимофеевская) башня Московского Кремля построена в 1490 итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари (Петром Фрязиным) на месте Тимофеевских ворот белокаменного Кремля.
Тайницкая башня Московского Кремля
В последней четверти XV столетия Иван III развернул грандиозную перестройку стен и башен Кремля. Начало нового строительства тесно связано с именем итальянского зодчего Антона Фрязина (Антонио Джиларди).
Саграда Фамилиа - собор, на который смотрят ангелы
Возведение храма Святого Семейства (Саграда Фамилиа), называемого также храмом Отпущения грехов, было начато в 1882 году без участия Антонио Гауди-и-Корнет и неизвестно, будет ли когда-нибудь завершено.
Модерн как явление культуры
Направления и течения современного искусства. Зарождение модернизма: Уильям Моррис, Эдвард Берн-Джонс, Обри Бердсли, Антонио Гауди. Постмодерн как демократизация общества, культурный плюрализм. Интеллектуальные и художественные средства изображения.
Храм Саграда Фамилиа
"То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы", - сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилиа.
Эссе Почепцов Г.Г. Теория коммуникации
Почепцов Г.Г. «Теория коммуникации» В учебнике Почепцова Г.Г. Рассматривается все что связанно с коммуникацией. Модели коммуникации: Модель Антонио Грамши (марксистская)Буржуазия держится, ,на двух основаниях: экономическом доминировании и на моральном лидерстве. Буржуазия диктует другим политические и моральные взгляды.
Блэк, Дастин Лэнс
Введение 1 Ранние годы и личная жизнь 2 Карьера 3 Активизм Список литературы Введение Дастин Лэнс Блэк (англ. Dustin Lance Black, родился 10 июня 1974 года в Сан-Антонио, Техас, США) — американский сценарист, режиссёр, продюсер и ЛГБТ-активист. Лауреат премии «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий» за фильм «Харви Милк».
Нуньес Хименес, Антонио
Введение 1 Биография 2 Книги Список литературы Введение Антонио Нуньес Хименес (исп. Antonio Nъсez Jimйnez, 20 апреля 1923 — 13 сентября 1998) — кубинский революционер и географ, академик и дипломат.
Братья Дженна
(итал. La Famiglia Genna), (англ. Genna crime family) — этническая преступная группировка, действовавшая в Чикаго во времена «Сухого закона», состоявшая из шести братьев-сицилийцев: Анжело («Кровавый Анжело»), Антонио, Майк («Дьявол»), Питер, Сэм, Винченцо («Джим»). Кроме того, в банду входили их родственники и земляки, родом из деревни Марсалло на Сицилии.
Королевство Араукания и Патагония
Королевство Араука́ния и Патаго́ния (фр. Royaume d’Araucanie и de Patagonie; иногда называемый Новая Франция ) — эфемерное государственное образование, созданное в 1860 году французским адвокатом и авантюристом Орейль-Антуаном де Туне на юге Южной Америки (в Патагонии и Араукании), в то время, когда местное индейское население королевства Араукании и Патагонии было вовлечено в отчаянную вооружённую борьбу, чтобы сохранить свою независимость перед лицом враждебного военного и экономического вторжения, совершённого правительствами Чили и Аргентины, которые стремились получить земли для увеличения своего сельскохозяйственного потенциала.
Cara al Sol
Введение 1 Оригинальный текст 2 Подстрочный перевод 3 Распространение песни 4 Ссылка Список литературы Cara al Sol Введение Cara al Sol (исп. лицом к солнцу) — гимн Испанской Фаланги. Написан в 1935 году. Автор музыки — Хуан Тельериа, основной части слов — Хосе Антонио Примо де Ривера, вождь Фаланги; в сочинении также участвовал Дионисио Ридруэхо.
Оре, Луис Херонимо де
Лу́ис Херо́нимо де Оре́ (исп. Luis Jerуnimo de Orй, 1554, Уаманга, Перу — 30 января 1630, Консепсьон, Чили). Перуанский священнослужитель и миссионер, монах ордена францисканцев. Четвёртый архиепископ Чили (1620—1630).
Война за португальское наследство
Война за португальское наследство шла с 1580 по 1583 годы между двумя основными претендентами на португальскую корону: Антонио из Крату, первоначально провозглашённым королём Португалии, и Филиппом II Испанским, который в итоге и занял португальский трон как
Анархистки фильм
Анархистки (исп. Libertarias) — художественный фильм испанского режиссера Висенте Аранда (1996). Премьера — 19 апреля 1996 года. В Испании фильм просмотрело 577 тыс. зрителей.
Дженовези, Антонио
План Введение 1 Биография 2 Список произведений Введение Антонио Дженовези (итал. Antonio Genovesi; 1 ноября 1712, Кастильоне-дель-Дженовези, Италия — 12 сентября 1769, Неаполь, Италия) — итальянский писатель, философ и экономист.
Негри, Антонио
План Введение 1 Биография 2 Политические идеи 3 Цитаты 4 библиография 5 О нем 6 О Негри Введение Антонио Негри (итал. Antonio Negri, родился 1 августа 1933, Падуя, Италия)— итальянский политический деятель, профессор Падуанского университета, теоретик ряда коммунистических политических группировок.
Раймонди, Антонио
План Введение 1 Биография 1.1 Археолог 2 Произведения 3 Наследие Введение Антонио Раймонди (исп. Antonio Raimondi; 19 сентября, 1826, Милан, Италия — 26 октября, 1890, Сан-Педро-де-Льок, Перу) — итальяно-перуанский учёный, исследователь, географ, натуралист.
Республика Техас
План Введение 1 Техасская революция 2 Техас после обретения независимости Список литературы Введение Респу́блика Теха́с (англ. Republic of Texas) — государство в Северной Америке, существовавшее в 1836—1845 годы. Республика Техас образовалась в результате войны за независимость северо-восточного региона Мексики.
Кассоне
Якопо дель Селлайо, Бьяджо ди Антонио и Цзаноби ди Доменико. Кассоне.1472 г. Лондон, Институт Курто. Кассоне (итал. cassone, происходит от итал. cassa — ящик, сундук) представляет собой сундук, распространенный в Италии и предназначенный для хранения носильных вещей, тканей, белья, всего того, что женщины обычно приносили в приданое к свадьбе (свадебный сундук).
Пезенти, Антонио
План Введение 1 Биография 2 Книги Список литературы Введение Антонио Пезенти (итал. Antonio Pesenti, 1910—1973) — итальянский марксистский экономист, общественный и политический деятель, министр финансов в 1945 г.
Сакристан, Мануэль
Мануэль Сакристан Лусон (исп. Manuel Sacristбn Luzуn, 5 сентября 1925, Мадрид — 27 августа 1985, Барселона) — испанский философ-марксист, переводчик и общественно-политический деятель. Профессор Барселонского университета. Кроме множества других переводов, Мануэль Сакристан сделал доступными испанским читателям «Капитал» Карла Маркса, работы Антонио Грамши, Дьёрдя Лукача, Эрнста Фишера, Герберта Маркузе, Ульрики Майнхоф и др.
Революционное движение 13 ноября
План Введение 1 Организация Список литературы Введение Революционное движение 13 ноября (исп. Movimiento Revolucionario 13 Noviembre) — левое партизанское движение в Гватемале.
Орсеоло, Пьетро I
Пьетро I Орсеоло (928—997) — 23-й венецианский дож (976—978). Родился в 928 году в влиятельной семье Орсеоло. В молодые годы командовал венецианским флотом, воевал против пиратов.
Пиччини, Никколо
Введение 1 Биография 2 Среди сочинений 3 Постановки в России Список литературы Введение Вито Никколо Марчелло Антонио Джакомо Пиччинни (итал. Vito Niccolт Marcello Antonio Giacomo Piccinni; 16 января 1728(17280116), Бари — 7 мая 1800, Пасси, близ Парижа) — итальянский и французский композитор.
Эштеван Гомиш
(Эстебан Гомес) (порт. Estкvгo Gomes, исп. Esteban Gуmez, 1483—1538) — португальский и испанский мореплаватель, открывший значительную часть восточного побережья Северной Америки.
Сукре, Антонио Хосе
Антонио Хосе Франсиско де Сукре и Алькала (исп. Antonio Josй Francisco de Sucre y Alcalб, 3 февраля 1795, Кумана, Новая Гранада, ныне Венесуэла — 4 июня 1830, близ Пасо, Колумбия) — Великий Маршал Перу (1823), один из лидеров войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке в 1810—1826. Президент Боливии с 19 июня 1826 по 18 апреля 1828.
Дон Альварадо
(англ. Don Alvarado; 4 ноября 1904 — 31 марта 1967), урожденный Хосе Пейдж (Josй Paige) — американский актер немого кино. Биография Дон Альварадо родился 4 ноября 1904 года в городе Альбукерке, штат Нью-Мексико, США. В 1922 году переехал в Лос-Анджелес, надеясь пробиться в актеры. Там он познакомился и сдружился с мексиканским актером Луисом Антонио Диамасо де Алонсо — впоследствии он стал знаменит, прославившись под именем Гилберт Роланд.
Масео, Антонио
Масео, Антонио Антонио Масео (исп. Antonio Maceo Grajales, 14 июня 1845(18450614), Сантьяго-де-Куба — 7 декабря 1896, Пунта Брава) — один из руководителей борьбы кубинского народа за независимость от испанского господства.
Барселона (Barcelona)
Барселона - город на Северо-Востоке Испании, на берегу Средиземного моря, в междуречье Бесос и Льобрегат. Барселона - историческая столица Каталонии, крупнейший порт на Средиземном море. Второй город после Мадрида по числу жителей в стране.
Фелис Антонио де Кабесон
Фелис Антонио де Кабесон / Antonio de Cabezon / - испанский органист, клавесинист, композитор родился 30 марта 1510 года в Кастрильо де Матахудьос близ Бургоса, умер 26 марта 1566 года в Мадриде.
Аларкон
Аларкон, Педро Антонио де (Alarcon, Pedro Antonio de) (1833–1891), испанский писатель и государственный деятель.