Ампир (от франц. empire империя), стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию классицизма.
Ориентируясь, как и классицизм, на образцы античного искусства, А. включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.).
А. включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. и.).
А. сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности. Крайним проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции.
Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития А., получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумф, арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен, повторение арки Септимия Севера в Риме).
В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном для императорского двора и новой знати, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греческого и римского декора, ренессансных фресок и орнаментов созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронзовым изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого древнеримского жилого дома.
А. получил самобытные национальные черты в Великобритании, Дании, Италии; в России и в Германии он стал выразителем идей государственной независимости, которую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских войнах. Русский А. дал мирового значения образцы градостроительных решений (ансамбли Ленинграда, архитектор К. И. Росси), общественных сооружений (Адмиралтейство, 1806-23, архитектор А. Д. Захаров, и Горный институт, 1806, архитектор А. Н. Воронихин, в Ленинграде), произведения монументальной скульптуры (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и прикладного искусства ("Гурьевский сервиз", 1809-18, Императорский фарфоровый завод в Петербурге). Черты интимности и лиризма присущи московским особнякам в стиле А., построенным архитектором А. Г. Григорьевым (дома Селезневой, 1814, ныне Музей А. С. Пушкина, и Станицкой, 1817-22, ныне Музей Л. Н. Толстого), с их удобно расположенными и уютными интерьерами. А. сменился различными эклектичными течениями, знаменовавшими собой кризис художественной системы классицизма.
ДИРЕКТОРИИ СТИЛЬ (франц. La Style de Dircctoirc, илилат. "Dircctorium") — художественный стиль в искусстве Франции конца XVIII в., названный по короткому правлению Директории (1795-1799). В истории Франции это переходный период между годами революции, гражданской войны и установлением империи Наполеона Бонапарта. Стиль Директории представляет собой все тот же Неоклассицизм Людовика XVI, только еще более строгий, суровый и аскетичный. В нем господствует дух рационализма. После Египетского похода Бонапарта появляются новые мотивы, почерпнутые из искусства Древнего Египта. Умеренность и простота, свойственные Классицизму, принимают нормативный характер. Римские элементы декора начинают преобладать над греческими. В оформлении интерьеров господствует белый и серый цвета, а весь декор иногда сводится к скромному линейному или поясному орнаменту. Входит в моду полосатая мебельная обивка. Тон в оформлении интерьера и мебели задает фирма Жаков. Стиль Директории сменился стилем Консульства и французским Ампиром.
ВТОРОЙ АМПИР, ИЛИ СТИЛЬ ВТОРОЙ ИМПЕРИИ (см. Ампир) — один из главных неостилей, открывающих период эклектики в европейском искусстве второй половины XIX в. В 1848 г. во Франции, после бесславного конца июльской монархии Луи-Филиппа на выборах президента республики неожиданно победил племянник Наполеона принц Луи Бонапарт. В 1852г. была провозглашена Вторая Империя, и Луи Бонапарт стал императором под именем Наполеона III. Вторая империя просуществовала 18 лет, до 1870г. Покровителями нового художественного стиля были сам император Наполеон и императрица Евгения, стремившиеся как можно быстрее предать забвению Неоро-коко периода реставрации Бурбонов и вдохнуть новую жизнь в торжественное и помпезное искусство первой Империи своего великого предшественника Наполеона Бонапарта. Однако времена были уже иными. По выражению одного из критиков, "аристократия сожалела об уходящем времени и 'былой роскоши, а у буржуазии еще не хватало смелости на создание нового стиля". Императрица была поклонницей Марии-Антуанетты и вновь ввела в моду стиль Людовика XVI. В соединении с элементами Ампира, "неоренессанса" и Барокко, чтобы казаться как можно более пышным, он и составил "стиль Второй Империи". Эти эклектические устремления породили в придворных кругах моду на псевдоампирные вещи, загроможденные интерьеры, картины в богатых рамах, тяжелые занавеси, "дворцовую" мебель. Вместо подлинных ампирных изделий использовались более дешевые суррогаты. Гипс и дерево тонировались "под бронзу", а на новую бронзу наводилась искусственная патина. Второй Ампир был обращен в прошлое. Возрождение старых "монархических" стилей в аристократических домах стало правилом. Все это делалось с претензиями на роскошь. Получался стиль, который один из его создателей, Ш. Гарнье, считал, тем не менее, не подражательным, а новым, оригинальным. И все же именно Второй Ампир следует считать началом периода эклектики, захватившего всю вторую половину XIX столетия. Здание Большой Оперы в Париже, по-строенное Гарнье в 1860-1875 гг., стало архитектурным символом "стиля Второй Империи". Оно отличалось пышностью и декоративностью; в нем соединялись элементы архитектуры позднего Итальянского Возрождения и Барокко, Рококо и Ампира. Могучая колоннада соседствовала с обилием декоративной скульптуры, полихромного орнамента и причудливой формы куполом. В интерьерах Гарнье использовал мрамор разноцветных пород, золоченую бронзу, зеркала, мозаику, живопись, ковры, сияющие люстры. Когда императрица Евгения, пораженная этой красотой, спросила у архитектора: "Что же это за стиль?", Гарнье, не растерявшись, ответил: "Это стиль Наполеона III и императрицы Евгении". Живопись эпохи Второго Ампира — это искусство парижских Салонов — эклектичное, слащавое, как правило на грани пошлости и безвкусицы. Особенно модными были стилизации под античность в стиле "неогрек" ("neogrecque") корифеев парижского Салона Ж.-Л. Жерома и Ж.-Л. Хамона. Собственно с этого времени стало нарицательным выражение "салонное искусство".
Одним из символов "стиля Второй Империи" стала знаменитая статуя Свободы, модель которой была выполнена французским скульптором Ф.-О. Бартольди в 1878г. В 1886г., отлитая из нержавеющей стали, она была подарена правительством Франции городу Нью-Йорку .
Другие работы по теме:
Маленькое черное платье
История создания и анализ развития форм маленького черного платья Коко Шанель и его функциональных элементов за период 60-х - 80-х годов ХХ века. Разработка эскизов авторских моделей одежды новых форм, фактур и оригинального конструктивного решения.
Предприятие ПОП
Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области ГОУ СПО «Волгоградский колледж ресторанного сервиса и торговли». Самостоятельная работа
Архитектурные стили и их особенности
Понятие, сущность, история возникновения и развития архитектуры. Характерные особенности архитектурных стилей Древней Греции, Мессопотамии и Египта. Анализ взаимосвязи Классицизма и античного искусства. Описание основных черт стилей барокко и хай-тек.
Остоженка
Это древнее слово, не типичное для современной московской топонимики, уводит нас в столь давние времена, когда местность эта еще и не воспринималась как часть города, а была пригородом, где располагались луга.
Усадьба Суханово
Дорога в Суханово проходит мимо малоизвестного архитектурного ансамбля XVII - XIX веков - бывшей Екатеринской пустыни. Начало этой обители было положено в 1658 г. царем Алексеем Михайловичем, который, охотясь в здешних лесах, узнал о рождении дочери, которую нарек Екатериной. Никольскую церковь, палаты, ограду кельи и «всякое каменное дело» строил видный московский зодчий Иван Кузнечик - автор таких известных сооружений, как церковь Григория Неокесарийского, и Покровский собор в Измайлово.
Усадьба Алмазово
В стороне от Щёлковского шоссе и крупных населённых пунктов, в лесной глуши, вдруг неожиданно для себя попадаешь в скрытый от посторонних глаз, обособленный мир усадьбы, с удивительно красивым названием - Алмазово.
История музея «Коломенское»
Высоко над крутыми берегами Москвы-реки, расположено древнее Коломенское с приселками - уникальное историческое место, где в течение многих веков создавались, собирались и бережно хранились святыни русского народа.
Проблема стилеобразования в современной теории искусства
Стилевые черты, в основе которых лежат средства художественной выразительности, выражают суть, уникальность художественного творчества, явлений искусства. Система выразительных средств является носителем стилистических особенностей.
Дворцовая площадь
Одна революция и один расстрел мирной демонстрации, - по сравнению с Красной площадью опыт Дворцовой невелик, это просто неизборожденное морщинами воспоминаний детское сознание.
Понятие классицизм
Классицизм Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения.
Стиль Ампир
Ампир (от фр. empire -- империя) - стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма.
Ампир как художественный стиль
Ампир (франц. empire — империя от лат. imperium— командование, власть) — художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в., в эпоху империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки оригинального французского "Стиля Империи" ограничены очень небольшим отрезком времени: от конца правления Директории (1799) или года коронации Наполеона (1804) до реставрации династии Бурбонов (1815).
Архитектурные стили Санкт-Петербурга
СПБ ТКУиК Работа по истории СПБ «Архитектурные стили Санкт-Петербурга» Выполняла: студентка группы 9Т-21 Иванова Александра Преподаватель: Волочаева Т.В.
Архитектура России
История русской архитектуры насчитывает более тысячелетия. Это сложная история взаимодействия с зодчеством различных стран, создания и развития собственной традиции, и затем долгих споров о самобытности архитектуры России.
Ампир
, ИЛИ "СТИЛЬ ИМПЕРИИ" (франц. empire — империя от лат. imperium— командование, власть) — художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в., в эпоху империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки оригинального французского "Стиля Империи" ограничены очень небольшим отрезком времени: от конца правления Директории (1799) или года коронации Наполеона (1804) до реставрации династии Бурбонов (1815).
Неоклассицизм
Неоклассицизм (Neoclassicism), эстетическое направление, господствовавшее в европейском искусстве в конце 18 века - нач. 19 века, которому было присуще обращение к античности, и отличавшееся от классицизма 17 века - нач. 18 века.
Борис Андреевич Пильняк. Красное дерево
В первой короткой главе две части разделены отточием, в них даны самые выразительные штрихи русского быта: описаны юродство и юродивые, но также русские мастеровые и ремесленники.
История европейского искусства
Введение 1 Периодизация западного искусства 1.1 Искусство Древнего мира 1.1.1 Древний Египет 1.1.2 Древняя Греция 1.1.3 Древний Рим 1.2 Средневековье
Эпоха Регентства
Английское Регентство , или просто Регентство — наименование периода в истории Англии с 1811 по 1820 гг. В течение этого времени принц-регент, в будущем король Георг IV, правил государством по причине недееспособности своего отца Георга III.
Посольство Аргентины в Москве
Введение 1 Отделы посольства 2 Здание посольства 3 Послы Аргентины в России Введение Посольство Аргентинской Республики в Российской Федерации — официальная дипломатическая миссия Аргентины в России, расположена в Москве на Якиманке на Большой Ордынке. Дипломатические отношения между Россией и Аргентиной были установлены 22 октября 1885 года.
История моды 3
История моды Представление о красоте всегда шло бок о бок с модой, которая редко согласовывалась с телом, данным человеку от природы. Костюм эпохи Ренессанса подчеркивал нижнюю часть тела, ампир – высокую талию, а для костюма ХХ века требовались длинные ноги. Разные эпохи по-разному видели человеческое тело.
Бидермейер
Бидермайер ; нем. Biedermeier) — художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах.
Тоталитарная эстетика
План Введение 1 Основные характеристики 2 Модернизм и тоталитаризм 3 Проявления тоталитарной эстетики 3.1 Графика 3.2 Кинематограф 3.3 Архитектура и скульптура
Архитекторы XVIII века
Архитекторы XVIII века Адам — крупнейший представитель английского классицизма Бауэр Захаров — русский архитектор, представитель стиля «ампир» Кент
Большая Ордынка
Анечка Степанкова. БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА На карте Москвы Большая Ордынка с Пятницкой напоминают лук: Пятницкая—дуга лука, Ордынка— его натянутая тетива.
Церковь Александра Невского Рига
План Введение 1 Месторасположение 2 Меценаты 3 Архитектурная характеристика 4 Интерьер 5 Настоятели и источники Список литературы Введение Александро-Невская церковь (Рига) — рижская православная церковь, памятник стиля классицизма с оригинальным архитектурным оформлением. Была построена в 1825 году в честь празднования победы России в Отечественной войне над «двунадесятиязыкой» армией Наполеона Бонапарта.
Неогрек
План Введение 1 Европейские корни 2 Неогрек в Москве 3 Источники Введение Неогре́к — архитектурный стиль, возникший в 1820-х годах, основанный на «возвращении» к классическим греческим образцам. Отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса; идеологически, принадлежит к эпохе эклектики, а не классицизма.
Характеристика эпохи ампир - XVIII-XIX вв.
Французская буржуазная революция 1789 г. - новый этап в развитии европейских государств. Тенденции эпохи ампира. Буржуазная мода: мужская и женская одежда, прически и обувь стиля ампир. Форма мужских шляп. Мотивы восточной моды в женских головных уборах.
Щуко В.А.
В 1896 г. Щуко поступил на первый курс Петербургской Академии художеств. Щуко не мог различить своего места в избранной профессии. Не теряя времени даром, он овладевает смежными специальностями. Упражняется в скульптуре, учится офорту.