Караваджо (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, — 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец.
Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в.
Учился в Милане (1584—88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем — в Неаполе (1607 и 1609—10), на острове Мальта и в Сицилии (1608—09). Творчество К., не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 — начала 17 вв. (маньеризму и академизму).
Ранние произведения К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др.). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа К. противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета — непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим). Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 1592—93, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи —- натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). Религиозная картина получает у него новую, интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). Зрелые произведения К. (1599—1606) — это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599—1600, церковь Сан- Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600—01, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 1603—06, церковь Сант-Агостино, — все в Риме; «Положение во гроб», 1602—04 (см. илл.), Пинакотека, Ватикан; «Смерть Марии», около 1605—06, Лувр, Париж). Подчёркнутая простонародность типажа, решительность утверждения демократических художественных идеалов в картинах К. вызвали резкую оппозицию сторонников официального искусства. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (1606—10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта; «Погребение св. Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). К. обращается к теме одиночества людей в огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива, объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. Новаторское искусство К. нашло последователей в Италии и др. странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (Караваджизм).
Караваджизм:
1) система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи 17 в. и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо. К. свойственны демократизм художественного идеала, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов. Обращение к приёмам К. было важной ступенью в творческом развитии многих ведущих мастеров 17 в. (П. П. Рубене, Рембрандт), хотя в ряде случаев оно и не являлось результатом прямого воздействия искусства Караваджо и его последователей (Ф. Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур).
2) Направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо. В Италии, где тенденции К. сохраняли своё значение до конца 17 в., они проникли во все значительные художественные центры и особенно сильно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя. Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление наследие Караваджо получило в творчестве О. Борджанни, О. Джептилески, К. Сарачени, Дж. Б. Караччоло. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов искусства Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др.). Среди зарубежных представителей К. наиболее значительны: в Голландии — Х. Тербрюгген, Г. Хонтхорст, Д. ван Бабюрен, во Фландрии — Т. Ромбаутс, А. Янсенс, во Франции — Ж. Валантен, С. Вуз, в Испании — Х. Рибера, в Германии — А. Эльсхеймер.
Другие работы по теме:
Караваджо, Микеланджело Меризи
Микела́нджело да Караваджо (Caravaggio; настоящее имя Микеланджело Меризи; 28 сентября 1573, Караваджо — 18 июля 1610, Порто д'Эрколе, Тоскана) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII в., один из крупнейших мастеров барокко
Рубенс
28.6.1577 - 30.5.1640 Крупнейший фламандский художник эпохи барокко. Выходец из буржуазной семьи, Рубенс получил солидное образование. В течение короткого времени он был пажом при дворе фламандской принцессы, потом учеником пейзажиста Тобиаса Верхахта, затем - пейзажиста и исторического живописца Адама ван Норта и, наконец, с 1596 по 1600 он учился у Отто ван Веена, представителя нидерландского романизма - ранние работы Рубенса преисполнены реминисценциями живописи его последнего учителя.
Ватикан - наследие человечества
Cлова в заглавии этой статьи взяты из официального документа ЮНЕСКО. Они точно выражают суть знакомства с небольшой частью сокровищницы искусств, собранной в Ватикане.
Возникновение барокко
Text Text Text Text Text Graphics Возникновение барокко Возникновение барокко Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков.
Европейская живопись 18-го столетия
Европейская живопись 18-го столетия в основном характеризуется тремя стилями, Это - рококо, неоклассицизм и барокко. Живописцы этого периода не обладают славой художников Эпохи Ренессанса или живописцев 19-го – 20-го столетий, но их вклад в живопись не оспорим и важен. В этот период были наиболее популярны портретная живопись и пейзажные направления.
Итальянское искусство 17 века
Московский Государственный Областной Университет Реферат по истории искусств на тему: Итальянское искусство 17 века. Выполнила: студентка заочного отделения
Мистецтво Західної Європи ХVII століття
РЕФЕРАТ на тему: Мистецтво Західної Європи ХVII століття ПЛАН Вступ 1. Реформа і відновлення в мистецтві бароко 2. Творчість італійського Караваджіо – яскравий взірець мистецтва 17 століття 3. Творчість Гверчіно та Пьєтро да Кортона 4. Геній бароко – Джованні Лоренцо Берніні
Анализ картин эпохи Возрождения
Представители эпохи раннего Ренессанса, отображение человеческой индивидуальности в произведениях. Художественное своеобразие картин Леонардо да Винчи, Рафаэля и М. Буонарроти. Отказ от идей гуманизма художников Позднего Возрождения (Понтормо, Веронезе).
Стиль барокко в искусстве
Характеристика эпохального стиля барокко: предпосылки возникновения; исторические события, повлиявшие на ход развития. Специфика развития разных видов искусства в европейских странах в эпоху барокко. Характеристика стилей Микеланджело и Бернини.
Искусство барокко
Эпоха барокко - интереснейшая эпоха в истории мировой культуры. Происхождение термина "барроко": идейно-художественные стили в искусстве и литературе. Изобразительное искусство в Украине в ХIX веке. Живопись и графика. Искусство Караваджо и Карраччи.
Биография и творческий путь Микеланджело Да Караваджо
Выдающийся итальянский живописец, основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в. Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо, родился в 1573 году в местечке Караваджо в Ломбардии. Он известен как один из плодовитых художников.
Барокко в культуре XVII века
Характеристика и специфические особенности культуры эпохи Ренессанса, ее основополагающие идеи и яркие представители. Место стиля барокко в архитектуре, скульптуре и живописи того времени, его сущность и предпосылки развития, распространенность в России.
Искусство XVII в
Культура 17 в. отражает сложность эпохи, подготовившей победу капиталистического строя в странах Европы.
Библейские сюжеты в живописи
Реферат Выполнил ученик 6 в класса гимназии № 587 Никитин А. А. Санкт-Петербург 2002 В течение двух тысячелетий весь мир воспитывается на сказках и преданиях, песнях и притчах, взятых из Библии.
Барокко
Барокко искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание.
Стили в искусстве 2
Практическая работа № 2 «Стили в искусстве» Цель: Уяснить и понять стили искусства, дать характеристику основным стилям в искусстве прошлого и настоящего, уметь различать те или иные стили дать представителей и наиболее характерное произведение.
Расцвет искусства барокко
Создание и стили искусства барокко. Первый великий итальянский живописец Караваджо. Художественная карьера Рубенса. Национальные особенности и расцвет культуры барокко на Украине. Бернини - прославленный скульптор, блестящий архитектор, живописец и поэт.
Французская культура XVII
Французское искусство XVП века План: 1. Введение 2. Формирование классицизма 3. Живопись Франции XVП века 4. Искусство второй половины XVП века 5. Заключение
Барокко в Италии
Барокко (предположительно: от португ. perola barroca - жемчужина причудливой формы или от лат. baroco - мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике), главенствующий стиль в европейском искусстве конца 16 - середины 18 вв.
Маньеризм
Маньеризм (итальянское manierismo, от maniera - манера, стиль), течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения.
Європейське бароко
Бароко як один з чільних стилів у європейській архітектурі і мистецтві кінця XVI - сер. XVIII ст. Італійська барокова школа (Берніні, Брати Караччі). Образотворче мистецтво Іспанії. Жанровий живопис у Фландрії. Досягнення голландського мистецтва XVII ст.
Возрождение
На искусство эпохи Возрождения нельзя смотреть, как на результат счастливой случайностью, причина такого чудного процветания искусства крылась в общем расположении к нему умов, в изумительной к нему способности, расположенной во всех слоях народа.
Приятные ночи (Le Piacevoli Notti)
Собрание новелл (1550–1553). Джованфранческо Страпарола да Караваджо (Giovanfrancesco Straparola da Caravaggio) ок. 1480 — после 1557. Итальянская литература.
Поль Сезанн
Поль Сезанн – французский живописец. Представитель постимпрессионизма.
Якоб Йорданс
Йорданс (Jordaens) Якоб (19.5.1593, Антверпен, - 18.10.1678, там же), фламандский живописец.