Когда с 1661 года молодой Людовик XIV стал регулярно приезжать в Версаль, он прежде всего занялся устройством садов. Для этого король обратился к Андре Ленотру, известному в то время парковому архитектору.
В 1664 году сады были закончены, и король дает в них свой первый праздник под названием "Наслаждение волшебного острова". Дворец Версаля немыслим без его парка. Его планировка имела свои прообразы в барочных садах Италии и Голландии. Осевая композиция парка нашла себе применение уже в Во-ле-Виконт.
Новым в Версале было единство пространственного замысла, которое соединяло единственной магистралью дворец и парк и придало подчиненное значение всем сопряженным с нею координатам. Это парк создан замечательным мастером Ленотром. Он совершил путешествие в Италию и ознакомился с образами парков барокко. В своих садах и парках Ленотр последовательно проводит принципы классицизма регулярность, строгую симметрию, ясность композиции.
По взглядам Ленотра дворец должен быть хорошо обозреваем и окружен воздухом. От центра дворца должна идти главная аллея, ось симметрии парка. Уходя в бесконечность, она должна сливаться с далью. Ленотра увлекает беспредельное раскрытие пространства. Главную аллею пересекают поперечные аллеи, образующие прямоугольные или квадратные участки боскетов. Перед зданием должны быть разбиты на террасах хорошо обозримые партеры и бассейны с водой.
Кладя в основу композиции эти принципы, Ленотр создает поражающие по размаху и грандиозности парки, сравнимы только со строительством городов. Именно здесь получила наиболее полное выражение знаменитая "схема Ленотра", которую можно попытаться выразить упрощенной формулой: от естественной природы к архитектуре, затем к искусству сада и, в завершение, вновь к природе. Ленотр не забывал и о садах, плодовых, хозяйственных огородах. Как истинный художник, он и здесь заботился об эстетической стороне дела, не отрывая пользу от красоты.
Прежде всего поражают сами масштабы ансамбля. Протяженность парка с главным каналом, серией газонов, водных партеров, фонтанов, открытых и замкнутых парковых площадей составляет около трех километров. Только так называемый "малый парк" между дворцом и началом большого канала протянулся на 850 метров. Общая площадь парка равна 1738 гектарам. Неудивительно, что количество приглашенных на праздники здесь достигало фантастической цифры 200 тысяч человек.
План Версаля прекрасно обозрим благодаря искусственно выровненной почве и открытой планировке. Вид с дворца главный на версальскую панораму, но есть и другие точки зрения, откуда раскрывается перспектива сада. Путем умелой посадки и стрижки деревьев Ленотр воспроизвел в живом материале четкие и ясные архитектурные объемы, сделав впервые парковое искусство трехмерным. Он создает стены стриженных деревьев, посаженных друг к другу без просветов, подобно сплошному ряду домов, как бы создавая пространство улицы. Версальскому дворцу и парку дана западная ориентация, с тем чтобы заходящее солнце отражалось в водной поверхности большого канала.
Веерная композиция положена в основу парка. Ленотр создал три сходящихся луча. Оптимальное число три, примененное в композиции, определяет парк из трех частей: партеров перед дворцом, боскетов по обеим сторонам главной оси и массива свободно растущей зелени, группирующейся около большого канала, который в 1671 году получил форму креста.
Для устройства водных партеров и фонтанов был сооружен акведук, поставляющий воду для Версаля из Кланьи, рек Жуин и Лаура. В Версале всюду царит строгая закономерность, порядок и симметрия. Но статика архитектурных форм Версаля не означает его внутренней застылости и мертвенности. Планировка парка задумана как нечто неподвижное для того, чтобы не препятствовать движению человека.
Версальский парк предполагает движение зрителя. Именно в движении раскрывается последний смысл планиметрической схемы, видимой с верхних балконов. Своеобразная открытость, незамкнутость ясно выражены в композиционном замысле. Зритель поминутно оказывается на перекрестках лучевых аллей, которые раскрывают перед ним заманчивые дали. По мере удаления от дворца отрезки отдельных частей планировки становятся крупнее, просторы все шире. Эта образующаяся перспектива рождает впечатление возрастания пространственного масштаба.
Ленотр точно рассчитывал контрасты и нюансы зрительного восприятия парковых пространств. Ему было присуще тонкое ощущение равновесия всех элементов ансамбля, пропорциональных отношений ближнего и дальних планов. Однако, не полагаясь на свой опыт, Ленотр каждый раз требовал устанавливать на месте макеты скульптур и фонтанов в натуральную величину перед тем, как выполнить их в бронзе и мраморе.
Парк обладает огромной силой декоративного воздействия. В Версале нет ни одного предмета, который не воспринимался бы то как очень большой, то как очень маленький. Одним из многочисленных оптических эффектов является "Зеленый ковер". Пологий спуск вдоль партера создавал иллюзию приподнятости водной глади канала и, наоборот, придвижении от канала в сторону дворца последний по мере продвижения медленно скрывался за кромку партера вплоть до полного исчезновения с поля зрения, чтобы затем, после преодоления монументальной лестницы стремительно во всей своей импозантности и красоте.
Но главный композиционный эффект, поражающий каждого внимательного и неторопливого зрителя, так называемая "Светящаяся ось" канал, направленный на северо-запад и освещаемый по вечерам заходящим солнцем. Благодаря большой протяженности канала, воздушной и линейной перспективам и особому способу посадки деревьев полоска воды как бы уходит в бесконечность, сливается с горизонтом. Историк-исследователь архитектуры В. Хагеман удачно обозначил это явление "окном в вечность".
Нет сомнений, что Ленотру удалось здесь полностью выполнить "социальный заказ" абсолютного монарха. Причем существует мнение, что солнце опускается в воды канала с наибольшей точностью именно в день рождения короля. Искусство Версаля имеет зрелищный характер. Оно раскрывает свое истинное призвание именно во время больших торжеств, когда королевское великолепие проявляется во всей своей гармонии. Тогда "предмет уступает место ансамблю, а красота формы совершенству мгновения" .
Интересно, что в начале, как и в Во-ле-Виконт, в Версале центральную часть дворца предполагалось увенчать куполом, но от этой идеи отказался уже Лево. Горизонталь позволила подчинить дворец линиям парка, включить его в композицию парковой планировки. Горизонталь доминирует в членениях фасадов, в которых ни центральная часть, ни вход почти не выделяются из плоскости стен. Горизонталь является основной темой архитектуры и парка, и дворца. Интерес к Версалю был в Европе исключительно высок.
Еще до завершения строительства Версаля с 70-80 гг. XVII века начали возникать регулярные сады при дворцах королей и знати: Казерта (Caserta) в Италии, Ла Гранья (La Granja) в Испании, Дроттнингхольм (Drottningholm) в Швеции, Хет Лоо (Het Loo) в Голландии, Хемптонкорт (Hampton Court) в Англии, Нимфенбург (Nymphenburg), Шарлоттенбург (Charlottenburg), Сансуси (Sans Souci) на территории нынешней Германии, Шенбрунн (Schonbrunn) в Австрии. Но ни один из них не превзошел Версаль ни размахом, ни своими художественными достоинствами.
Другие работы по теме:
Марли дворец
Марли (дворец) Марли́ — дворец, расположенный в западной части Нижнего парка дворцово-паркового ансамбля Петергоф. Дворец получил своё имя в память о посещении Петром I в 1717 резиденции французских королей (fr) в Марли-ле-Руаубрать шаблон под Парижем (не сохранилась; разрушена во время Великой французской революции).
Ландшафтное эго
Человеку, будь то король Франции или сотрудник современного офиса в Америке, может показаться, что он властитель природы и волен решать, каким быть Версальскому парку или лужайке у дома в Вашингтоне. Но это всего лишь иллюзия.
1. 1 Характеристика линейной части
Реферат Введение 1 Технологическая часть 1.1 Характеристика линейной части 1.2 Характеристика ЛПДС “Пермь” 1.3 Эксплуатация РП 1.4 Расчёт емкости резервуарного парка
Анализ стихотворения А. Блока Незнакомка 2
Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка» Автор: Блок А.А. В стихотворении А.Блока «Незнакомка» даны два мира. Первый – реальный, в котором пьяные крики, «женский визг», «детский плач». Второй – две композиционные части в стихотворении, равные по количеству строф. Стихотворение основано на контрасте реальной пошлости, на беспросветности и высокой мечты о прекрасном, о счастье, о любви.
История мировой культуры
Философия разума и рационального устройства мира. Развитие классицизма во Франции. История строительства Версаля как главной королевской резиденции. Пространственное единство выдающихся городских ансамблей. Появление строгого стиля классицизма.
Эгет-Хаус
Руины «Агатового дома». Эгет-Хаус (англ. Agate House, букв. «Агатовый дом») — частично реставрированное комплексное жилое сооружение древних пуэбло на территории Национального парка окаменевшего леса (en:Petrified Forest National Park) в штате Аризона. Дома индейцев-пуэбло были полностью выполнены из окаменевшей древесины.
Олений парк
(фр. parc aux cerfs) — особняк в окрестностях Версаля, предназначавшийся для встреч короля Франции Людовика XV с многочисленными и часто меняющимися фаворитками. В литературе XIX—XX веков феномен «Оленьего парка» использовался в качестве примера развращённости нравов эпохи рококо.
Эджуотер-Парк
Раскопки Эджуотер-Парка Эджуотер-Парк , англ. Edgewater Park — археологический памятник позднего Архаического периода североамериканской истории возрастом около 3800 лет. Находится на реке Айова в г. Коралвиль, штат Айова (en:Coralville, Iowa). Судя по обнаруженным здесь останкам растений, обитатели Эджуотера находились на ранней стадии окультуривания растений, что по аналогии с культурами доисторической Европы примерно соответствует началу мезолита.
История строительства Версаля
Вторая половина XVII века период развития классицизма во французской архитектуре. Это эпоха абсолютизма, когда придворное становится синонимом национального, как сама личность короля воплощением государства.
Экскурсия по Воронцовскому парку Москвы
Образовательные, воспитательные и развивающие цели экскурсии по рекреационному комплексу "Усадьба Воронцово". Богатство флоры и фауны, водоемы и каменный лабиринт парка. Проблемы взаимоотношений города и усадьбы. Завершение маршрута в дубовой аллее.
Исторические районы Кёнджу
Введение 1 Пояс горы Намсан 2 Пояс Вольсон 3 Пояс парка Тумули 4 Хваннёнса Исторические районы Кёнджу Введение Исторические районы Кёнджу — древние районы города Кёнджу провинции Кёнсан-Пукто, Южная Корея. В 2000 году были включены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. В настоящее время в этих районах создан музей под открытым небом, в котором представлены развалины древних храмов, дворцов, пагод, статуй и других остатков культуры древнекорейского государства Силла.
Дюте, Розали
Введение 1 Биография 2 Образ в искусстве 3 Мемуары Введение Розали Дютй (фр. Rosalie Duthй, урожденная Жерар, фр. Gйrard; 1748, Версаль — 24 сентября 1830, Париж) — французская актриса, куртизанка, натурщица, мемуаристка.
Колокол Свободы
Колокол Свободы — колокол, находящийся в Филадельфии, США, и являющийся главным символом американской истории борьбы за независимость от Великобритании. Звон колокола созвал жителей Филадельфии на оглашение Декларации независимости Вторым континентальным конгрессом 8 июля 1776 года.
1710 год
— невисокосный год, начинающийся в среду по григорианскому календарю. События Завершёно строительство Версальского дворца Русские войска взяли Ригу, Дюнамюнде, Пернов, Аренсбург, Ревель, Выборг, Кексгольм и Эльблонг (Пруссия).
Эльзас-Лотарингия
Введение 1 Общие сведения 2 В составе Германии 3 Дальнейшая история 4 Города Введение Эльзас-Лотарингия (нем. ElsaЯ-Lothringen, фр. Alsace-Lorraine) — «имперская провинция» Германской империи, ныне на территории Восточной Франции, состоящая из Эльзаса и восточной Лотарингии, связанных общей историей в период с 1871 по 1944 год.
Движение 4 мая 1919 года в Китае
Движение 4 мая — массовое антиимпериалистическое (преимущественно антияпонское) движение в Китае в мае-июне 1919 года, возникшее под влиянием Октябрьской революции в России. Развернулось в ответ на решение Парижской мирной конференции не возвращать Китаю захваченные Японией бывшие германские концессии в провинции Шаньдун.
Хорсшу-Каньон
План Введение 1 История 2 Наскальные изображения 3 Доступ Введение Хорсшу-Каньон (англ. Horseshoe Canyon, ранее известный как Барьер-Каньон англ. Barrier Canyon) — находится к западу от Грин-Ривер и к северу от Национального парка Каньонлендс в округе Мейз, штат Юта, США. Известен произведениями наскального искусства, стиль которых получил название «стиль Барьер-Каньона».
Политика умиротворения
«» и ее последствия Политика умиротворения — это политика урегулирования международных споров и разрешения конфликтов посредством разумных переговоров и нахождения компромисса во избежание вооружённых столкновений и насильственного пути решения проблемных вопросов.
Версаль
План Введение 1 Строительство 1.1 Охотничий замок 1.2 Людовик XIV 1.3 Стоимость 2 Парк 3 История 3.1 Эпоха Французской революции 3.2 После революции 3.3 Основание Германской империи
Белорусская крестьянско-рабочая громада
План Введение 1 История создания 2 Программа Громады 3 Ликвидация и запрет Громады Список литературы Введение Белорусская крестьянско-рабочая громада — революционно-демократическая организация в бывшей тогда частью Польши Западной Белоруссии, действовавшая в период с 1925 по 1927 гг. и насчитывавшая, по различным оценкам, от 100 до 150 тысяч членов.
Форт Макино
Форт Макино (англ. Fort Mackinac) — укреплённое поселение, охранявшее с конца XVIII по конец XIX век остров Макино (штат Мичиган, США). Форт построен в ходе Войны за независимость США британскими военными для контроля над стратегическим проливом Макино между озёрами Мичиган и Гурон (и, таким образом над торговлей мехом в районе Великих озёр).
Новогрудский замок
Внешний вид Новогрудского замка со стороны рва у парка, 2004 Новогрудский замок — руины каменной башни, расположенные в Белоруссии, в городе Новогрудок на склонах Замковой горы.
Версальский договор
28 июня 1919 года, ровно через пять лет после спровоцировавших Первую мировую выстрелов в Сараево, державы-победительницы подписывают в Версальском дворце мирный договор с Германией.
Композиционные принципы
Принцип целесообразности заключается в том, что авторский замысел и весь строй произведения предполагают наличие цели, идеи, смысла, художественной задачи, что и определяет, в конечном счете, развитие содержания произведения.
Русский Север
Национальный парк "Русский Север" создан 20 марта 1992 года на территории Кирилловского района Вологодской области. Общая площадь парка 166,4 тыс. га; в пользование парку передано 76,5 тыс. га.
Макино национальный парк
Макино (национальный парк) располагается: США Национальный парк Макино (англ. Mackinac National Park) — бывший национальный парк США, существовавший с 1875 по 1895 год на острове Макино (англ. Mackinac) на севере штата Мичиган. Это был второй по времени создания национальный парк США после Йеллоустоунского.
Георгины
Сначала их пробовали... есть. Европейцы именно так, «на зуб» и «на вкус», испытывали многие растения, обнаруженные ими в Новом Свете...
Изучение видового состава и консортивных связей насекомых
Text Graphics иссоп меловой иссоп меловой смолевка меловая наголоватка меловая Цель: изучение консортивных связей опылителей кальцефильных видов растений Донского Природного Парка Задачи: Изучить видовой состав насекомых-опылителей растений кальцефильной степи Установить консортивные связи между насекомыми-опылителями и растениями Выявить редкие виды насекомых, являющихся опылителями кальцефильных видов и разработать рекомендации по их охране Graphics
Анж Жак Габриель
Габриель, Анж Жак (Gabriel, Ange-Jacque) (1698–1782), французский архитектор, один из основоположников классицизма 18 в.