Готика была первым по-настоящему самобытным архитектурным стилем, родившимся в Северной Европе. Более 300 лет вздымающиеся ввысь, пронизанные светом соборы и церкви являлись олицетворением смирения и гордыни средневековых христиан.
Романский стиль, господствовавший в архитектуре раннего средневековья, впечатлял, прежде всего, приземистой массивностью форм. Толстые стены, объемистые колонны и мощные контрфорсы не оставляли места свету, что делало соборы и церкви мрачными и строгими сооружениями, повергавшими в благоговейный трепет. Затем, в середине XII века, во Франции возник совершенно иной тип церковных сооружений. При том, что их шпили, казалось, касались небес, конструктивно новые церкви были значительно изящней и легче. Внутри здания воображение поражали высота и обилие света. У людей, привыкших молиться в церквах, построенных в романском стиле, готика должна была вызывать поразительный душевный подъем и раскрепощение.
Новый стиль был впервые воплощен во Франции при строительстве главной церкви аббатства Сен-Дени недалеко от Парижа. Здание построили в 1140-44 гг. по заказу аббата, но неизвестно, принадлежала ли идея ему или безымянному мастеру каменщиков. Так или иначе, аббат остался доволен результатом - в особенности чудесным потоком света, свободно льющимся из окон.
Новый стиль прижился, и в течение 20 лет сооружение готических соборов началось в Сансе, Нуайоне и Лане неподалеку от Парижа, а также в самом Париже, где в 1163 году был заложен знаменитый Нотр-Дам. Шпили устремлялись все выше в небо, и в XIII в. готический стиль вошел в свою зрелую фазу, по праву названную высокой готикой и наиболее ярко воплотившуюся в великолепных соборах Шартра, Реймса и Амьена.
Новые технологии
Если готика и отражала перемены в духовных ценностях христианства, то проявилось это благодаря достижениям техники. Главной причиной массивности строений романского стиля был тот объем каменной кладки, который считался необходимым для поддержания свода и укрепления стен. С технической точки зрения готика была просто системой, позволяющей использовать гораздо менее массивные несущие конструкции для обеспечения устойчивости более высоких сооружений.
Это стало возможно благодаря таким относительно новым приемам, как стрельчатая арка, ребристый свод и мощные наружные столбы (контрфорсы) со связующими косыми арками (аркбутанами). Стрельчатая арка считается символом готики: взгляд устремляется ввысь, и создается ощущение гораздо большей высоты, чем у круговой (романской) арки. Такая конструкция была гораздо более устойчивой и гибкой, поскольку ее высота, в отличие от круговых арок, перекрывавших заданное пространство, могла регулироваться в зависимости от угла подъема.
Решающим для развития готики было открытие, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определенных точках, и если именно в этих местах их поддержать, другим элементам постройки не обязательно быть несущими. В результате оставалось много открытого пространства. Функция сводов (каменных потолков и крыш) изменилась, поскольку нагрузку принимали теперь на себя их ребра (нервюры), диагонально перекрещивающиеся в вышине Это позволяло заполнять пространство между ребрами сравнительно тонкой кладкой Нисходящая нагрузка реберного каркаса приходилась на пилястры, расположенные с равным интервалом, и то, что раньше было глухой стеной, становилось изящной галереей.
Арочный контрфорс
Еще одним достижением готической архитектуры был арочный контрфорс, который выдерживал уже иную нагрузку - созданную весом свода, но направленную наружу.
Вместо того, чтобы утолщать кладку стены, контрфорсы располагались на определенном расстоянии и соединялись с ней лишь узкими изогнутыми арками, чего, однако, было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. И, что было очень важно, это позволяло главному нефу - центральной части церкви - возвышаться над боковыми приделами храма, причем верхний ряд окон, освещающих хоры, ничем не заслонялся.
Скелет из камня
Общим результатом применения этих приемов стало то, что массивные церковные строения приобрели вид легких скелетообразных каркасов. Вряд ли подобное описание передает художественное мастерство и чувство прекрасного, продемонстрированное строителями при решении технических задач.
Ряды контрфорсных арок, например, завершались остроконечными башенками, что усиливало устремленность в небо и стало одной из наиболее запоминающихся черт, присущих готическим зданиям.
Пространство между "костями" каркаса могло быть застеклено или заполнено скульптурами. Каменная часть верхней плоскости окон следовала общей тенденции готики становясь все более облегченной и паутиноподобной. Ажурная каменная работа - еще одна характерная черта готического стиля - со временем приобрела вид замысловатых орнаментов, нервюры на сводах также соединялись во все более прихотливом плетении. Готический период дал толчок и расцвету скульптуры, высвободившееся пространство соборов предоставляло неограниченные возможности для развития более реалистичного искусства, и отдельно стоящие фигуры, высеченные в полном объеме, заменили господствовавшие прежде рельефные композиции, фигуры которых как бы проступали из стены
Готический стиль распространился из Франции в Англию и Германию, где стал доминирующим.
Южнее, где значительно отличались и традиции, и климат, он оказал меньшее влияние, хотя Миланский собор и является образцом итальянской готики. В Англии среди многих шедевров готической архитектуры можно назвать Уэльский, Линкольнский и Солсберийский соборы, Йоркский кафедральный собор, Вестминстерское аббатство и церковь Св. Георга, а также Виндзорский замок. На смену довольно невзрачной "раннеанглииской" фазе (ок.1180-1280) пришел период "украшенного" стиля (ок. 1280-1360), отмеченного появлением многих сугубо национальных черт. Но в целом богатый декор был больше свойственен континентальной Европе, где не было аналогии английскому "перпендикулярному" стилю (ок. 1360-1550) с его подчеркнуто прямыми линиями и упрощенными повторяющимися мотивами. Простота этого стиля делала его приемлемым не только для соборов, но и для приходских церквей, которых по всей стране было выстроено великое множество, пока в XVI веке, с расцветом Ренессанса и началом Реформации, готическая эпоха не подошла к концу как в Англии, так и в остальной Европе.
Другие работы по теме:
Черты готики в русской архитектуре
Происхождение термина Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджио Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья.
Готическая архитектура 2
Готическая архитектура отическая архитектура, та готическая архитектура, которая образовалась перед окончанием средних веков, есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека. Велика радость открытия шедевров искусства, веками пролежавших в земле после гибели породившей их цивилизации.
Архитектура конца XIXначала XX веков
Text Text Graphics visaginart.nm/MOD/kon.htm visaginart.nm/MOD/kon.htm «Большая Советская Энциклопедия 1970г.» pasha-sevkav/arxitekturnye-stili/ Graphics
объект разработки
Некрасов А. Б. – заведующий кафедрой «Архитектура жилых зданий», кандидат архитектуры, профессор
Архитектура бренда
Каждая архитектура брендинга имеет свои организационные последствия, меняющие роль группы по отношению к ее дочерним и субдочерним компаниям
Dreams of Sanity
Австрийская готическая команда "Dreams of sanity" была образована в апреле 1991 года. В ее состав тогда входили три человека: гитарист Кристиан Маркс, басист Майкл Нофлах и барабанщик Ханнес Рихтер, ранее игравший в проектах "Blitzgemetal" и "Hypen".
Готика в средневековой Западной Европе
Text Text Graphics Готика в средневековой Западной Европе Graphics Вопросы Какой вид искусства наиболее ярко и активно развивался в средневековой Западной Европе? Масляная живопись Архитектура Керамика Мозаика Graphics
Культура Плакемин
Введение 1 Описание 1.1 Архитектура и курганы 1.2 Керамика 2 Археологические памятники Список литературы Введение Культура Плакемин, или Плакеминская культура, англ. Plaquemine culture — археологическая культура в низовьях реки Миссисипи на западе современного штата Миссисипи и востоке Луизианы.
Вестминстерское аббатство
Координаты: 51°29′58″ с. ш. 0°07′39″ з. д. / 51.499444° с. ш. 0.1275° з. д. 51.499444, -0.1275 Западный фасад аббатства
Готический стиль
Готический стиль в средневековой архитектуре. Описание готических соборов: сквозные галереи, аркады, огромные окна, монументальная живопись из цветных стекол. Преобладание скульптурного убранства над живописью. Господство готического стиля до XV века.
Готическое искусство
Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не сколько высота , сколько богатство аспектов , открывающиеся, когда обходишь кругом собора.
Готическая мода
Взаимодействие одежды и архитектуры еще мало изучено, но многие явления в моде, на первый взгляд, необъяснимые, связаны именно с основными художественными стилями.
Кондон, Билл
Введение 1 Биография 2 Фильмография Список литературы Введение Уильям «Билл» Кондон (англ. William «Bill» Condon; род. 22 октября 1955 в Нью-Йорке, США) — американский сценарист и режиссёр. Гей, активист ЛГБТ-движения.
Капелла часовня
Капе́лла (от лат. capella уменьшительное от лат. сарра) — тип католического храма, домашняя церковь в замках и дворцах для частных богослужений или отдельная молельня для молитв какого-либо знатного семейства.
Ташкентская учительская семинария
Введение 1 Обучение 2 Архитектура Список литературы Введение Ташке́нтская учи́тельская семина́рия была открыта в 1879 году в Ташкенте и первоначально называлась Учительская семинария Туркестана. Cеминария готовила учителей для школ, в том числе для русско-туземных школ.
Сонгай империя
Введение 1 История 2 Архитектура Список литературы Введение Сонгай — торговое государство, созданное в XV—XVI вв. народом сонгаи вдоль среднего течения реки Нигер на территории современных государств Мали, Нигер и Нигерия.
Готская линия
(также неправильно называемая как Готическая линия линия Готик ) – оборонительный рубеж немецких войск в Северной Италии во Второй мировой войне (условное наименование, данное союзниками, немецкое –
Русская архитектура
План Введение 1 Средневековая Русь (X - XVII вв) 1.1 Домонгольский период (988 - 1240 гг) 2 Эпоха Российской империи Введение Русская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены еще в Византии, а затем в Киевской Руси. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась в княжествах Владимира-Суздаля, Новгородской и Псковской республиках, Русского царства, Российской империи, Советского Союза и современной Российской Федерации.
Таиз
Содержание 1 Архитектура 2 Экономика 3 Образование 4 История 1. Архитектура В городе много старых красивых кварталов, дома - чаще всего - построены из коричневого кирпича, а мечети обычно белые. Наиболее известные мечети - Аль-Ашрафия, Аль-Муктабия и Аль-Мудаффар. Также стоит упомянуть старую цитадель Аль-Кахера и Дворец губернатора, расположенный на самой вершине горы, на высоте 450 метров над центром города.
Качагакаберд крепость
План Введение 1 История 2 Архитектура 3 Фото Список литературы Введение Качахакаберд (арм. Կաչաղակաբերդ (Сорочья крепость)) — горная крепость, согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики находится в Мартакертском районе, согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики в Тертерском районе.
Мемориальная церковь Мартина Лютера Берлин
План Введение 1 История церкви 1.1 В Третьем рейхе 1.2 Послевоенный период 2 Архитектура 3 Интерьер Список литературы Введение Мемориальная церковь Мартина Лютера (нем. Martin-Luther-Gedдchtniskirche) — лютеранская церковь в южном Берлине. Первоначально заложенная как приходская, в 30-е годы церковь стала одним из центров немецких христиан, что нашло отражение в оформлении здания.
Теучитланская традиция
План Введение 1 Происхождение 2 Архитектура 3 Общественное устройство 4 Исчезновение Список литературы Введение Теучитланская традиция — доколумбово общество, существовавшее на территории современных мексиканских штатов Найярит и Халиско. Название происходит от города Теучитлан в штате Халиско.
Виртуальный магазин
Разработка интернет-магазина для ООО «Электроприбор» Архитектура: Администрирование Инструменты управления интернет-магазином, общие и специальные настройки интернет-магазина.
Архангельск 3
Архитектура, достопримечательности Город вытянут вдоль набережной Северной Двины. С 1794 город начал застраиваться по регулярному плану, включившему ранее построенные каменные здания в систему нового городского пространства с широкими улицами, параллельными набережной. Современный Архангельск заново отстроенный по проекту 1950 город-порт, сохранивший основую сеть улиц, но с увеличением до 40 км протяжённости вдоль Северной Двины.
Чехия
Государство в Центральной Европе, занимающее исторические регионы Богемии и Моравии, а также часть Силезии. На севере граничит с Польшей, на востоке - со Словакией, на юге - с Австрией, на западе и севере - с Германией. Площадь страны 78864 км2.
архитектура Брунеллески в период Раннего Возрождения
В культуре итальянского Возрождения архитектура занимает выдающееся место. По обилию талантливых мастеров, размаху и многообразию художественного творчества, а главное, по его смелому новаторству Италия опередила в 15 в. все другие страны Европы. Итальянское искусство Кватроченто развивалось в рамках локальных школ.
Архитектура в 3-х эпохах
Зарождение архитектуры относится ко времени первобытнообщинного строя, когда возникли первые искусственно сооружаемые жилища и поселения. Были освоены простейшие приемы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось развитие конструктивных систем с опорами.