Экслибрис (от лат. Ex libris - из книги), книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца.
Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания. Немецкий экслибрис достиг расцвета в 16 в., среди его создателей - А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший.
В 16-17 вв. экслибрис носил геральдический характер, но иногда в них помещались портреты владельцев библиотеки, изображения их домов, замков и монастырей. В 17 в. экслибрис нашел признание в других европейских странах, затем в странах Америки. Тяжеловесный торжественный стиль и сложный рисунок экслибриса 17 в. сменился в 18 в. легкими, изящными композициями (в Великобритании У. Хогарт, Т. Гейнсборо).
В России экслибрис появился при Петре I. В библиотеках государственных деятелей Я. В. Брюса и Д. М. Голицына, лейб-медика Р. Арескина на книги наклеивались экслибрисы.
Однако рисованные от руки экслибрисы игумена Досифея, обнаруженные на некоторых рукописных книгах их библиотеки Соловецкого Ставропигиального Первоклассного Спасо-Преображенского монастыря, относятся к концу 15 века.
До 19 века большая часть личных библиотек принадлежала привилегированным сословиям, и на экслибрисе изображался родовой герб владельца. В 19 веке владельцами библиотек все больше становятся ученые, писатели, художники, просвещенная буржуазия и сюжетный экслибрис вытесняет гербовой. Книги в России стоили дорого, и экслибрис имели, как правило, состоятельные люди.
Среди крупных мастеров экслибриса 19 - начала 20 вв. - Й. Затлер, М. Клингер, В. Гейгер в Германии, Ф. Бракмон, П. Гаварни во Франции, Ф. Валлоттон в Швейцарии, О. Бердсли, Г. Крэг в Великобритании. Во многих странах экслибрис стали коллекционировать, создана Международная Федерация Экслибриса, устраиваются международные конгрессы и выставки.
На рубеже 19-20 вв. большое влияние на искусство экслибриса оказали художники "Мира искусства" - А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, Д. И. Митрохин, Г. И. Нарбут, А. П. Остроумова-Лебедева, С. В. Чехонин.
В 1920-1930-х годах характер отечественного экслибриса определили работы ведущих мастеров графики - В. А. Фаворского, А. И. Кравченко, Н. Н. Купреянова, Н. И, Пискарева и др. В 1960-1980-х годах организовывались клубы и выставки экслибрисов, которые создавались в различных техниках (ксилография, линогравюра, офорт и др.).
В 1990-х годах искусство экслибриса продолжает развиваться. Создан московский Музей экслибриса, крепнут международные связи художников и собирателей экслибрисов, проводятся специальные аукционы. Усиливается роль экслибриса как носителя историко-книговедческой информации.
Среди известных зарубежных мастеров экслибриса 20 в.: Ф. Бордаш, И. Драхош, У. Менихарт, А. Фери в Венгрии; А. Грмелова, Я. Водражка, Э. Котрба, В. Цинибулька в Чехии и Словакии; А. Матисс, Ш. Фаве, Ж. Мерсье во Франции; Ф. Мазерель, Ж. Годен, М. Северен в Бельгии; Б. Браманти, Т. Марангони, И. Цети в Италии; Герберт и Норберт Отт, И. Наха, В. Клемке, К. Хирш, Х. Шульце в Германии; Х. Ф. Саэс в Испании.
Другие работы по теме:
Фромм Э. Искусство любить, главы 1,3
Глава 1. Любовь – искусство? В своей работе «Искусство любить» Эрих Фромм рассуждает о любви как об исключительной способности человека, которая дается не так легко, как это кажется сначала.
Наука, искусство и религия
Функция познания мира. Сосуществование и взаимопроникновение светского искусства и религии в условиях свободы религий и атеизма.
Символисты.
Рассматриваются понятия декаданства и модернизма. Характеризуется русский символизм (1892-1912г.г.) и его направления.
Ушу: Тайцзицюань
Уже многие столетия миллионы китайцев занимаются Тайцзицюань, классической школой китайского рукопашного боя. В прежние времена ему обучались для самообороны; теперь же его осваивают в основном как искусство саморегуляции.
Боевая легенда тайского бокса
Такой древний спорт, как Муай Тай, имеет множество героев. Имя Май Кханом Том - одно из тех, которое знает каждый тайский ребенок, которое упоминается фактически в каждом тайском спортивном издании.
Искусство и социокультурная стратификация общества
Ознакомление с субъективизмом представления картины мира в условиях неоднородного сообщества. Исследование понятия о счастье и иерархии жизненных ценностей в разных культурах. Характеристика многочисленных этносов и субкультур современной эпохи.
Тема Кол-во страниц
Баткин Л. М: Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Искусство, 1989. – 355 с
Тема Кол-во страниц
Истоки творчества Островского-драматурга. Роль Малого театра в его жизни и судьбе
Менеджмент- это исскуство или наука
МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО НАУКА И ИСКУССТВО Ф. Тейлор указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».
Народный стих
Автор: Разное Ой ты, гой eси... Музыкальность речи достигается стихосложением. Стихосложение — это искусство так подбирать и располагать слова, чтобы их высокие и низкие слоги, то есть слоги ударные и безударные, следовали друг за другом в определенном порядке.
Искусство стремится непременно к добру Гоголь
Искусство стремится непременно к добру 8230 Гоголь Николай Васильевич Гоголь в свое время сказал: «Искусство стремится непременно к добру…» И это не значит, что искусство не может включать в себя тему зла, переплетаться с ним в жизни. Это означает, что истинную основу искусства должно составлять именно стремление к добру.
Роль античной культуры в развитии литературы
Искусство греков — высочайшее искусство, норма и первообраз высокого искусства. В. Г. Белинский Тот же В. Г. Белинский, восхищенный только что прочитанными «Жизнеописаниями» древнегреческого историка Плутарха, писал: «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество. Без них средние века ничего не сделали бы…
Искусство классицизма
Автор: Сочинения на свободную тему Искусство классицизма возникает во Франции – в 17 веке, а в России в 18 веке. Время дентролизации государства, наибольшего рассвета классицизм во Франции достигает при Людовике 14, которого называли «королем солнца», говорил о себе: «Государство – это Я». Эта та пора когда больше всего цениться долг, отвага, честь, верность короне и Отечеству.
Волшебная сила искусства
Автор: Сочинения на свободную тему Искусство обогащает нашу жизнь. А один из его видов – литература - встречает нас в самом начале жизненного пути и остается навсегда. Книга, подобно заботливым родителям, воспитывает и учит нас. Читая в детстве сказки, мы начинаем отличать добро от зла, правду от лжи, добродетель от подлости.
Моё отношение к Базарову по роману И.С. Тургенева Отцы и дети
Моё отношение к Базарову (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") Автор: Тургенев И.С. Кирсановы, особенно Павел Петрович невзлюбил Базарова с первой встречи. Ему не нравилась его манера речи, одежда, поведение. Между ними постоянно был конфликт, начиная от простых вещей, заканчивая проблемами общества.
В чем заключается назначение искусства
Автор: ЕГЭ В чем заключается назначение искусства? Об этом размышляет в своей статье советский писатель Василь Быков Владимирович. Размышляя над данной проблемой, автор уже в самом начале статьи подчеркивает, что искусство всегда было средством познания жизни «с целью ее совершенствования». Беспокойство писателя вызывает то, что в наши дни искусство служит главным образом для развлечения.
Темари
Когда-то давно это искусство было известно только в Китае, откуда и попало в Японию, а теперь от темари без ума весь мир: существует множество различных кружков и секций, где рукодельницы обмениваются схемами и секретами мастерства.
Искусство в системе культуры 2
Искусство в системе культуры 1.Сущность и формы эстетического освоения человеком мира. 2.Понятие и виды искусства. Основные функции искусства. Что такое искусство?
Предмет и задачи искусства
Искусство выполняет исследовательскую, просветительскую и публицистическую функции. Искусство - это наука о пластических искусствах (живопись, скульптура, графика, архитектура).
Искусство древнего Рима
Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян.
Кинетическое искусство
Кинетическое искусство (от греч. Kineticos – “приводящий в движение”) – течение в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся объектов, в основе которого лежит идея движения формы.
Мазолино да Паникале
Мазолино да Паникале (Masolino da Panicale) (ок. 1383 – ок. 1447), флорентийский художник, искусство которого является связующим звеном между флорентийской готикой и новым ренессансным стилем его ученика Мазаччо.
Греция Политика Искусство Наука
Политика Искусство Наука 492 год - Первый поход персов в Грецию по командованием Мардония. 494 год - На сцене Афинского театра поставлена трагедия Фриниха“Взятие Милета”
Тривиум
Введение 1 Состав 1.1 Грамматика 1.2 Риторика 1.3 Логика Список литературы Введение Тривиум, или тривий (лат. trivium — перекрёсток трёх дорог) — первая ступень средневекового образования, основа дальнейшего обучения. Предшествовала квадривиуму и состояла из трёх (отсюда название) дисциплин — грамматики, диалектики (логики) и риторики.
Квадривиум
Квадри́виум , или квадри́вий (лат. quadrivium — «четырёхпутье») — повышенный курс светского образования (следующий за тривием) в средневековых школах и университетах. Квадривий состоял из 4 дисциплин: арифметики (считалась базовой дисциплиной), геометрии, астрономии и музыки (подразумевается наука гармоника, а не «искусство звуков» и т.п.).
Воронский, Александр Константинович
Введение 1 Биография 2 Взгляды на искусство 3 Сочинения Введение Алекса́ндр Константи́нович Воро́нский (8 сентября 1884, с. Хорошавка Кирсановского уезда Тамбовской губернии — 13 августа 1937) — революционер, большевик, литературный критик и теоретик искусства.
Сальвини, Томмазо
Томмазо Сальвини (итал. Tommaso Salvini; 1 января 1829, Милан — 31 декабря 1915, Флоренция) — великий итальянский актёр так называемой «школы переживания».
Мишель Дюфренн (Dufrenne)
Мишель Дюфренн (Dufrenne) (1910–1995)- фр. философ, эстетик, представитель феноменологии. В 1950— 1960-е гг. разрабатывает проблемы эстетики. Его двухтомная «Феноменология эстетического опыта» (1953) стала классической работой в этой области.