О фильме Сиднея Поллока "Три дня кондора"
Вадим Руднев
"Три дня кондора" - интеллектуальный детектив-триллер американского режиссера Сиднея Поллака (1982). В этой картине виртуозно сочетаются три детективных жанра (английский, американский и французский), а детектив сплавлен с восточной притчей.
Но вначале о сюжете. Герой фильма, филолог по кличке Кондор (Роберт Рэдфорд), работает в странной конторе, принадлежащей ЦРУ. Сотрудники этой конторы занимаются тем, что, анализируя на компьютере массовые детективные романы, ищут оптимальные ходы для деятельности ЦРУ и прослеживают ошибки в его реальной деятельности (завязка в духе постмодернизма - художественный текст представляется первичным по отношению к реальности).
Кондор - человек обаятельный, но несколько безалаберный, постоянно опаздывает на работу; при этом у него богатая фантазия и чуткий глубокий интеллект (например, он догадывается, что в некоем детективе пуля была сделана изо льда, поэтому она пропала - растаяла), он прекрасно эрудирован, его в шутку называют Шекспиром.
В этот роковой день он опять опоздал, и раздраженный шеф посылает его под проливным дождем в бар за бутербродами. Вернувшись в офис, он видит всех убитыми. Он в ужасе выбегает из офиса, не забыв прихватить пистолет охранника, и звонит по служебному телефону в ЦРУ, чтобы сообщить о случившемся и спросить, что ему делать. Но вскоре он понимает, что сам заварил эту кашу. Две недели назад он послал в Вашингтон отчет о том, что внутри ЦРУ существует тайная сеть, и вот за это и поплатились все сотрудники конторы, чтобы не совали нос не в свои дела. Разумеется, за ним теперь будут охотиться. Еще сотрудник по фамилии Хайдеггер не пришел на работу. Кондор спешит к нему, но находит его убитым. Он бросается к своему близкому другу, чтобы предупредить его, и на обратном пути в лифте встречается с убийцей (Кондор интуитивно понимает, что это он) - сухопарым предупредительным джентльменом с лошадиным лицом (Ханс фон Зюдов). В лифте не развернуться, поэтому он любезно подает Кондору оброненную им перчатку. Кондору удается убежать, но деваться ему некуда. Тогда он садится в машину к первой попавшейся женщине (Фэй Даноуэй) и под дулом пистолета требует, чтобы она везла его к ней домой. Там он связывает ее и отправляется на встречу со своим близким другом, который должен свести его с вашингтонским шефом. Первое, что делает вашингтонский шеф, это стреляет в Кондора, но не попадает, зато Кондор попадает в него. Умирая, шеф дрожащей рукой расстреливает растерявшегося друга Кондора, о чем тот узнает, вернувшись в дом своей новой подруги и включив телевизор, причем в убийстве обвиняют, конечно, его, Кондора. Он рассказывает свою историю женщине, которая проникается к нему доверием. Наутро к ним вламывается почтальон-убийца, но общими усилиями его удается обезвредить. В это время главный убийца сидит дома и под тихую классическую музыку меланхолично вытачивает какие-то фигурки. Кондору удается выманить одного из начальников ЦРУ, и тот, опять-таки под дулом пистолета, рассказывает ему о тайной организации, которую случайно обнаружил Кондор, - в ее задачи входило "зондирование" восточных стран на предмет наличия нефти - и заодно дает адрес шефа этой организации, который непосредственно заказал убийство Кондора и его коллег. Кондор спешит к нему, чтобы уточнить истину и отомстить, но его опережает главный убийца, который почему-то расстреливает не Кондора, а этого самого шефа. Оказывается, конъюнктура изменилась, а он, убийца, выполняет заказы тех, кто больше платит. Кондор ему больше не нужен. Они расстаются почти друзьями.
В центре идеологической коллизии фильма - противопоставлевие западного, рационального, активного мышления восточному, пассивному, фаталистическому (в духе новеллы М. Ю. Лермонтова "Фаталист"). Западное начало олицетворяет Кондор, рационалист и аналитик. Хладнокровный, флегматичный и даже добродушный убийца олицетворяет Восток. В начале фильма, когда всех убивают в конторе, есть эпизод с девушкой-китаянкой, сотрудницей офиса, которая в отличие от прочих принимает смерть очень спокойно, глядя убийце в глаза и говоря ему: "Не бойтесь, я не закричу", на что тот вежливо отвечает: "Я это знаю". Убийце важно добросовестно справиться с заданием и получить гонорар. Портить отношения с жертвами не входит в его планы. В одной из знаменитых притч даосского мыслителя Чжуан-цзы рассказывается о мяснике, который так искусно отделял мясо от костей, что его нож мог проходить сквозь тончайшие расстояния между мясом и костями. Философ ставит этого профессионала в пример. Важно не кто ты - убийца или жертва, а как ты относишься к своей судьбе. Жертва должна спокойно принимать свою смерть, убийца - добросовестно выполнять свою работу. Это напоминает также доктрину "незаинтересованного действия", которую раскрывает бог Кришна воину Арджуне на поле Куру в бессмертной "Бхагавадгите". Арджуна не хочет убивать своих двоюродных братьев, что стоят по ту сторону поля битвы. Кришна внушает ему, что, во-первых, смерти нет, а во-вторых, каждый должен выполнять свой долг, а долг воина-кшатрия, каковым является Арджуна, - это сражаться.
В противоположность пассивным жертве и убийце Кондор настроен на четкий анализ и активное вмешательство в свою судьбу. Впрочем, ореол виктимности окружает его, особенно в финале фильма, когда он идет отдавать материалы о деятельности злосчастной организации в газету "Нью-Йорк таймс". Он понимает, что, выжив после ужасной бойни, он теперь добровольно себя подставляет, но его мотивы - не восточные, а скорее христианские. Финал проходит под аккомпанемент уличного хора школьников, который поет рождественские псалмы. Кондор отдает себя в жертву активно и осознанно, чтобы спасти других людей.
Как мы уже говорили в начале этого очерка, в фильме сплавлены три классические детективные традиции. Первая - английская аналитическая. Действительно, только благодаря своему незаурядному и гибкому интеллекту Кондору удается одновременно спасти свою жизнь и разгадать тайны противника. Но это же - активная вовлеченность детектива в действие - является отличительной чертой американского жесткого детектива. Наконец, экзистенциальная напряженность, необходимость сделать выбор роднит идеологию фильма с французским экзистенциальным детективом типа "Дамы в автомобиле" С. Жапризо.
Фильм "Три дня Кондора" предваряет искусство постмодернизма, для которого характерен синтез массовой культуры и интеллектуализма.
Список литературы
Руднев В Культура и детектив // Даугава, 1988 - М 12.
Руднев В Морфология реальности: Исследование по "философии текста". - М., 1996.
Другие работы по теме:
Рецензия на фильм Никиты Михалкова Утомленные солнцем
Я хочу рассказать о фильме режиссера Н. С. Михалкова «Утомленные солнцем». Фильм повествует о том тяжелом периоде в жизни нашей страны, когда органами госбезопасности уничтожались лучшие военачальники Красной Армии. Понятно, что речь идет о тридцатых годах, то есть о периоде сталинских репрессий.
Рецензия на фильм Никиты Михалкова Раба любви
Я хочу рассказать о фильме Никиты Михалкова «Раба любви». Но для начала попробуем разобраться, что такое фильм… Чем же отличается фильм от книги? Прежде всего, тем, что фильм, по-моему, более полно раскрывает тему своего автора, поскольку фильм - это совокупность мастерства режиссера, композитора, актера.
Анализ фильма Пир во время чумы режиссера М. Швейцера
Анализ фильма "Пир во время чумы" (режиссера М. Швейцера) Автор: Пушкин А.С. В самом начале фильма мы видим большой стол со множеством свечей и еды. Еще мы видим пирующих. Судя по оплывшим свечам, становится ясно, что пир идет долго. Слово "пир" ассациируется с праздником. В фильме же у нас нет ощущения праздника, хотя на столе мы видим много явств.
А зори здесь тихие... отзыв о фильме
"А зори здесь тихие..." (отзыв о фильме) Автор: Васильев Б.Л. СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО КНИГ И ФИЛЬМОВ О ВОЙНЕ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ПО-СВОЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, КАЖДЫЙ РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ГЕРОЕВ, В ОПРЕДЕЛЁННЫХ СИТУАЦИЯХ, НО ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОМ ПРОИСХОДЯТ ПРИ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ - В ГОДЫ ВОЙНЫ.
Преимущества и несовершенства кинофильма Ромео и Джульетта
Автор: Зарубежная литература Режиссёр фильма – Франко Зеферели. Юные герои принадлежат к двум враждующим родам: Джульетта – к роду Капулетти, Ромео – к роду Монтекки. На балу Ромео знакомится с Джульеттой и сразу в неё влюбляется. Тибальд, брат Джульетты, убивает Меркуцио, брата Ромео. Ромео мстит Тибальду за убийство брата, сражаясь с ним и убивая его.
Абстрактный экспрессионизм
Представителями абстрактного экспрессионизма были Джексон Полок (1904 - 1984), Вильям де Кунинг (1912 - 1956), Марко Ротко (1903 - 1970). Послевоенный абстракционизм прямо не связывал себя с геометрической традицией абстракционизма.
Крапчатая сумчатая куница
(кволл) Научная классификация Латинское название Dasyurus viverrinus Shaw, 1796 Ареал [{{fullurl:wikispecies:{{{wikispecies}}}|uselang=ru}} Систематика
Александр фильм
Введение 1 Сюжет 2 В ролях 3 Интересные факты 4 Исторические неточности в фильме Введение «Александр» (англ. Alexander) — исторический фильм режиссёра Оливера Стоуна о жизни и смерти полководца Александра Македонского. Картина, снятая за рекордный для Стоуна бюджет (150 млн долларов), провалилась в американском прокате, получив негативные отзывы как критиков, так и зрителей.
Абашидзе, Давид Иванович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Фильмография 3.1 Актёрские работы 3.2 Режиссёрские работы Список литературы Введение Дави́д Ива́нович Абаши́дзе (груз. დავით აბაშიძე) (1 мая 1924(19240501) — 26 января 1990) — советский актёр театра и кино, кинорежиссёр.
Модотти, Тина
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Признание 4 Тексты Введение Тина Модотти (итал. Assunta Adelaide Luigia Modotti Mondini, 17 августа 1896, Удине — 5 января 1942, Мехико) — итальянский фотограф, актриса и революционерка.
Распутная императрица
Введение 1 Сюжет 2 В ролях 3 Критический анализ Список литературы Введение «Распутная императрица» (англ. The Scarlet Empress) — псевдоисторический фильм, снятый в 1934 году голливудским режиссером Джозефом фон Штернбергом из компании Paramount Pictures о жизни Екатерины II.
гора Гора Рашмор
Введение 1 В популярной культуре 1.1 В кинофильмах 1.2 В мультфильмах и мультсериалах 1.3 В компьютерных играх 1.4 В аниме 1.5 Другое 2 Интересные факты
Лябурб, Жанна
Введение 1 Биография 2 Отзывы 3 Память 4 В искусстве Список литературы Введение Жанна Мари Лябурб (фр. Jeanne Labourbe[1]; 8 апреля 1877(18770408), Лапалис, Франция — 2 марта 1919, Одесса[2]) — организатор французской коммунистической группы в Москве, участница Гражданской войны.
Барков, Дмитрий Дмитриевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Фильмография Введение Барко́в Дми́трий Дми́триевич (род. 1972) — советский и российский актёр кино.
Крутой маршрут фильм, 1956
Введение 1 Сюжет 2 Факты 2.1 Отличия от оригинальных событий Введение «Крутой маршрут» (англ. The Great Locomotive Chase) — приключенческий кинофильм студии Walt Disney Pictures, основанный на реальном событии Американской Гражданской войны.
Адам Езерский
План Введение 1 Карьера 2 Личная жизнь 3 Фильмография Список литературы Введение А́дам Езе́рский (польск. Adam Jezierski, р. 11 июля 1990) — испанский актёр польского происхождения. Больше всего известен своей ролью Горки Мартинеса в сериале «Физика или химия» телеканала Antena 3.
Перевёрнутый лебедь
План Введение 1 Первые марки Западной Австралии 2 Ошибка 3 Филателистическая ценность Перевёрнутый лебедь Введение «Перевёрнутый ле́бедь» (англ. Inverted Swan) — четырёхпенсовая почтовая марка, отпечатанная в 1855 году в британской колонии Западная Австралия, одна из первых в мире марок-перевёрток.
Культура Кондоруаси
Культура Кондоруаси , исп. Condorhuasi существовала с 4 в. до н. э. по 7 в. н. э., в основном в долине Уальфин (es:valle de Hualfнn), ныне провинция Катамарка (Аргентина). Оказала сильное влияние на соседнюю культуру Аламито.
Храм Луны
Восстановленная роспись на потолке храма Луны Не следует путать с Пирамида Луны. Храм Луны , или Уака Луны — сооружение из самана на севере Перу в регионе Ла-Либертад, примерно в 5 км от г. Трухильо. Храм относится к древней культуре Мочика. Недалеко от него находится Храм Солнца, тоже культуры мочика; между двумя храмами находился город.
Балон, Владимир Яковлевич
План Введение 1 Из спорта в кино 2 Первые роли в кино 3 «Д’Артаньян и три мушкетера» 4 Другие работы в кино 5 Фильмография 6 Источники Введение Владимир Яковлевич Балон (23 февраля, 1931) — актёр, профессиональный спортсмен. Мастер спорта (1956), чемпион мира по фехтованию, постановщик трюков.
Кинастон, Эдвард
Эдвард Кинастон (приблизительно 1640 — январь 1706) — английский актёр. Биография и творчество Кинастон был одним из последних т. н. «мальчиков-исполнителей» в эпоху Реставрации: молодых актёров, игравших на сцене женские роли. Благодаря привлекательной внешности, ему удавалось выглядеть убедительным в образах героинь: Сэмюэл Пипс после спектакля «Верный подданный» по пьесе Джона Флетчера, ставившейся в театре Кокпит, назвал его «прекраснейшей леди, которую я когда-либо встречал в своей жизни, лишь её (!) голос был не очень хорош».
Багашвили, Спартак Леванович
План Введение 1 Биография 2 Фильмография 3 Награды и премии 4 Источники Введение Спарта́к Лева́нович Багашви́ли (1914—1977), грузинский советский актёр. Народный артист Грузинской ССР (1963). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Бенедико, Аугусто
План Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Кино 2.2 Теленовеллы Введение Аугу́сто Бенеди́ко (исп. Augusto Benedico; 20 декабря 1909, Аликанте, Испания — 19 января 1992, Мехико, Мексика) — мексиканский актёр золотого периода мексиканского кинематографа, сценарист.
Калифорнийский кондор
Калифорнийский кондор Научная классификация Латинское название Gymnogyps californianus Shaw, 1797 Ареал Систематика на Викивидах Изображения на Викискладе
Бухиред, Джамиля
Джамиля Бухиред (араб. جميلة بوحيرد, родилась в 1935(1935)) — алжирская революционерка, одна из известнейших женщин-участниц национально-освободительной борьбы Алжира.
Амарантов, Борис Георгиевич
Бори́с Гео́ргиевич Амара́нтов (19 сентября 1940 — 3 марта 1987 Москва) — артист оригинального жанра, режиссёр. Лауреат многих международных конкурсов и фестивалей.
Винсент ван Оммен
Винсент ван Оммен (нидерл. Vincent van Ommen, р.14 июня 1982) — нидерландский актёр Исполняет одну из второстепенных ролей в фильме «Кровавое искусство».
Структура базы данных
1. Цель работы: Цель работы – создание базы данных «Киноинциклопедия» на основе СУБД Кларион. Назначение базы данных состоит в регистрации, корректировке, хранении и обработке информации с целью поиска и выдачи ответов на стандартные запросы пользователей.
Джек Николсон
Краткая биография американского киноактера Джека Николсона.
Ульянов Михаил Александрович
Художественный руководитель Государственного академического театра имени Евг.Вахтангова, Герой Социадистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии и Государственных премий СССР и РСФСР.
Жариков Евгений
Народный артист России, действительный член Киноакадемии “Ника”, Президент Гильдии артистов кино России
Бондарчук Сергей Федорович
Бондарчук Сергей Федорович (25 сентября 1920, с. Белозерка Херсонской обл., Украина 20 октября 1994, Москва), российский кинорежиссер, киноактер, педагог. Народный артист СССР (1952), Герой Социалистического Труда (1980).
Шукшин В.М.
Русский советский писатель, кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Член КПСС с 1955.