Реферат: Вологодские промыслы - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Вологодские промыслы

Рефераты по культуре и искусству » Вологодские промыслы

КУЛЬТУРА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ  


Вологодский край с его неповторимой красотой пейзажа, богатой разнообразной культурой бережно хранит драгоценное наследие народного искусства. Традиции его живут и развиваются на Вологодской земле, представляя явление многогранное и значительное. Пожалуй, главная особенность современного искусства нашего края – глубинные связи с народной культурой. Их проявления многообразны. Но прежде всего они выражаются в изделиях традиционного крестьянского ремесла, сохранившегося в форме домашнего творчества в исторически сложившихся центрах художественных промыслов Вологодчины – в ткачестве, вышивке, плетении из бересты и лыка, резьбе и росписи по дереву, а также во всемирно известных вологодских кружевах, устюжской черни, шемогодской бересте.

ГЛИНА

Изделия из обожженной глины называются керамикой. Развитие гончарного дела зависело, прежде всего, от запасов и качества глины в ближайшем округе. В гончарном производстве применялись выработанные веками технологические приемы. Добытую глину складывали в бочки или корыта, заливали водой, долго квасили подготовленную глиняную массу, очищали от камешков и сора, затем топтали на полу, посыпанном чистым сухим песком, и скатывали в комья. На протяжении нескольких тысячелетий гончарный круг практически не изменился. Со второй половины XV века гончары на территории нашей области начинают пользоваться ножным кругом. Он приводится в движение массивным маховым колесом, насаженным на ту же ось, что и сам круг. Гончар вращает колесо ногами, это движение передается кругу, а обе руки мастера свободны для формировки изделия.

Обжигали гончары свои изделия в обычной русской печи. Посуду в печь «грузили» с вечера. Все изделия обкладывались дровами. Печь затапливалась утром. Температуру постепенно поднимали. Обжиг прекращался, когда изделия начинали красить. Наибольшим спросом в XIX веке пользовалась «муравленая» (обливная») посуда. (Перед обжигом их поверхность покрывали так называемыми «поливами», веществами, содержащими разнообразные окиси.) Но глиняная посуда могла и не подвергаться какой-либо обработке. Известный гончарный центр существовал в Никольском уезде, в деревнях Большое и Малое Фомино. К концу XIX века многие деревни занимались гончарством.

ДЕРЕВО

Дерево - прекрасный поделочный материал. Оно обладает достаточной твердостью и долговечностью и сравнительно легко обрабатывается самым несложным инструментом. Дерево прочно, упруго, легко склеивается, хорошо поддается отделке. Из него можно изготавливать разнообразные предметы утилитарного и декоративного назначения. Вологодские мастера своими руками творили чудесные изделия, начиная от кухонной утвари до детских игрушек, украшая их росписью и резьбой. На вологодской земле было немало центров производства деревянной посуды - на Сухоне и Кокшеньге, в районах Кубены и Кириллова, Тотьмы и Великого Устюга. В каждом из них сложились свои варианты форм предметов, излюбленные приемы украшения. Роспись по дереву, лубу и бересте была развита на вологодской земле не меньше, чем резьба. Еще в давние времена стали известны районы, расписные изделия которых распространялись не только по территории края, но и вывозились за его пределы. Особый интерес представляет художественная роспись народных бытовых предметов, занимавшая важное место в декоративном искусстве народов Севера. Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне и ее притоку Югу и Лузе. Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцов, дуг, вальков и т.д.

Особенно любимым предметом для украшения среди двинских и сухонских крестьян была прялка. Наиболее частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой и благополучной жизни: свадебные путешествия, гуляния, чаепития, деревенские посиделки, народные пляски, сцены охоты и т.д. Особенно славились на Вологодчине изделия из бересты. Берестой называется верхний слой коры березы, отличающийся большой механической прочностью и эластичностью. Способы плетения берестяных изделий были несложными. Основными инструментами являлся используемый для плетения лаптей кочедык, плоское шило с крючкообразным изгибом. Кроме кочедыка мастеру необходим был острый нож, которым он резал берестяные ленты нужной ширины. В 19-начале 20 в. В каждом крестьянском доме на Севере можно было встретить берестяные корзины, лукошки для хлеба, налопаточники, короба, большие берестяные бутыли для хранения зерна, пестери, солоницы, лапти.

Поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты. Так называемая шемогодская прорезная береста в течение многих лет была основным художественным промыслом в нескольких деревнях близ города Великий Устюг Вологодской области, на реке Шемогсе - откуда и ее название. Шемогодская береста - это ажурные орнаментальные полосы, наклеенные на столярную (шкатулка) или токарную (бурачок) заготовку, орнамент большей частью растительный, иногда с включением в него плоскостных изображений птиц, рыб, животных. Под ажур в качестве декоративного фона часто подкладывается цветная фольга. Эта техника использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, блюд. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».

МАСЛОДЕЛИЕ История развития

Николай Васильевич Верещагин (1839-1907) – пионер развития маслоделия в России. Он организовал артельные сыроварни в Тверской, Ярославской, Вологодской и других губерниях по образцу швейцарских. Обратил внимание на обильные вологодские луга, на расширение и упорядочение скотоводства в Вологодской губернии, стал способствовать развитию здесь маслоделия. Выписал мастеров сыроделия из Швейцарии, специалистов маслоделия из Голштинии (Буман). Семья Буманов переезжает в с. Фоминское (16 км от Вологды), и в 1872 году открывается первый в Вологодской губернии маслодельный завод. Буманы проводили обучение мастеров технике производства сливочного масла. В 1892 в Вологодской губернии работают 22 иностранца – специалисты молочного дела.

Большую роль в развитии маслоделия сыграл Калантар. Еще в 1890 году у него возникла идея открыть молочно-хозяйственный институт с лабораториями. 3 июня 1911 год на месте имения Буманов был открыт Вологодский молочно-хозяйственный институт.

Технология сладкосливочного масла 19 века

Получение сливок – парное молоко при t 13-15 С? отстаивают 24 часа. Затем сбивают в маслобойне вручную, 60-70 качаний в минуту, под конец ее ход замедляли. Образование масляного зерна через 25 минут. Пахту удаляли, масляное зерно быстро промывали водой, отжимка масла гладким, ребристым валиком с нажимом несколько раз прокатывали по маслу, то есть отжимали его. Прикладыванием тряпочки к поверхности масла снимали капли влаги.

Производство масла в маслоизготовителе

В конструкцию входит сбиватель с мешалкой, гидравлический привод, вращающийся разделительный цилиндр и маслообработник. Разделительный цилиндр имеет секции досбивания сливок, отделения пахты, промывки масляного зерна. Жирность сливок от 34 до 45%. Чем жирнее, тем меньше температура сбивания. В сбиватель сливки попадают винтовым насосом 3-5 с. Далее зерна отделяют от пахты в разделительном цилиндре.

Сейчас Вологодское масло продолжает экспортироваться и в Европу и, во многие страны Востока.

ЛЕН

Несмотря на развитие химии и производство в широких размерах синтетические волокна, льняное волокно, особенно в последние годы, находит все больший спрос.

Производство льна в Вологодской области имеет многовековую историю. Зачатки культуры льна встречается еще в XII веке. В XIII веке в с. Красавине (Велико-Устюгского уезда) была создана первая льноткацкая фабрика. За годы первой мировой войны и интервенции льноводство в Вологодской губернии было доведено до упадка. В таком состоянии оно находилось до 1922 года. Лишь с 1923 года начинается быстрый рост посевов льна, которые к 1925 г. Превзошли довоенный уровень. РВ период коллективизации посевы льна занимали значительные площади. Но годы Великой Отечественной Войны нанесли льноводству области большой ущерб. Но после Пленума ЦК КПСС (1953 г.) началось оснащение сельскохозяйственной техникой области. И в 1966 посевная площадь льна составила 64,9 га. За это области было присуждено переходящее Красное знамя Совета Министров РСФСР. В 1980-1990-е годы льноводств почти не развивалось.

Сейчас лен занимает ведущее место промышленности области. За последние годы производство льна возросло в несколько раз по сравнению с прошлыми годами. Начата программа «Лен – в товары России».

Лен перешагнул привычные границы применения, сегодня он используется практически во всех областях промышленности.

В Вологде проходят ярмарки – выставки «Российский лен». Открываются магазины, специализирующиеся на товарах из льна. Модельеры – дизайнеры придумывают современные, удобные, качественные коллекции из льняных тканей («Волтри», «Нерум»), которые занимают первые места на различных конкурсах и показах.

ТКАЧЕСТВО

Ткачество – технически самый сложный вид украшения тканей. Его сущность состоит в создании орнамента и узорной структуры в самом процессе тканья. Для этого служило специальное приспособление - ткацкий стан («кросна») с натянутыми продольными нитями основы, которую поперек переплетали нитями утка. Основой станка служила «станина», состоявшая из четырех столбов, соединенных вни¬зу перекладинами. На передней паре столбов на особых вырезах лежал передний навой, на который наматывалась готовая ткань. Возле задней пары столбов помещался задний навой, на который наматывалась основа. Для получения цветных льняных нитей практиковалась окраска их натуральными красителями. Среди видов тканья были особенно распространены пестрядь, ремизное и браное ткачество. Пестрядь – простое переплетение цветных нитей, образующих небольшие клетки и полосы. Основные цвета этой ткани традиционны для всего Русского Севера — красный, синий и белый, реже встречалось добавление зеленого и желтого. Из пестряди шили рубахи, сарафаны, делали передники, скатерти, покрывала. Ремизные ткани создавали с помощью дополнительных приспособлений на ткацком стане, которые позволяли сочетать гладкую и рельефную фактуру, усложнять структуру орнамента. Ремизная техника применялась главным образом в тканье скатертей и полотенец. Но более сложные и оригинальные орнаменты выполнялись браной техникой, дающей узор как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Бранину применяли для украшения многих предметов одежды и домашнего обихода. Сама техника обусловила геометрический характер тканых орнаментов (ромбы, кресты, гуськи, свастики и т.д.), которые в древности носили символическое и магическое значение.

КРУЖЕВО

Кружевом называется текстильное изделие со сквозным сетчатым узором, образованным переплетением нитей.

Русское название этого изделия родственно слову ”кружит”. Может быть, так указывалось на его назначение: ”окружать” нарядной отделку одежду и предметы быта и ткани.

Кружево - очень древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные археологии, истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно египтянам и грекам еще до нашей эры. Первые сведения о кружевах в России относятся к XIII веку. Кружева плетутся из льняных, шелковых и хлопчатобумажных нитей. Обычно белого или жемчужно-серого цвета.

Основной инструмент - коклюшки. Каждая из них представляет собой точеную палочку, один конец которой утолщен, а на другом имеется шейка с пуговкой для наматывания ниток. Используется разное число коклюшек. Делают их из клена, яблони, жимолости, калины, ели.

Так же кружевнице нужен еще валик - продолговатая подушка, плотно набитая соломой или овсяной шелухой. Его кладут на ”разножку” (небольшие козлы). В валик втыкают булавки.

В вологодском кружеве контуры рисунка выплетаются тесьмой. Сами мастерицы называют ее “вилюшкой”. В нее часто вплетается “скань”, утолщенная нить, придающая кружеву рельефность. Характерные признаки любого кружева - прозрачность, ажурность, эластичность, узорность. Вологодское кружево отличают особая плавность линии рисунка, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции сходные с впечатлениями от звучащей мелодии.

Трудно сказать, когда именно кружевоплетение стало известно на Русском Севере. Можно предположить, что его появление в Вологодском крае было связано с открытием в XVI веке Северного морского пути.

В 1820 г. Помещицей В.А. Засецкой в сельце Ковырино под Вологдой была заведена первая кружевная фабрика. Во второй половине 19 века кружевоплетение было распространено в центральных уездах Вологодской губернии: в Грязовецком, Кадниковском и Вологодском.

В 1876 г. вологодские кружева получили высокую оценку в Филадельфии. Их демонстрировали в Чикаго, Париже, Брюсселе. В 1893 г. в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи кружевниц. Готовая продукция через скупщиков попадала в Москву и Петербург.

Сегодня центром кружевоплетения в Вологодской области является фирма “Снежинка” (считается, что своим названием оно обязано знаменитой скатерти ”Снежинка” работы В.Н. Ельфиной).

Кружево востребовано и в наш компьютерный век. А Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.

СЕВЕРНАЯ ЧЕРНЬ

Великий Устюг - город с богатыми традициями художественной обработки металла. Он является центром северной черни. Развитию черневого промысла способствовало выгодное географическое положение: город находился на дороге в Сибирь, откуда поступало дешевое серебро, а также в Архангельск, куда возили готовые изделия.

В городе жило много мастеров, знавших технологию нанесения черневого порошка на серебряные предметы. Первое официальное упоминание об устюжской черни встречается в Описи писцовых книг в 1676-1683гг. Процесс чернения - длительный, он состоит из нескольких этапов:

Из серебряной заготовки вырезают изделие (например, браслет);

На нем резцом гравируют рисунок;

Готовят черневую массу (пасту из растертых в порошок серебра, свинца, серы, меди, нашатыря с добавлением воды);

Эту массу наносят на рисунок;

Изделие держат над слабым огнем, черневая масса плавится и соединяется с серебром;

Поверхность изделия шлифуют так, чтобы чернь осталась только в углублениях, сделанных резцом.

В 1762 г. братья Афанасий и Степан Поповы открыли в Великом Устюге фабрику по производству черневых и эмалевых изделий. Там работали 30 лучших мастеров. Фабрика просуществовала до 1776 г.

XVIII В. - время расцвета искусства северной черни. Именно из Великого Устюга в 1744 г. был приглашен в Москву мастер Михаил Климшин. В его работах густой черневой рисунок четко выступал на светлом серебряном фоне. Для того, чтобы серебро не так сильно блестело, мастер канфарил фон, т.е. инструментом, похожим на шило, набивал зернистый фон, в котором сочетались серебряные и позолоченные детали. О художественных дос¬тоинствах его изделий можно судить по посоху епископа Варлаама (1750 г.) К ХIХ в. Черневое искусство Великого Устюга начинает угасать, город не в состоянии был конкурировать с крупными столичными производствами. Число мастеров сократилось.

Во второй пол. ХIХ в. известным единственным мастером черневых дел был Михаил Иванович Кошков. Секрет черни он хранил долго и передал его в 1885 г. внуку М.П. Чиркову.

В 1933 г. в Великом Устюге возникла артель «Северная чернь», возродившая древний промысел. Большую роль в его развитии сыграл выпускник Петербургской художественной академии Е.П. Шильниковский. Он соединил сюжетные композиции с традиционным орнаментом, что обогатило черневое искусство Великого Устюга, сделало его более живым. На месте артели ныне существует завод «Северная чернь». Продукция предприятия - церковная утварь, столовые приборы, сувенирные изделия по теме «Великий Устюг - родина Деда Мороза» пользуется такой же популярностью, как и раньше.

Многие лучшие произведения современных мастеров, как образцы высокого искусства, бережно хранятся в музеях Вологды, Великого Устюга, Череповца, Тотьмы, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, экспонируются на крупных всесоюзных и художественных международных выставках.

Список литературы

"Великоустюгские узоры"="Velikoustugskiye uzory" // Народные художественные промыслы России: [Каталог-альбом]/ Ассоц. "Нар. худож. промыслы России. - М., 1998, . С.23: цв.ил.

"Вологодская вышивка"="Vologodskaya vyshivka" // Народные художественные промыслы России: [Каталог-альбом]/ Ассоц. "Нар. худож. промыслы России. - М., 1998, . С.91: цв.ил. На рус. и англ. яз.

"Вологодские художественные изделия" = "Vologodskiye khudozhestvenniye izdelia" // Народные художественные промыслы России: [Каталог-альбом] / Ассоц. "Нар. худож. промыслы России. - М., 1998. С.27, 195: цв.ил.

"Красный ткач"="Krasny tkach" // Народные художественные промыслы России: [Каталог-альбом]/ Ассоц. "Нар. худож. промыслы России". - М., 1998, . С.163: цв.ил. На рус. и англ. яз.

"Северная чернь"="Severnaya chern" // Народные художественные промыслы России: [Каталог-альбом]/ Ассоц. "Нар. худож. промыслы России". - М., 1998, . С.187: цв.ил. На рус. и англ. яз.

"Снежинка"="Snezhinka" // Народные художественные промыслы России: [Каталог-альбом]/ Ассоц. "Нар. худож. промыслы России. - М., 1998, . С.53: цв.ил. На рус. и англ. яз.

[Траурное сообщение о кончине Капитолины Васильевны Исаковой]. // Красный Север. - 2000. - 17 июня.

Алтаева, Ирина. И себя показали, и людей посмотрели // Красный Север. - 2000. - 26 сентября.

Арбат Ю.А. Светлый Север. Рассказы и очерки о русском Севере, его людях и его народном искусстве [Вологда], Сев.-Зап. кн.изд. [Вологод. отделение], 1970. 287 с. с илл.

Арбат, Юрий Андреевич. Русская народная роспись по дереву: Новые находки. Систематизация. Современное состояние. - М.: Изобразительное искусство, [1970]. - 199 с. : ил.

Бардина, Рената Аркадьевна. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: Товароведение и орг. торговли : [Учеб. пособие]. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М. : Высш.шк., 1977. - 311с. : ил.

Бардина, Рената Аркадьевна. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: (Товароведение и орг. торговли): [Учеб. пособие]. - 3-е изд., перераб.и доп. - М. : Высш.шк., 1986. - 315,[3]с. : ил.

Бардина, Рената Аркадьевна. Товароведение изделий народных художественных промыслов и сувениров и организация торговли ими: [Учеб. пособие для проф.-техн. учеб. заведений и подготовки рабочих на пр-ве]. - М.: Высш.шк., 1972. - 247с. : ил.

Бачурина, Наталья. В снегах Кириллова: На Вологодчине, у древних монастырских стен, возрождается город мастеров / Н. Бачурина // Вологодская неделя. - 2003. - 20-27 марта. - С.4.

Бекряев, Ю.Н. Мудрый уют русской избы // Источник. - 1996. - № 6 (нояб.-дек.). - С.17-23.

Белогорская, Р.М. Русское кружево: Из собрания Государственного Исторического музея в Москве: [Комплект открыток] / Авт.-сост.: Р.М. Белогорская; Фотограф: И.Д. Николаев; Худож.: А.Ф. Быков. - М.: Советская Россия, 1983. - 16 откр. (Народные художественные промыслы России).

Бирюкова, Людмила. Сохранить традиции ручного ткачества.

Богуславская И.Я. Русское народное искусство [Экспозиция. Л., 1971] [12] с. с ил. [Гос. Рус. музей]

Богуславская И.Я. Русское народное искусство. [Альбом]., Л., «Сов. художник», 1968. 21 с.+ 66 л. илл.

Быков, Дмитрий. Белая Вологда / Д. Быков; Фот. М.Бурлак // Собеседник. - 2003. - N 1. - С.10-11:фот.

Великоустюгские узоры"="Velikoustugskiye uzory" // Народные художественные промыслы России: [Каталог-альбом]/ Ассоц. "Нар. худож. промыслы России. - М., 1998, . С.23: цв.ил.

Веселова, Нина. Живи, родник, живи!

Вологодская областная выставка произведений самодеятельных художников и народных мастеров декоративно-прикладного искусства, 1973 [Живопись. Графика. Декоративно- прикладное искусствo] Каталог. [Предисл. В. Агапова]. Вологда, 1973.

Вологодские художественные промыслы / Вологод. Гос. Историко-архитектурный и худ-ный музей-заповедник; [Авт.: А А. Глебова; Цв. Фотосъемка Н.Н. Алексеева и др.] – М.: Союзрекламкультура, 1990.-31с.:

Вологодские художественные промыслы : (На рус. и англ. яз.) / [А.А. Глебова; Ред. Л.Д. Коротаева; Цв. фотосъемка: Н.Н. Алексеев и др.]; Вологод. гос. историко-архит. и худож. музей-заповедник. - Вологда: АРНИКА, 2000. - 22с. : цв.ил.

Вологодские художественные промыслы: (На рус. и англ. яз.)/ В68 [А.А. Глебова; Ред. Л.Д. Коротаева; Цв. фотосъемка: Н.Н. Алексеева и др.] Вологод. Гос. Историко-архит. и худож. музей-заповедник. – Вологда: АРНИКА, 2000. – 22 с: цв. ил.

Вологодский Кустарный Комитет и Постоянная Торгово-Промышленная выставка кустарных изделий в г. Вологде. - Б.м.: Б.и., Б.г. [1900]. – 50 c.

Вологодское кружево = Vologda lace: [Рекл. просп.]. - М.: Внешторгиздат, 1990. - 8 с.: цв.ил.

Вологодское общество изучения Северного края. Материалы научно-практической краеведческой конференции школьников "Мир через культуру" / [Гл. ред. и авт. предисл.: В. Саблин]. - Вологда: Легия, 1999.

Вязова, Татьяна. Да здравствуют "Великоустюгские узоры": Предприятию художественных народных промыслов ЗАО "Великоустюгские узоры" - 20 лет / Т. Вязова //Советская мысль. - Великий Устюг, 2001. - 31 янв. - С.3.

Глебова, А.А. [Путилова Надежда Владимировна]. Преподаватель дет. худож. школы Вологды. Род. в Вологде в 1959 г.

Горбатова, Т.В. Татьяна Горбатова: Гончарный круг - мой верный друг: [Беседа с мастером-художником гончарной мастерской Т.В.Горбатовой / Записала В.Мокичева] //Верховажский вестник. - 2002. - 27 сент. - С.6-7:фото.

Гук, Людмила. Дар божий / Л. Гук, А. Полицинский; Фот. А. Канюков // Русский Север. - 2002 . - № 51 (18-24 дек.). - С.14.

Гук, Людмила. Слава - не самое главное / Л. Гук, А. Полицинский; Фот. А. Канюков // Русский Север. - 2002 1824 дек (N 51). - С.14: портр.

Дзюба, Олег. Вологодская область : [Альбом / Адм. Вологод. обл., Департамент экон. Адм. Вологод. обл.; Ред.: Л. Иогман; Авт. текста: О. Дзюба; Предисл.: В. Позгалев; Фот.: Д. Вахрушев и др. - Вологда: Арника, 1997. - 76 с.: в основном цв.ил.

36. Дийков, А. Центр ремесел предлагает, планирует… / А. Дийков // Новый путь. - Белозерск, 1998. - 24 марта. - С.2.

Дни художественных промыслов России на Вологодской земле: Вологда, 23-27 июня 1994г. [Программа: Буклет] Администрация Вологодс. Обл. и др. – Вологда: ,,АРНИКА”, 1994. – I л., цв. ил.

Донин, С. Вологодские народные промыслы: [Рекл. буклет / Фот.: С.Донин и др.]. - Вологда : ЛиС; М. : Пресса, [1998]. - 6 с. : цв.ил.

Жарникова, Светлана Васильевна. Золотая нить / С. В. Жарникова; [Вступ. ст.: Н.Р. Гусева; Ил.: А. Виноградова; Департамент культуры Вологод. обл., Вологод. обл. науч.-метод. центр культуры и повышения квалификации]. - Вологда : Изд-во обл. науч.-метод. центра культуры и повышения квалификации : Полиграфист, 2003. - 247,[1]с. : цв. ил., ил. ISBN 5-901432-06-1

Жарникова, Светлана Васильевна. Мир образов русской прялки / Департамент культуры адм. Вологод. обл., Обл. науч.-метод. центр культуры. - Вологда: Обл. науч.-метод. центр культуры, 2000. – 45 с. : ил. 2

Жукова, Л.Н. Народные умельцы : [Сборник] / Ред.:Л.Н.Жукова. - М.: Знание, 1983. - 46 с.: ил. (Народный университет. Твоя профессия).

Звонарева, Н. Стрелка смотрит на Север: Вологод. узоры: [Статьи об опыте работы по возрождению традиционной нар. культуры] // Мир женщины. - 1996. - N 7. - С.6-9, 22-23: фото.

Ильин, Михаил Андреевич. Исследования и очерки: Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI - XX вв. / [Авт.вступит.ст.: В.Л. Янин]. - М.: Советский художник, 1976. – 286 с.: портр., [26] л.ил. (Библиотека искусствознания).

Ильина, А. "Снежинки" сказочный полет.

Иогман, Л. Вологодская область : [Альбом / Адм. Вологод. обл., Департамент экономики адм. Вологод. обл.; Ред. Л. Иогман; Худож. ред. Д. Воронцов; Рус. текст: О. Дзюба; Фот. Д. Вахрушева и др.]. - [Вологда]: Арника, [1997]. - 76 с.: цв. ил.

Каленистов, Л. Северный Левша.

Канцедикас, Александр Соломонович. Народные промыслы. - М.: Знание, 1968. - 47 с. : ил., [8] л.ил. (Новое в жизни, науке, технике. Искусство).

Клиентов, Алексей Евгеньевич. Народные промыслы : [Для сред. школ. возраста] / Алексей Клиентов. - М. : Белый город, 2002. - 47,[1]с.: цв. ил. (История России).

Ковригина, Вера Михайловна. Организация и планирование народных художественных промыслов. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М.: Экономика, 1978. - 207с. : ил.

Ковригина, Вера Михайловна. Экономика, организация и планирование производства изделий декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов: [Учебник для учащихся прикладного искусства и художественно-промышленных училищ]. - М.: Высшая школа, 1986. – 280 с.: ил.

Кожевина, В. Хранительница промыслов // Ступени. - 2000. - 5 февр. - С.2.

Коньков, В. Профессия - в радость // Вологодские новости. - 1998. - №13 (26 марта-1 апр.)

Кустарная промышленность России: Женские промыслы в очерках С.А. Давыдовой, Е.Н. Половцевой, К.И. Беренс и Е.О. Свидерской / Г.У.З. и З. Отдел сельской экономии и с.-х. статистики. - СПб.: Типо-литогр. "Якорь", 1913. - IV, 440c. : ил.

Мазалецкая, В.А. Надписи на произведениях народного искусства из собрания Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника // Кириллов: Краевед. альм. - Вологда, 1997. - Вып. 2. С. 130-142.: ил.

Малашина, С. Кружевная реченька, вологодские берега… // Русский Север. - 1998. - 24 марта.

Малкин, Д. Кустаря забыли!..

Мальцев, Н.В. Народное искусство Устьянских волостей //Народная культура Русского Севера: [Сб.] - Архангельск, 1997. - С.3-28.

Миловский, А.С. Взяв узоры у снежной зимы // Народные промыслы: Встречи с самобыт. мастерами. - М.,1994.- С.29 - 33.: ил.

Мокина, Г.Г. Гончарное производство Вытегорского района // Вытегра: Краевед. альм. - Вологда, 1997.- Вып.1. С.172-185: ил.

Молодцова, Виктория. Есть такая педагогика, которая учит Родину любить: Что и как воспитывает гражданина в отдельно взятой области / В. Молодцова, М. Кузминский // Учительская газета. - 2003 . - № 16 (15 апр.). - С.12-13.

Мордвинов, Владимир. Возрождение Севера (губерний: Архангельской, Вологодской и Вятской): К двадцатипятилетию царствования Александра II: Верноподдан. мысли и предположения Владимира Мордвинова. - Вологда: Тип. губ. правл., 1876. - [2], 42с.

Музей народного искусства (Москва). Музей народного искусства и художественные промыслы: [Сборник статей / НИИ худож. пром-сти. - М.: Изобразительное искусство, 1972]. - 295 с.: ил. (Сборник трудов НИИХП).

Народная резьба и роспись по дереву XIX-начала XX вв.: [Буклет] / Кирилло-Белозерский ист.-архит. худож. музей-заповедник; [Фото А. Петухова; Худож.: В. Новиков]. - Вологда: Газета, 1990. - 1 л. (слож. в 6 с.): ил.

Народные художественные промыслы России : [Каталог-альбом] / Ассоц. "Нар. худож. промыслы России"; [Сост. В.П. Антонов]. - М. : Интербук-бизнес, 1998. - 241,[6]с.

Некрасова, Мария Александровна. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности. - М.: Советская Россия, 1983. - 219 с.: ил.

Некрасова, Мария Александровна. Советское декоративное искусство: Народно-художественные промыслы: Материалы и документы, 1917-1932 / [Акад.художеств СССР, НИИ теории и истории изобразит. искусств]; Авт.-сост.: Л.И.Давыдова; Ред.: М.А. Некрасова, С.М. Темерин; Нии худож.пром-сти, Гл.арх.упр.при Совете М-ов РСФСР,Центр.гос.арх.РСФСР. - М.: Искусство, 1986. – 231 с. + Таблицы.

О внесении дополнения в закон области "О государственной поддержке работников государственных и муниципальных учреждений бюджетной сферы": Закон Вологод. обл., 4 марта 1999 г. N 343-03.

О законе области "О внесении дополнения в закон области "О государственной поддержке работников государственных и муниципальных учреждений бюджетной сферы": Постановление Законод. Собрания области, 24 февр. 1999 г. N 145.

О мерах поддержки предприятий народных художественных промыслов: Постановление администрации области, 5 июля 1994 г. N.382 // Красный Север. - Русский Север. - 1994. - 9 июля. – 12 июля.

О народных художественных промыслах в Вологодской области: Закон Вологод. обл., 14 июля 1999г. N 379-03. Прил.: Перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов Вологодской области.

О разрешении уличной торговли непродовольственными товарами некоторым предприятиям народных промыслов и бытового обслуживания: Постановление администрации Вологды, 25 сент. 1995 г. N 2296 / Коммент. Л.Ф. Васильевой // Вологодские новости. - 1995. - № 110 (5-11 окт.)

Обзор народного хозяйства Вологодской губернии за 1912г…

Орехова, Т. Секреты народных ремесел: [О Харовском Доме худож. промыслов и ремесел] // Ступени. - 1996. - 25 янв. - С.4.

Очерк промышленности и торговли Вологодской губернии…

Петрова, Л. Л. Гончарное искусство Белозерья. Примеч. в конце ст.

Петрова, Л.Л. Ремесла и промыслы крестьян Кирилловского уезда.

Петрова, Людмила. Деревенские заводчики: Гончарные центры Белозерья: [Кирилловский и Белозерский уезды] // Лад.- Вологда. - 1995. - № 1. - С. 36-40.

Писарская, Л. Оружейная палата. - 3-е изд. - М. : Моск. рабочий, 1975. - 239 с. : ил., цв. ил. С. 169-171.

Полякова, В. У гончаров свой президент: [О создании обл. творческого об-ния гончаров] // Вологодские новости. - 1996. - № 1 (4-10 янв.). - с.5.

Попова, Ольга Сергеевна. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 1984. – 144 с.: ил., [8] л.ил. (Народные университет. Факультет литературы и искусства).

Путилова, Надежда. Узор свободной кистью: [Народное искусство Междуреченского р-на] / Предисл. авт.

Рождественская, Софья Борисовна. Русская народная художественная традиция в современном обществе: Архитектурный декор и художественные промыслы / АН СССР, Ин-т этнографии им.Н.Н.Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 1981. - 207 с.: ил., [1] л.ил.

Романова, И.А. Народные художественные промыслы СССР: По материалам Всесоюзной выставки, состоявшейся в Москве в 1979 году: Альбом / Авт. вступит. ст. и ред.: К.И.Рождественский; Сост.: И.А.Романова. - М.: Советский художник, 1983. - 367 с.: ил.

Русский музей (Ленинград). Русское народное искусство: [Экспозиция / Гос.Рус.музей. - Л. : Б.и., 1971]. - [12] с. : ил.

Рябинин, Станислав. Сюрпризы от Деда Мороза / С.Рябинин //Торговая газета. - 2001 10 окт (. - N 71). - С.2.

Серова, Н. Вологда резная, Вологда кружевная / Фото В.Мителькова, В.Шекуна.

Скопинова, Анастасия. Кузнечные кустарные промыслы в деятельности Новгородского губернского земства / А. Скопинова // Вовлекая в творчество: Пед. альм. - Вологда, 1998.- Вып.1. С.118-130.

Смолицкий, Виктор Гершонович. Народные художественные промыслы РСФСР: [Учебное пособие для художественных, художественно-промышленных и училищ прикладного искусства / В.Г. Смолицкий, Д.А. Чирков, Ю.В. Максимов]. - М.: Высшая школа, 1982. - 216 с. : ил., [8] л.цв.ил.

Снежинка, ЗАО - Вологодская кружевная фирма "Снежинка", ЗАО - Кружевная фирма "Снежинка" - Кружева вологодские, цв. фот. - Ассортимент продукции - Вологодские кружева, цв. фот. – На английском языке

Соколов, Александр. Эта прекрасная береста / А.Соколов // Вологодские новости. - 2003. - № 25 (18-24 июня). - С.9.

Соколов, Александр. Эта прекрасная береста / А.Соколов // ологодские новости. - 2003. - № 25 (18-24 июня). - С.9.

Старцев, Д. Повелительницы кружев.

Страхов, В. Что дальше?: [О сост. в Вологде Всерос. науч.-практ. конф. "Проблемы сохранения и развития традиционных народных художественных промыслов России в условиях рыночной экономики"].

Сумароков, В.П. Нюксенская земля до 1918 года…

Тищенко, В.П. "Вологодские истоки"-кладовая талантов в народно-художественных промыслах / В.П.Тищенко //Источник. - 2000. - N3 (май-июнь). - С.101-103.

Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России // Оглавление ст. по отделам в первых шести вып. Трудов Комиссий:С.1-6. Из содерж.: Новгород. губ.Кружевной промысел в Белозерске/Ю.Ванифатьевой.-С.1217-1225.

Труханова, Элина. Промысел в ажуре: Народным ремеслам как воздух нужна государственная поддержка / Э. Труханова // Российская газета. - 2004. - 20 февр.

Уткин, П.И. Народные художественные промыслы России / Сост.: П.И.Уткин; Пер. на англ.яз.: Ильф. - М.: Советская Россия, 1984. - 230 с.

Фалеева, Валерия Александровна. Русское плетеное кружево. - Л.: Художник РСФСР, 1983. – 326 с. : ил., цв.ил. (Народные художественные промыслы России).

Черкасова, Наталья Валентиновна. Народные художественные промыслы: Теория и практика: (Сборник научных трудов к 50-летию НИИ худож. пром-сти) / [Ред.: Н.В.Черкасова]. - М.: НИИХП, 1982. - 168 с.: [10] л.ил.

Черкасова, Наталья Валентиновна. О специфике современного этапа развития искусства народных художественных промыслов РСФСР: Сборник научных трудов / НИИ худож. пром-сти; [Ред.: Н.В.Черкасова]. - М.: НИИХП, 1989. - 159,[1]с.: ил.

Чечкин, Александр. Зачет перед каникулами // Русский Север (Среда). - 1999.- 14 июля. - С.2.

Чирьев, Б.Ю. Народные художественные промыслы России: Вологодская оптовая ярмарка, 23-25 июня 1994 г.: [Буклет] / Вологод. обл. культур. центр "Рус. Домъ", Выставоч. зал; [Дир. ярмарки: Б.Ю. Чирьев]. - Вологда: АРНИКА, [1994]. - [1] л.: цв.ил.

Шадрина, Вера. Берестяные гостинцы деда Семена // Российская газета. - 1998. - 17 июня. - С.2.

Шатова, Н. Не зря возродили организацию // Профсоюзная газета. - 1997. - №24.

Шикулин, Н. Серебряная работа в Устюге-Великом / [Н.Шикулин]// Вологод. губерн. ведомости.- 1848.- N42.- С.481-483.

Широкова, Н.А. "Народные промыслы нашего края": (Внеклассное занятие). С. 82.

Широковский, Ю.С. "Он любил все русское…": Лит.-краеведч. сб., посвящ. 90-летию К.И.Коничева, изучению культуры Устьянского края в школе / Вологод. обл. отд-ние пед. о-ва России, Вологод. ин-т повышения квалификации и переподгот. кадров, Администрация Усть-Кубенского р-на; [Сост.: Ю.С.Широковский, В.В.Судаков и др.]. - Вологда, 1995. - 125,[2] с.: ил., портр.

Шпикалов, Александр Г. Родина жар-птицы: [Народные художественные промыслы России: Альбом / Фотогр.: А.Г.Шпикалов; Авт.текста:И.И.Купцов]. - М.: Советская Россия, 1983. - 174 с.: цв.ил.

Шустиков, А.А. По захолустьям Вологодской губернии / [Подгот. к публ. М.А.Вавиловой] // Вожега: Краевед. альм. - Вологда, 1995. С.149-171.

Щедрин, Евгений Владимирович. Новь "Северной черни": [Беседа с ген.дир.АО "Северная чернь" Е.В.Щедриным] / Е.В.Щедрин; Записал Г.Сазонов // Труд - 7. - 2002. - № 219 (5 дек.). - С.18.