МУЗЫКА В ПРОСТРАНСТВЕ МУЗЕЯ
Н.Ю. Катонова,
кандидат искусствоведения,
директор Оркестра Государственного
Эрмитажа
Введение
Музыка делает музей живым …
М.Б. Пиотровский.
Это не полемическая статья, не научный текст. Это даже не лекционный путеводитель "по странам и континентам", предлагающий сопровождать программы, составленные из сочинений тех или иных композиторов слайдами с рекомендуемыми (список может быть обширным!) художественными полотнами. Это размышления на тему роли и места музыкального искусства, которое принято называть классическим, в современной жизни. Это попытка суммировать и обобщить неожиданно оказавшийся богатым и разносторонним опыт музыканта, работающего на территории огромного музея.
Примечательно, что в одном из своих многочисленных интервью директор крупнейшего в мире музея - Государственного Эрмитажа - М.Б. Пиотровский назвал пространство музея вообще "ковчегом культуры". Ковчег - это корабль. Единственный корабль, который Господь счел нужным спасти в водах Всемирного потопа. Там было всё и все, кого он захотел уберечь от гибели. В музее, особенно, в таком, как Эрмитаж, есть все основания чувствовать себя в ковчеге. Т.е. в единственно возможном для спасения культурного фонда человечества месте. И музыки в частности.
Мы привыкли к однозначному толкованию слова "экспозиция". Это - экспонирование, представление некоего объекта в определенном пространстве. Картина на стене, статуэтка или предмет ювелирного искусства в витрине, некая этнографическая композиция, связанная с определенной эпохой и определенным этносом. Но во всех перечисленных случаях речь идет о конкретных формах, о неподвижных, законченных объектах - произведениях искусства.
Все определения музыкального произведения начинаются со слов "развертываемая во времени - (
выделено мною - Н. К.), музыкальная мысль, фраза …etc". Априори, для экспонирования, развертывания
музыкального произведения любого жанра и масштаба, требуется время. Правомерно ли, в таком случае, слово "экспонирование"? И, если нет, то как назвать время, в котором развертывается, происходит, звучит, живет и т.п. музыкальное произведение? Связано ли это со временем? С контекстом? С наличием текста или его отсутствием? С необходимостью исполнять, интерпретировать музыкальный текст? Здесь каждый вопрос - тема диссертационной работы…
Тема "открытого произведения" в искусстве не нова: она возникала в середине ХХ века в контексте звуковых, художественных открытий послевоенного радикального авангарда. Кроме радикально измененной по всем привычным параметрам техники, композиторы-новаторы предложили совершенно новую эстетическую концепцию исполнения музыкального произведения, его реализации, существования в пространстве и времени. Новую реальность взаимоотношений текста и исполнителя. Размышляя над изменяющимися категориями музыкального, художественного произведения и его восприятия, один из крупнейших культурологов, философов ХХ столетия, создатель теории открытого произведения
Умберто Эко отмечал: " Поэтика произведения в движении (как и в какой-то мере поэтика открытого произведения) создают новый тип отношения между художником и публикой, новый механизм художественного восприятия, иное положение произведения искусства в обществе…"[1]
.
Очевидно, что подобные вопросы и обобщения не возникают в статичном и незыблемом пространстве филармонического зала. Хотя именно застывшие, кажется, раз и навсегда, каноны построения филармонических программ (особенно симфонических: увертюра - концерт с солистом - симфония), и рутинный антураж на сцене и в зале, создают впечатление наихудшей организации, если можно так выразиться, "концертной экспозиции" именно своей предсказуемостью, неподвижностью расположения объектов в пространстве. Этот парадокс, на наш взгляд, заслуживает отдельного критического исследования: как самое динамичное, живое, непредсказуемое, зависящее от комплекса сиюминутных факторов искусство - музыка, оказалось в категории предмета полемики на тему: "живо - умерло", "устаревшее - современное", "актуальное - архаичное". Все эти дискуссии, типа: "как вернуть публику в залы?.", "кто убил классическую музыку?." создают образ даже не музея в худшем своем варианте - провинциального краеведческого, а заброшенного архива, где пропитанные пылью папки, спрессованные от сырости, серой грудой лежат на прогнувшихся полках.
Происходит это именно по причинам, упомянутым выше, но характеризуемым кратко заданностью пространства бытования
самого вида искусства во всем множестве его компонентов. Отсутствие движения приводит к отсутствию открытого диалога со слушателем, и, как следствие, к потере ощущения актуальности, востребованности.
Открытость, обновляемость музейного пространства, постоянный диалог каждого экспоната и с окружающим его контекстом, и с фланирующей мимо публикой располагают к мыслям об открытости каждого произведения искусства, и к уникальности подвижной (в течении дня меняется освещение, плотность публики, перемещаются в зависимости от актуальности той или иной темы экспонаты) музейной среды. В ряду этих подвижных компонентов музейного пространства органично располагаются музыкальные произведения.
Очевидно, что художественное воздействие усиливается многократно, если все компоненты и визуального и звукового ряда выстроены с точки зрения строго историзма. Например: зал, декорированный в стиле рококо, клавесин, флейта-траверсо, парики, кринолины, Ватто на стенах и т.п. Это, так сказать, линейная перспектива существования музыки в пространстве музея. Но порой то, что легко просчитывается в линейной перспективе, принимает причудливые, парадоксальные формы в иной проекции. Этот феномен замечен давно, поэтому эксперименты "на стыке стилей", агрессивно-стилизованные перформансы, "звуковые инсталляции", как в масштабе одного художественного, музыкального произведения, так и в масштабе фестивалей, программных акций, выставок являются приметой насыщенной музейной жизни, преимуществом многослойного, мультикультурного контекста музея-ковчега.
Очевидно, потребность изменить эту заданность, обострить диалог, расширить пространство восприятия, каждый в свое время почувствовали такие великие артисты, как М.В. Юдина, читавшая со сцены стихи Пастернака, или сопровождавшая исполнение ХТК чтением и толкованием евангельских сюжетов, и С.Т. Рихтер, придумавший уникальный фестиваль "Декабрьские вечера" в Музее изобразительных искусств им.А.С. Пушкина. Этим они, возможно, не ведая того, создавали именно прецедент открытости
исполняемых произведений, их подвижности, полемичности.
Для этого потребовалось уплотнить
привычный контекст фортепианных вечеров, насытить их иными объектами искусства. Им было интересно совместить различные пласты и направления художественной, поэтической мысли, был интересен результат подобных сочетаний.
Некоторые попытки подобного расширения привычного пространства восприятия, как музыкальных камерных программ, так и тематических выставочных проектов проводятся в рамках специальных программ Государственного Эрмитажа.
"Искусства и музыка. Ассоциации. Образы Италии"
Тематические вечера-концерты
Данная программа является продолжением программы "Музыка и Живопись. Ассоциации", которая успешно прошла в Ассамблейном зале дворца Меншикова в сезонах 2008-2009 и 2009-2010 гг. Как и в предыдущих программах, в основе каждого вечера-концерта лежит одна общая тема, однако ассоциативные связи между музыкой и искусствами рассматриваются здесь на более широком материале - не только живописи, но и архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Предметом "ассоциаций" в данной программе являются искусство и музыка Италии - программа приурочена к "Году Италии в России" (2011).
30 октября
. "Камо грядеши, Господи?".
Образ Христа в раннехристианском искусстве Италии.
Дж.П. да Палестрина. Мотеты. Квартет
|
27 ноября
. Ко дню Св. Цецилии - покровительницы Музыки.
Св. Цецилия и ее образ в искусстве.
Музыкальные произведения, посвященные св. Цецилии. Г.Перселл." "Похвала Св. Цецилии", Г.ФГендель. Ода на день Св. Цецилии"
|
25 декабря
. "Чистейшей прелести чистейший образец".
Мадонны Рафаэля. Итальянская духовная музыка.
Дж. Б.Перголези. Stabat
Mater (фрагменты)
|
15 января
. Парма delArte. Парма - город искусств.
Обитель художников и мастеров. Антелами, Корреджо, Пармиджанино.
Н.Паганини. Каприсы
|
26 февраля
. "Флорентийские сны".
Запечатленная история (фрески Доменико Гирландайо).
П.И. Чайковский. Воспоминания о Флоренции
|
27 марта
. Гении барокко.
Творец стиля. Бернини. Итальянская барочная музыка.А. Корелли и А.Вивальди. C
oncerto
Grosso
|
23 апреля.
"Любовь, что движет солнце и светила". Тема любви в искусстве итальянского Ренессанса.
Светская музыка Италии эпохи Возрождения.
|
[1]
Эко У. Открытое произведение. Академический проект. СПб., 2004. С. 143.
Другие работы по теме:
Посещение музея истории Риги и мореходства
Посещение музея истории Риги и мореходства. Марии Рунце Студентки группы 14ркб Музей истории Риги и мореходства – один из древнейших музеев Европы, основанный в 1773 году. Экспозиция повествует об истории Риги со дня основания до 1940 года. Много интересных материалов в экспозиции “Рига и рижане 1918-1940”, посвященных повседневной жизни во время Первой республики (можно увидеть):
Музыка и фантазия
Фантазии чрезвычайно ценны для развития детей. Они используются как терапевтическое средство. Музыка используется как фон, как иллюстрация, может органично вплетаться в задание.
Сочинения на свободную тему - Мое понимание музыки 1
Музыка - самое таинственное из всех искусств. Она способна выражать тончайшие движения души, неподвластные слову. Не каждому дано понимать музыку, в сложных созвучиях искать отражение собственных переживаний. Однако, слушая музыку, каждый человек чувствует, что она говорит с ним и говорит о нем, и говорит что-то очень важное.
Сочинения на свободную тему - Мое понимание музыки2
Если прислушаться, то везде, где бы ни находился человек, его сопровождает музыка. На отдыхе мы слушаем легкую музыку, на симфоническом концерте - произведения серьезных композиторов. А еще есть зажигательная танцевальная музыка, удивитель-5ьщ джаз, музыка альтернативных направлений...
Ключевые слова: музейное дело
Ключевые слова: музейное дело. Палеонтолого-стратиграфический музей, монографические коллекции, экспозиции, ревизия, реставрация, система хранения, каталог, база данных, конференция
Сущность и особенности музыкального искусства
На протяжении всей истории человечества, к каким бы эпохам и народам мы ни обратились, музыка стоит в ряду самых дорогих человеку искусств. Истинное призвание музыки – быть выражением человеческой жизни во всём её многообразии.
Дом-музей Узеира Гаджибекова
Узеир Гаджибеков - классик азербайджанской музыки, с именем которого связано рождение и становление национальной композиторской школы, крупный ученый и педагог, блестящий публицист и драматург.
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Контрапункт
Контрапункт (от лат. punctum contra punctum, буквально - точка против точки) - одновременное сочетание 2-х или нескольких самостоятельных мелодических голосов.
Музыка в нашей жизни
Сочинение-рассуждение Тяжело жить без музыки. Мы слышим музыку всюду: на улицах, дома, по радио и по телевидению, в магазинах, в парках, в концертных залах и на побережье, иногда в лесу.
Мое любимое произведение искусства
Искусство. Оно очаровывает нас силой красоты: красоты звуков, красоты чувств, красоты увиденного. И если уже очаровало человека — то это навеки. Вот такая она сила — сила искусства. Кого-то очаровала таинственная, нежная, трепетная музыка, кого-то совершенная картина, кого-то прекрасная книга, кого-то волшебное пение исполнителя.
Латвийский музей фотографии
(латыш. Latvijas Fotogrāfijas muzejs) — государственное учреждение, созданное в Риге (Латвия) с целью хранения и демонстрации работ латвийских фотографов.
Рейснер, Джордж Эндрю
Джордж Эндрю Рейснер (англ. George Andrew Reisner; 5 ноября 1867 — 6 июня 1942) — американский археолог, специальностью которого был Древний Египет. Родился в Индианаполисе, умер в Гизе. После его исследований в Джебель-Баркале он обнаружил, что нубийские фараоны были захоронены не в самих пирамидах, а за их пределами.
Екатерининская миля
Введение 1 История сооружения 2 Судьба памятников 3 Современное состояние Введение Екатери́нинская ми́ля — памятники истории и архитектуры, дорожные знаки, построенные в 1784—1787 годах на предполагаемом пути следования императрицы Екатерины Великой.
Музыка периода классицизма
Музыкой периода классицизма музыкой классицизма , называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами (см. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок). Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Древнеримская музыка
Введение 1 История 2 Музыка и быт 3 Музыкальные инструменты Список литературы Введение Древнеримская музыка развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в жизни римлян.[1] Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные зрелища (бои гладиаторов, казни) шли под звуки труб, рогов и других инструментов.
Музей истории Риги и мореходства
Введение 1 История музея 2 Адрес 4 Источники Введение Музе́й исто́рии Ри́ги и мо́рехо́дства (латыш. Rīgas vēstures un kuģniecības muzejs) — музей в Риге, экспозиции которого освещают историю Риги начиная с момента основания города в 1201 году и заканчивая первой половиной XX века.
Королевослободский камень с крестом
Королевослобо́дский ка́мень с кресто́м — гранитный валун со старинным изображением креста, историческая достопримечательность. Обнаружен в деревне Королева Слобода-2 (Красновский сельсовет, Светлогорский район, Гомельская область, Белоруссия). Размещён на территории музея города Светлогорска.
Фортуна ботик
Введение 1 Устройство 2 История Список литературы Введение «Форту́на» — деревянный ботик, единственный корабль потешной флотилии Петра I на Плещеевом озере, сохранившийся до наших дней. Памятник истории, главный экспонат музея «Ботик». Условия, в которых сохранялся ботик, позволяют думать, что его построил царь Пётр I.
Музей оккупации Латвии
Введение 1 История музея 2 Посещение музея российским послом 3 Адрес Список литературы Введение Музе́й оккупа́ции Ла́твии (латыш. Latvijas Okupācijas muzejs) — музей в Риге, экспозиция которого освещает период истории Латвии c 1940 по 1991 года. Данный период подразделяется создателями экспозиции на три этапа, которые имеют следующие названия: «первый год советской оккупации (1940—1941)», «оккупация нацистской Германией (1941—1944)» (специальный отдел посвящён Холокосту на территории Латвии) и «послевоенная советская оккупация (1944—1991)».
Солнечная повозка
(дат. Solvognen) — миниатюрное скульптурное изображение повозки эпохи бронзового века, обнаруженное крестьянином в трундхольмском болоте на северо-западном берегу острова Зеландия в 1902 году и с тех пор являющееся жемчужиной собрания Национального музея Дании в Копенгагене (входит в датский культурный канон).
Витославлицы
Введение 1 История села 2 Создание музея 3 Галерея музейных зданий Список литературы Введение Витосла́влицы — Новгородский музей народного деревянного зодчества, расположенный около Юрьева монастыря в нескольких километрах от Великого Новгорода, на южном берегу озера Мячино.
Музей доисторической эпохи Колледжа Восточной Юты
Введение 1 Характеристика 2 История Список литературы Введение Музей доисторической эпохи Колледжа Восточной Юты (англ. College of Eastern Utah Prehistoric Museum) — один из крупнейших на западе США археологических и палеонтологических музеев. Располагается в г. Прайс (англ. Price), шт. Юта.
Ходж, Фредерик
Фредерик Уэбб Ходж , англ. Frederick Webb Hodge (28 октября 1864, Плимут — 28 сентября 1956) — британский книгоиздатель, антрополог, археолог и историк.
Домик няни А. С. Пушкина
Координаты: 59°25′32″ с. ш. 30°06′51″ в. д. / 59.425556° с. ш. 30.114167° в. д. (G) (O)59.425556, 30.114167
Национальный музей Австралии
План Введение 1 Общие сведения 2 История 3 Архитектура Список литературы Введение Национа́льный музе́й Австра́лии — один из крупнейших музеев Австралии, основанный в 1980 году. В музее представлена экспозиция, посвящённая социальной истории Австралии, основным проблемам, людям и событиям, которые сформировали современную австралийскую нацию.
Российский еврейский музей толерантности
План Введение 1 О проекте Список литературы Введение Российский Еврейский Музей Толерантности (РЕМТ) — масштабный музейный проект, открытие которого в Москве, согласно сообщениям в сентябре 2008 года, запланировано на 2011 год[1].
Рижский мотормузей
План Введение 1 История музея 2 Экспозиции 3 Факты 5 Источники Список литературы Введение Рижский мотормузе́й (латыш. Rīgas motormuzejs) — автомобильный музей в Риге, экспозиции которого включают в себя автомобили и мотоциклы начала XX векa. В мотормузее представлены спортивные и военные машины, автомобили латвийского производства, лимузины и автомобили 30-x годов (в том числе автомобиль Молотова, лимузин Брежнева)[1].
В Риге существует 44 музея
. Новые открываются постоянно, у нас уже есть музей истории бокса, музей “Латтелекома” и даже музей рижского водоснабжения. В ансамбле Рижского Домского собора расположен старейший музей Латвии и Балтии – ныне Музей истории Риги и мореходства. Он был основан в 1773 году на основе частной коллекции врача Николауса фон Химзеля, это один из старейших музеев Европы..