Реферат: Развитие культурологии как научной дисциплины - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Развитие культурологии как научной дисциплины

Рефераты по культуре и искусству » Развитие культурологии как научной дисциплины

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО "Уральский государственный технический университет – УПИ имени первого Президента Б. Н. Ельцина"

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: "Культурология"

Екатеринбург

2009


План

1. Тесты по культурологии

2. Объясните почему культурология возникла позднее других гуманитарных наук. На стыке каких наук она формировалась?

Список использованной литературы


1. Тесты по культурологии

Вариант 1

1. Черты, нормы, ценности и свойства, которые присущи всем культурам – это:

а) культурные универсалии

б) культурные инновации

в) культурные ценности

г) культурный ареал

2. Перенесение культурных достижений (изобретений и открытий) из одной культуры в другую – это:

а) культурные заимствования

б) культурные тиражирования

в) культурная ассимиляция

г) культурные инновации

3. Культуру как систему и как феномен можно изучать:

а) с самых разных точек зрения, порождаемых общественными потребностями, научными интересами

б) только с точки зрения духовной жизни людей

в) только с точки зрения материальной жизни

г) только с классовых позиций

4. Что такое субкультура?

а) культура низов общества

б) культура элитарных кругов

в) автономная культура социальной группы

г) составная часть антикультуры

5.Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанный с представлением о родстве между группами людей – это:

а) фетишизм

б) тотемизм

в) табу

г) анимизм

6. Могут ли технические достижения считаться частью культуры?

а) да, поскольку это результат человеческой деятельности

б) нет, поскольку культура состоит только из духовных достижений

в) не могут, так как техника и культура – совершенно разные вещи

г) да, если стоят на службе идеи совершенствования индивида в обществе.

7. Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется:

а) народной

б) массовой

в) духовной

г) элитарной

8. Абсолютный запрет, накладываемый на какое—либо действие, слово, предмет – это:

а) фетишизм

б) тотемизм

в) табу

г) анимизм

9. Навязывание населению представителями чужой культуры своих ценностей, норм, модели поведения – это:

а) ассимиляция

б) колонизация

в) геттоизация

г) частичная ассимиляция

10. Идеи общегреческих культурных ценностей были привиты Александру Македонскому его учителем:

а) Аристотелем

б) Платоном

в) Демокритом

г) Цицероном

11. Вера в существование души и духов – это:

а) фетишизм

б) тотемизм

в) табу

г) анимизм

12. Культурология – это:

а) отдельная область философского знания

б) околонаучное знание с неопределенным объектом и предметом

в) комплексная междисциплинарная область научного знания

г) конгломерат разрозненных сведений о культуре

13. Что такое "массовая культура"? (исключите лишнее)

а) потребительская культура со своими нормами и ценностями

б) модернизм ХХ века

в) популяризация классической культуры

г) овладение достояниями культуры широкими массами

14. Циклические теории (Данилевский, Шпенглер, Тойнби) изучают культуры:

а) уподобляя их живым организмам, проходящим в своем развитии различные стадии

б) они изучают не культуру, а искусство определенного периода

в) это сугубо философские теории, которые не занимаются изучением культуры

г) проводя сравнительный мониторинг

15. Какое определение раскрывает содержание категории "политическая культура"

а) лексика политических дискуссий

б) церемониал встречи на высшем уровне

в) социоинтегративная система, определяющее политическое бытие общества

г) умение правильно вести себя на дипломатических приемах

16. Иоган Себастьян Бах –

а) выдающийся австрийский композитор

б) выдающийся итальянский композитор

в) выдающийся немецкий композитор

г) выдающийся чешский композитор

17. Форма культуры, связанная с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира, воспроизводящая мир в образах и символах, называется:

а) наукой

б) религией

в) искусством

г) моралью

18. Фетишизм – это:

а) комплекс обрядов

б) запрет на что-либо

в) вера в духов

г) культ неодушевленных предметов

19. Леонардо на Винчи –

а) выдающийся итальянский живописец

б) выдающийся испанский живописец

в) выдающийся французский живописец

г) выдающийся немецкий живописец

20. Культура, создаваемая анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, называется:

а) элитарной

б) народной

в) массовой

г) духовной


2. Объясните. Почему культурология возникла позднее других гуманитарных наук. На стыке каких наук она формировалась?

Культурология — одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь в нашем веке, да и то ближе к его второй половине. В советский период культурология вообще расценивалась как "буржуазная лженаука" и даже сам термин был не то что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением. Однако надо заметить, что культурологическая проблематика все же пробивалась в трудах наших ученых, "маскируясь" то под социологию, то под философию, то под филологию.

Хотя культурология и очень молодая наука, но она имеет глубокие, еще донаучные корни.

Прежде всего следует оговорить, что она подразделяется на историю культуры и ее теорию.

В дальнейшем речь пойдет именно об этом втором аспекте, и под термином "культурология" мы будем понимать теорию культуры. В этом смысле культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому следует иметь в виду, что реальное развитие той или иной конкретной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.

Культура, как легко понять, есть дело исключительно человеческое, поэтому культурология относится к семье гуманитарных дисциплин. Вообще-то говоря, почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления.

Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисциплинами. Так, у культурологии много общего с философией, особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает не первичность духа или материи, а смысл человеческой жизни. Так или иначе, но философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.

Связь культурологии с социологией обнаруживается прежде всего в том, что социология "поставляет материал", который культурология осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные межличностные взаимоотношения, характеристики общественных структур и т.п. В социологии, впрочем, культурология черпает не только материал, но и аргументацию для своих общетеоретических выкладок. Кроме того, изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии. В принципе связи культурологии и социологии должны были бы быть более тесными, чем это мы наблюдаем сейчас, но дело в том, что социология сама по себе достаточно молодая наука и не выявила еще всех своих возможностей, в том числе и в плане связи со смежными научными дисциплинами.

Примерно то же можно сказать и о связях культурологии с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом — все это дает (или в идеале должна давать) политология.

Во многих точках соприкасаются такие науки, как культурология и психология, поскольку обе изучают человека в основном со стороны его внутреннего мира. Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями. Используемая в психологии тестовая методика может быть с успехом применена и в культурологии. В идеале поведение человека в различных, в том числе и в экстремальных ситуациях, должно исследоваться комплексно: и с психологической, и с культурологической точек зрения. С развитием культурологии, особенно в ее прикладных аспектах, следует ожидать еще более тесного взаимодействия между этими науками.

Существенно важную помощь культурологии оказывает такая наука, как этнография. В ней культурология также находит материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п. В частности, такая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.

Далее отметим связь культурологии с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением. Выше уже говорилось о том, что произведения искусства и особенно литературы имеют важнейшее значение для культурологии, поскольку не только "выдают" культурологические модели, но и пытаются их осмысливать, осваивать. Названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. С другой стороны, культурологический взгляд на то или иное произведение искусства зачастую позволяет дать ему новую, оригинальную интерпретацию, уточнить смысл, а иногда и совершенно по-новому "прочитать" классическое творение.

И наконец, связи культурологии с историей. Они различны и многообразны. Выделим главное. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития.

В культуре как таковой наличествуют и философский, и социальный, и исторический, и другие аспекты. Соединяясь, они образуют новое качество, не сводимое к сумме составляющих, — культуру. Задачей культурологии, таким образом, становится выявление закономерностей, присущих этому новому качеству.


Список использованной литературы

1. А.Б. ЕСИН Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 216 с.

2.