Образ
Девы Марии в искусстве
Плахова Анастасия, 6Б
К Ее иконе в
час молитвы,
Из грешных,
кто ни припадал,
Как
новобранец перед битвой,
Кто о
спасенье не взывал?
И телом
страждущих, и духом,
Избитых
жизнью горемык, —
К ним
обращалась чутким слухом,
На их души
спешила крик.
И утолив
мирян печали
Святою мерою
сполна.
Чтоб духом
впредь не обнищали,
Просила
Господа Она.
В. Чуприна
У благочестивой немолодой
семейной пары — Иоакима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник
отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву так как он «не создал потомства
Израилю», то он удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В
это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял
молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем
мире». Вскоре у Иоакима и Анны родилась дочь Мария.
Когда Марии исполнилось 3
года, родители отвели ее в храм. В Храме Марию встретил первосвященник Захария.
Во время пребывания в Иерусалимском храме Мария изучала Священное Писание,
занималась рукоделием и постоянно молилась.
Однажды Дева Мария читала
священную книгу пророка Исаии и, дойдя до слов «Се Дева примет во чреве и родит
Сына…», воскликнула, как была бы она счастлива, если бы она сподобилась увидеть
эту Божию избранницу и быть хотя бы служанкой у неё. Тогда явился перед ней
посланный с небес Богом архангел Гавриил и сообщил Марии благую весть о
грядущем рождении от неё Спасителя.
Согласно Святому
Преданию, Мария покинула этот мир в 48 году. К смертному одру Богоматери со
всех концов света съехались апостолы, за исключением апостола Фомы, который
прибыл на три дня позже и не застал Богородицу в живых. По его просьбе её гробница
была открыта, но там были только благоухающие пелены. За душой Богородицы в
момент смерти явился сам Иисус Христос с сонмом небесных сил.
Богородицу любят и
почитают за то, что Она – пример материнства, жертвенной любви, кротости,
смирения, трудолюбия, т.е. всех тех качеств, которые должны быть присущи каждой
женщине. Образ Богородицы: теплый, светлый, глубокий, поэтичный, трогательный,
проникновенный, красивый, святой, образ материнства, любви, сострадания,
участия.
Люди изображали
Богородицу в разные исторические времена в разных культурах.
Согласно
Преданию, первым иконописцем образа Божией Матери является евангелист Лука.
Предание утверждает, что он писал образ Богородицы с Самой Пречистой Девы
Марии, и Богоматерь, увидев Свой первый написанный Образ, произнесла:
«Благодать Родившаяся от Меня и Моя с этой иконой да пребудет».
Это предание
подтверждается разными историческими документами и в равной мере признается как
Православной Церковью, так и католической.
Самые ранние изображения
Богородицы мы встречаем на стенах римских катакомб. Их оставили первые
христиане которые вынуждены были скрываться от преследования римских властей. В
годы гонений они строили подземные сооружения (катакомбы), которые служили и
местом захоронения христиан, и местом совершения христианских богослужений.
После официального
признания христианства императором Константином, христиане стали строить
великолепные храмы, которые украшали мозаиками.
Во времена Византийской
империи главным собором был собор Святой Софии в Константинополе. Он был
построен во времена правления императора Юстиниана в середине VI века н.э. В этом соборе под самым
куполом над алтарем изображена Богородица с Иисусом Христом на коленях.
11 мая 330 года
Константин Великий официально перенес столицу империи в Константинополь и
посвятил этот город Пресвятой Богородице. Это посвящение отражено в мозаике
южного входа в храм Святой Софии, которая изображает Богородицу на престоле с
Младенцем на руках, по обеим сторонам предстоят Константин Великий и Юстиниан
Великий. Первый посвящает Христу и Богородице Константинополь, а второй
главную церковь империи, храм Святой Софии.
К нам на Русь православие
пришло из Византии. Как и в Византии, в Древней Руси образ Богородицы стал
одним из самых почитаемых. Богородица считается покровительницей Руси, поэтому
русские люди во все времена относились к ней с особой любовью.
Сразу после крещения Руси
князем Владимиром началось строительство храмов. Одним из самых древних храмов,
дошедших до наших дней, стал собор Святой Софии в Киеве. Над алтарем этого
собора располагается незабываемый образ Богородицы Оранта, что в переводе с
греческого означает «молящаяся», выполненный в византийской традиции.
На Руси Богородица всегда
воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей
перед Богом.
Русские иконописцы
написали огромное количество икон, на которых запечатлен лик Богородицы,
события ее земной жизни, потому что на Руси Богородица почиталась особо. Она
всегда воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница
людей перед Богом. Каждая Богородичная икона уникальна, имеет свою удивительную
историю написания и обретения. У каждой иконы своя судьба. Одним из лучших
ранних образцов византийской живописи явилась икона «Владимирская икона Божией
Матери»
«Владимирская Богоматерь»
- одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э.
Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью
материнства».
На Руси образ Богородицы
прославляли не только в изобразительном искусстве, но и в литературе, и в
музыке. О Богородице написаны удивительные песнопения. Великие русские
композиторы П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов воссоздавали в своих
произведениях образ Матери Иисуса Христа.
В западном искусстве
Богородицу называли Мадонной. МАДОННА – это сокращенное от Mia Donna, что
значит «Моя Госпожа».
Под влиянием ранних
византийских образцов в XII—XIII вв. на Западе стали появляться изображения
Богоматери, сидящей на троне.
В Средневековом искусстве
Богородица являлась олицетворением природы, богини матери, поэтому ее часто
изображали среди природы.
Во время эпохи
Возрождения западноевропейская иконопись изменила стиль изображения Мадонны, её
стали изображать более женственной, трепетно одухотворённой. Мадонны Возрождения
сочетают в себе земную красоту и величавое целомудрие. В отличие от восточной
иконографии Богоматери, образ Мадонны вобрал в себя многие исторические
прототипы, черты, атрибуты и поэтому оказался более динамичным, многообразным.
Титаны Высокого Возрождения:
Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан - стремились к созданию
обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и
духовно. Воплощением такого идеала стала Мадонна, дева Мария, с младенцем
Иисусом Христом - возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
Одним из лучших
произведений на эту тему стала «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи - жемчужина
коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках
младенца. Её склонённый профиль полон исключительной красоты и благородства.
Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику Мадонны необыкновенную
выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой
замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье,
чисто земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.
Одним из величайших
созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна», в
которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение
женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её
движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в
облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она
слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же
время протягивает его к людям.
Дева Мария в
западноевропейском искусстве стала воплощением совершенного образа женской
красоты. Такой стиль изображения мадонны просуществовал в католическом мире
вплоть до XIX века.
Также в отличии от
восточной традиции, на западе создавались скульптурные изображения Богородицы.
Образ Мадонны также нашел
воплощение в западноевропейской поэзии и музыке. Музыкальные произведения,
посвященные Богородице получили название Аве Мария, что означает «Радуйся,
Мария». Самыми знаменитыми стали Аве Мария Джулио Каччини и Франца Шуберта.
В наше время иконописцы,
художники, поэты, композиторы продолжают воплощать в искусстве светлый образ
Богородицы. Но о том, какие черты присущи Ее современным изображениям, наверно,
будут говорить наши потомки.
Другие работы по теме:
Черты готики в русской архитектуре
Происхождение термина Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджио Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья.
Слово у Плащаницы Спасителя
Сегодня Святая Церковь, возлюбленные, выносит для нашего поклонения и лобызания Святую Плащаницу с изображением Спасителя нашего и Господа в окружении Богоматери и многих Его учеников.
Гриньон де Монфор, Людовик Мария
План Введение 1 Биография 2 Труды 3 Процесс канонизации и беатификации 4 Монфортианцы Список литературы Гриньон де Монфор, Людовик Мария Введение Святой Людовик Мария Гриньон де Монфор (фр. Louis-Marie Grignon dit le Pиre de Montfort; 31 января 1673, Монфор-сюр-Ме — 28 апреля 1716, Сен-Лоран-сюр-Севр) — католический святой, писатель эпохи барокко.
Мексика: Мария де Гваделупа
Культ Пресвятой Девы Гваделупской - это часть более широкого культа Девы Марии, который распространен на всей территории Латинской Америки. С 1540 г. до наших дней этот культ господствует в церквях и даже целых городах.
Католическая мариология
К наиболее поздним догматическим определениям, провозглашенным Римско-католической церковью, относятся два догмата о Деве Марии, так называемые мариальные догматы: догмат о непорочном зачатии Девы Марии и догмат о телесном вознесении Девы.
Иаковы
Иаков, имя трех христианских святых 1 в.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Весь человеческий род был испытан, и ни одной не нашлось достойной понести Божество неопально, кроме Приснодевы Марии, которая, принадлежа человеческому, падшему роду, оставалась, по удостоверению Церкви, кроме греха.
Образ Орфея в поэзии Райнера Марии Рильке
(В поэзии Райнера Марии Рильке «Орфей, Эвридика,Гермес») В поэзии двадцатого века творчество выдающегося австрийского поэта Райнера Марии Рильке занимает особое место: она будто синтезировала в себе разнообразные культурные традиции, но осталась при этом самобытной и даже имела значительное влияние на творчество многих других поэтов из разных стран.
Анализ стихотворения А. Блока Мне страшно с тобою встречаться
Автор: Блок А.А. Все в этом стихотворении робко и темно, зыбко и туманно… И все это — знаки "нездешних надежд" на вселенское "непостижимое чудо", на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее "спасти мир" и возродить человечество к новой, совершенной жизни.
Бахчисарайский фонтан
Автор: Пушкин Александр. В своем дворце сидит грозный хан Гирей, разгневанный и печальный. Чем опечален Гирей, о чем он думает? Он не думает о войне с Русью, его не страшат козни врагов, и его жены верны ему, их стережет преданный и злой евнух. Печальный Гирей идет в обитель своих жен, где невольницы поют песнь во славу прекрасной Заремы, красы гарема.
Дитя Марии
Автор: Гримм. Бедный дровосек отдал единственную дочь деве Марии. Девочка зажила как в сказке. Когда ей исполнилось 14 лет, Мария дала ей ключи от 13 дверей, последнюю из которых нельзя было открывать. В 12 комнатах девочка увидела сияющих апостолов. Когда из любопытства, не обращая внимания на протесты ангелов, открыла 13-ю, увидела Троицу.
Мой юбилей
Автор: Чехов А.П. Юноши и девы! Три года тому назад я почувствовал присутствие того священного пламени, за которое был прикован к скале Прометей... И вот три года я щедрою рукою рассылаю во все концы моего обширного отечества свои произведения, прошедшие сквозь чистилище упомянутого пламени. Писал я прозой, писал стихами, писал на всякие меры, манеры и размеры, задаром и за деньги, писал во все журналы, но... увы!!!... мои завистники находили нужным не печатать моих произведений, а если и печатать, то непременно в "почтовых ящиках".
Иконография Казанской иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря
Фролова Ю. В. Иконография иконы восходит к самому распространенному в византийском искусстве типу - "Одигитрии". "Казанская" икона не имеет характерного жеста правой руки Богоматери, указывающей на Богомладенца Христа, как истинный путь спасения падшего человечества. Руки Марии не изображены на иконе и как бы сокрыты от зрителя.
В. А. Закруткин. Матерь человеческая
В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок.
Аморозо, Филиппо Августо
Филиппо Августо Аморозо принц ди Аморио (итал. Filippo Augusto Amoroso d’Aragona; 20 мая 1670(16700520), Трекаст — 17 августа 1744, Трекаст) — представитель старейшего рода в Италии, византийского происхождения «Амориенсе». С 1722 по 1744 год являлся Великим Магистром ордена Святой Марии Вифлеемской.
Дюте, Розали
Введение 1 Биография 2 Образ в искусстве 3 Мемуары Введение Розали Дютй (фр. Rosalie Duthй, урожденная Жерар, фр. Gйrard; 1748, Версаль — 24 сентября 1830, Париж) — французская актриса, куртизанка, натурщица, мемуаристка.
Мария Тенишева
Детство и юность для Марии были нерадостны: богатая мать откровенно не любила незаконнорожденную дочь и «с глаз долой» выдала ее замуж за человека заурядного, нелюбящего и нелюбимого. Несколько лет мучений, развод.
Аньези, Мария Гаэтана
Мари́я Гаэта́на Анье́зи (итал. Maria Gaetana Agnesi; 16 мая 1718, Милан — 9 января 1799) — итальянский математик и филантроп. Она происходит из зажиточной купеческой семьи, в которой был 21 ребёнок. Мария Гаэтана была старшей из детей. Её отец был профессором математики, он с детства поддерживал математические способности дочери и позаботился о хорошем образовании Марии Гаэтаны.
Мария Амалия Австрийская
(1746—1804, при рождении Maria Amalia Josepha Johanna Antonia) — герцогиня Пармская, дочь эрцгерцогини Австрии Марии Терезии и императора Священной Римской Империи Франца I. Жена Фердинанда I, герцога Пармского.
Прагматическая санкция 1713
Введение 1 План Введение 2 История Введение Прагматическая санкция — закон о престолонаследии, принятый императором Священной Римской империи Карлом VI 19 апреля 1713 года.
Легенды дома Романовых
Исторические легенды, связанные с домом Романовых: Проклятие дома Романовых (проклятие Марины Мнишек) — предсказание падения дома Романовых Посмертное явление Марии Милославской
Мария Тереза Бурбон-Неаполитанская
Мария Тереза Каролина (итал. Maria Teresa Carolina di Borbone-Napoli; 6 июня 1772, Неаполь, Неаполитанское королевство — 13 апреля 1807, Вена, Австрийская империя) — принцесса Неаполитанская и Сицилийская, после замужества императрица Священной Римской империи, затем австрийская императрица.
Луиза Мария Бурбон-Сицилийская
Луиза Мария Амелия Тереза (итал. Luisa Maria Amelia Teresa; 27 июля 1773(17730727), Неаполь — 19 сентября 1802, Вена) — принцесса из дома Сицилийских Бурбонов, великая герцогиня Тосканы (1790—1801).
Карл IV Теодор
Карл Филипп Теодор (нем. Karl (oder Carl) Philipp Theodor (10 декабря 1724, замок Дрогенбуш, около Брюсселя — 16 февраля 1799, Мюнхен) — курфюрст Баварии в 1745—1777. Карл Теодор был сыном Иоганна Христиана Пфальц-Зульцбахского и Марии Генриетты де ла Тур, дочери Франсуа Эгона де ла Тур д'Овернь и Марии Анны де Линь из герцогского дома Аренберг.
Кин, Эдмунд
План Введение 1 Биография 2 Образ Кина в искусстве 3 Мемуары Введение Эдмунд Кин (англ. Edmund Kean, 17 марта 1787, Лондон — 15 мая 1833, Ричмонд) — английский актёр эпохи романтизма.
Геральдическая лилия
Геральди́ческая ли́лия (фр. fleur de lys, дословно «цветок лилии», или лилия ) — гербовая фигура, четвёртая по популярности среди естественных геральдических символов после креста, орла и льва. Флёр-де-лису соответствует символ U+269C Юникода.
Мария Терезия Испанская
Эта статья посвящена супруге Людовика XIV. Об императрице см. Мария Терезия Мария Терезия Австрийская (Испанская) (исп. Marнa Teresa de Austria; 10 сентября 1638(16380910) — 30 июля 1683) — инфанта Испании, супруга короля Франции Людовика XIV.
Кристина Французская
Кристина Мария Бурбон (10 февраля 1606(16060210), Париж — 27 декабря 1663, Турин) — французская принцесса, после замужества герцогиня Савойская. Вторая дочь и третий ребенок короля Франции Генриха IV и его второй жены Марии Медичи.
Мария Анна Баварская 1660-1690
Введение 1 Биография 2 Дети Список литературы Введение Мария Анна Кристина Виктория Баварская (нем. Maria Anna Christine Victoria von Wittelsbach, Herzogin zu Bayern und Pfalzgrдfin bei Rhein; 28 ноября 1660, Мюнхен — 20 апреля 1690, Версаль) — супруга Людовика Великого Дофина, сына и наследника короля Франции Людовика XIV.
Людовик Великий Дофин
Людо́вик Вели́кий Дофи́н (фр. Louis le Grand Dauphin), 1 ноября 1661(16611101)—14 апреля 1711) — единственный выживший законный ребёнок Людовика XIV от Марии-Терезии Испанской, его наследник (дофин Франции). Умер за четыре года до смерти отца и не царствовал.
Анна Павловна
Королева нидерландская, дочь императора Павла I и императрицы Марии Феодоровны.