И. Яровой, кандидат архитектуры
Архитектор А.Ткачев. Алмазово под Москвой. Казанская церковь. 1818
Русская усадьба... Достаточно сказать эти два слова, и в памяти появляются двухэтажный дом с колоннами, светлеющий на фоне парка, темные липовые аллеи, уединенная беседка и сонный пруд... Образ очень поэтичный и умиротворяющий, близкий русскому уму и чувству, но образ красоты уходящей и поэтому печальный...
Он создавался литературой от А.С.Пушкина до А.П.Чехова и живописью "Мира искусства". И он принадлежит сотням дворянских усадеб, которыми Россия была украшена, как луг цветами. Но, к сожалению, для многих наших современников этим образом и ограничивается представление о русской усадьбе. А ведь мир ее удивительно богат и интересен.
Давайте попробуем расширить это представление и разобраться в том, что такое усадьба, в чем ее смысл и значение и зачем нужно думать об этом сейчас.
Древнерусское слово "усадьба" (сначала чаше говорили "усадище") происходит от слова "сажать". Царь и великие князья наделяли своих людей землей, "сажали" их на землю. Образовались "усадьбы". Потом слово это стало обозначать и купленные земельные участки. Усадьбы находились в городах, сельских населенных местах и близ них. С начала XX века усадьбой нередко называли дом в загородном имении. Но наиболее правильно понимать усадьбу как отдельное землевладение со всеми находящимися на его территории постройками, садом и парком. Сельские дворянские усадьбы были центрами обширных вотчин и поместий.
Создание культуры классической русской усадьбы произошло в конце XVIII века. "Указ о вольности дворянства" (1762 г.), освободивший дворян от обязательной государственной службы, и экономические льготы, дарованные им Екатериной II, способствовали массовому усадебному строительству. Строителем же явился дворянин. не только почувствовавший тягу к независимой сельской жизни, но и воспитанный к тому времени на просветительских идеалах с их требованием разумного и естественного. Он верил в возможность создания прекрасного и совершенного мира, и в соответствии со своими представлениями о нем обустраивал собственную усадьбу. Причем обустраивал, будучи свободен от архитектурных норм и правил, действовавших в городах. Разумеется, эта усадебная модель идеального мира была глубоко противоречива, потому что основывалась на крепостничестве. Но усадьбы и ценны во многом тем, что стали вообще таким редким в России воплощением мечты об идеале.
Почему же, если в устройстве имений нашли свой свободный выход стремления владельцев, сотням усадеб принадлежит общий образ, который мы вспомнили вначале? Дело в том, что развитие русской усадьбы счастливо совпало с развитием классицизма в России. Классицизм своими этическими темами свободы, истории и гармонии полностью ответил умонастроениям "просвещенных" помещиков, своей универсальной художественной системой и языком оказался понятен всем и распространился от великолепных царских резиденций под Санкт-Петербургом до скромных имений мелкопоместных дворян, по словам философа начала XX века Г.П.Федотова. "разбросав греческие портики на тысячи верст среди северных берез и елей". Классицизм предопределил высокохудожественный облик русской усадьбы и единство ее стиля в период расцвета.
Знаменское-Раек близ Торжка в Тверском краю. Парадный двор.
Что представляла собой классическая русская усадьба с архитектурной точки зрения? Прежде всего для нее выбиралось красивое и выгодное место, на возвышенности у реки, при впадении в нее ручья. Ансамбль подчинялся планировочной оси, ориентированной перпендикулярно реке. На возвышенности главенствовал дом. поставленный на этой оси. В северных губерниях в остережении холодных ветров он нередко располагался пониже, на склоне. Дом, чаще двухэтажный, реже одноэтажный, одним протяженным фасадом обращенный к подъезду, а другим - к склону над рекой. Фасады эти украшались портиками с фронтонами. Перед домом со стороны подъезда формировался парадный двор. Его ограничивали по бокам флигели, часто связанные с домом крытыми переходами или колоннадами. Двор получал регулярную планировку с подъездным кругом перед входом в дом и цветочными клумбами. Справа и слева от парадного двора размещались скотный и конный дворы, амбары, риги, другие хозяйственные постройки и плодовый сад. Во многих усадьбах возводились церкви. В этих случаях хозяйственная зона располагалась с одной стороны от парадного двора, а церковь - с другой. На пологом склоне, спускающемся от дома к реке, устраивался парк. То, что сейчас называется английским словом "парк", до XX века почти всегда называлось "садом", даже если речь шла об очень крупной усадьбе. Вблизи дома, на небольшом участке, он был регулярным, состоял из прямоугольных боскетов, цветников и т.п., а по удалении от дома превращался в пейзажный, занимавший большую часть усадьбы. В пейзажном парке тянулись аллеи и цепочка каскадных прудов с мостиками, образованная на основе ручья, располагались беседки, скульптуры, горки, руины и другие сооружения, напоминавшие о разных странах и эпохах. Наконец, река у подножия усадебного склона превращалась в пруд свободных очертаний, а за ним нередко выстраивались деревеньки этого поместья.
Чтобы понять русскую усадьбу, нужно хотя бы приблизительно представить ее жизнь. Дела по управлению имением, решение крестьянских вопросов, визиты к соседям, семейные и деревенские праздники, чтение, сочинительство, музицирование и рисование, прогулки и подвижные игры в парке, катание на лодках, размышления в беседках и т.д. и т.д. Очень полно и емко сказал о том, что такое русская дворянская усадьба, А.А.Фет: "Это "дом" и "сад", устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с "природным" в глубочайшем органическом расцвете и обновлении, а природное не дичится облагораживающего культурного возделывания человеком, когда поэзия родной природы развивает душу рука об руку с красотой изящных искусств, а под крышей усадебного дома не иссякает особая музыка домашнего быта, живущего в смене деятельности труда и праздного веселья, радостной любви и чистого созерцания".
Щелыково. Имение А.Н.Островского в Костромском краю. Усадебный дом. Вид в парке
Уже из этих слов становится понятно, почему многие помещики называли свои усадьбы "раем". И чем вызваны проникновенные строки М.М.Осоргина, владельца имения на Оке близ Калуги, лишенного его после революции: "Сергиевское - это тот земной потерянный рай, о котором мечтешь, воображая, что стоит в него поехать - и вот оно, счастье!"
Значение усадеб для России трудно переоценить. Оно намного больше, чем значение усадеб для Англии, шато для Франции или вилл для Италии. На огромных просторах России усадьбы, которых насчитывались десятки тысяч, образовывали "каркас" жизни русского общества. В них рождалась русская мысль, рождалась и осуществлялась русская культура. Они служили источником распространения всевозможных знаний, школами хозяйствования и взаимоотношений с природой. Усадьба была наряду со столицей главным очагом, к которому традиционно тяготели художественные силы. Сколько гениальных строчек написал А.С.Пушкин в Михайловским и Болдине! М.И.Глинка творил в своем Новоспасском на Смоленщине, А.С.Грибоедов в Хмелите, Е.А.Баратынский и Ф.И.Тютчев в Муранове, И.С.Тургенев в Спасском-Лутовинове, А.Н.Островский в Щелыкове, Л.Н.Толстой в Ясной Поляне...
"Новоспасское - рай земной", - писал М. И. Глинка о своем имении
Многие усадьбы являются восхитительными художественными памятниками. Кусково, Архангельское, Останкино, Сиворицы под Санкт-Петербургом, Знаменское-Раек близ Твери, Ляличи на Брянщине, Городня под Калугой - все трудно перечислить. Ведь они создавались такими выдающимися архитекторами, как И.Е.Старов, В.И.Баженов, Н.А.Львов, Дж.Кваренги, М.Ф.Казаков, а также талантливыми крепостными мастерами, которые глубоко усвоили профессиональные заповеди предков и воплотили их в своих творениях. Усадьбы, их дома, церкви и парки стали организующими формами русского ландшафта, к которому так привыкли А.С.Пушкин и Н. В. Гоголь в своих дорожных странствиях.
Усадьбы сосредоточили в себе русскую историю, русскую культуру и русскую природу. Они - сгустки нашего наследия, и узнать их - значит во многом узнать Россию.
Другие работы по теме:
Литературный герой РАНЕВСКАЯ
РАНЕВСКАЯ - героиня комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» (1903). Образ Р., неуловимый в своей прелести, вобрал в себя родовые черты русской дворянской культуры, нашедшие свое литературное выражение в Лариных и Ростовых, Кирсановых и Лаврецких, Обломовых и Левиных. Поэзия образа Р. - в ее неразрывной связи с 337 усадьбой, старинным домом, вишневым садом.
Чехов а. п. - Будущее в пьесе а. чехова
Пьеса “Вишневый сад”, написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, проблема отцов и детей, проблема любви, страдания и другие. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России.
«Мир дворянской усадьбы»
Здесь же нередко обретали и вечный покой. Усадьба становилась для помещика надёжным прибежищем в случае разорения, опалы, семейной драмы, эпидемии. В своей усадьбе дворянин отдыхал душой и телом, ибо жизнь здесь, лишённая многих городских условностей, была проще и спокойнее
«Тема «Памятника»
«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса
Усадьба Абрамцево
По письменным источникам Абрамцево известно с 1755 года. До 1782 года оно принадлежало роду Головиных. Скромный одноэтажный, обшитый тёсом дом с мезонином, был построен ещё в 1770 - е гг. С 1843 по 1859 г. в усадьбе жил русский писатель С.Т. Аксаков.
Усадьба Архангельское
Эта усадьба - уникальный памятник русской художественной культуры. Всемирную известность Архангельскому принесли и величественная красота самой усадьбы, и разнообразие уникальных музейных коллекций.
Усадьба Большие Вяземы
Усадьба Вязёмы находится в Одинцовском районе, рядом с платформой Голицыно, чуть в стороне от Можайского шоссе. Проезд общественным транспортом: с Белорусского вокзала до ст. Голицыно - 44 км, пешком ~ 1 км.
Подмосковная усадьба
Издревле на Руси служилые люди наделялись землями с крестьянами для "кормления" — это заменяло жалованье. Эти наделы назывались имениями, вотчинами, поместьями, они переходили по наследству, давались в приданое, иногда снова отбирались в казну.
Хохловка
Деревня Хохловка Возникает во второй половине 17 века. В то время оно называлась Шубино(позже Петровка и Хохловка)и входила в Черногрязскую волость.
Стихотворение Бунина Летняя ночь
Бунин – непревзойденный мастер лирического пейзажа, которым он не просто любуется, а восторгается, преклоняясь перед красотой родной земли. Поэт счастлив тем, что может наслаждаться русской природой, ее скромными речками, лугами, травами, колосьями и шмелями. Особое место в его поэтическом творчестве отведено звездам.
Объяснение Аркадия и Кати. Анализ эпизода из романа Тургенева Отцы и дети
Оказавшись в усадьбе Анны Сергеевны Одинцовой, Базаров и Аркадий, герои романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», знакомятся и с ее сестрой Катей, молодой молчаливой девушкой. И Базаров, и Аркадий интересуются Анной Сергеевной, но сама хозяйка предпочла свой досуг проводить в долгих прогулках и беседах с Базаровым.
Дом мой, белый дом
Украинский дом - колыбель украинского народа. Именно в нем нашли яркое проявление наследственность традиции, эстетичные основы. Дом, как говорит народная мудрость, можно считать настоящей визитной карточкой Украины. Много теплых добрых слов о доме, усадьбе сказали наши писатели.
Описание
Автор: Разное С картиной И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» я встретился впервые, но она вызвала у меня чувство гордости и любви к русской природе. Художник с самого детства испытывал тягу к живописи. Учителем Грабаря был И.Е. Репин. Грабарь очень четко и выразительно изобразил березовую рощу.
Биография Константина Дмитриевича Бальмонта
Константин Дмитриевич Бальмонт. Родился в июне 1867 г. в небогатой семье. Отец – земский деятель. Мать – дочь генерала, известная в Шуе и её окрестностях помещица. Страстная любительница искусства, она оказала большое влияние на сына, во многом определив направление его литературных интересов. Первые 10 лет прошли в деревне, в небольшой усадьбе отца.
Театр в театре в комедии А. Н. Островского Лес 2
«Театр в театре» в комедии А. Н. Островского «Лес» Автор: Островский А.Н. Комедия А. Н. Островского “Лес” была написана в 70-е годы XIX столетия, когда в русском обществе протекали процессы, связанные с последствиями отмены крепостного права. Они затронули не только крестьянство, но также и судьбы дворянства и других слоев населения.
Лесков Н. С. Левша
Санкт-Петербург Школа№254 класс Быстров Женя Проверила: Преподаватель Бельская Л. М. Оценка-5 баллов. ЛЕВША Лесков Н. С. Левша-это собирательный образ загадочной русской души. Бедный рабочий, в старой незалатанной одежде, с удивительным достоинством разговаривает с императором и его чиновниками.
Биография Ф.И. Тютчева
Тютчев, Федор Иванович (23 ноября или 5 декабря 1803—15 или 27 июля 1873 года) . Выдающийся русский поэт. Родился в усадьбе отца в селе Овсюг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С. Е. Раича, являвшегося членом декабристского “Союза благоденствия” , который пробудил в своем питомце любовь к литературе.
Поэты «чистого искусства»
Нетрудно установить дворянское происхождение этой поэзии: симпатии к усадьбе, любование ее природой, безмятежным бытом ее владельца лейтмотивом проходят через все творчество любого из этих поэтов.
Будущее в пьесе Чехова "Вишневый сад"
Пьеса "Вишневый сад", написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви, страдания и других.
Русская псевдоготика
План Введение 1 Екатерининская псевдоготика 2 В эпоху романтизма 3 Дальнейшая эволюция Введение Псевдоготика, ложная готика или русская готика — предромантическое направление в русской архитектуре екатерининской эпохи, основанное на вольном сочетании элементов европейской готики и московского барокко с гротескными привнесениями работавших в этом стиле архитекторов, нередко насыщенными масонской символикой.
1785 год
— невисокосный год, начинающийся в субботу по григорианскому календарю. События 1 января — начала выходить газета «Таймс» (под названием «The Daily Universal Register»).
Островский, Григорий Силович
Григорий Силович Островский (1756—1814) — русский художник-портретист XVIII века. Работал в усадьбе Нероново, принадлежавшей семье Черевиных, примерно в 25 км к юго-востоку от Солигалича.
Мазепина могила курган
Мазепина могила (укр. Мазепина могила); - курган, расположенный возле сел Мазепинцы и Андреевка Киевской области. Именно здесь были казнены и захоронены казаки, поддержавшие гетмана Мазепу, в борьбе против российского царя Петра. По преданиям здесь также похоронены казаки, затоптанные польской конницей в усадьбе гетмана Мазепы.
Старая усадьба Конкорд
План Введение 1 История 1.1 Времена Эмерсона 1.2 Времена Готорна 1.3 Современная история Список литературы Введение Старая усадьба (англ. The Old Manse) — историческая усадьба на Monument Street в Конкорде, штат Массачусетс (США). Выстроена в 1770 году дедом Ральфа Уолдо Эмерсона. В настоящее время усадьба известна как литературный музей Готорна и Эмерсона.
Тютчев
Поэзия Тютчева принадлежит к лучшим созданиям русского поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть ее красоту. Нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца, сумевший передать тончайшие оттенки и глубокие противоречия душевных переживаний.
Павел 1 и масорны
“Я надеюсь, что потомство отнесется ко мне беспристрастнее”. Император Павел. План Введение Личность, образование, среда. Император Павел-реформатор или самодур.
Базаров
Базаров Евгений Васильевич — главный герой. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Рассказ об этом эпизоде его жизни, собственно, и составляет сюжет “Отцов и детей”. Сначала Б. гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова. затем вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлялся с самого начала.
Кожинов В.В.
Русский критик, литературовед, философ, историк. Основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века, современному литературному процессу (в первую очередь поэзии).
М.Е. Салтыков-Щедрин
Глубокими корнями связаны с Подмосковьем жизнь, творчество и общественная деятельность великого русского сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889).
Бальмонт К.Д.
Константин Бальмонт - русский поэт, переводчик. Родился в деревне Гумнищи Владимирской губернии в дворянской семье. Детские и отроческие годы прошли в родной усадьбе.