Александр Бобраков-Тимошкин
Есть города, знаменитые своими могучими замками, или многочисленными дворцами, или красивыми площадями, или необычным архитектурным стилем. Все это вполне относится и к Праге - есть в ней и замок (Град), и дворцы, и башни, и площади… Однако Прага не была бы Прагой, если бы в ее архитектурных красотах не скрывалась некая тайна, если бы дома не имели другой истории, кроме истории их постройки.
Пожалуй, каждое здание в центре Праги в чем-то необычно. Но и среди необычных пражских домов можно выделить самые загадочные, самые знаменитые. Один из них - так называемый "дом Фауста".
Как-то в начале 19-го века приехал в Прагу учиться в знаменитом Карловом университете бедный деревенский юноша. На жизнь в Праге денег ему кое-как хватало, а вот на постоялый двор - лишь на полмесяца. Когда деньги кончились, пришлось ему искать себе ночлег на улице - до начала следующего месяца, когда он рассчитывал получить стипендию. В поисках ночлега студент блуждал по улицам Праги, пытаясь найти хоть какой-то приют. Так незаметно он дошел до стен монастыря "На Слованах". Уже намереваясь попросить ночлега в монастыре, он вдруг заметил неподалеку заброшенный дом. Окна дома были заколочены, двери забиты, сам дом выглядел уже давно опустевшим, хотя это была вовсе не нищая лачуга, а большое каменное строение, почти дворец. Несмотря на страх (от заброшенного дома веяло какой-то необъяснимой жутью), студент все-таки направился к нему. В доме, как и следовало ожидать, никого не было. Тогда студент, отчаявшийся найти ночлег в другом месте, решил расположиться на ночь в этом доме. Он выломал доски, которыми были забиты окна, и забрался внутрь.
Дом состоял из множества комнат. Внутри, вопреки ожиданиям, отнюдь не царила разруха. Комнаты были обставлены богатой старинной мебелью. Внимание студента привлек кабинет - с многочисленными книгами в кожаных переплетах, с чернильницей в виде черепа на письменном столе. Большинство книг были на латинском языке и посвящены естественным наукам, а также астрологии. Увлекшись чтением астрологических таблиц, студент не заметил, как уснул…
Через какое-то время товарищи студента забеспокоились, почему тот перестал появляться на занятиях. Еще через какое-то время начали его искать. Наконец, им удалось выяснить, что вечером перед своим исчезновением он заходил в заброшенный дом. Смельчаки из числа студентов забрались туда и обнаружили страшный беспорядок - будто в коридорах и комнатах дома недавно бушевал жестокий ураган. Наконец, добрались и до кабинета, того самого, в котором за чтением астрологических трактатов уснул бедный студент. Его товарищи, войдя в кабинет, были ослеплены ярким светом, столь неожиданным в этом пустом и мрачном доме. Наконец, их глаза привыкли к свету… Студенты остолбенели от ужаса - в потолке кабинета зияла огромная дыра с неровными, будто обожженными краями. Сквозь эту дыру врывался в комнату солнечный свет, и сквозь нее же сам дьявол унес в преисподнюю их товарища, осмелившегося нарушить заклятие дома доктора Фауста.
Да, несчастный провинциал, сам не зная того, забрался на ночлег в дом знаменитого доктора Фауста, продавшего душу дьяволу. Во времена императора Рудольфа Второго Фауст жил в Праге в этом доме. И именно из него он был унесен в ад Мефистофелем через дыру в крыше, которая вновь разверзлась 2 столетия спустя, когда вслед за Фаустом отправился и несчастный студент.
Прага, "древняя столица магического искусства", как назвал ее сюрреалист Бретон, привлекала не только архитекторов, ученых, астрономов и астрологов, высшую аристократию, но и авантюристов и искателей приключений всех мастей. Ведь во времена правления императора Рудольфа Второго Прага являлась официальной столицей Священной Римской империи, то есть административным центром всего католического мира, и - для людей того времени - "центром земли".
Об астрологах при дворе императора Рудольфа, как и о самом императоре и его увлечениях астрологией, об удивительных событиях, происходивших в Праге во времена его царствования (Рудольф жил в Праге более 20 лет - с 1588 по 1612 год, когда он был смещен братом Максимилианом), было сложено немало легенд, которые впоследствии легли в основу многочисленных художественных произведений, дали импульс для творчества таких пражских писателей, как Густав Майринк, Ярослав Врхлицкий, Иржи Карасек из Львовиц, Лео Перуц.
Одной из этих легенд было и повествование о докторе Фаусте. Нам этот персонаж известен прежде всего по знаменитой поэме Иоганна Вольфганга Гете (который, кстати, тоже неоднократно навещал Богемию - как Прагу, так и Карловы Вары, тогдашний Карлсбад). Однако Гете был отнюдь не первым, кто разрабатывал фаустовскую тему в литературе. Из известных писателей до него создал трагедию о Фаусте К.Марло, который, в свою очередь, опирался на многочисленные средневековые легенды об ученом, продавшем душу дьяволу. Легенды эти имеют немецкое происхождение. В Чехии, как части Священной Римской империи, т.е. страну, находящуюся в германском культурном поле, естественно, они тоже имели распространение. Образ доктора Фауста удивительно "соответствовал" мистической, болезненно-пышной атмосфере правления Рудольфа. Именно поэтому заключивший контракт с самим Сатаной доктор приехал в Прагу именно в 1591 году и поселился в доме на углу тогдашнего Скотного рынка.
Место жительства Фауст выбрал себе вполне характерное - у самых городских ворот, относительно далеко от центра города, напротив старинного монастыря "На Слованах" (Эмаузы). Поселился он в новом трехэтажном каменном доме, почти дворце, построенном в стиле ренессанса. Фауст был богатым человеком и вполне мог себе это позволить. На улицах города таинственный ученый появлялся редко; ночью в окнах его дома не горели огни. С помощью дьявольской силы Фауст занимался изучением астрологии, намереваясь расшифровать тайны движения планет (в это же время в знаменитой обсерватории на Градчанах наблюдал звездное небо датский астроном Тихо де Браге, иногда и в компании самого императора Рудольфа).
Однако недолго было суждено прожить уже одряхлевшему и постепенно слепнущему ученому в магической Праге. Во время одной из своих медитаций он вдруг почувствовал, что ему наконец-то открылись все тайны Вселенной, ощутил скрытую гармонию мироздания и в восхищении воскликнул: Остановись, мгновенье, ты прекрасно! В тот же самый момент над очарованным грешником разошелся свод потолка, в него ворвался бешеный вихрь и вынес несчастного Фауста через дыру в потолке - прямиком в ад, исполнять условия договора, подписанного некогда с Мефистофелем.
С тех пор в этом доме никто не жил. Пражане вполне справедливо обходили мрачное строение на углу Карловой площади стороной, считая его прибежищем нечистой силы. Однако несчастный студент об этом не знал и нарушил заклятие "дома Фауста"…
"Дом Фауста" и поныне стоит на углу Карловой площади, напротив монастыря Эмаузы. Теперь, конечно, никакой дыры в потолке уже нет - ее заделали при реставрации. А может быть, ее и не было никогда, а легенды о докторе Фаусте и бедном студенте возникли потому, что среди жителей этого дома за несколько веков действительно нашлось несколько странных личностей. Одним из "прототипов" Фауста был английский авантюрист и астролог Эдвард Келли, который действительно жил в 1591 году в этом доме. Другим возможным "Фаустом" исследователи считают одного из владельцев дома, Младоту из Солописк, который в 1724 году проводил в "доме Фауста" необычные для того времени химические опыты.
Добавим лишь, что "дом Фауста" был построен в середине 16-го века на месте бывшего дома князей Опавских, затем перестроен в середине 18-го столетия в стиле барокко. Владельцами дома были в основном представители семейства Младот, поэтому он первоначально получил имя "Младотов дворец", которое впоследствии забылось, и теперь все пражане называют его "домом Фауста". В 1838-1902 в доме размещалась лечебница для глухонемых, а затем клиническая больница.
"Дом Фауста". Faustuv Dum. Карлова площадь (Karlovo namesti), д. 40-41 (502-503). Проезд: метро "Karlovo namesti", остановка трамвая "Moran".
Легенду о "доме Фауста" можно прочитать, например, в книге Алоиса Ирасека "Старинные чешские сказания".
Другие работы по теме:
Литературный герой МОРО
МОРО (англ. Moreau) - герой романа Г.Уэллса «Остров доктора Моро» (1896). Молодой биолог Эдуард Преждик после кораблекрушения подобран шхуной, идущей на неизвестный доселе необитаемый остров. Шхуна заполнена животными, которые скоро поступят в распоряжение знаменитого вивисектора доктора М., который превращает зверей в некое подобие людей, сохраняющих, однако, многие звериные повадки.
Мефистофель и Фауст по поэме Гете Фауст
Гете работал над «Фаустом» более шестидесяти лет. Образ великого искателя истины взволновал его еще в юности и сопутствовал ему до конца жизни. Произведение Гете написано в форме трагедии. Правда, оно далеко выходит за пределы тех возможностей, какие имеет сцена. Это скорее диалогизированная эпическая поэма, глубочайшая по своему философскому содержанию, многообъемлющая по широте отображения жизни.
Борьба добра и зла в трагедии Гете Фауст
Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете работал над написанием трагедии «Фауст» больше шестидесяти лет. Поиск истины и смысла бытия - вот те вопросы, которые волновали Гете всю жизнь. И лишь через шестьдесят лет раздумья Гете сложились в целостное произведение. В трагедии писатель показал борьбу добра и зла как движущую силу, динамику жизни.
Эволюция доктора Старцева
Перед нами четыре этапа жизненной истории доктора Старцев а. В раскрытии содержания этих четырех этапов Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности.
Слон
Автор: Куприн Александр. Маленькая девочка Надя (6 лет) заболела, по словам доктора Михаила Петровича, «равнодушием к жизни». Единственное средство вылечить — развеселить. Но девочка ничего не хочет.
Айболит
Автор: Чуковский Корней. Добрый доктор Айболит сидит под деревом и лечит зверей. Все приходят со своими болезнями к Айболиту, и никому не отказывает добрый доктор. Он помогает и лисе, которую укусила злая оса, и барбосу, которого курица клюнула в нос. Зайчику, которому трамваем перерезало ножки, Айболит пришивает новые, и он, здоровый и веселый, пляшет со своей мамой-зайчихой.
Трансформацiя образу Фауста у творчостi Й.В. Гете та О.С. Пушкiна
Творчий дух Фауста лине до нас iз загадкових i химерних вiкiв Середньовiччя i Вiдродження, коли людина пройнялася вiрою у свою всемогутнiсть, озброївшись силами таємничої науки алхiмiї, шукала філософський камiнь, за допомогою якого збиралася перетворити будь-який метал на золото, шукала "елiксир життя", щоб повернути собi молодість.
Фаустовская тема в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. Булгаков сразу задумал роман, через который бы на всем его протяжении прошла заметной линией фаустовская тематика. Это ему помогло и дало роману прочный фундамент. Под такой фундамент на подкопался бы ни один человек, так как он поместил свой роман под знак европейской литературной традиции.
Беглец
Автор: Чехов Антон. Семилетнего Пашку, страдающего от больного сустава, мать привела в больницу. Доктор оставил мальчика на стационаре, пообещав сводить на ярмарку и показать лисицу. Пашка сначала в восторге от больницы: новая одежда, суп с мясом, хлеб, жаркое с картофелем. Но доктор не спешит показывать лисицу, да и проявляется реальная сторона лечебного заведения: тяжело больные, одиночество, скука, тоска по дому… Когда из палаты ночью выносят умершего соседа, Пашка с криками «мама!» бежит куда глаза глядят.
Лапти
Автор: Бунин Иван. Пятый день на дворе вьюга. В хуторском доме тяжело болен ребенок. В бреду он просит дать ему какие-то красные лапти. Мать рядом плачет от беспомощности и страха. Муж ее в отъезде, до доктора не доехать. Нефед принес соломы и спрашивает про состояние ребенка. Про лапти он говорит: «Значит, надо добывать.
Тема кохання в трагедії Й. Ґете "Фауст"
Філософська трагедія "Фауст" - вершина творчості Йоганна Вольфганга Гете і один із найвидатніших творів світової літератури. Історія її створення, сюжет, композиція та особливості проблематики і жанру. Відображення кохання автора в його творчості.
Трансформацiя образу Фауста у творчостi Й.В. Гете та О.С. Пушкiна
Творчий дух Фауста лине до нас iз загадкових i химерних вiкiв Середньовiччя i Вiдродження, коли людина пройнялася вiрою у свою всемогутнiсть, озброївшись силами таємничої науки алхiмiї, шукала філософський камiнь, за допомогою якого збиралася перетворити будь-який метал на золото, шукала "елiксир життя", щоб повернути собi молодість.
Фаустовский тип культуры
Фаустовский тип культуры - условное название европейской культуры, распространенное с 20-х гг. Термин «Ф.т.к.» был введен Шпенглером («Закат Европы», 1918-22).
Трагическая история доктора Фауста
(The tragical history of doctor Faustus) — Трагедия (1588-1589, опубл. 1604). Кристофер Марло (Christopher Marlowe) 1564-1593. Английская литература.
Литературный центр конструктивистов
Группа ЛЦК (Литературный центр конструктивистов) — литературная группа. Основана И.Сельвинским в 1923 г. Распустилась в 1930 г. Название восходит к конструктивистским течениям начала 1920-х годов в изобразительном искусстве и архитектуре. Приверженцы конструктивизма считали его рациональным марксистским направлением в литературе.
Каливода, Ян Вацлав
Ян Вацлав Каливо́да (чеш. Jan Vбclav Kalivoda; Иоганн Венцель Калливода, нем. Johann Wenzel Kalliwoda; 21 февраля 1801(18010221), Прага — 3 декабря 1866, Карлсруэ) — чешский композитор и скрипач. Отец Вильгельма Калливоды.
Население Праги
Введение 1 Динамика численности населения 2 Расселение 3 История и национальный состав 4 Этноязыковая история Праги 4.1 Германизация 5 Этноязыковой переход
Марк Витрувий Поллион
Введение 1 Биография 2 «Десять книг об архитектуре» 3 Переводы Список литературы Введение Марк Витру́вий Поллион (лат. Marcus Vitruvius Pollio) — римский архитектор, инженер, теоретик архитектуры второй половины I века до н. э.
Демонстрация со свечами
в Братиславе 25 марта 1988 года (словацк. Sviečkovб demonštrбcia) — первая антикоммунистическая демонстрация в Чехословакии со времён Пражской весны[1][2].
Рафаил Островский
(1963) является профессором факультета компьютерных наук и профессором факультета математики в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе . Он - известный учёный в области алгоритмов и криптографии [1]. Проф. Островский получил степень доктора философии (PhD) в 1992 году в Массачузетском Технологическом Институте.
Живописный стиль
(англ. Picturesque style) — архитектурный прием в Англии конца 18 — начала XIX века, который был предшественником готического Возрождения. Живописный стиль развивался в качестве опротестования тенденции к соблюдению научной и математической точности в архитектуре, которая наметилась в XVIII веке.
Медина, Лина
Лина Медина (родилась 27 сентября 1933, Перу) — самая молодая мать в медицинской истории. Рождение ребёнка Лина была принесена в больницу её родителями в возрасте 5 лет из-за увеличения брюшной полости. Как первоначально предполагали, у неё была опухоль, но вскоре доктора обнаружили, что она была на седьмом месяце беременности.
Ретроспективизм
— традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением.
Чешская социалистическая республика
(чеш. Českб socialistickб republika), ЧСР (ČSR) — одна из двух федеративных республик ЧССР в 1969—1990. Её территория полностью соответствует современной Чехии.
Рутс, Иоганн Георг Валентин
Валентин Рутс. Вильседе Иоганн Георг Валентин Рутс (нем. Valentin Ruths; 1825—1905) — немецкий ландшафтист. С 1843 г. упражнялся в рисовании на камне, в 1846 г. поступил в политехническую школу и посещал рисовальные классы античной залы Академии художеств в Мюнхене.
Отто Варбург
Варбург, Отто Генрих (Warburg, Otto Heinrich) (1883–1970), немецкий биохимик и физиолог, удостоенный в 1931 Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие природы и механизма действия дыхательных ферментов.
Мадлен Олбрайт
Олбрайт, Мадлен (Albright, Madeleine) (р. 1937), государственный секретарь США. Родилась 15 мая 1937 в Праге. Окончила Колумбийский университет, получив в 1968 степень магистра, а спустя восемь лет степень доктора наук.
Антонин Дворжак (Dvorak)
Крупнейший чешский композитор. Наряду со Сметаной он является основателем национальной композиторской школы. Музыке Дворжака присущи мелодическое богатство, стройность формы, яркость красок.