Письменность, литература, образование.
60е годы IX века – время создания русской письменности, считается, что её создателями были Моравские братья (Кирилл и Мефодий). Первым этапом русской литературы был перевод Священного писания, толкований к нему, а также жития святых и прочей церковной литературы. Позже появились и новые жанры, такие как: летопись, житиё, поучения повесть. Давайте кратко рассмотрим некоторые из них. Летопись – эпическое повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде. Но надо отметить, что в русских летописях были некоторые особенности: во первых летописные повествования о событиях прошедших до XI века основываются лишь на фольклорном материале; во вторых освещение событий вызывает сомнение, так как любой летописец освещал события в лучшем свете для своего князя; и, наконец, в третих - летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя. Житиё – жанр, описывающий жизнь святых людей. В этих произведениях хорошо просматривается жизнь простых монахов и простых людей вообще. Большое место занимала поучительно – бытовая литература такая, как притчи и другие поучения. Но были также и научные труды, так в XIIв (1136г) был написан труд, содержащий вычисления всех високосных годов, пасх, церковных праздников и т.д. назывался он «Учение им же ведати человеку числа всех лет». Но несмотря на такое разнообразие «древнерусскую литературу можно рассматривать, как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, эта тема – смысл человеческой жизни»(1,70). Подобную направленность основных жанров (главная направленность – эпос) можно объяснить тем, что в Киевской Руси основными заказчиками книг оставались Князья.
Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература. Школы устраивались при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). Также существуют свидетельства о том, что в 1086 году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из монастырей. О том, что преподавали в таких школах, мы можем судить по тетрадям новгородских учеников, попавшим в руки археологов. Эти тетради датированы 1263 годом. Итак, Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, знать церковную литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века – изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. Возможно даже, что некоторые русские люди учились в заграничных университетах.
Зодчество и архитектура в Киевской Руси
Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с социальным строем. Давайте в общих чертах рассмотрим планировку древнего Киева: на вершине холма стоял каменный княжеский дом, возле него помещались в основном деревянные дома чиновников, купцов и других богатых людей, ниже же помещались дома остального населения в основном землянки. Надо ли говорить, что у последних отсутствовала архитектура как таковая. Настоящими носителями лучших традиций архитектура и зодчества на Руси всегда являлись храмы. Давайте же на них и остановим наш взгляд.
Несмотря на то, что вместе с христианством на Русь должны был прийти и церковные здания, в облике русского храма «утрачено всякое подобие греческого архитектурного стиля: весь облик храма – чисто русский, в особенности его заострённые главы, - всё завершение фасада приняло определённо луковичную форму». На Руси было достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основным являлся крестово-купольный стиль, давайте подробней остановимся на нём. крестово-купольный храм прямоугольной формы, четырьмя или более столбами его интерьер делиться на продольные (восток – запад) части – нефы (3, 5 или более). Четыре центральных столба соединялись арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Всё центральное пространство храма, при виде сверху образует крест (отсюда и название). В восточной части интерьера размещаются алтарные помещения (возвышенный жертвенник) – аспиды, полукружьями выступающие на внешней стороне. Здесь совершается богослужение, и находиться главная святыня – престол, на котором, как полагают верующие, присутствует сам господь. Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (спаская церковь ефрасиньего монастыря в Полоцке). Как мы видим «отличительной чертой искусства домонгольской Руси является монументальность форм».
Скоморохи.
Скоморохи - люди, сделавшие забаву своим ремеслом. Не вполне выяснено происхождение и значение самого слова. Наиболее вероятным представляется мнение, что слово "скоморох" происходит от византийского "скоммарх" - мастер смехотворства.
Ремесло этих народных потешников было одинаково: они были, прежде всего, музыкантами на разных инструментах (гусельники, домрачеи, сопельники, сурначи, волынщики и т.д. ), певцами, исполняли различные акробатические фокусы, а также целые представления.
Скоморохи устраивали и кукольные спектакли. По описанию путешественника Адама Олеария театр кукол устраивался просто - скоморох надевал юбку с обручем в подоле, затем поднимал ее кверху так, чтобы она закрывала ему голову, и из-за импровизированной занавески показывал свои куклы.
Веселое и жизнеутверждающее искусство скоморохов было враждебно церковной идеологии. Церковь и цари боролись с проявлениями скоморошества. Митрополит Иосаф писал Ивану Грозному о скоморохах: "Бога ради, государь, вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве ...".
По царским указам 1648 г., скоморохи со всякими "бесовскими играми" и соучастники их "богомерзкого дела", т.е. зрители, подлежали наказанию батогами и ссылке. Музыкальные инструменты, скоморошьи маски и все, связанное со скоморошьими играми, царские грамоты предписывали ломать и жечь.
Царскими указами о запрещении народных представлений и скоморошества народному театру был нанесен тяжелый удар. Однако никакие репрессии не могли уничтожить народное творчество, не могли убить любимого народом искусства.
Скоморошество было высшей формой русского народного творчества, существование которого в течение ряда веков являлось почвой, на которой возник русский народный театр.
Другие работы по теме:
Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга. Дворцовая площадь
ДОКЛАД На тему: « Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга. Дворцовая площадь Выполнил: ученик 6 «г» Спиридонов Сергей Г.Кстово 2011 год Архитектурный облик Санкт-Петербурга - его визитная карточка. Полный архитектурной гармонии и европейской элегантности.
Христианство на Руси
Русское христианство обзаводится своими законами и обрядами, непохожими на Византийские. Церковь постепенно становиться основным институтом феодальной культуры древней Руси.
Культурный шок 4
Культурный шок — эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом[1][2]. Привыкание к новому окружению может быть волнующим, стрессовым, может обмануть ожидания, быть забавным или просто сбить с толку.
Эры развития жизни на Земле
Периоды и их продолжитель ность (млн. лет) Животный и растительный мир Назв. и продолж Возраст Кайнозойская (новой жизни), 67 Антропоген, Появление и развитие человека. Животный и растительный мир принял современный облик.
работа. Челябинск, Уралгафк
На тему: Туристско – рекреационные ресурсы Иркутской области ( Иркутск, Братск, Ангарск, Тайшет, Бирюса, Ангара, Байкал, Баргузинский заповедник)
Царевна-лягушка
Волшебная сказка «Царевна-лягушка» прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам. Из названия сказки понятно, что царевна-лягушка — главная героиня. Вначале Иван-царевич хотел отступиться от неё: уж очень напугал его внешний облик лягушки.
Стихотворение Бунина Слово
Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.
Встреча с писателем
Харьков — большой промышленный и культурный центр Украины. Я счастлив, что живу в этом городе, где есть много музеев, театров, где живут много интересных людей: ученых, писателей, художников. Недавно в нашу класс пожаловал харьковский поэт Юрий Иванович Стадниченко. Дружба этого поэта с учениками нашей школы уже длится десятилетие.
Образ культурного героя в карело-финском эпосе.
Автор: Лённрот Э. "Калевала" - эпическое произведение, состоящее из рун. Главный герой поэмы - вековечный песнопевец Вяйнямёйнен. Это не только герой - войн, но и "культурный герой" - устроитель земли, приносящий людям зачатки культуры, строящий лодку при помощи слова, создающий музыкальный инструмент кантеле, Рождение его было неким чудом.
Иконопись Древней Руси
Text Graphics Иконопись Древней Руси. Graphics Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия. Graphics
Священные войны в Древней Греции
Священные войны — в древней Греции были связаны с существованием союза амфиктионов, имевшего религиозный характер и заключавшего некоторые элементы международного греческого права: все члены его давали клятву охранять неприкосновенность Дельфийского храма, соблюдать во время войны некоторые правила пощады, не нападать на соплеменников во время празднеств и т. д.
Древнеперсидский календарь
Древнеперсидский календарь — лунно-солнечный календарь древней Персии, зафиксированный в древнеперсидских наскальных надписях Ахеменидских царей (IV-V вв. до н.э.)[1] Календарь был синхронизирован с вавилонским. Год начинался в районе весеннего равноденствия в праздник, послуживший прообразом персидского Новруза[2], и состоял из 12 лунных синодических месяцев (по 29 или 30 дней), насчитывая таким образом около 354 дней.
Королевство Миде
Ми́де ([ˈmʲiрʲe], /ˈmiːр/, Mide/Meath, «срединное королевство») — центральная область древней Ирландии, в которой находилась резиденция Верховных королей Ирландии, Тара[1][2].
Война годов Дзинсин
Война годов Дзинсин , или Смута Дзинсин (яп. 壬申の乱 дзинсин но ран?, «смута года водяной обезьяны») — вооружённый конфликт за Императорский престол в древней Японии в 672 году между старшим сыном покойного Императора Тэндзи, принцем Отомо, и его младшим братом, принцем Оама.
Схема Государственного устройства древней спарты
Соправители из 2х царских городов Спарты 5 Эфоров 2 Царя верховное военное командование Совет старейшин ( Герусия 28 пожизненных членов Сход ( Аппела Собрание всех полноправных и боеспособных спартиатов
Культурный герой
Введение 1 Культурный герой в мифах 2 Мифологическая роль культурных героев 3 Культурный герой в современной массовой культуре Список литературы Введение
Месоамерика
Мезоамерика Средняя Америка ) — историко-культурный регион, простирающийся примерно от центра Мексики до Гондураса и Никарагуа. Термин был введён в обиход в 1943 году немецким философом и антропологом Паулем Кирхгоффом.
Солнечная повозка
(дат. Solvognen) — миниатюрное скульптурное изображение повозки эпохи бронзового века, обнаруженное крестьянином в трундхольмском болоте на северо-западном берегу острова Зеландия в 1902 году и с тех пор являющееся жемчужиной собрания Национального музея Дании в Копенгагене (входит в датский культурный канон).
Золотой век Испании
Диего Веласкес. «Копья» (1635) Золотой век Испании (Siglo de Oro) — величайший культурный подъём в истории Испании, который пришёлся на XVI и на первую половину XVII века.
Среднестоговская культура
Введение 1 Погребальный обряд 2 Хозяйство 3 Антропологический облик Список литературы Введение Среднестоговская культу́ра — археологическая культура эпохи энеолита (4500-3500 до н.э), распространённая в степях Приазовья между Днепром и Доном. На востоке её локальные разновидности доходили до среднего Поволжья[1].
Вестник древней истории
Вестник древней истории Вестник древней истории (общепринятое сокращение — , англ. Journal of Ancient History) — важнейший академический советский и российский журнал, посвященный истории древнего мира. В настоящее время издается Институтом всеобщей истории Российской Академии наук.
Социальный строй древнерусского государства
Социальный строй древнерусского общества В современной отечественной исторической науке преобладает мнение о том, что в Древнерусском государстве абсолютное большинство населения составляли свободные крестьяне-общинники, объединявшиеся в вервь (от веревки, которой обмеривали земельные участки; вервь называли также сотней, позже — губой).
Вавилонский календарь
Вавилонский календарь Вавилонский календарь — разновидность лунно-солнечного календаря, использовавшегося в древней Вавилонии. Структура календаря, вероятно, была унаследована от шумерского лунно-солнечного календаря.
Атлантроп
План Введение 1 История открытия 2 Внешний облик 3 Материальная культура Атлантроп Введение Атлантроп (др.-греч. Ἄτλας, род. п. Ἄτλαντος — «Атлас» (горная страна в Африке) и ἄνθρωπος — «человек») — североафриканский подвид Homo erectus, живший около 700 тыс. лет назад.
Олимпийские игры 5
Олимпийские игры (греч. Olэmpia) Древнейшие и наиболее популярные в Древней Греции общегреческие празднества и состязания. Устраивались в честь бога Зевса, согласно традиции, с 776 до н. э. в Олимпии 1 раз в 4 года. На время объявлялся обязательный для всех греков «священный мир», в это время в Греции не велось военных действий и дороги в Олимпию были безопасны.
Американская империя
План Введение 1 «Империя в основе американской внешней политики» 2 Культурный империализм 3 Военные базы США за рубежом в качестве одной из форм империи
Кабала город
Предположительный вид древней Кабалы, (панорама в историческом музее г.Габала, Азербайджан) Кабала́ (Кабалака, Кабалак, Габала), (лезг. Кьвепел - "два холма", азерб. Qəbələ), — древний город и столица Албании Кавказской (до VI века), крупный торговый центр до XV века[1].
Вторая Священная война
План Введение 1 Причины войны 2 Ход боевых действий 3 Итоги войны Вторая Священная война Введение Вторая Священная война (448 до н. э.) — вооружённый конфликт в Древней Греции V в. до н. э., являвшийся одним из проявлений конфронтации между Афинами и Спартой во время Малой Пелопоннесской войны.
Биологические эры
Периоды и их продолжитель ность (млн. лет) Животный и растительный мир Назв . и продолж раст Кайнозойская (новой жизни), 67 Антропоген, 1,5 Появление и развитие человека. Животный и растительный мир принял современный облик.
Биологические эры
Периоды и их продолжитель ность (млн. лет) Животный и растительный мир Назв . и продолж раст Кайнозойская (новой жизни), 67 Антропоген, 1,5 Появление и развитие человека. Животный и растительный мир принял современный облик.
Ададуров Василий Евдокимович
Математик и писатель. В 1727 г. был студентом Академии и обратил на себя внимание математика Бернулли. Занимался также переводом древней истории Байера и статей для академических изданий.