Ольшанский Д.А.
Сегодня, когда Россия стоит на пути формирования информационного общества, когда создаётся государство гражданских прав и свобод, именно сегодня особое внимание должно быть обращено изучению истории. В открытом обществе, в условиях единой мультикультуры этого общества, универсального общемирового пространства, главное внимание следует уделить исследованию феноменов культуры и антикультуры. Мультикультура есть универсализация, но не унификация национальных культур, мультикультура есть равноценное сосуществование национального и мирового, а не поглощение одного другим или качественное изменение национального. В этом контексте особую роль получает проблема уничтожения, вернее, подмены культуры антикультурой, как это происходило в тоталитарных государствах в ХХ веке. Для продуктивного построения нового следует осмыслить уроки истории.
Многие исследователи по-разному определяют понятие 'культура', но общий смысл, который можно найти во всех этих определениях, тот, что культура является творением человека. Человек создаёт, 'выращивает' культуру, но, вместе с тем, культура создаёт человека, она выделяет его из природного мира, создавая особую реальность человеческого бытия, искусственную реальность.
'Короче говоря, культура образует особую реальность, которая несводима ни к обычной жизнедеятельности, ни к её картине в сознании людей, является благодатным полем для реализации творчества, полётов воображения, различных экспериментов, поисков, радостей и наслаждений и т.п.' [1] Культура всегда допускает плюрализм мнений, чего не может позволить себе тоталитаризм. Культура не навязывает определённую точку зрения, но создаёт лишь пространство для человеческого творчества, где сам человек-творец создаёт своё мнение. Культура лишена агрессии и насилия, через культуру человек творит мир, культура созидательна по своей природе.
'Культура - это обретение 'мира впервые'. Она позволит: нам: как бы заново порождать мир, бытие предметов, своё собственное бытие', - пишет Библер. [2] Человек, обладающий культурой, сам творит мир, он подобен и равен Богу (по мысли Бердяева), он свободен и способен жить независимо.
Человек, обладающий культурой, защищён от опасности внешнего мира, он может 'скрываться' в своём искусственном бытии, созданном, он может 'жить' в культуре, в своём 'собственном бытии'. Человек обретает свободу и безопасность в культуре. Человек культуры - это не человек государства, он не способен служить идее диктатора, у него есть своя идея, для которой он живёт. Диктатор должен унифицировать мышление, создать одно единственно правильное мышление, одно для всех бытие, то бытие, где только он будет лидером. Человек культуры может стать очагом крамолы, этого допустить нельзя. Нужно лишить человека культуры. Лишённый культуры, он делается зависимым и слабым, общество, лишённое культуры, превращается в 'человеческое стадо' (ленинский термин не прижился в истории, но в данном контексте он как нельзя лучше характеризует место личности в тоталитарном государстве). Культурность - это человечность, культурность и рабство несовместимы.
Идея тоталитаризма состоит не в том, чтобы уничтожить всякого рода мысль, подавить индивидуальность, подчинив её власти идеологии, но, прежде всего, в том, чтобы изменить принцип мышления человека, не ограничивая его возможности. Дать человеку свободу самореализации, уничтожив само понятие 'ценность', убив культуру, открыть перед личностью огромные перспективы развития: самосовершенствования, новых исканий, создания новой культуры, формирования человека будущего. Если нет морали, то никакие преступления не могут быть осуждены. Для того чтобы заставить человека повиноваться, надо отобрать у него культуру и мораль, дать ему свободу развития. Не отобрать, а дать человеку свободу - вот основной принцип тоталитаризма. Сопротивление тоталитаризму не есть стремление к освобождению, но стремление к сохранению или возрождению культуры и есть добровольный выбор человека.
Отдать человеку свободу, которой у него якобы не было, а потом узурпировать его волю. Снять с человека одежду культуры, и, оставив его 'голым' и беззащитным, предложить один единственный выход - жить в стаде и подчиняться общим законам, либо не жить вовсе. Такова философия тоталитаризма.
Культура - это то, что связывает человека с прошлым, даёт ему память. 'Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих - культур.' [3] Человек, лишённый культуры, теряет связь с прошлым, он становится оторванным от своих корней, одиноким и беззащитным. Уничтожение культуры есть одновременное уничтожение памяти. 'Чтобы уничтожить нацию, надо уничтожить её память', - писал Гитлер в 'Mein Kampf".
'Культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности: форма свободного разрешения и предрешения своей судьбы в сознании её исторической и всеобщей ответственности:' [4] Лишить человека культуры - равно лишению его свободы. Парадоксально звучит, что свобода, приведшая к уничтожению культуры, в конечном итоге, лишает человека этой свободы. Уничтожение культуры лишает человека его индивидуальности, он перестаёт быть членом общества и делается частью стада. Тоталитаризм часто обращается к идее создания 'нового человека', сверхчеловека, человека, биологически 'нормального' (культура в данном случае рассматривается как извращение), создаёт образ человека - повелителя природы и стихий. Природное ставится превыше культурного.
На смену культуре приходит антикультура. Антикультура даёт человеку мнимую свободу и, в отличие от культуры реальной, культуры положительной, которая исходит от человека и рождается в обществе, антикультура навязывается обществу через систему пропаганды с целью трансформировать общественное мышление и жизнь. Разрушая культуру и нравственность, диктатор меняет систему ценностей, строит новую антинравственность, новую антикультуру, тем самым ему удаётся повлиять на образ мышления человека.
'На самой заре человеческой истории был 'изобретён' (для краткости скажу так) особый 'прибор' - некая 'пирамидальная линза' самодетерминации, способная в принципе отражать, рефлексировать, преобразовывать все самые мощные детерминации 'извне' и 'изнутри'. Вживлённый в наше сознание своей вершиной, этот прибор позволяет человеку быть полностью ответственным за свою судьбу и поступки. Или скажем так: при помощи этой 'линзы' человек обретает действительную внутреннюю свободу совести, мысли, действия: Этот странный прибор- культура:' [5] Человек не должен быть ответственным за себя, он не должен быть самостоятельной биологической единицей, он должен стать животным.
Антикультура, в отличие от позитивной культуры, культуры создающей, может быть агрессивна и деструктивна и всегда служит интересам отдельной группы людей, либо государственным интересам. Антикультура убивает человечность культуры, антикультура убивает прекрасное. Человек антикультуры проецирует свои фантазии и страхи не в особую искусственную реальность, а лишаясь ее - общается с наличной, действительной реальностью. Он не способен творить, но способен разрушить. Культурность - это человечность, она субъективна, в том смысле, что во главу ставит индивида, человека-творца. Антикультура абстрактна и античеловечна, склонна к объективации, замещении индивидуального общественным.
Антикультура стирает уникальные особенности, унифицирует и создаёт нечто обобщённое и усреднённое, 'просеивая' и отбирая лишь то, что служит идеям государства. Антикультура всегда служит политически ангажированным идеям, культура - конкретному человеку.
Опасность современной ситуации заключается в том, что создаваемая сегодня общемировая мультикультура не должна стать антикультурой, не должна стирать уникальные особенности культур, она не должна создавать нечто среднее, но должна объединять все уникальные особенности и служить установлению продуктивного диалога между народами.
Список литературы
[1] Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. В 2 ч. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1996.- т.1, С. 130;
[2] Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.- С. 290;
[3] Там же, с.288;
[4] Там же, с.290;
[5] Библер В.С. Культура// 50/50: опыт словаря нового мышления. М., 1989. - С. 236-237.
Другие работы по теме:
Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр о праве на ложь
Иммануил Кант и Артур Шопенгауэр о праве на ложь В первой главе необходимо определить предмет исследования, а именно - феномен лжи. Для определения лжи используются различные категории. В обыденном сознании ложь обычно ассоциируется с негативным, социально неодобряемым действием - обманом, который определяют либо как синоним лжи, либо как процесс порождающий ложь.
Андреев Даниил Леонидович
Андреев непосредственно продолжал традиции философии всеединства Соловьева, развивая их на основе сложного соотношения принципов толстовства и классического славянофильства.
Понимание межличностных отношений
Общественные отношения и межличностные отношения. Деловые отношения и межличностные отношения. Виды и феномены межличностных отношений.
Множественная личность
Множественная личность — психический феномен, при котором человек обладает двумя или более различными личностями, или эго-состояниями. Каждая альтер-личность в таком случае имеет собственные паттерны восприятия и взаимодействия с окружающей средой.
Психология тоталитарного режима
Причины установления тоталитарного режима на примере Германии. Тоталитарное воздействие на личность, общие черты всех тоталитарных режимов. Характеристика психики А. Гитлера как диктатора: патологический эмоциональный сдвиг, неуемное желание власти.
Сравнительная таблица тоталитарных и авторитарных режимов
Сравнительная таблица тоталитарных и авторитарных режимов. Критерии сравнения Авторитаризм Тоталитаризм 1. Перевод/значение «авторитаризм» происходит от латинского autoritas и означает "власть". Но чтобы адекватно понять хотя бы первоначальное значение слова, надо обратиться к его древнегреческим корням: "авто" означает "сам", "автократия", соответственно, — "самовластие", "самодержавие".
Эффект Брэдли
Эффект Брэдли (также именуемый эффект Вильдера, эффект Динкинса) — феномен, часто наблюдаемый в политической жизни США и других стран с непростыми межрасовыми отношениями, который выражается в проявлении политики двойных стандартов избирателями, когда в предвыборной кампании участвуют белые и небелые кандидаты.
Тоталитаризм и авторитаризм
Тоталитаризм и авторитаризм Основные понятия: тоталитарный политический режим, авторитарный политический режим. Тоталитарный политический режим
Мотивы предостережения в произведениях писателей XX века
Литература XX века отличается стойким вниманием к моральным проблемам, вопросам истории и культуры, положении человека в современном мире. Огромные социальные изменения, которые происходили в XX веке, принудили многих писателей стать на защиту человека, его личности и гуманистических идеалов.
Феномен декабризма
Несмотря на существующую обширную и многожанровую литературу о декабристах, проблема декабристской политической культуры не стала пока еще предметом специального научного исследования, хотя актуальность ее несомненна.
Олений парк
(фр. parc aux cerfs) — особняк в окрестностях Версаля, предназначавшийся для встреч короля Франции Людовика XV с многочисленными и часто меняющимися фаворитками. В литературе XIX—XX веков феномен «Оленьего парка» использовался в качестве примера развращённости нравов эпохи рококо.
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация
Цивилизация – это: Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня воспроизводства социальной жизни. Локализованные в пространстве и времени общ-ва, которые являются целостными системами, представляющими конкретный социокультурный феномен, имеющими четковыраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития.
Контркультура
Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культурофилософы.
Цеховик
— подпольный предприниматель в СССР в период до конца 1980-х годов. Феномен подпольности заключался в том, что официально было невозможно ни организовать предприятие, ни продавать произведённую продукцию. Поэтому цеховики нашли выход — официальной государственной структурой производилась подпольная продукция и неофициальной теневой структурой эта продукция продавалась.
Бохай
Введение 1 История 2 Государственное устройство и культура Введение Бохай (кит. 渤海) или Пархэ (кор. 발해) (698—926), — первое государство тунгусо-маньчжуров, располагавшееся на территории Маньчжурии, Приморского края, и в северной части Корейского полуострова. В 926 году Бохай было завоёвано киданями.
Тарума государство
Введение 1 История 2 Правители Список литературы Введение Тару́ма (индон. Taruma), также Таруманага́ра (индон. Tarumanagara, «буквально — государство Тарума») — раннее яванское государство, находившееся на западе острова, основаное сундами[1].
Борну
на карте Африки 1885 г. Борно (Борну) — средневековое государство в Сахарской зоне Сахель, в Африке, на стыке современных территорий Нигерии, Нигера и Чада.
Уйгурское идыкутство
Введение 1 Создание 2 Государственное устройство 3 Экономика 4 Взаимоотношение с другими государствами 5 Союз с монголами 6 Упадок Введение Уйгурское Турфанское идыкутство, Уйгурское государство Идыкутов, Уйгурское государство Кочо — феодальное государство в Восточном Туркестане. Образовалась в результате распада Уйгурского каганата.
Чимор
— древнее индейское доколумбово государство, существовавшое в XII век — XVI веках на территории современного Перу и принадлежавшее к культуре Чиму. История этого государство известна плохо. В период своего могущества территория страны простиралась вдоль побережья Тихого океана почти на тысячу километров.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Независимое государство Хорватия
Независимое государство Хорватия (хорв. Nezavisna Država Hrvatska) — марионеточное государство, основанное усташами в 1941 году с помощью стран Оси (нацистского блока) и их союзников. В 1941 году его населяли 6,64 млн человек и занимало оно площадь 102,7 тыс.[2]. квадратных километров. В состав нового государства кроме Хорватии вошли Босния и Герцеговина и Срем.
Республика Техас движение
Республика Техас — сепаратистское движение в США, добивающееся независимости Техаса. По мнению сепаратистов, государство Республика Техас было незаконно аннексировано в 1845 году Соединёнными Штатами и в настоящее время находится под их оккупацией. Официальные власти США не признают сепаратистское «государство».
Политическая система Бельгии
План Введение 1 Федеральное государство 1.1 Трехуровневая структура 1.2 Компетенции различных инстанций 2 Политические партии Бельгии Введение 1. Федеральное государство
Тоталитарная эстетика
План Введение 1 Основные характеристики 2 Модернизм и тоталитаризм 3 Проявления тоталитарной эстетики 3.1 Графика 3.2 Кинематограф 3.3 Архитектура и скульптура
Южный Йемен
Йемен -1940 Южный Йемен — географическая область на юге Аравийского полуострова. C XIX века — британские протекторат и колония, называвшаяся Аден по имени административного центра.
Венгерское государство
Венгерское государство Венгерское государство (венг. Magyar Бllam) — государство-сателлит нацистской Германии, образованное в 1944 году после отстранения регента Миклоша Хорти от власти. Вождь венгерской национал-социалистической партии Скрещенных Стрел Ференц Салаши стал «Национальным лидером» (венг.
Государство Катанга
Введение 1 История 2 Полезные ископаемые Введение Государство Катанга (фр. Йtat du Katanga), — самопровозглашенное государство на юге Демократической Республики Конго. Существовало с 11 июля 1960 года по 15 января 1963 года.
Княжество Сербия
Княжество Сербия (сербск.: Кнежевина Србија, Kneževina Srbija) - балканское государство, образованное после сербской революции в 1817 году.
Государство словенцев, хорватов и сербов
План Введение 1 Наименование 2 История Список литературы Введение Государство Словенцев, Хорватов и Сербов (ГСХС) — государственное образование, возникшее на Балканском полуострове после распада Австро-Венгрии[1]. Возникло в результате объединения Королевства Хорватия и Славония, Королевства Далмация, Боснии и Герцеговины и Крайны в единое государство 29 октября 1918 года. 1 декабря того же года государство объединилось с Королевством Сербия, создав тем самым Югославию.
Правовое государство понятие и черты
Содержание 1. Используя различные словари, дать четыре различных определение понятия с указанием источников 2. Самостоятельно сформулировать два определения понятия
Государство и гражданское общество. Формы нх взаимодействия
Государство и гражданское общество. Формы нх взаимодействия. Однако, как уже упоминалось выше, гражданское общество неразрывно связано с понятием правовое государство. Правовое государство, по сути, политическое ядро гражданского общества и без правового государства невозможно само существование гражданского общества.