В результате нашествия монголо-татар художественные центры Руси переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков., где имелось много памятников старого искусства и сохранились живые носители культурных традиций. Эволюция живописи лучше всего прослеживается на новгородских памятниках, которых, к тому же, сохранилось больше, чем в других городах. На развитие монументальной живописи Новгорода оказал большое влияние великий византиец Феофан Грек
(30-е гг. ХIV в. – после 1405 г.). В ХV в. в монументальной живописи все более усиливалось давление официально-церковного канона.
В ХIV – ХV вв. новгородская иконопись, в отличие от фрески, развивалась медленно. К числу ранних икон, где уже оформляются черты местного стиля, относится икона “Отечество” (кон. ХIV – нач. ХV в. , ГТГ), трактующая Троицу в “новозаветном” варианте – не в виде трех ангелов, а антропоморфно, когда Бог-отец – это убеленный сединами старец, Бог-сын – отрок, Дух Святой – голубь. В ХV в. появился новый тип двух-трехчастной иконы, воспринимающейся как историческая картина. Икона 2-й половины ХV в. “Чудо от иконы Знамения пресвятой Богородицы” (“Битва суздальцев с новгородцами”), посвященная победе новгородцев над превосходящими силами противника в 1169 г., свидетельствует об известной свободе новгородских иконописцев, интересовавшихся историей не только священной, но и собственной.
По размаху и разветвленности московская живопись того времени не знала себе равных. Здесь уже сложилась самобытная художественная традиция и это позволило московским живописцам избежать простого подражания великому мастеру Феофану Греку, ставшему на рубеже ХIV - ХV вв. главной фигурой в художественной жизни Москвы. Под его руководством проходили основные художественные работы: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др. Сохранился ряд великолепных икон, созданных в кругу Феофана. Лучшая из них – “Богоматерь Донская” из Успенского собора Коломны с “Успением Богородицы” на обороте (ГТГ). Наиболее достоверным творением самого Феофана в Москве считается 7 икон деисусного чина Благовещенского собора нач. ХV в. (“Спас”, “Богоматерь”, “Иоан Предтеча” и др.). Глубокая одухотворенность, выразительный рисунок, звучный колорит придают Деисусу Благовещенского собора значение одного из величайших произведений мирового искусства.
Иконостас Благовещенского собора – древнейший из дошедших до нас так называемых русских высоких иконостасов. Новый иконостас, в становлении которого , очевидно, большую роль сыграли Феофан Грек, Андрей Рублев и их товарищи, представлял собой высокую стенку из нескольких рядов икон (“чинов”). В ХVI в. в композицию иконостаса вошли деревянная резьба, богато украшенные оклады (ризы) для икон. Так в ХIV – ХVI вв. сложился высокий иконостас – русское национальное явление, со своей иконографией, композицией и сложной символикой.
В искусстве А. Рублева наиболее заметен просветленный мотив, который трактовал Страшный суд в духе русского исихазма – с нетрадиционным оптимизмом. Это соответствовало как общественным ожиданиям (надежда на всеобщее прощение, характерная для значительной массы верующих), так и, вероятно, мироощущению самого художника-мыслителя, отчасти увидевшего, а больше предугадавшего грядущий национальный подъем Руси. “Страшный суд” Андрея Рублева и Даниила Черного не внушает чувства страха и возмездия. Это не суд кары, а конечное торжество добра. Апофеоз справедливости, выстраданной человечеством. В рамках традиционной иконографической схемы художники сумели создать новое художественное явление.
Самое совершенное произведение А. Рублева – икона “Троица” (ГТГ), происходящая из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Серьезно переосмыслив византийскую композицию, художник освободил икону от жанровых подробностей и сосредоточил все внимание на фигурах ангелов. Три ангела – это предвечный совет о послании Отцом Сына на страдание во имя спасения человечества. Изображенные Рублевым ангелы едины, но не одинаковы. Их согласие достигается единым ритмом, круговым движением. Круг, с древности символизирующий гармонию, образован позами, движениями ангелов, соотносительностью их фигур. Таким образом, Рублеву удалось решить труднейшую творческую задачу, выразив две сложные богословские идеи о таинстве евхаристии и триединстве божества. Содержание “Троицы” не ограничивается богословскими идеями. В ХIV в. популярность культа Троицы на Руси была связана с конкретными историческими условиями. В Святой Троице, как нераздельной, осуждалась раздробленность и проповедовалась соборность, а в Троице, как неслиянной, осуждалось иноземное иго и содержался призыв к освобождению.
В конце ХV в. в древнерусской живописи ведущую роль играло “рублевское” направление. Художники больше обращались к сюжетам Ветхого завета, к легендарно – историческому жанру, проявляли интерес к национальному быту, к русским реалиям (архитектура, костюм и т. п.).
Крупнейшим художником “рублевского” направления на рубеже XV-XVI вв. был Дионисий (30-40-е гг. XVв. – ок. 1508 г.). Важнейшим среди сохранившихся творений Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502г.). Влияние Дионисия сказывалось на всем искусстве XVI в.
Вместе с тем, в русской живописи ХVI в. появилось стремление к отвлеченному “мудрствованию”, к истолкованию, в художественных образах важнейших христианских догматов, что приводило к перегруженности изображения деталями, символами (иконы “Видение Евлогия”, “Видение Иоанна Лествичника”, “Притча о слепце и хромце”, ГРМ). Но одновременно усиливалась церковная регламентация художественного творчества. Строгий церковный надзор не только над иконописью, но и над самими иконописцами вменялся специальным старостам из “нарочитых мастеров”. Идеальный образ, к которому должен был стремиться каждый художник, обрисован в главе 43 Стоглава: “Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу,не пьянице, не грабителю, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную…”.
Для иконописи ХVI в. характерно возвеличивание средствами искусства официальных политических идей. Так, икона – картина “Церковь воинствующая” или “Благословенно воинство небесного царя” (сер. ХVI в., ГТГ), мало напоминает традиционный молельный образ. Это, скорее, живописный памятник казанской победе Ивана Грозного, произведение, по сути, историко-аллегорического жанра.
В ХVI в. менялся и внешний облик русской иконы. Практически обязательной принадлежностью становится серебряный басменный , или чеканный, оклад. Чтобы подчеркнуть блеск окладов, лики часто писались намеренно темными невыразительными красками. Те же изменения, что и в иконописи, происходили в монументальной живописи, которая известна прежде всего по московским памятникам. Развитие жанра исторического портрета связано с ростом интереса к исторической тематике.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Историческое значение Возрождения
историческое значение Возрождения Особое историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога.
. Живопись
Компания Henkel, выдвигая идею популяризации неоспоримого бренда надежности клея «Момент» в России, учреждает творческий конкурс среди профессиональных художников и студентов художественных специальностей
работа
ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЧЕТОВ ЛЕТНЯЯ СЕССИЯ 2011/12 уч.г. Кафедра «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙНЕ» 1 КУРС Гр.1141/1,2 Иностранный язык экзамен
Художники
Автор: Гаршин Всеволод. Повествование ведется поочередно от имени двух художников — Дедова и Рябинина, контрастно противопоставленных друг другу.
Литература барокко
Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности.
Королева плакучей ивы и стихов
Китайская живопись — 2000 лет поиска лаконичной формы, выражающей суть идеи. Строгие каноны и правила, передающиеся из поколения в поколение, традиционные тушь, кисти, рисовая бумага или шелк и одновременно то, что очень трудно выразить словами.
Франсуа Буше
Text Text Во второй половине 50-х годов 18 столетия творчество Буше стало чересчур отвлеченным и холодным, живопись жесткой, в композициях проявился ложный пафос. Творческий кризис Буше отражает деградацию стиля рококо, вызванную общим упадком аристократической культуры.
Европейская живопись 18-го столетия
Европейская живопись 18-го столетия в основном характеризуется тремя стилями, Это - рококо, неоклассицизм и барокко. Живописцы этого периода не обладают славой художников Эпохи Ренессанса или живописцев 19-го – 20-го столетий, но их вклад в живопись не оспорим и важен. В этот период были наиболее популярны портретная живопись и пейзажные направления.
Панно для интерьера
Введение Витраж — от французского «vitrage» («vitrum» — «стекло», лат): орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого прозрачного материала в окне, двери или в виде самостоятельного панно, а так же это особый вид декоративного искусства, приобретающий огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, такими как живопись, архитектура и т.д.
Предмет и задачи искусства
Искусство выполняет исследовательскую, просветительскую и публицистическую функции. Искусство - это наука о пластических искусствах (живопись, скульптура, графика, архитектура).
Моя поездка в Эрмитаж
рмитаж. Не так давно мы со всем классом поехали в Эрмитаж. Тема нашей поездки была живопись, портреты XV–XVII веков в Европе. Поездка в этот музей мне не очень понравилась. В галерее Эрмитажа наверняка не менее сотни картин этого жанра, но нам почему-то показали всего четырнадцать портретов – это меня очень огорчило, но зато о каждой картине нам очень подробно, хорошо и понятно рассказала экскурсовод.
Абстрактный экспрессионизм
Представителями абстрактного экспрессионизма были Джексон Полок (1904 - 1984), Вильям де Кунинг (1912 - 1956), Марко Ротко (1903 - 1970). Послевоенный абстракционизм прямо не связывал себя с геометрической традицией абстракционизма.
Монохромная живопись
Лян Кай Шестой патриарх, Чжао Мэнфу рубящий бамбук Краски осени в горах Гуань Даошэн Сюй Вэй. Бамбук. 16 век. Бамбук и камень галерея Фрина, Вашингтон Для монохромной живописи (черной тушью) характерны выразительность нюанса, возможность своеобразного аскетизма, связь с каллиграфией. Толчок к развитию монохромной живописи дало творчество Ван Вэя (701-761) с его лирическими пейзажами.
Русская икона
Древнерусская живопись - одна из признанных вершин мирового искусства, величайшее духовное достояние нашего народа. Интерес к ней огромен, как огромны и трудности ее восприятия для нас.
Ге Н.Н.
Психологические портреты, исторические картины, экспрессивные, драматические композиции на религиозно-этические темы. Ге был первым, кто решительно повернул русскую историческую живопись к современности и реализму.
Остроухов И.С.
Русский живописец, передвижник. Эмоциональные образы русской природы. Собиратель русской живописи и икон, переданных впоследствии им в Третьяковскую галерею.
Левицкий, Дмитрий Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Библиография Список литературы Введение Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (около 1735—1822) — русский[1] живописец украинского[2] происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета.
Живопись и поэзия
Введение 1 Манифест 2 Выставки 3 Галерея Список литературы Введение «Живопись и поэзия» (англ. IMMAGINE&POESIA) — международное литературное и художественное движение, возникшее в 2007 году в театре «Альфа» (Турин, Италия) под патронажем переводчика итальянской поэзии Эронви Томас — дочери известного поэта Дилана Томаса.
Академизм
Академи́зм (фр. academisme) — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.
Гаагская школа живописи
— наиболее значительное художественное объединение второй половины XIX века в Нидерландах. Обозначает группу художников, живших и работавших в Гааге между 1860 и 1890 годами в стиле реализма. На гаагскую школу наиболее сильное влияние оказала барбизонская школа во Франции.
Охотники и собиратели
Наскальная живопись в Тассилин-Аджер в алжирской Сахаре Бушмен, изготовляющий ядовитые стрелы Термином охотники и собиратели обозначают определённый уровень развития человеческих обществ. Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью.
Цодило
Наскальная живопись в районе , расположенная на северо-западе Ботсваны, содержит одно из самых значительных в мире собраний доисторического наскального искусства. Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, была включена в список в 2001 году в связи с исключительной религиозной и духовной важности объекта для местного населения и как доказательство человеческого поселения давностью несколько тысячелетий.
Мексиканская монументальная живопись
1910 – 1917 – в Мексике проходит революция против диктатуры Диаса. 1920-21 – новая программа молодых художников: искусство должно обращаться к народу и поднимать его на революционную борьбу. Оно должно быть национально и возрождать древнюю культуру индейцев. Должно быть массовым («Декларация революционного синдиката рабочих техники и искусства» - 1922 утвержден: Сикейрос, Диего Ривера, Ороско, Герреро, Ф.
Петроглифы Гямигая
План Введение 1 Галерея 2 См.так же 3 Петроглифы в России 4 Петроглифы в мире 5 Ссылка Введение Наскальная живопись Гямигая, относящаяся к IV—I тысячелетиям до. н. э. и включая период бронзы и раннего железа расположена на территории Ордубадского района, к востоку от села Насирваз, неподалёку от границы Азербайджана с Арменией.
Наскальная живопись в горах Сьерра-де-Сан-Франсиско
Наскальная живопись в горах Сьерра-де-Сан-Франсиско (исп. Sierra de San Francisco) представляет собой доисторические наскальное панно, обнаруженные в штате Баха-Калифорния в Мексике. Изображения сделаны на потолках и стенах каменных пещер. Впервые их обнаружил иезуит Франсиско Хавьер в XVIII веке.
Анийское царство
План Введение 1 История 1.1 Возникновение 1.2 Расцвет 1.3 Падение Список литературы Введение Ани́йское царство (или Багратидская Армения, Армянское Царство Багратидов)— феодальное государство армян, существовавшее с 860-х годов по 1045 год. С 961 столицей царства был город Ани, ныне находящийся на территории Турции.
Курбе Гюстав
Курбе - французский живописец, скульптор и график. Родился 10 июня 1819 в Орнане, близ Безансона. В возрасте двадцати лет приехал в Париж и в течение десятилетия выработал собственную живописную манеру; современники называли его основоположником реализма.
Борис Валеджио (Вальехо)
Именно он несколько лет назад сделал фантастическую живопись не просто комиксовой, а частью настоящего искусства, многие его работы уже успели стать классикой живописи.