Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культурофилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её обновления и преображения. Отсюда своеобразный исследовательский бум, первые признаки которого обнаруживаются еще в конце 80-х годов.
Термин «контркультура» используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих принципам «базовой» культуры.
Внимание современных культорологов на проблеме контркультуры удерживает тот парадокс, что ценности и идеалы, рожденные на гребне антибуржуазных выступлений 60-х годов, не растворились в общественном мировосприятии последующих десятилетий. Сами молодежные движения после своего пика вскоре пошли на убыль, лево-радикальный тип сознания стал утрачивать массово-социальную опору, приобрел неожиданные модификации. Однако жизненные ориентации, приобретенные молодежью в процессе борьбы с истеблишментом, не исчезли. Они вошли в плоть и кровь современной культуры Запада.
Молодые бунтари, выступив против державных установок западной культуры, противопоставили им собственные ценности, и что же? С одной стороны, есть основания говорить о том, что новые ориентации растворились в лоне господствующей культуры. Но, с другой стороны, сама культура, вобрав в себя множество новых компонентов, предстала во многом иной.
Необходимо отметить, что в современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется в двух смыслах: во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 6-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение её как «культуру отцов».
Понятие «контркультура» появилось в западной литературе в 1960г., отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен – контркультуру. Кто такие хиппи, теперь более или менее известно. Что касается «разбитого поколения», то Джек Керуак был первым писателем, который сформулировал новые духовные ориентиры молодежи.
Битничество зародилось в 1944-1945 гг., когда встретились вместе Джек Керуак, Уильям Берроуз Аллен Гинзберг. Познакомившись, писатели стали экспериментировать с такими понятиями, как «дружба», «новое видение», «новое сознание». Родиной «поколения разбитых» оказалась Калифорния. Этот социо-культурный полигон Америки дал миру спустя десятилетия Джимми Хендрикса и Дженнис Джоплин, «Грейтфуд Дэд», «Джефферсон Эйрплейн» и психоделический рок. Калифорния стала местом съемок культового фильма безумных 70-х «Забриски-пойнт» Микеланджело Антониони. Сан-Франциско превратился в культурную столицу Тихоокеанского побережья США.
Другие работы по теме:
Культура. Основные понятия
Культура Основные понятия Культура - в социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ори- сатиров взаимодействия людей со средой существования, которые ови вырабатывают в совместной асизви для поддержания определенных структур деятельности и общения.
Социология культуры
Культура и ее функции, социологическая классификация культуры и закономерности ее развития, плоскости деления и эмпирического анализа культурных явлений. Массовая культура, субкультура, контркультура. Приватизация и коммерциализация современной культуры.
Контркультура в современном обществе
Сущность и содержание понятия "контркультура", причины и предпосылки возникновения данного движения, этапы развития. "Классическое" молодежное движение Запада, его направления и современное состояние. Контркультурные инновации и их влияние на молодежь.
Cоциалогия культуры
Культура – исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura” обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также виды деятельности.
Становление трансперсональной психологии
Существует преемственность и кровная связь между гуманистическим и трансперсональным направлениями в психологии. Основателями обоих направлений были одни и те же люди - А.Мэслоу, Э.Сутич, А.Уотс, М.Мерфи, Д.Будженталь, Р.Лэйнг, В.Франкл, Ф.Перлз.
Субкультура молодежи
Введение. Проходит множество веков, сменяется одна эпоха за другой...Это всё неизменно, это закон времени. Но это только внешняя, поверхностная сторона круговорота нашей жизни. Временные «реки» были бы не интересны, если бы не существовало самой главной, яркой их составляющей - общества. Да, именно с него начинаются практически все науки.
а по дисциплине
Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания научного труда, используемых источников по теме. Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста
С. М. Сергеев История русской культуры
России. Хронологически курс охватывает всю историю русской культуры с древнейших времен до 1917 г. Но основное внимание уделено культуре императорской России (XVIII начала XX в.)
Контркультура
Контркультура как универсальный атрибут общества. Контркультура студенческого движения на западе в 1960-е гг.. Контркультура в СССР.
Культура в современном её понимании
Министерство высшего образования Российской федерации СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ кафедра гуманитарных наук РЕФЕРАТ по дисциплине: культуролгия
Роль культурных ориентаций в развитии общества. Субкультура. Контркультура.
оглавление Раздел 4. Роль культурных ориентаций в развитии общества 4.1 Субкультура. Контркультура Понятие субкультуры. На развитие культуры влияют самые разные факторы. Скажем, некоторые ее зоны отражают социальные или демографические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены.
Идея равенства культур в современном мире.
оглавление 4.3 Идея равенства культур в современном мире Идею равенства всех культур обосновывали многие культур-философы, в том числе русский философ Н. Я. Данилевский, немецкие философы О. Шпенглер, В. Шубарт.
Тестовые задания.
оглавление Тестовые задания Великие поэты древнего Рима: а) Вергилий; б) Гораций; в) Тиртей; г) Овидий; „Повесть временных лет? написана: а) неизвестным автором; б) русским летописцем; в) летописцем
Массовая культура основные понятия
Массовая культура является производной от индустриального общества. Ее появлению предшествовало развитие кинематографа, звукозаписи, звуковоспроизведения, радио, телевидения и других средств массовой информации (СМИ). Они объединяют людей в социальное и культурное целое, став в современном мире носителями культуры, формируя у масс людей стандартные вкусы и формы «культурного потребления», распространяя шаблоны массовой культуры и в привилегированных, и в малообеспеченных слоях населения.
Сущность и структура культуры 3
1. Сущность и структура культуры Культура (от латинского cultura) – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание; культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в процессе и результатах материального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях,
Основы культурологии
Понятие "художник" в науке о культуре применяется в более широком смысле и подразумевает любую творческую личность независимо от её рода деятельности. Феномен культуры. Строение культурологии как науки. Ментальность как основа национальной культуры.
Виды и структура культуры
Основные черты культуры. Статика и культурная динамика как основные части структуры культуры. Агенты и социальные институты культуры. Типология и виды культур. Доминирующая культура, субкультура и контркультура. Особенности сельской и городской культуры.
"Переходные эпохи" и феномен массовой культуры
История возникновения массовой культуры. Классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Подходы к определению массовой культуры. Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии. Виды культуры и признаки субкультуры.
Умови виникнення контркультури у ХХ ст.
Виникнення контркультури, романтичний корінь контркультури, його спадкоємність романтизму XIX в. Дозвілля як нова цінність. Контркультура як нова епоха, відмова контркультури від принципу професіоналізації, естетика повсякдення. Людина як митець.
Маркузе, Герберт
Введение 1 Биография 2 Основные произведения 3 Переводы на русский язык Введение Ге́рберт Марку́зе (нем. Herbert Marcuse; 19 июля 1898, Берлин — 29 июля 1979, Штарнберг) — немецкий и американский философ и социолог, представитель Франкфуртской школы.
Контркультура 2
Введение 1 Возникновение 2 Принцип образования контркультуры Список литературы Введение Контркульту́ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.
Лето любви
Введение 1 Предыстория 2 Лето любви 3 Фестиваль в Монтерее 16—18 июня 4 Влияние на культуру Список литературы Введение Лето любви (англ. The Summer of Love) — лето 1967 года, когда в квартале Сан-Франциско под названием Хайт-Эшбери собралось около ста тысяч хиппи, знакомых и незнакомых, чтобы праздновать любовь и свободу, создавая тем самым уникальный феномен культурного, социального и политического бунта.