:
СМЯТЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК В ТАИНСТВЕННОМ И НЕПОЗНАВАЕМОМ МИРЕ
Впервые понятие «сюрреализм» ввел французский поэт Г. Аполлинер, обозначив жанр своей пьесы — «сюрреалистическая драма». В 20—30-х годах новое художественное направление его основатели — поэты А. Бретон и Ф. Супо стали называть «сюрреализм» («сверхреализм»). Теоретики сюрреализма связывали с ним надежды на построение новой, художественной реальности, более реальной, чем окружающий мир. Сюрреализм, утверждали они, «снимает покровы» с мира, творит «истинную», неправдоподобную действительность — сюрреальность. Отсюда — абсолютизация чудесного
и превращение его в ведущую категорию эстетического отношения человека к миру. «Нет ничего, кроме чудесного» (А. Бретон). Реальность сверхреального, подлинность таинственного, невероятность обыденного становятся главной темой художника. Как образно сказал французский поэт П. Элюар, в стакане воды столькоже чудес, сколько их в глубине океана.
В этом художественном направлении человек, мир, вещи, само пространство текучи и относительны, их границы размыты. Художественная концепция сюрреализма: границы личности и мира расплылись,
ничего определенного, все искажается, смёщается, расплывается. Мир — беспорядочная масса явлений, личность не знает, где начинается ее «я» и где оно кончается, где мир и что он такое.
Сюрреализм прокламирует хаос мира и пытается художественной формой восстановить распавшуюся связь вещей и людей.
Для сюрреализма Вселенная драматически напряжена. Одинокий человек сталкивается с таинственным и холодным миром:
Бабочка философская
Присела на розовой звезде,
И так возникло окно в ад,
Мужчина в маске все стоит перед женщиной
обнаженной... '
Принцип сюрреалистической поэтики — сверхметафоричность.
Метафоричность абсолютизируется сюрреализмом и доводится до неожиданного сопряжения несопрягаемых предметов, до капризной произвольности сопоставлений. Именно эта поэтика делает мир расплывчато-зыбким: предмет, сравниваясь со многими явлениями, становится похожим на все и потому ни на что не похожим. Это и создает образ таинственной реальности. Поэмы превращаются в художественную энциклопедию метафор. А. Бретон в «Сообщающихся сосудах» писал: «Сравнение двух максимально отстоящих друг от друга объектов или иной способ преподнесения их в захватывающей и внезапной форме является фундаментом самой высокой цели поэзии». Средствами сюрреалистической поэтики выступают алогичный монтаж, внесмысловая стыковка, иррациональная связь фраз, слов, зрительных впечатлений. Идеальной моделью сюрреалистического образа становится встреча на операционном столе швейной машины и зонтика. Нелогичная метафоричность сюрреализма рождает загадочно-красочные и таинственно-зыбкие образы:
В сети жизни твоей попалась природа.
Дерево — твоя тень — обнажает плоть свою: небо.
У дерева голос песка, жесты ветра.
И все, что ты говоришь, у тебя за спиною дышит.
Сюрреализм принципиально неконкретен и внеисторичен. Так, Сен-Жон Перс утверждал, что его творчество всегда развивалось в разрыве со временем и законами, и что он стремился избежать всяких исторических и географических соотнесенностей. Реальность исчезает, она растекается, как «стекают» со стола часы в картине С. Дали «Капризы памяти». Время расплывается. История исчезает. Сюрреализм утверждает отсутствие самого исторического процесса, внеисторичность времени: «безразличие к истории» (Р. шар); «нет истории, кроме истории души» (Сен-Жон Перс); «безразличие ко всему на свете» (А. Бретон).
Сюрреализм отказывается контролировать и творческий процесс, и личность как таковую какими-либо нравственными нормами, стремится очистить личность от социальной, нравственной и индивидуальной «шелухи» прокламирует отвращение к социальной жизни.
Здравый смысл противопоказан искусству сюрреализма, художник ориентируется на иллюзию, фантазию, грезы, чудо.
Интуитивистская сверхреальная связь с миром является программой не только художника, но и воспринимающей искусство публики. Интуитивизм — основа творческого метода сюрреализма, утверждающего безграничную свободу воображения художника, неконтролируемость творческого процесса какими-либо логическими началами. Личность в творчестве движима сексуальными влечениями и воспринимает действительность сквозь отверстие в тазобедренной кости (так изображен пейзаж на одной из картин' С. Дали).
Для этого направления характерны иррациональный интеллектуализм, холодная лжеэмоциональность, рационалистическая анестезия чувств, стремление «обесчувствить» действительность. Эмоции заменяются демонстрацией средств их передачи.
Усыпление разума, погружение в «волну грез» (ранний Л. Арагон), интуитивное начало, ассоциативность, «автоматизм» письма (А. Бретон) становятся творческим принципом сюрреалиста:
«Сюрреализм. Чистый психический автоматизм... Диктовка мысли при отсутствии какого бы то ни было контроля со стороны разума, вне какой бы то ни было эстетической или моральной озабоченности...».
С опозданием на полтора столетия по сравнению с философией (Кант) сюрреализм выдвинул в художественной форме идею трансцендентности, объявив о существовании некой сверхреальности, стоящей за реальными явлениями. Это художественное направление делает беспредельной многозначность образной мысли и доводит ее до степени художественного агностицизма.
Другие работы по теме:
Верлибризация
Сущность верлибризации в стихотворении начала ХХ в. заключается в том, что метр в рамках неомифологического сознания возвращается к своим праистокам, к архаическому "первобытному синкретизму".
Характерология
Характерология - учение о характерах людей, основанное на исследовании соматических данных (строения тела). Основоположник клинически ориентированной характерологии - Эрнст Кречмер.
Психоз
Психоз (от древнегр. psuche - душа) - психическое нарушение, связанное с серьезной деформацией восприятия внешнего мира. Психоз проявляется в бреде, помутнении сознания, в расстройствах памяти, галлюцинациях.
Концепция психоанализа Фрейда
Влияние Фрейдизма особенно проявилось в социальной психологии, этнографии, литературоведении и художественной критике.
Лирика Лорки
Особенности развития культуры в ХХ в., который стал новым "золотым веком" испанской литературы, когда после долгого застоя заново рождалась поэзия. Этапы творчества Лорки. Особенности поэтики на примере анализа стихотворения "Возвращение с прогулки".
Сюрреализм и поэтика Г. Аполлинера
Использование аллюзий и парадоксальных сочетаний форм в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Эстетика сюрреализма, основанная на абсурде и иррациональности. Основные принципы поэтики Г. Аполлинера. Читатель как соавтор произведения.
Сюрреализм и Сальвадор Дали
Санкт-Петербургский Институт Современной Экономики и Технологий Сюрреализм и Сальвадор Дали. Реферат по культурологии студентки 1-го курса Арефьевой О. К.
Cальвадор Дали
Культурология Реферат на тему: Сюрреализм и Сальвадор Дали. СОДЕРЖАНИЕ: Из истории Сюрреализма Что такое сюрреализм; Предпосылки образования сюрреализма;
Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре.
оглавление 5.5 Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре Модернизм. Направление, на долгое время определившее основной характер художественной культуры Запада первой половины XX в. в целом, принято называть модернизмом (франц. modernisme -новейший, современный).
Искусство в системе культуры 2
Искусство в системе культуры 1.Сущность и формы эстетического освоения человеком мира. 2.Понятие и виды искусства. Основные функции искусства. Что такое искусство?
Сальвадор Дали - король сюрреализма 2
Сальвадор Дали - король сюрреализма Введение Из истории и предыстории сюрреализма Сюрреализм и фрейдизм Сюрреализм и ницшеанство Сюрреализм Сальвадора Дали
Словарь по культурологии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Сюрреализм как мировоззрение
Понятие художественного направления "сюрреализм", его особенности, основные идеи и мистический характер. Предпосылки возникновения и развитие сюрреализма. Философия Зигмунда Фрейда в сюрреализме. Художественная сторона творчества Сальвадора Дали.
Сюрреализм
Сюрреализм (от франц. surrealisme - букв. "надреализм") - одно из самых значительных и долговечных художественных направлений европейского авангардного искусства ХХ в. С. зародился во Франции в начале 20-х годов.
Авангардное искусство
В системе эстетических ценностей культуры ХХ в., ориентированных на новаторское понимание того, как следует писать и жить, необходимо различать два противоположных принципа - модернизм и авангардное искусство.
Модернизм
Модернизм - достаточно условное обозначение периода культуры конца ХIХ - середины ХХ в., то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда.
Эстетика сюрреализма
Одним из наиболее сильных и влиятельных в 20 веке стало направление сюрреализма, возникшее как развитие на художественно – эстетической почве идей интуитивизма, фрейдизма, а также художественных находок дадаизма и метафизической живописи, в первую очередь. Сюрреализм возник во Франции и достаточно быстро распространился по всему миру.
Сальвадор Дали
Из истории сюрреализма. Что такое сюрреализм. Дали и сюрреализм.Столп и утверждение истины.
Сюрреализм
Сюрреализм (Surrealism), модернистское (модернизм) направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. И оказавшее большое влияние на западную культуру.
Дадаизм
Дадаизм – модернистское течение, ставшее квинтэссенцией принципа разрушения образности. По словам Георга Гроса, дадаисты представляли собой воплощение чистого нигилизма, разрушая образность “ради великого Ничто”.
Культура в ХХ-м веке
Каждому поколению присуща известная гордость за время, в которое оно живет, за дела, вершащиеся вокруг него и с его участием. ХХ век называют "космическим веком", "веком атома", хотя правильнее было бы определить его веком войн.
Пикассо Пабло
Годы учения. «Голубой» и «розовый» периоды. Кубизм. Неоклассицизм. Сюрреализм. Война в Испании. «Герника». Послевоенный период.
О нашем "сюрреализме"
Существует мнение, будто бы художник призван устремляться за пределы изведанного, открывать человечеству недоступные прежде высоты и глубины. Надо ли говорить, что это удел немногих.
Сюрреализм и черный юмор
Для Бретона очевидно, что поведенческие стратегии, порождающие объективный случай, с одной стороны, и юмор, сначала в гегелевском, а затем и в сюрреалистическом смысле этого термина, — с другой, одновременно противостоят и дополняют друг друга.
Сюрреализм
Иначе говоря, недоверие у сюрреалистов вызывает все, что служит организации смысла (однонаправленного смысла вещей, пространственного и временного) — в частности, любая таксономия, любое выявление общепринятого значения.
1920-е
1920-е годы — III десятилетие XX века н э., включает года с 1921 по 1930. Это десятилетие известно как «Ревущие двадцатые» (англ. Roaring Twenties) или «Золотые двадцатые» (англ. Golden Twenties). В музыке 1920-е ознаменовались «Эпохой джаза» (англ.
История европейского искусства
Введение 1 Периодизация западного искусства 1.1 Искусство Древнего мира 1.1.1 Древний Египет 1.1.2 Древняя Греция 1.1.3 Древний Рим 1.2 Средневековье
Авангард искусство
Введение 1 Предпосылки 2 История возникновения 3 Авангардистские течения в искусстве 3.1 Авангард в изобразительном искусстве 3.2 Авангард в литературе