Вадим Руднев
Модернизм - достаточно условное обозначение периода культуры конца ХIХ - середины ХХ в., то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Нижней хронологической границей модернизма является "реалистическая", или позитивистская, культура ХХ в., верхней - постмодернизм, то есть 1950 - 1960-е гг.
Не следует путать искусство М. и авангардное искусство, хотя порой грань между ними провести трудно.
Типичными искусствами М. являются символизм, экспрессионизм и акмеизм. Типичными искусствами авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадаизм. Главное различие между М. и авангардом заключается в том, что хотя оба направления стремятся создать нечто принципиально новое, но М. рождает это новое исключительно в сфере художественной формы (говоря в терминах семиотики), в сфере художественного синтаксиса и семантики, не затрагивая сферу прагматики. Авангард затрагивает все три области, делая особенный упор на последней. Авангард невозможен без активного "художественного антиповедения", без скандала, эпатажа (см. авангардное искусство). М. это все не нужно. В сфере прагматики модернист ведет себя, как обычный художник или ученый: он пишет свои замечательные картины, романы или симфонии и обычно не стремится утвердить себя перед миром таким активным способом, как это делают авангардисты. Наоборот, для модерниста скорее характерен замкнутый образ жизни, а если модернисты объединяются в какие-то кружки, то ведут они себя исключительно тихо и даже академично.
Вообще понятие М. тесно связано не только с искусством, но и с наукой и философией. Недаром многие ранние модернисты (особенно русские) были учеными и философами - Валерий Брюсов, Андрей белый, Вячеслав Иванов. Нельзя не считать проявлениями М. в культуре ХХ в. такие ключевые явления, как психоанализ, теорию относительности, квантовую механику, аналитическую философию, структурную лингвистику, кибернетику и нельзя не считать модернистами Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга, Альберта Эйнштейна, Германа Минковского, Курта Геделя, Нильса Бора, Вернера, Гейзенберга, Фердинанда де Соссюра, Людвига Витгенштейна, Норберта Винера, Клода Шеннона.
М., если его рассматривать как такое комплексное движение в культуре ХХ в., отталкивался прежде всего от "реалистического" (ср. реализм), позитивистского мировосприятия ХIХ в. Основные различия между ними в следующем:
1. Позитивизм стремился к описанию существующей реальности, М. стремился моделировать свою реальность (в этом смысле эволюционная теория Дарвина является скорее модернистской, чем позитивистской, во всяком случае находится на границе).
2. У позитивизма ХIХ в была отчетливо заостренная материалистическая установка - реальность первична. Для М. скорее характерна противоположная установка: идеалистическая - первичным является сознание или агностическая - мы не знаем, что первично и что вторично, и нам это не важно.
3. Для позитивистов ХIХ в. наиболее фундаментальным было понятие реальности. Для М. понятие реальности растворялось в аллюзиях, реминисценциях, в зеркальных отображениях одного в другом - и фундаментальным становилось понятие текста, который, обрастая цитатами, аллюзиями и реминисценциями, превращался в интертекст, а потом уже, в эпоху постмодернизма, в гипертекст.
4. Для позитивистского "реалистического" понимания литературы был, тем не менее, характерен чисто романтический конфликт героя и толпы (ср., например, Базарова, Рахметова, Растиньяка и Валентена в произведениях Тургенева, Чернышевского и Бальзака, которые считаются реалистами). В М. этот конфликт рассасывается и вообще идея изображения личности с ее сложными душевными переживаниями уходит на второй план либо возводится в ранг сверхценности красота редуцированного сознания, как у Фолкнера в "Шуме и ярости" (Бенджи Компсон), или сознание расщепляется, как в "Школе для дураков" Саши Соколова. Если же в произведении все же есть конфликт героя и толпы, как, например, в "Докторе Фаустусе" Томаса Манна, то он проведен нарочито пародийно, как и вся сюжетная канва этого произведения (см. также принципы прозы ХХ века).
5. Если для литературы ХХ в. характерна "семейность", изображение семьи и ее микро- и макросоциальных проблем, то в ХХ в. это остается только у писателей - последователей "реалистической" традиции (Дж. Голсуорси, Роже Мартен дю Гар, Теодор Драйзер). Представители же М. либо вообще не касаются проблемы семьи, как, например, в "Игре в бисер" Гессе или "Волшебной горе" Манна, "Бледном огне" Набокова, "Мастере и Маргарите", или рисуют распад семьи, как во всех почти произведениях Фолкнера, "Будденброках" Томаса Манна, "Петербурге" Белого, "В поисках утраченного времени" Пруста, "Улиссе" Джойса.
Если в литературе ХIХ в. много прекрасных произведений и страниц посвящено детству и детям, то для М. это не характерно. Если о детстве и говорится, то как о безвозвратно утраченном (Пруст) или искалеченном психической болезнью ("Шум и ярость" Фолкнера, "Школа для дураков" Соколова).
В "Мастере и Маргарите" есть важный в этом смысле эпизод, когда Маргарита на пути на шабаш залетает в какую-то московскую квартиру и разговаривает с мальчиком (здесь подчеркивается, что у ведьмы, которой стала Маргарита, не может быть детей). Таким образом, М. изображает мир без будущего, апокалиптический мир. Это мир в преддверии фашизма и тоталитарного сознания, атомной бомбы и массового терроризма.
С этим связан и психологический, характерологический (см. характерология) аспект М. Практически все его представители - это шизоиды-аутисты по характеру (см. аутистическое мышление), то есть замкнуто-углубленные характеры, психически неустойчивые, болезненные, мимозоподобные, но внутренне чрезвычайно цельные. Характерные примеры - Пруст, проведший вторую половину жизни в комнате с пробковыми стенами, Кафка, всю жизнь жаловавшийся на слабость, невозможность работать, жизненные неудачи, Витгенштейн, всю жизнь проведший на грани самоубийства, Мандельштам, сочетающий в своем характере болезненное чувство собственного достоинства с совершенной неукорененностью в жизни. Лишь немногие "короли" М. - З. Фрейд, И. Стравинский. А. Шенберг, Т. Манн - не были обижены судьбой, хотя все четверо умерли не у себя на родине, а в изгнании, то есть пережили психологическую травму эмиграции. Исключение и в этом, пожалуй, лишь Уильям Фолкнер.
Естественно, что подобно тому как М. зрел уже в поздних произведениях Пушкина, Гоголя и Достоевского, так и постмодернизм уже можно "заподозрить" в "Улиссе" Джойса, в "Волшебной горе" Т. Манна и его "Докторе Фаустусе", то есть в тех произведениях, в которых юмор если и не перевешивает общий мрачный колорит, то, во всяком случае, присутствует в явном виде, и которые строятся, как говорил черт в "Докторе Фаустусе" - в виде "игры с формами, о которых известно, что из них ушла жизнь".
Список литературы
Руднев В. Модернизм // Русская альтернативная поэтика. - М., 1991.
Руднев В.П. Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен // Русский авангард в кругу западноевропейской культуры. - М., 1993.
Другие работы по теме:
Реализм
В ХХ в. этот термин употребляется в трех значениях. Первое - историко-философское. Реализм - это направление в средневековой философии, признававшее реальным существование универсальных понятий, и только их.
Ритм
Ритм - универсальный закон развития мироздания. ХХ век очень многое внес в изучение биологических и космологических ритмов, ритмов в искусстве и в стихотворной строке.
Символисты
Декаданс. Понятие “декаданс” первоначально применялось к исторической литературе. Применительно к эпохам упадка. А затем было переименованно на упадоч. лит-ре.:
Постмодернизм в социологии
Понятие постмодернизма (постсовременности) формируется в социологии с целью теоретического обобщения принципиальных и особых черт общества в отношении к теориям современности. В свою очередь понятие современности имеет несколько измерений.
Символисты.
Рассматриваются понятия декаданства и модернизма. Характеризуется русский символизм (1892-1912г.г.) и его направления.
Православие и модернизм
Может ли Православие совмещаться с модернизмом? "Модернизм" означает "обновление". Модернизм, как постоянная (перманентная) ревизия духовных ценностей Церкви, основан на ложных психологических и экклезиологических установках.
тема: «Новые направления и тенденции современного искусства»
Модернизм, как буржуазное искусство кризисной поры, начался в первом десятилетии ХХ века, и активизировался в 20-е годы и в разных своих ипостасях, которое продолжается до сего времени, принимая форму различных авангардистских и неоавангардистских направлений
Новые средства изображения внутреннего мира человека в модернистской прозе XX век
Модернизм — это обобщенное наименование целого ряда нереалистичных конструктивных литературно-художественных стилей, которые сложились в начале XX века. Свое название это литературное течение получило от французского слова moderne, что в переводе означает новейший, современный. Это название будто подчеркивает разрыв с художественными традициями XIX века.
Русская литература конца 19 - начала 20 века
Автор: Разное Поэзия конца 19 века получила название "поэтического ренессанса" или "серебряного века". Постепенно термин "серебряный век" стали относить к той части художественной культуры России,которая была связана с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" и частично футуристической литературой.
Современное искусство
Не следует смешивать работы в стиле модерн и современное искусство, хотя некоторые направления и движения современности берут свои корни в модернизме. Также многие направления обратились к основам живописи, таким как, цвет, мазок кистью и холсты.
Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре.
оглавление 5.5 Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре Модернизм. Направление, на долгое время определившее основной характер художественной культуры Запада первой половины XX в. в целом, принято называть модернизмом (франц. modernisme -новейший, современный).
Авангард как культурная стратегия
1.11.3. . Тенденции развития массового общества в ХХ в. Культурологический модернизм подразумевает целую эпоху в развитии западноевропейской и русской культуры. При этом имеется в виду не только художественно – эстетическая система, объединяющая множество самостоятельных идейно – художественных направлений и течений (экспрессионизм, кубизм, футуризм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и т. д.), но и современный этап развития западной культуры.
Культура и цивилизация в ХХ столетии
Особенности понятия "культура", сущность ее перерождения и формирование пост-культуры как "культуры с пустым центром". Развитие художественной среды в ХХ веке, характеристика авангарда, модернизма, постмодернизма, консерватизма и их хронологизации.
Модернизм
Если соцреализм наследует достижения реалистического искусства прошлого, то модернизм словно впитывает в себя реакционные моменты в предшествующем художественном развитии.
Авангардное искусство
В системе эстетических ценностей культуры ХХ в., ориентированных на новаторское понимание того, как следует писать и жить, необходимо различать два противоположных принципа - модернизм и авангардное искусство.
Массовая культура
Смешение культуры и политики. Массовая культура - культура масс, культура, для потребления народом; это создание не народа, а коммерческой индустрии культуры.
Сюрреализм
Сюрреализм (Surrealism), модернистское (модернизм) направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. И оказавшее большое влияние на западную культуру.
О постмодернизме замолвите слово
Постмодернизм (постмодерн, поставангард) (от лат. post «после» и модернизм), совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда.
Колена Израилевы
Введение 1 Колена Израилевы 2 Современные группы, утверждающие, что являются потомками Израилевых колен 2.1 Евреи 2.2 Самаритяне 2.3 Другие группы Колена Израилевы
Эстетизм
Введение 1 Эстетизм в литературе 2 Эстетизм в изобразительном искусстве 3 Современный эстетизм в России 4 Эстетизм в декоративном искусстве Введение
Шанель, Коко
Введение 1 Биография 1.1 2.55 1.2 Духи 1.3 Антракт 1.4 Возвращение в мир моды 2 В кинематографе 3 Интересные факты Список литературы Введение Коко Шане́ль (фр. Coco Chanel, настоящее имя Габриэ́ль Бонёр Шане́ль, фр. Gabrielle Bonheur Chanel; 19 августа 1883 — 10 января 1971) — была ведущим французским модельером, чей модернизм, вдохновлённость мужской модой и следование дорогой простоте в создаваемой одежде сделали из неё, возможно, самую важную фигуру в истории моды XX-го столетия.
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
История европейского искусства
Введение 1 Периодизация западного искусства 1.1 Искусство Древнего мира 1.1.1 Древний Египет 1.1.2 Древняя Греция 1.1.3 Древний Рим 1.2 Средневековье
Тоталитарная эстетика
План Введение 1 Основные характеристики 2 Модернизм и тоталитаризм 3 Проявления тоталитарной эстетики 3.1 Графика 3.2 Кинематограф 3.3 Архитектура и скульптура
Авода Зара
План Введение 1 Краткое описание глав 1.1 Первая глава 1.2 Вторая глава 1.3 Третья глава 1.4 Четвертая глава 1.5 Пятая глава Список литературы Введение
Санхедрин
План Введение 1 Краткое описание глав 1.1 Первая глава 1.2 Вторая глава 1.3 Третья глава 1.4 Четвертая глава 1.5 Пятая глава 1.6 Шестая глава 1.7 Седьмая глава
Бава Батра
План Введение 1 Краткое описание глав 1.1 Первая глава 1.2 Вторая глава 1.3 Третья глава 1.4 Четвертая глава 1.5 Пятая глава 1.6 Шестая глава 1.7 Седьмая глава
Бава Меция
План Введение 1 Краткое описание глав 1.1 Первая глава. Двое держатся (ивр. שניים אוחזין
Натан бен Иехиэль Римский
Введение 1 Биография и учёба 2 Создание лексикона «Арух» 3 О лексиконе «Арух» Список литературы Введение Ортодоксальный иудаизм: Хасидизм • Религиозный сионизм • Ортодоксальный модернизм