Труверы (ед. ч. troveres, trouveres, от глагола trover, trouver — находить, изображать, сочинять) — так назывались в средневековой Франции, с конца XI до начала XIV в., поэты, слагавшие произведения как лирические, так и эпические или повествовательные (героические поэмы, романы, фабльо). В некоторых случаях Т. являлись лишь авторами произведений, исполнявшихся другими лицами, но очень часто они были жонглерами или менестрелями, т. е. сочинителями и исполнителями одновременно.
Наряду с этим в литературоведении существует употребление слова Т. в узком значении (по аналогии с «трубадурами») — исключительно лишь как лирических поэтов Франции в названную эпоху. В дальнейшем имеется в виду только это значение.
Поэзия Т. распадается на три основных периода. В первый, докуртуазный, период (до середины XII в.) творчество Т. носит анонимный характер и содержит, в отношении как формы, так и тематики, много черт народной поэзии (ритмы, припев, параллелизм с миром природы и животных, календарные и обрядовые мотивы), в большей или меньшей степени стилистически переработанных. Главные жанры — романсы или «ткацкие песни» (chansons d’histoire, chansons de toile), излагающие какую-нибудь трогательную любовную историю, песни плясовые и весенние (rondel, reverdie, retroenge и т. п.), песни — жалобы на женскую долю (chansons de mal mariée), пасторели и т. п. Все эти песни дошли до нас в поздних списках и обычно уже в переделанном виде. Для них характерны простота языка и большая непосредственность.
Во второй период (приблиз. 1150—1240) поэзия Т. приобретает усложненный, определенно личный и куртуазный характер. Содержание для этой поэзии дает новое светско-рыцарское мировоззрение с его культом земной радости и любви, понимаемой как чувство, возвышающее человека, и переходящей часто в экзальтированный «культ дамы». Выросшая из тех же общих условий, что и поэзия трубадуров юга Франции (см. «Трубадуры»), эта лирика Т. по своей тематике и стилистике очень близка к ней. Она испытала кроме того и прямое, довольно сильное, влияние поэзии трубадуров благодаря интенсивному литературному обмену, происходившему между Провансом и Францией в XII в. (поездки Т. во Францию, насаждение провансальских литературных вкусов и нравов двумя дочерьми «первого трубадура» — Гильельма, графа Пейтьеу (Пуатье), из которых одна стала королевой французской, другая — графиней шампанской). Эта «провансализирующая» (наиболее аристократическая) линия в лирике Т. характеризуется сложной, условной фразеологией и очень приподнятой концепцией любви, причем, однако, мы не встречаем здесь нарочитой установки на «темный стиль» (trobar clus) некоторых трубадуров. Образцом такой вычурной поэзии может служить лирика Кретьена де Труа. Другие крупнейшие Т. периода — Блондель де Нель, Конон Бетюнский, Тибо Шампанский — король Наварры и т. д. Более непосредственна и проста поэзия Гаса Брюлэ и особенно Колена Мюзе, у которого вновь оживают мотивы и формы народных песен. Преобладающие жанры периода — песня (chanson), прение (débat и разновидность его — jeu parti), альба (albe), сирвента (serventois — полемического или агитационного характера), переработанная в куртуазном духе пасторель и т. п.
Третий период, соответствующий выступлению городского сословия, характеризуется в лирике Т. показательным перерождением рыцарских жанров и стиля. Новые городские Т., объединяющиеся в крупных торговых и промышленных центрах Франции (особенно на севере — Артуа) в особые организации (puys) наподобие поэтических цехов, сохраняют многое из форм и техники куртуазной лирики, но привносят в нее новые элементы рационализма, натурализма, субъективизма, моральную дидактику и, между прочим, религиозную тематику (культ богоматери и т. п.). Движение это, начавшееся еще в самом конце XII века, в середине XIII века получило свое полное развитие. Наиболее ярким из Т. этого периода является Рютбеф , насытивший свою поэзию злободневным и публицистическим содержанием; другие видные Т. — Жан Бодель (хронологически принадлежащий еще к предыдущему периоду, но уже дающий все элементы нового стиля), Адам из Галль и др.
Список литературы
Gröber G., Französische Literatur, в «Grundriss der romanischen Philologie, hrsg. von G. Gröber, II Bd., I Abt., Strassburg, 1902
Jeanroy A., Les Origines de la poésie lyrique en France au moyen âge, 2-e éd., P., 1904
Шишмарев В., Лирика и лирики позднего средневековья, Париж, 1911
Aubry P., Trouvères et troubadours, P., 1909.
Другие работы по теме:
Музыкальная культура Средневековья
Основные очаги профессиональной музыки раннего Средневековья – соборы, певческие школы при них, монастыри – единственные центры образования того времени. В них изучали греческий язык и латынь, арифметику и музыку.
Еволюція музичної культури Західної Європи ХІ–ХІV століть
Дослідження місця і ролі музичного мистецтва у середньовічному західноєвропейському просторі. Погляди на музику як естетичну складову, розвиток нових жанрів та форм церковної, світської музики, театрального мистецтва, використання музичних інструментів.
Жанр сонета в литературе
Министерство образования Республики Беларусь Учреждения образования «Гомельский государственный Университет имени Ф. Скорины» Филологический факультет
Средневековая поэзия
Содержание Введение 3 Трубадуры 4 Миннезингеры 13 Ваганты 17 Заключение 19 Список литературы 20 Введение Эпоха трубадуров и миннезанга является одною из важнейших эпох в истории культурного развития человечества. Она - необходимое звено в этом развитии, как необходимым звеном в нем являются средние века вообще.
Культура средневековой Западной Европы 2
Содержание I. Периодизация и предпосылки формирования средневековой культуры Западной Европы Периодизация средневековой культуры II. Христианство как главный фактор формирования средневековой культуры
Культурология как наука 8
Культурология . Культурология как наука сформировалась недавно(комплекс гуманитарных знаний) 20 век- послевоенное время, 50е гг- исследования гитлеровцев(общество формирует нравственные ценности)
Культура Западной Европы в Средние века
Этапы развития западноевропейской культуры Средневековья и церковная система образования. Особенности становления средневековой науки и контроль ее деятельности святой инквизицией. Создание народно-эпической литературы как следствие крестовых походов.
Творчество трубадуров
Средние века как время напряженной духовной жизни. Жанры поэзии трубадуров. Аристократические и простые жанры. Великолепие, роскошь, изысканность поэзии трубадуров. Легенды о Тристане, короле Артуре, Карле Великом и других персонажей старинных рассказов.
Средневековье как специфическая культурная эпоха
Романское (Римская империя) и германское (варварские народности) начала в основе средневековой культуры. Восприятие мира в форме символов (символизм), дидактизм и теоцентризм как главные черты культуры средневековья. Рыцарская и городская культуры.
Средневековое общество
Роль христианских религии и церкви в жизни средневекового общества. Литературные жанры и развлечения средневековья. Образование: церковные и нецерковные школы. Быт в средние века, социальная значимость одежды. Искусство, стиль церковного строительства.
Баллада: возникновение и развитие
Истоки жанра. Традиция баллады в истории Европы. Влияние испанского романса на развитие жанра баллады. Баллада в эпоху Возрождения и в Новое время. Развитие жанра литературной баллады. Баллада в истории русской поэзии. Роль баллады в развитии искусства.
Трубадуры
Трубадуры (от провансальского trobar — «находить», «изобретать», отсюда «создавать поэтические и музыкальные произведения», «слагать песни») — средневековые провансальские поэты-лирики, составители песен на старопровансальском языке.
Шпаргалка по Культурология
1. Понятие культурологи. Ее место среди других наук. Культурология (лат. — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы.
Культура средневековой Европы.
Тема 12. Культура средневековой Европы. План 1. Феодальная раздробленность Европы V – XV вв. 2. Рыцарство как нравственный и эстетический идеал эпохи.
История и теория культуры
Предмет, структура и метод культурологии. Сущность понятия "культура", общая характеристика этапов ее развития у различных цивилизаций – от первобытных и до наших дней. Анализ соотношения научной, религиозной, художественной и культурной картин мира.
Готическая музыка и субкультура второй половины ХХ века
Эволюция католических взглядов средневековья и специфика возникновения готической культуры. Особенности и стили современной инструментальной музыки, понятие субкультуры в России. Готическое мировоззрение и использование специальной внешней символики.
Культурология
Многообразие концепций культурно-исторического развития. Типология культур и цивилизаций. Периодизация первобытной истории. Культура древних цивилизаций Востока. Европейское средневековье. Византийская система ценностей, возрождение и реформация.
Рыцарство в эпоху средневековья
Сущность и содержание феномена рыцарства как одного из самых замечательных явлений средневековья, его место в истории, характерные признаки и отличительные особенности. Исследование рыцарского мировоззрения и мировосприятия, его традиции и быта.
Методики датирования древних событий
Проблемы исторической хронологии. Римская хронология. Скалигер, Петавиус и другие церковные хронологи. Трудности дендрохронологии и других методов датирования.
Средневековая европейская цивилизация и место в ней Католической Церкви
Пространственные и временные рамки Средневековья. Средневековьем считается период от распада Римской империи (конец V века) до возникновения протестантизма (начало XVI века). За это время западная цивилизация менялась настолько сильно что нужно выбрать какой-то период в качестве характерного.
Средневековая Европа
Средневековым называют период между новым временем и древним. По числу значимых для эпохи событий в культурной жизни 14-16 вв. В западной европе иногда рассматривают как самостоятельный этап в развитии.
Жанрово-речевая проблема в студенческих печатных изданиях
Специфика газетной публицистики. Жанровые особенности газеты "Петрозаводский Университет". Жанровая организация публицистического стиля. Речевые особенности в студенческой газете "Петрозаводский Университет". Оперативно-новостная группа текстов газеты.
Энциклопедия для детей. Всемирная история 1996г. 7
СРЕДНИЕ ВЕКА Понять средневековье — вот задача, которую ставят перед собой уже несколько поколений историков. «За другое средневековье», «Чтобы закончить со средними веками» — названия книг французских исследователей Жака Ле Гоффа и Режэн Перну говорят о том, что задача эта нелёгкая, и сразу её решить вряд ли возможно. «Закончить» со средними веками никак не удаётся — современная история Европы заставляет нас вновь и вновь задумываться о её корнях, уходящих в прошлое, высвечивает скрытые прежде стороны средневековой жизни.