Системология творчества
1. Определение творчества
Творчество - вид деятельности, порождающий нечто качественно
новое, никогда ранее не существовавшее.
Творчество - как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален.
Творчество - процесс создания нового. Творческая деятельность
- как правило многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека, - результат творчества. Это антропогенная среда. Классообразующим признаком творческого характера деятельности является созидание нового.
Техническое творчество. Существует две формы получения твор-
ческого результата (решения):
- изобретение;
- рационализация.
Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства или обороны страны. Как правило, результат изобретения должен давать положительный эффект.
К творческой может быть отнесена лишь такая деятельность, результатом которой может быть создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью. Не всегда результат творческой деятельности совпадает с результатом его практической применимости и значимости.
2. Категории новизны.
Результат деятельности может характеризоваться с различных
точек зрения. Различают:
- принципиально новое (качественно);
- новое во времени.
Принципиально новое - это результат творческой деятельности, который создается или возникает впервые. Такое новое не имеет аналогов в предыдущем.
Новое во времени - это результат творческой деятельности, созданию или возникновению которого предшествовало существование аналогичного предмета. Особенность - наличие такого качества у предмета, в силу которого этот предмет представляет еще один, очередной экземпляр исходного.
3. Понятие новизны.
Новизна - это понятие, связывающее субъективные и объективные моменты и выражающее в конечном счете отношение человека (общества) к результату (продукту деятельности).
По отношению к "творцу", новизна клиссифицируется:
1. Индивидульная новизна. Результат деятельности "творца" для общества не является новым. Такое новое является субъективным, индивидульным, психолигически новым.
2. Локально-новая (групповая) новизна. Результат творческой
деятельности является новым для группы или коллектива людей.
3. Регионально-новое. Новизна распространяется или ограничивается рамками отдельной страны, государства или определенного региона.
4. Объективно-новая (всемирная) новизна. Новизна определена
для всего сообщества, человечества, всего мира.
4. Фазы творческого процесса.
Я.А. Понамарев выделяет четыре фазы:
1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состо-
яние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.
2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющей
идеи (работа на уровне подсознания).
3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.
4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформле-
ние идеи.
В основу выделения фаз Понамарев закладывает:
- переход от сознательного поиска к интуитивному решению;
- эволюция интуитивного решения в логически завершенное.
Для решения творческой задачи можно выделить следующие фазы: 1. Фаза логического анализа.
2. Фаза интуитивного решения.
3. Фаза вербализации интуитивного решения.
4. Фаза формализации вербализованного решения.
На фазе 1 для решения творческой задачи используются знания, которыми обладает Решатель. Решатель должен быть компетентным и интеллектуальным.
На фазе 2 определяется интуитивный, неосознанный способ разрешения противоречия. На этой фазе осознанным является необходимый или требуемый результат.
На фазе 3 осознанным является не только требуемый результат, но и процесс получения этого результата - алгоритм решения творческой задачи.
На фазе 4 осуществляется постановка и решение, оптимизация результата решения, предание найденному результату окончательной, логически завершенной формы.
5. Многоуровневость творчества
(Спектр творческих задач)
Фазы творческого процесса отражают структурно-уровневую природу механизма творчества. Целесообразно говорить о спектре творческих задач. Дифференциация внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня (степени) содержащихся в этой задаче противоречий между творцом и проблемной ситуацией.
Творческие задачи можно разделить на два класса:
ТЗ1 - задачи, которые могут быть решены посредством планомер-
ного использования осознаваемых способов, приемов.
ТЗ2 - решаются в результате "развязывания" противоречий неосознаваемых в начале решения. Обязательным признаком задач ТЗ2 является наличие их компонент в области неосознаваемого. Совокупность всех этапов, в результате реализации которых получается творческий результат, определяется как цикл творческого процесса и может рассматриваться как технология живого творчества. Полная цикличность всех фаз творческого цикла, присуща научному творчеству, изобретательству.
-----------------------¬
¦ Логический анализ ¦ _¬
L---------T------------- ¦ ¦ ¦ _ ¦
-----------------------¬ ¦ --
Литература:
Основы теории творчества.
1. Автоматизация поискового конструирования. Под ред. Половин-
кина А.И. - М.: Радио и связь, 1981.
2. Акоф Р. Искусство решения проблем. - М.: Мир, 1982.
3. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Радио и связь,
1973.
4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: теория решения
изобретательских задач. - М.: Советское радио, 1979.
5. Альтшуллер Г.С. Основы изобретательства. - М.:Радио и связь,
1982.
6. Амосов И.М. и др. Моделирование творческой личности.
7. Бирюков Б.В., Гудчин И.Б. Машина и творчество. - М.: Радио и
связь, 1982.
8. Буш Г.Я. Методы технического творчества. - Рига: Лиесма,
1972.
9. Буш Г.Я. Методологические основы научного направления изо-
бретательством. - Рига: Лиесма, 1974.
10. Буш Г.Я. Рождение изобретательских идей. - Рига: Лиесма, 1976.
11. Буш Г.Я. Аналогия и техническое творчество. - Рига: Лиесма, 1979.
12. Джонс Д.К. Инженерное и ходожественное конструирование. - М.: Мир, 1976.
13. Джонс Д.К. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986.
14. Диксон. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. - М.: Мир, 1969.
15. Райнов Т.И. Теория творчества. - Харьков, 1914.
16. Уилсон А., Уилсон М. Управление и творчество при проектировании систем. - М.: Советское радио, 1976.
17. Энгельмейер П.К. Теория творчества. - С.Петербург, 1910.
Технология творчества.
18. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. - М.: Радио и связь, 1989.
19. Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - 1976. 20. Повелейко Р.П. Инженерное творчество. - М.: Знание, 1977. 21. Лук А.Н. Мышление и творчество.
22. Рибо Т. Творческое воображение.
23. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека.
24. Библер В.С. Мышление как творчество.
25. Поспелов Г.С., Баришковец, Новиков. Программно-целевое планирование и управление созданием комплексов военной техники. - М.: ... ,1990.
26. Клир Дж. Системология. стр 402-...
18.03.94.
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Сущность неоклассической экономической теории
Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы. Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём-Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).
Теория первичной травмы (О.Ранк)
Теория создана в концептуальной рамке глубинной психологии. В фокусе ее внимания находится психоаналитическое рассмотрение различных характеристик культуры.
Рефлексологическая теория (В.М.Бехтерев)
Рефлексологическая теория – естественнонаучное направление в психологии и психологии личности, получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель рефлексологической теории - Бехтерев
Творческий проект Поиграть бы
Text Graphics Отдел образования администрации муниципального образования «Лиманский район» МОУДОД «Центр детского творчества п. Лиман»
Теория домино
эффе́кт домино́ — политическая теория, которая заключается в том, что какое-либо изменение влечёт за собой линейный ряд других изменений, аналогично тому, как падают косточки домино, выстроенные в ряд.
Сочинения на свободную тему - Летний дождь
Вот уже целый год я посещаю кружок археологии и этнографии при. Дворце детского и юношеского творчества поэтому половину прошлого лета я провел в археологической экспедиции.
Тема Кол-во страниц
Баткин Л. М: Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Искусство, 1989. – 355 с
Музыкальная жизнь Англии в XVII в.
XVII в. оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала… .
Песня о Роланде как образец средневекового героического эпоса
Художественные достижения культуры Средневековье отразились в героическом эпосе разных народов. Каждый народ имел свой эпос, который основывался на произведениях устного творчества и отображал интересы народностей, которые формировались в это время. Борьба против иностранцев и иноверцев за родину - ведущая тема и французского эпоса «Песнь о Роланде», и немецкого «Песнь о Нибелунгах», и испанского «Песня о моем Сиде», и славянского «Слово о полке Игоревом».
Для чего нужно изучать сочинения устного народного творчества
На уроках украинской литературы мы изучаем сочинения устного народного творчества. Сказки и легенды, поговорки и пословицы, загадки и песни. Но нужны они современному школьнику? Думаю, нужны. Потому что фольклор отображает взгляды народа, его мораль и этику, показывает взаимоотношения с людьми и природой, знакомит с обычаями, традициями, обрядами народа.
Стихотворение Блока О, я хочу безумно жить
Каждый поэт обращается в своем творчестве к различным темам: судьба родины, тема любви, образ природы, философские мотивы. Но творца волнует, безусловно, назначение и роль поэтического творчества. Роль поэта во все времена важна, но каждый по-своему понимает смысл лирики.
Тема творчества у Бориса Пастернака
Б.Л. Пастернак, как и любой поэт, не раз предавался размышлениям о назначении своей поэзии, цели ее существования. Пастернак начал задумываться об этом еще в самом начале своей литературной деятельности. И в период символизма, и в период футуризма эта тема не оставляла поэта. Понятно, что на разных этапах литературного пути Пастернак по-разному расценивал смысл своей деятельности.
Краткое содержание Кола Брюньон Ромен Роллан
Кола Брюньон — главный герой повести, образ, для творчества Роллана не очень обычный. Главное в этой книге — прославление жизни во всех ее проявлениях. Имя Breugnon означает «сочный плод», результат скрещивания персика с абрикосом. И сам К. Б. живет сочно, вкусно, не отказывая себе в радостях. Любит пошутить и попьянствовать с друзьями, поухаживать за женщинами, попикироваться со своей любимой дочкой Мартиной, насладиться чтением и особенно работой: он искусный резчик по дереву.
Народное творчество и настоящее
Не буду выяснять, что такое устное народное творчество, так как более или менее четкое определение этого понятия существует, хотя универсального определения нет, так как жанровое разнообразие очень большое, а специфика развития того или другого жанра еще пестрее. Определений на сегодня существует много, и все они не охватывают глубинной сути народного творчества, так как она в некоторых своих жанрах старается быть консервативной (свадебные песни или другие, которые связаны, например, с Сочельником, Рождеством, рождением, крещением, похоронами и т.п.).
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. 3
Мой ответ на вопрос некрасовских странников. Автор: Некрасов Н.А. Венцом творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт описал жизнь крестьян после отмены крепостного прав. Любовь к родному краю всегда томила, мучила и жгла Некрасова. Поэт понимает, что в жизни надо бороться за то, что тебе дорого, и никогда не сдаваться.
Анализ стихотворения И.А. Бунина Ещё и холоден и сыр...
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Ещё и холоден и сыр..." Автор: Бунин И.А. Стихотворение "Ещё и холоден и сыр..." написано Буниным в 1901 году. Оно относится к раннему этапу творчества писателя. В стихотворении мы видим февраль, конец зимы: "Ещё и холоден и сыр Февральский воздух...".
Анализ стихотворения А.С. Пушкина Памятник
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Памятник" Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подведя итог своей поэтической деятельности, А.С.Пушкин пишет "Памятник". По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве образца оду древнегреческого поэта Горация.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю... Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Нет, не тебя так пылко я люблю..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Лермонтов М.Ю. На фоне глубокой внутренней борьбы между двумя противоположными стихиями — небом и землей, переход от безусловного признания приоритета первого над вторым через осмысление их равноправности, к радостному ощущению возможности их примирения, их слияния, синтеза между ними, — таков был тяжелый путь жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.
Анализ стихотворения Пушкина Памятник
Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». По своей теме и построению оно близко к одноимённому стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве формального образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник».
Анализ стихотворения гумилёва "Волшебная скрипка"
Стихотворение “Волшебная скрипка”-ключевое для всего творчества Гумилёва. Стихотворение это-обращение искушённого поэта к юному, знающему лишь о счастье творчества, не видя оборотной стороны медали. Эту оборотную сторону и показывает искушённый поэт.
Театр как синтетический вид искусства
Театр как синтетический вид искусства .Театр заключает в себе многообразие многих форм художественного творчества, опираясь на отдельные виды искусства. Это не метафора, когда говорят о музыкальности живописи, о музыкальности архитектуры, пластичность литературных героев. Какое же различие между реально звучащим звуком музыкального инструмента и звуком, запечатленным в живописных полотнах? Для этого нам необходимо различать художественное произведение как
Греция Политика Искусство Наука
Политика Искусство Наука 492 год - Первый поход персов в Грецию по командованием Мардония. 494 год - На сцене Афинского театра поставлена трагедия Фриниха“Взятие Милета”
Кватроченто
Кватроче́нто , также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и мн. др.
Греция: Политика. Искусство. Наука
Политика Исскуство Наука 492 год - Первый поход персов в Грецию по командованием Мардония. 494 год - На сцене Афинского театра поставлена трагедия Фриниха“Взятие Милета”
Шишков В.Я.
Русский советский писатель. Главная тема творчества настоящее и прошлое Сибири.
Попов Гавриил Харитонович
Доктор экономических наук, профессор, Академик Академии естественных наук, Действительный член Академии творчества, Действительный член (академик) Международной Академии менеджмента, Президент Международного Союза экономистов.
Виктор Садовничий
Доктор физико-математических наук, профессор, Член-корреспондент РАН, Действительный член Академии творчества, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова.