Муниципальное среднее образовательное учреждение «Школа № 18» городского округа город Салават Республики Башкортостан
Реферат
на тему “Городецкая роспись”
Выполнила работу:
ученица 9. Д класса
Шишкина Виктория.
г. Салават – 2010 г.
Городецкая роспись
На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Места по берегам Волги были выгодные для развития торговли - рядом Макарьевская, крупнейшая в России, ярмарка. Поэтому среди населения стали быстро развиваться разные ремесла: в самом Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый материал, Промыслом также занимались и крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества. На заволжских землях хорошо родился лен, женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчикам и живописцам работы хватало.
За короткий промежуток времени художники в совершенстве овладели живописным мастерством. Хотя изображения сохраняют в основном плоскостной характер, вместо светотени все большую роль начинают играть переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость мазка порой граничат с виртуозностью. Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.
Сегодня традиционный народный художественный промысел "Городецкая роспись" развивается в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики "Городецкая роспись" сохраняют и развивают традиции этого народного художественного промысла.
Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области.
Возникновение росписи берет начало в производстве Городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.
В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию.
В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.
Постепенно выработались самобытные приемы Городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В Городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки.
С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной.
Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.
Возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И. И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы. В 1937 году Городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия
В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный Городецкий живописец А. Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись».
В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение Городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы, длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.
Другие работы по теме:
Социально-экономическая сущность бюджета 2
Лекция 1 15.02.11 Тема 1: Социально-экономическая сущность бюджета. Вопрос 1. Теоретические основы общественных финансов. Финансы - система экономических отношений по поводу формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП и НД для решения социальных, экономических и политических задач.
Экономические инструменты казначейского исполнения бюджета
1. Роспись доходов и расходов бюджета является одновременно принципом и экономическим инструментом. На практике, в связи с дефицитом бюджета составляются кассовые планы исполнения бюджета. Они составляются на месяц с распределением на 5 – и 10-дневки с указанием сроков поступления платежей и финансирования срочных и первоочередных расходов.
Принципы казначейского исполнения бюджета
1. Принцип исполнения бюджета через органы федерального казначейства означает, что регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной подписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагается на центральные и территориальные ОФК.
на тему: Городец
Нерль, притока Каменки крепость Кидекши (с середины XII века там сохраняется белокаменный Борисоглебский собор) позволила держать под контролем великокняжеских дружин путь из богатого Суздаля. Городец же стал господствовать над средним течением Волги, не пуская булгар вглубь русских земель
Рекомендации по оформлению ов
Написание реферата является условием допуска к сдаче кандидатского экзамена по философии. В процессе подготовки и оформления реферата необходимо учитывать следующие рекомендации
предмету
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры
Софийский собор 2
Софийский собор Сочинение-описание памятки по собственным наблюдениям Свое наследие - Киев - князь Ярослав Мудрый украсил не хуже от ярчайших городов мира. Кто-то намекал князю на его расточительство: зачем это золото? И зачем церковь поставлена на холме? Но князь Ярослав знал, что делал. Пусть все - и чужестранцы и путешественники, и друзья, да и враги - сразу видят, какой богатый, красивый и могущественный Киев.
Игрушки Т. Красноярова
Они словно вышли погулять на улочку тихого уездного города. Степенный папаша в синем цилиндре, темно-красном сюртуке и полосатых светло-коричневых брюках. Заботливая мама в желтой кофте, красной юбке до пят, в шляпке и с зонтиком. Впереди
Жостовская роспись
Text Graphics Жостовская Роспись Graphics Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине. В 1825 художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью.
Техника росписи фарфора и керамики
Фарфор сегодня расписывается несколькими способами: подглазурной росписью и внутриглазурной росписью фарфора с высокотемпературным обжигом и надглазурной росписью при низкотемпературном обжиге фарфора. При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся прямо на бисквитный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью.
Народная вышивка русского Севера
Издавна вышивка русского Севера выполнялась красной нитью, а этот цвет в народном представлении связан с Солнцем, дарующим тепло и свет, которые так необходимы людям, живущим в трудных климатических условиях.
Что такое "батик"
Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых давних ремесел. Родиной их считают Китай и Индию.
Ростовская финифть
Шеренков Роман Николаевич Реферат по ИЗО Раздел "Народные промыслы" Тема "Ростовская финифть". Ростовская эмаль. В конце 18 века в одном из монастырей Ростова была организована небольшая мастерская. Ростовские эмальеры украшали различные изделия церковного характера. Нам известны мастера миниатюрного письма, владевшие высокой техникой исполнения: Тарасов, Буров, Всесвятский, Архаров.
Народные промыслы
Жостовский художественный промысел: декоративная живопись на металлических подносах. Дымковская и филимоновская игрушки, городецкая и хохломская росписи. Расписные пасхальные яйца (писанки) как прообраз русской матрешки. Гжельская и скопинская керамика.
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры
Собор сооружен в 1422 г. над гробом Сергия Радонежского на месте деревянного собора 1412 г., посвященного Троице (строительство осуществлялось на средства Московского вел. кн. Василия I и Звенигородского кн. Юрия Дмитриевича).
Декоративное искусство
Если тех привычных вещей, которых мы почти не замечаем, — чашек, стульев, платьев — коснутся волшебные руки художника-мастера, вещи «заговорят». Но на особом языке — языке красоты. Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу.
Храм Василия Блаженного
Возведен в 1555-1561 гг. на Красной площади у каменной Троицкой церкви "на рву" 1553 г. зодчими Бармой и Постником Яковлевым как храм-памятник в честь покорения Иваном IV Казани в 1552 г. и во славу павших при этой битве воинов.
Декоративно-прикладное искусство
Особенность российского декоративного искусства - его массовость, "артельность". Русское декоративное искусство по преимуществу анонимно, более известны фирмы, чем художники (мебельная фирма Гамбса, ювелирная фирма Карла Фаберже).
Роспись по дереву
Своему появлению роспись обязана верой древнего человека в духов земли, неба, воды- Одних нужно было задабривать, от других защищаться, другим объяснять "что от них требуется".
Бранковичи
Введение 1 История рода 2 Влияние на историю Сербии 3 Поколенная роспись 3.1 Старшая ветвь Неманичей 3.2 Бранковичи Список литературы Введение Бра́нковичи (серб. Бранковићи) — род сербских вельмож, представители которого были последними правителями средневекового Сербского государства (1427-1459), видными государственными и церковными деятелями.
Меттенлейтер, Иоган Якоб
Иоганн Якоб (Яков) Меттенлейтер (нем. Johann Jacob Mettenleiter; 9 августа 1750, Гросскухен — 25 февраля 1825, Гатчина) — немецкий живописец, работавший в России, придворный живописец «малого двора».
Неманичи
Введение 1 Поколенная роспись 1.1 Старшая ветвь 1.2 Младшая ветвь Введение Неманичи (серб. Немањићи) — династия в средневековой Сербии (1170—1371). Её родоначальник великий жупан Рашки Стефан Неманя (1170—1196) заложил основу единого государства в Сербии. Крупнейшие представители: сын Немани великий жупан Стефан Первовенчанный (1196—1227), принявший (1217) королевский титул; Стефан Душан (1331—1355), создавший обширное сербо-греческое царство на Балканах и провозгласивший себя в 1346 «царём сербов и греков».
Храм Луны
Восстановленная роспись на потолке храма Луны Не следует путать с Пирамида Луны. Храм Луны , или Уака Луны — сооружение из самана на севере Перу в регионе Ла-Либертад, примерно в 5 км от г. Трухильо. Храм относится к древней культуре Мочика. Недалеко от него находится Храм Солнца, тоже культуры мочика; между двумя храмами находился город.
Склеп Деметры
В 1895 году в Керчи на территории усадьбы Зайцевой, расположенной на так называемом Глинище, случайно был открыт неразграбленный склеп, который стал широко известен под названием «Склеп Деметры».
Исповедная роспись
Испове́дная роспись (ведомость) — ежегодно составлявшийся с 20-х годов XVIII века посемейный список прихожан, которые исповедовались у священника, с указанием места жительства и социального положения семьи, главы семьи и отношения к нему других членов семьи, их имён, отчеств, фамилий, «лет от роду» и т. д.
Карман России
Нижегородская область - в прошлом крупнейший в России центр внутренней торговли, знаменитый возродившейся спустя много десятилетий сейчас Нижегородской ярмаркой. Область имеет многовековую историю и расположена в самом центре Европейской части России.
Нижегородская область
Код ОКАТО: 22 Цифровой автомобильный код: 52 Площадь, тыс. кв. км.: 76.6 Экономический регион: Волго-Вятский район Округ: Приволжский федеральный округ
Липецк
Липецк, центр Липецкой области, основан в 1703 году. Город расположен в 508 км от Москвы, на западе Окско-Донской равнины, по берегам р. Воронеж.