Йога 3

Йога

Йо́га (дев. योग) — понятие в индийской культуре в широком смысле означающее совокупность различных духовных психических и физических практик разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма.[2][3] Исходная цель йоги —изменение онтологического статуса человека в мире.

Основные направления йоги — это раджа-йога  карма-йога  джнана-йога  бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии индуизма под йогой понимается система раджа-йоги изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи.[7] Йога обсуждается в различных писаниях индуизма таких как Веды  Упанишады «Бхагавад-гита» «Хатха-йога-прадипика» «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.[1] За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь схатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями что не отражает духовного и душевного аспектов йоги. Того кто изучает и практикует йогу именуют йогом или йогином.

Этимология

Слово „йога“ произошло от санскритского корня йодж или йудж имеющего много смысловых значений: „упряжка“ „упражнение“ „обуздание“ „соединение“ „единение“ „связь“ „гармония“ „союз“ и т. п. Впервые встречается в „Риг-веде“ — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы.

История Йоги

История йоги уходит своими корнями в древние времена. На нескольких печатях найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.) изображены фигуры в медитативных или йогических позах. Эти археологические находки указывают на возможность того что население Хараппской цивилизации практиковало одну из древних форм йоги или родственный ей ритуал. Понятие йоги впервые упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы «Риг-веде». Считается что йога развилась из аскетических практик (тапаса) ведической религии которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам — Брахманах (датируемых периодом с X по VI века до н. э.).  В Брахманах в частности в «Шатапатха-брахмане» присутствуют идеи единения ума тела и души с Абсолютом. ВУпанишадах наиболее раннее упоминание йоги и медитации можно обнаружить в «Брихадараньяка-упанишаде» — одной из древнейших Упанишад датируемой учёными X — IX веком до н. э. Основным источником в котором отражено развитие концепции йоги являются так называемые «средние» Упанишады (датируемые VI веком до н. э.) «Махабхарата» и «Бхагавад-гита» а также «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.). В «Йога-сутрах» йога впервые была изложена как одна из школ («даршан») индуистской философии. Эта ранняя школа йоги ретроспективно получила известность под ретронимомраджа-йога с целью отличить её от других более поздних школ.


«Йога-сутры» Патанджали

В индийской философии йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. Согласно учению Патанджали школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. Йога и санкхья очень близки друг к другу по этому поводу Макс Мюллер говорил что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога….» Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:

Обе философии считаются в Индии близнецами, разными аспектами одной дисциплины. Санкхья обеспечивает основное теоретическое объяснение человеческой природы, перечисляя и давая определение её элементам, анализируя способы их взаимодействия в обусловленном состоянии (бандха), и описывая их состояние в освобождённом состоянии мокши, в то время как йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения этого освобождения...

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали который считается основателем философии йоги. Йога Патанджали известна как раджа-йога или йога управления умом. Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре которая является ключевой сутрой всего текста:

Йога есть обуздание волнений присущих уму.
- «Йога-сутры» 1.2

Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога — это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)». Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)».[40]


«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги») определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней или уровней аштанга-йоги:

Яма — принципы взаимодействия с внешней средой

Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой

Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности

Пранаяма — контролирование дыхания приводящее к объединению тела и ума

Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами

Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума

Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность которая постепенно приводит к самадхи)

Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называетсясамьяма.

Бхагавад-гита»

Термин «йога» часто используется в «Бхагавад-гите». «Бхагавад-гита» описывает йогу как контроль ума искусство деятельности осознание высшей природы души (атмы) и трансцендентности Верховного Господа (Бхагавана). Кришна учит корнем всех страданий является возбуждённый эгоистическими желаниями ум. Единственным способом остановить пламя желаний является контроль ума посредством самодисциплины с одновременным вовлечением в возвышенную духовную деятельность. Воздержание от деятельности однако считается таким же нежелательным как и чрезмерное вовлечение в неё. Согласно «Бхагавад-гите» высшей целью является освобождение ума и разума от материальной деятельности и их сосредоточение на духовном уровне через посвящение всех действий Богу.

В добавок к 6-й главе целиком посвящённой традиционным практикам йоги включая медитацию  «Бхагавад-гита» описывает три наиболее важные вида йоги:

Карма-йога — «йога деятельности»

Бхакти-йога — «йога преданности» или «йога преданного служения»

Джнана-йога — «йога знания»

Хотя эти пути отличны друг от друга их основная цель практически одна и та же — осознать что Бог в Своей личностной форме (Бхагаван) является изначальной истиной на которой зиждется всё бытие что материальное тело временно и что Сверхдуша (Параматма) вездесуща. Конечной целью йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (самсары) через осознание Бога и своих отношений с Ним. Этой цели можно достичь практикуя любой из трёх видов йоги хотя в шестой главе Кришна говорит о превосходстве бхакти над другими путями достижения высшей цели.

Известный комментатор «Бхагавад-гиты» Мадхусудана Сарасвати в конце XV века разделил её по содержанию на три основные части: первые шесть глав в основном посвящены карма-йоге средние шесть глав — бхакти-йоге и последние шесть — джнана-йоге. Другие комментаторы предложили свой вариант деления приписав определённую йогу каждой из глав и выделив 18 видов йоги. Подобное деление впоследствии было принято многими комментаторами «Бхагавад-гиты».

[править]Хатха-йога

Основные статьи: Хатха-йога  Хатха-йога-прадипика

Хатха-йога — это одна из систем йоги описанная Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика» составленном в Индии в XV веке. Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме очищении тела приводящего к очищению ума (ха) и праны или жизненной энергии (тха). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали  добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».

[Цель йоги

Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши. В монистических школах адвайта-веданты ишиваизме конечной целью практики йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (сансары) и всех страданий материального существования посредством осознания своего единства как атмана с Верховным Брахманом. В школах бхакти вайшнавизма сама бхакти или «любовное преданное служение Богу» является конечной целью практики йоги. В гаудия-вайшнавизме одном из основных направлений вайшнавизма высшей формой бхакти выступает према-бхакти или «чистая любовь к Богу». В вайшнавизме достигнув совершенства в бхакти-йоге вайшнав отправляется в духовный мир (Вайкунтху илиГолоку) и наслаждается там блаженным служением Вишну в одной из его ипостасей.