Реферат: Культура греческой античности 3 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Культура греческой античности 3

Рефераты по культуре и искусству » Культура греческой античности 3

Оглавление


Введение


Понятия «Восток» и «Запад» в истории и культурологи. Крито – микенская культура – ранняя цивилизация Запада

1.1 Понятия «Восток» и «Запад» в истории и культурологии

1.2 Крито – микенская культура – ранняя цивилизация Запада

Греческая культура доклассического, классического и эллинистического периодов. Особенности полисной организации и мировоззрение древних греков (космологизм, гармония и мера)

Греческая культура доклассического, классического и эллинистического периодов

Греческая культура доклассического периода

Греческая культура классического периода

Греческая культура эллинистического периода

2.2 Особенности полисной организации и мировоззрения древних греков (космологизм, гармония и мера)

Искусство Древней Греции. Пластика как ведущее средство формирования в искусстве. Основные достижения древнегреческой культуры


Заключение


Библиографический список


2


4

4

5


6


6

7

10

12


13

14


16


17


Введение


Искусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в культурном развитии человечества. В своем творчестве греки использовали опыт более древних художественных культур, и в первую очередь эгейского искусства. История древнегреческого искусства начинается после падения Микен и дорийского переселения, и охватывает 11-1 вв. до н. э. В этом историко-художественном процессе обычно выделяют 4 этапа, которые соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции: 11-8 вв. до н. э. – гомеровский период; 7-6 вв. до н. э. -- архаика; 5 в – первые 3 четверти 4 в до н. э. – классика; 4 четверть 4 в – 1 в до н. э. – эллинизм.

Область распространения древнегреческого искусства выходила далеко за пределы современной Греции, охватывая Фракию на Балканах, значительную часть Малой Азии, многие острова и прибрежные луниты на Средиземном и Черном морях, где находились греческие колонии. После походов Александра Македонского греческая художественная культура распространилась по всему Ближнему Востоку.

Древнегреческое искусство полнее всего раскрыло свои возможности в период классики, когда переживала рассвет рабовладельческая демократия, полисы (города- государства) достигли наивысшего подъема, а свободные ремесленники и землевладельцы ощущали себя полноправными гражданами общества. Результатом этого был и особо, более демократический характер идеологии по сравнению с идеологией рабовладельческих обществ Древнего Востока и императорского Рима. На основе всех этих предпосылок и выросла художественная культура древней Греции. Ее ведущей отраслью были пластические искусства, которые по самой своей природе соответствовали проникнутому жизнеутверждающим пафосом, цельному мировосприятию древних греков. Греки впервые осознали красоту естественного бытия последнего, в частности красоту нормально развитого человеческого тела. Идеальное представление о человеке и мире, воплощенное в древнегреческих художественных образах, не противостоит реальной жизни. Образ человека в искусстве Древней Греции - это кристально ясная, очищенная от случайностей концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека.

Прогресс пластических искусств в античной Греции был поистине огромен. Впервые в истории мировой художественной культуры сложилась развитая система реалистических принципов; наряду с культовыми развились многочисленные светские формы искусства; возросла его общественно- воспитательная роль. В архитектуре были выработаны ордерные принципы и заложены основы градостроительства; в скульптуре осознана выразительность человеческого тела на основе великолепного знания его анатомической структуры; в живописи были созданы первые станковые картины, зародились принципы светотени и перспективы; развилась совершенная по своим декоративным качествам вазопись. Древнегреческие художники блестяще разрешили проблему синтеза пластических искусств, о чем свидетельствуют скульптурные фризы и фронтоны храмов, образцы монументальной живописи, статуи, созданные с расчетом на архитектурное окружение.

Каждая последующая эпоха в той или иной мере использовала опыт древнегреческого искусства. Особенно значительной оказывалась его роль в те периоды, когда искусство руководствовалось гуманистическими идеалами, и античная традиция выдвигалась в противовес мистике готики и барокко. Некоторые стороны общественного бытия и качества общественного человека никогда не были отражены искусством в такой классической форме, которая была найдена древними греками.


Понятие «Восток» и «Запад» в истории и культурологи.

Крито-микенская культура – ранняя цивилизация Запада


Понятие «Восток» и «Запад» в истории и культурологи


Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно – экономических и политических структур.

Под понятием «Запада» в современной культурологии подразумевается культура Америки и Европы, под «Востоком», соответственно культуры стран Центральной, Юго-Восточной Азии, северной Африки, стран Ближнего Востока.

Культуры Запада и Востока во многом различны и даже противоположны, и можно выделить присущие им черты.

Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. Приоритет инициативы, идея значимости личности, творческое ее развитие лежат в основе западного общества. Социальная динамика западной культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого к новому протекает как ломка устаревших систем ценностей, политических и общественно – экономических структур. Запад, являясь носителем творческого начала, постоянного поиска, бунта и перемен и, в то же время, проявляя стремление к постоянному, всестороннему познанию окружающего мира и Вселенной, чаще занимает сторону земного материалистического бытия, тем самым, разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и устоявшихся норм.

Нельзя не отметить важную черту западного менталитета – его склонность к научным методам познания и исследования окружающего мира.

Восток, во многом в противоположность Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира, человек культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия.

Восток – это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала, он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире). На Востоке новое не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а органично вписывается, дополняя его.

В отличие от западной культуры, направленной во вне, восточная стремится погрузиться во внутренний мир человека. Большинство восточных мыслителей и философов были убеждены, в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.

Восток - это сжатость, глубина, тишина. Восток провозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним.

То, что для человека западной культуры кажется самой важной частью религии – а именно структура, которая «отличает» ее от всех других религий и устанавливает является ли человек католиком или протестантом, если не считает себя тем или другим, и не соглашается с какими-то параграфами веры, - является для восточной культуры самым несущественным аспектом, так как восточный человек инстинктивно стремится «отбросить все внешние различия, чтобы вновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке» (Сатпрем).

Для того, чтобы сравнить культуры запада и востока нужно учесть отличия по многим аспектам то есть различия в искусстве, науке, религии, моральных устоях, политических устройствах, и составляющих этого.


1.2 Крито – микенская культура – ранняя цивилизация Запада


Крито – микенская культура зародилась 3 – 2 тысячелетия до нашей эры, при этом остров Крит и Микены являются главными ее центрами. Также этот период называют минойским – по имени легендарного царя Миноса, при котором остров Крит, занимавший ведущие позиции в регионе, достиг своего наивысшего могущества.

В конце 3 тысячелетия до нашей эры на юге Балканского полуострова и острове Крит складывались первые очаги государственности. Первой европейской цивилизацией явилась критская цивилизация, которая выполнила роль связующего звена между европейской культурой и древними культурами Египта и Месопотамии. Зоной распространения эгейской культуры стало побережье и острова Эгейского моря, а центром – сначала остров Крит, затем – город Микены. В начале второго тысячелетия до нашей эры на нем возникают огромные дворцы. Самый известный и загадочный из них – Кносский дворец, вошедший в историю под названием «Лабиринт», от которого сохранился только первый этаж. Дворец представлял собой многоэтажное сооружение, включавшее 300 помещений на общей платформе. Он был снабжен системой водоснабжения и канализации, имел терракотовые ванны. Дворец был одновременно религиозным, административным и торговым центром, в нем находились ремесленные мастерские. С ним связан миф о Тесее и Минотавре. Учитывая особую роль дворцов, возникшую цивилизацию иногда называют «дворцовой».

Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на 16 – 15 века до нашей эры, особенно во время правления царя Миноса. Минос установил справедливость и порядок в критском обществе и прославился как мудрый законодатель, за что, согласно представлениям древних, он превратился в вершителя суда в загробном мире.

Высокого уровня на Крите достигла скульптура малых форм. В тайниках Кносского дворца найдены статуэтки богинь со змеями в руках, которые полны грации, изящества. Лучшим достижением критского искусства является живопись, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей Кносского и других дворцов.

В конце 15 века до нашей эры цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают. Причиной катастрофы, скорее всего, стало разрушительное землетрясение и извержение подводного вулкана возле острова Фера.


Греческая культура доклассического, классического и эллинистического периодов. Особенности полисной организации и мировоззрения древних греков (космологизм, гармония и мера)


2.1 Греческая культура доклассического, классического и эллинистического периодов


В эволюции культуры Древней Греции принято выделять пять периодов:

Эгейский или крито-микенский (3 – 2 тысячелетия до нашей эры);

Гомеровский (11 – 9 века до нашей эры);

Архаический (8 – 6 века до нашей эры);

Классический (5 – 4 века до нашей эры);

Эллинистический (вторая половина 4 – середина 1 века до нашей эры).

Первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В таком случае вся культура Греции разбивается на три основных периода:

Доклассический;

Классический;

Эллинистический.

Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период.


Греческая культура доклассического периода


Доклассический период объединяет в себе три периода эволюции культуры Древней Греции: эгейский, гомеровский и архаический.


Греческая культура эгейского периода


Эгейский период (3 – 2 тысячелетия до нашей эры) нередко называют крито-микенским.

В конце 3 тысячелетия до нашей эры на юге Балканского полуострова и острове Крит складывались первые очаги государственности.

Наивысший расцвет критской цивилизации и культуры приходится на 16 – 15 века до нашей эры. Высокого уровня на Крите достигла скульптура малых форм. Лучшим достижением критского искусства является живопись.

В конце 15 века до нашей эры цветущая цивилизация и культура неожиданно погибают. Причиной катастрофы, скорее всего, стало разрушительное землетрясение и извержение подводного вулкана возле острова Фера.

Возникшая на юге Балкан часть эгейской культуры и цивилизации была близка к критской. Она также покоилась на центрах – дворцах. Однако, эти дворцы заметно отличались от критских: они представляли собой мощные крепости - цитадели, обнесенные высокими (более 7 метров) и широкими стенами. Это было обусловлено тем, что жителям этого города вынуждены были обороняться от воинственных соседей.

Вместе с тем эту часть эгейской культуры можно считать более греческой, поскольку именно сюда в третьем тысячелетии до нашей эры пришли греческие племена – ахейцы и данайцы. В силу особой роли ахейцев эту культуру и цивилизацию часто называют ахейской.

Наиболее ранние памятники ахейской культуры носили культовый, заупокойный характер. Царские погребения наряду с высокохудожественной утварью содержали и богатое оружие, а лица умерших царей по египетской традиции были покрыты масками из золота, передававшими портретные черты лица.

Великолепным памятником архитектуры того времени является Микенский дворец, украшенный колоннами и фресками. Высокого уровня достигла также живопись, о чем свидетельствуют росписи сохранившихся стен Микенского и других дворцов.

Наибольший расцвет культуры ахейской Греции приходится на 15 – 13 века до нашей эры. Однако, уже к концу 13 века до нашей эры она начинает приходить в упадок, а в течение 12 века до нашей эры все дворцы оказываются разрушенными. Точные причины катастрофы не установлены.


Греческая культура гомеровского периода


Период 11 – 9 веков до нашей эры в истории Греции принято называть гомеровским, поскольку главными источниками сведений о нем служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Опираясь на содержание гомеровских поэм и данные археологических раскопок, можно сказать, что этот период означал разрыв преемственности между эпохами и даже шаг назад, поскольку некоторые элементы уже достигнутого уровня цивилизации были утрачены. Так например. Была утрачена письменность, государственность. Однако, в это время возникло и стало широко использоваться применение железа.

Что касается духовной культуры, то здесь преемственность была сохранена. Об этом говорят гомеровские поэмы. Судя по поэмам, шло дальнейшее распространение мифа как особой формы сознания и восприятия окружающего мира. Происходило также упорядочивание греческой мифологии, которая приобретала все более законченные, совершенные формы.

Гомеровский период стал временем расцвета эпической традиции. Сказания предавались устно профессиональными певцами, поэтому для удобства запоминания им придавалась ритмическая форма.


Греческая культура архаического периода


Архаический период (8 – 6 века до нашей эры) стал временем быстрого и интенсивного развития Древней Греции. Практически во всех областях жизни происходят глубокие изменения.

В период архаики формируются греческие города – государства, развивается научное мышление, поэзия, литература, зарождаются философия и театр, греческое искусство вступает на путь своего первого расцвета.

За три века античное общество совершает переход от деревни к городу, от родовых и патриархальных отношений к отношениям классического рабства.

Интенсивное развитие сельского хозяйства ведет к высвобождению людей, что способствует росту ремесел. Экономический прогресс способствует расширению рынка и торговли, опирающихся на складывающуюся систему денежного обращения. Начавшаяся чеканка монет ускоряет эти процессы.

Еще более впечатляющие успехи и достижения имеют место в духовной культуре. В ее развитии исключительную роль сыграло создание алфавитного письма, ставшего величайшим достижением культуры архаической Греции. Алфавитное письмо отличалось удивительной простотой и доступностью, что позволило создать на редкость эффективную систему образования, благодаря которой в античной Греции не было неграмотных, что также явилось огромным достижением.

В период архаики у античного общества зарождается чувство коллективизма с агонистическим (состязательным) началом. В этот период зарождается идеал человека, в котором дух и тело находятся в гармонии.

Воплощению данного идеала способствовали возникшие в 776 году до нашей эры Олимпийские игры, которые проходили каждые четыре года. Также раз в четыре года проводились Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания.

В архаическую эпоху возникают такие феномены античной культуры, как философия и наука. Их родоначальником стал Фалес, у которого они еще строго не отделены друг от друга и находятся в рамках единой натурфилософии – первой философской системы античности. Для нее характерны материализм и поиск объективных закономерностей.

Пифагор и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

К 6 веку до нашей эры оформляется архитектурный ордер в его дорическом, ионическом и коринфском вариантах(дорический – древнейший, где основание колонны и ее высота относились как 1/6 – это соотношение длины стопы и роста взрослого мужчины; ионический, ориентированный на пропорции женской фигуры:1/8, и коринфский, украшенный растительным орнаментом). Ведущим типом постройки выступает сакральный храм как обитель бога.

Возникает также монументальная скульптура – сначала деревянная, а затем каменная. Наибольшее распространение получают два типа: обнаженная мужская статуя, известная как «курос», и задрапированная женская, примером которой была «кора».

Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления. Около 700 года до нашей эры гончары придумали чернофигурную технику росписи сосудов. А около 530 года до нашей эры афинские гончары стали изготавливать краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей.

Настоящий расцвет в эту эпоху переживает поэзия. В литературе эпохи архаики ведущая роль принадлежала эпическим жанрам. Однако, постепенно лидерство начинает переходить от эпоса к лирической поэзии., основателем которой был Архилох. В качестве особого жанра оформляется басня, которую традиционно связывают с именем Эзопа.


Греческая культура классического периода


Классический период (5 – 4 века до нашей эры) стал временем наивысшего подъема и расцвета древнегреческой цивилизации и культуры. Именно этот период породил все то, что потом будет названо «греческим чудом».

В это время утверждается и полностью раскрывает все свои удивительные возможности античный полис.

В классический период Греция переживает бурное экономическое развитие. Основой экономики по-прежнему было сельское хозяйство. Наряду с ним интенсивно развиваются ремесла – в особенности выплавка металлов. Быстро растет товарное производство, в частности винограда и олив, как следствие, наблюдается стремительное расширение торговли и обмена. Афины становятся крупным торговым центром. В широких масштабах ведется строительство.

В 5 веке до нашей эры окончательно складываются культурные нормы и идеалы древнегреческого общества. Умеренность в пище и питье, пренебрежительное отношение к изысканности и роскошным одеждам (черты восточного быта), сдержанность в поведении, правдивость, верность своему слову, честность в делах, физическая выносливость и умение терпеливо выносить невзгоды – вот основные нравственные нормы, по которым общество мерило людей. Так складывается уважение к человеку – гражданину-герою.

В этот период высочайшего уровня достигает философия. Именно в это время творят такие великие умы древности, как Сократ, Платон и Аристотель. Сократ стоял у истоков одного из главных направлений всей последующей философии – рационализма, действительным создателем которого стал Платон. Аристотель продолжил линию Платона и в то же время стал основателем второго главного направления философии – эмпиризма.

Наряду с философией также успешно развиваются другие науки – математика, медицина, история. Очень высокого уровня достигает риторика – наука об ораторском искусстве.

Невиданный расцвет в эпоху классики переживает художественная культура, и в первую очередь – архитектура и градостроительство. Значительный вклад в развитие градостроительства внес Гипподам, разработавший концепцию регулярной планировки города, согласно которой в нем выделялись функциональные части: общественный центр, жилая зона, а также торговая, производственная и портовая зоны. Основным типом монументальной постройки по-прежнему остается один храм.

Пятый век до нашей эры ознаменовался великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее совершенные религиозные и светские памятники культуры.

Афинский Акрополь стал подлинным триумфом древнегреческой архитектуры, одним из величайших шедевров мирового искусства.

Среди памятников архитектуры также находились два сооружения, отнесенных к семи чудесам света: храм Артемиды в Эфесе и гробница Мавсола.

В эпоху классики наивысшего совершенства достигает греческая скульптура. Греческую скульптуру представляет целая плеяда мастеров. Самым великим среди них является Фидий. Он создал такие скульптуры, как статуя Зевса в Олимпии, статуя Афины Парфенос. Помимо названных творений, Фидий также принимал участие в проектировании Афинского Акрополя и в создании его пластического убранства.

Особенностью скульптуры того времени было культивирование образа атлета, выступавшего на состязаниях обнаженным. Женщины, наоборот, изображались в одеждах. И лишь в 4 веке до нашей эры Пракситель впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной.

Век высшего расцвета скульптуры в период классики был и веком расцвета греческой живописи. Именно к этому времени относится замечательное живописное новшество – искусство светотени. Первым включил в свою палитру полутона Аполлодор Афинский.

В эпоху классики высшей своей точки достигает греческая литература. Именно в это время Пиндар создал гимны, песни и оды в честь победителей Олимпийских и Дельфийских игр.

В понятие высокой классики входят также литературные достижения – создание трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая трагедия достигает в 5 веке до нашей эры в произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида. Наивысшего развития жанр комедии получил у Аристофана.

Также в это время в Греции возник новый вид искусства – драматический театр. В нем ставились комедии и трагедии. Во многом расцвет греческой культуры в 5 – 4 веках до нашей эры был обусловлен системой античного образования. Дети с семи до шестнадцати лет получали образование в частных платных школах. С 13-14 лет начинали посещать гимнастические школы – палестры. Кроме частных школ в Афинах были и три государственные, содержащиеся богатыми гражданами: академия, ликей и киносарг. «Внешкольное» образование можно было получить и у платных «учителей мудрости» - софистов.


Греческая культура эллинистического периода


Эллинизм стал заключительным этапом древнегреческой культуры. В этот период высокий уровень эллинской культуры в целом сохраняется. Лишь в некоторых областях, например, в философии, он несколько падает. В то же время происходит распространение эллинской культуры на территории множества восточных государств, возникших после распада империи Александра Македонского, где она соединяется с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточных культур и образует то, что именуется культурой эллинизма.

Ее образование шло под влиянием, прежде всего, греческого образа жизни и греческой системы образования. Примечательно, что процесс распространения греческой культуры продолжался и после того, как Греция попала в зависимость от Рима (146 год до нашей эры). Политически Рим покорил Грецию, но греческая культура покорила Рим.

Из областей духовной культуры наиболее успешно в эпоху эллинизма развиваются наука и искусство. В науке ведущие позиции по-прежнему занимает математика, где работают такие великие умы, как Евклид и Архимед. Их усилиями математика не только прогрессирует в теоретическом плане, но и находит широкое прикладное и практическое применение в механике, оптике, статике, гидростатике, строительстве. Значительные успехи также имеют астрономия, медицина, география.

В эпоху эллинизма развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, - филология.

В искусстве наибольший успех сопутствует архитектуре и скульптуре. В архитектуре наряду с традиционными сакральными храмами широко строятся гражданские общественные здания – дворцы, театры, библиотеки, гимназии и так далее. В частности, в Александрии была построена знаменитая библиотека, где хранилось около 799 свитков. Там же был построен Мусейон, ставший крупнейшим центром науки и искусства древности. Из других архитектурных сооружений заслуживает выделения Александрийский маяк высотой в 120 метров, включенный в число семи чудес света. Его автором сбыл архитектор Сострат.

Скульптура также продолжает классические традиции, хотя в ней появляются новые черты: усиливаются внутренняя напряженность, динамика, драматизм и трагизм. Монументальная скульптура иногда принимает грандиозные размеры. Таковой, в частности, была статуя бога солнца Гелиоса, созданная Хересом и известная как Колосс Родосский. Она имела высоту 37 метров. Эта статуя также входит в число семи чудес света.

Литература эпохи эллинизма хотя и становится более разнообразной, но значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными. Продолжает развиваться комедия. Широкое распространение получают короткие драматические сцены из жизни обычных горожан – мимы.

В 146 году до нашей эры Древняя Эллада перестала существовать, однако древнегреческая культура существует и поныне.


Особенности полисной организации и мировоззрение древних греков (космологизм, гармония и мера)


Одной из основных черт культуры Древней Греции является уникальное государственное устройство – полис (город-государство). Это демократическая республика, где каждый грек выступал как землевладелец, как носитель высшей законодательной власти. Несмотря на то, что города – государства существовали и в других древних цивилизациях, именно у греков такой тип организации общества, принявший форму полиса, с наибольшей силой проявил все свои преимущества. Греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивидуальный интерес. Полис формируется в 8 – 6 веках до нашей эры, а высший его расцвет приходится на 5-4 века до нашей эры.

Полисная демократия, исключавшая деспотическую власть, позволила грекам в полной мере наслаждаться духом свободы, которая для них была высшей ценностью. Ради нее они были готовы на смерть. На рабство они смотрели с глубоким презрением.

Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания, включавшая в себя два направления – «гимнастическое» (целью которого было физическое совершенство) и «мусическое» (или гуманитарное, направленное на умственное развитие). Все виды воспитания покоились на принципе состязания.

Все это сделало греческий полис исключительным, уникальным явлением в истории человечества. Эллины воспринимали полис как высшее благо, не представляя свою жизнь вне его рамок, являясь истинными его патриотами. Полис дал грекам все необходимое, чтобы проявить невиданную оригинальность во всех областях культуры.


3. Искусство Древней Греции. Пластика как ведущее средство

формообразования в искусстве. Основные достижения древнегреческой культуры.


О греческой скульптуре можно сказать, что она изображает людей с идеально-прекрасным обликом, божественных людей или божества в человеческом облике. Понятно, что эти божественные люди в корне отличаются от древневосточных царей-богов. Они не подавляют своим непроницаемым величием и громадностью, не попирают в прах зрителей. В их божественности акцентировано нечто иное, чем властность, исключающее всякое подобие самобытия у тех, кто подвластен.

Наиболее распространенная поза в греческой скульптуре предполагает опору на одну ногу. Изображаемая фигура никуда не идет, влекомая какой-то внешней силой, никому не предстоит, вытянув руки.

С наступлением классического периода (V — IV вв. до Р.Х.), т. е. эпохи, когда древнегреческая культура достигла расцвета и выявленности своих собственных возможностей, появляются своеобразно греческие скульптуры с их свободной и непринужденной осанкой и обращенностью на самих себя. При сравнении с древневосточными и раннегреческими изображениями стоящих фигур классические фигуры оставляют впечатление людей, очнувшихся от оцепенения, пришедших в себя и владеющих собой.

Причем гармония и совершенство, являясь знаком божественности и aвтаркии, при созерцании непосредственно воспринимаются как прекрасное человеческое тело. В этом также состоит своеобразие древнегреческой скульптуры. Именно греки впервые "разглядели" человеческое тело, решили, что оно прекрасно, и сделали красоту знаком божественности. Нам кажется, что это вполне естественно.

Греческие тела не только по внешней выраженности, но и по сути очеловечены в каждой своей части и детали, в них присутствует своя собственная, а не какая-нибудь иная душа. На древнеегипетских изображениях по-своему заворожены и грезят не только люди-рабы, но и боги-фараоны. Первые устремлены к богам, боги же из своей неприступности недоступны и самим себе.

В греческой скульптуре глаза не играют никакой особой роли. Они так же телесны, как голова и остальные части тела. Точно так же голова скульптуры нагружена смыслом не более, чем туловище и его отдельные части.


Основные достижения древнегреческой культуры


Практически во всех областях науки духовной культуры греки выдвинули «отцов - основателей», положивших начало их современным формам. Прежде всего это касается философии. Греки первыми создали современную форму философии. Первыми греческими философами стали Фалес, Сократ, Платон, Аристотель.

То же самое можно сказать и о других науках и в первую очередь о математике. Пифагор, Евклид и Архимед являются основателями математики, геометрии, механики, оптики, гидростатики. В астрономии Аристарх Самосский первым высказал идею, согласно которой Земля движется вокруг неподвижного Солнца. Гиппократ стал основателем современной клинической медицины, Геродот считается основателем истории как науки.

Практически все виды и жанры современного искусства родились в Древней Греции, а многие из них достигли классических форм и высочайшего уровня. В первую очередь это относится к скульптуре.

В равной мере это относится к литературе и ее жанрам – эпосу, поэзии. Особого выделения заслуживает греческая трагедия, достигшая высочайшего уровня. В Греции родилась ордерная архитектура, которая также достигла высокого уровня развития.


Заключение


Культура Древней Греции существовала с 23 века до нашей эры и до середины 2 века до нашей эры. Ее также называют античной, чтобы отличить от других древних культур.

Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в 5-4 веках до нашей эры, став исключительным, неповторимым и во много непревзойденным феноменом в истории мировой культуры.

Расцвет культуры Древней Эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основания поговорить о настоящей загадке «греческого чуда». Суть этого чуда состоит прежде всего в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. Никакой другой народ – ни до, ни после – не смог сделать ничего подобного.

Давая столь высокую оценку достижениям эллинов, следует уточнить, что многое они позаимствовали у египтян и вавилонян, чему способствовали греческие города Малой Азии – Милет, Эфес, Галикарнас, служащие своеобразными окнами, открытыми на Восток. Однако все позаимствованное они использовали скорее как исходный материал, доведя его до классических форм и подлинного совершенства.


Библиографический список


Воронцова В.Г., Элиасберг Н.И. Настольный справочник школьника . 5-11 класс: Том 2. – СПб.: ИГ «Весь», 2006. – 544с..: ил.;

2. Костина А.В. Культурологи: учебник. – 3-е изд., доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 336с.;

3. Кравченко А.И. Культурология: Учебник. – М.: Вебли, Изд-во Проспект, 2003. – 288 с.

4. Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М.: «Приор-издат», 2004. – 352с.;

5. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. Культурология: учебник. – М.: Высшее образование, 2009. – 566 с..

17