Его основные идеи:
Критика общечеловеческой цивилизации.
Концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад. Культурно-исторические типы или цивилизации противостоят этнографическому материалу.
Понятие «культурно-исторических типов» – центральное в учении Данилевского. Согласно его собственному определению, самобытный культурно-исторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою.
Данилевский выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории 1)египетский, 2)китайский, 3)ассирийско-вавилонско-финикийский, халдейский или древне-семитический, 4)индийский, 5)иранский, 6)еврейский, 7)греческий, 8)римский, 9)ново-семитический или аравийский и 10)германо-романский или европейский, а также мексиканский и перуанский, не успевшие совершить своего развития.
Ученый формулирует законы возникновения, роста и заката цивилизации: 1) закон "выхода из младенчества"; 2) закон необходимости "политической независимости для зарождения типа"; 3) закон возможного влияния, но "непередаваемости начала" от одного типа к другому; 4) закон непоглощаемости этносов политическим целым; 5) закон кратности периодов расцвета и периода истощения типом его жизненных сил.
Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, которые различаются своими фундаментами, основами.
Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.
Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.
Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.
Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие,- когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств.
Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу.
Главное внимание Данилевский уделил германо-романскому и славянскому типам: считая славянский тип более перспективным, он предсказывал, что в будущем возглавляемое Россией славянство займет на исторической сцене место переживающего упадок германо-романского типа. На смену Европе, по прогнозам Данилевского, должна прийти Россия с ее миссией объединения всех славянских народов и высоким религиозным потенциалом. Торжество славянства означало бы «закат» Европы, которая враждебно настроена по отношению к своему «молодому» сопернику – России.
Как и славянофилы, Данилевский полагал, что европейская и славянская государственность произошли из различных корней. Рассматривая признаки, обуславливающие выделение типов, а именно крупные этнографические различия, Данилевский указывает отличия славянских народов от германских по трём разрядам: 1)этнографические особенности (психический строй), 2)религиозность, 3)различия в историческом воспитании. Этот анализ представляет собой продолжение и расширение культурологического сравнительного анализа ранних славянофилов. Установление всемирного господства одного культурно-исторического типа, по мнению Данилевского, было бы гибельным для человечества, поскольку господство одной цивилизации, одной культуры лишило бы человеческий род необходимого условия совершенствования - элемента разнообразия. Данилевский решительно осуждал Запад за навязывание им своей культуры всему остальному миру.
Провозглашал возможность и, более того, необходимость нового славянского культурно-исторического типа развиваться своеобразно и самобытно, Данилевский провозглашает одну из основных своих идей: «Для всякого славянина: русского, чеха, серба, хорвата, словенца, болгара (желал бы прибавить, и поляка),- после Бога и Его святой Церкви, - идея Славянства должна быть высшею идеей, выше свободы, выше науки, выше просвещения, выше всякого земного блага», ибо эти блага суть результаты народной самостоятельности.
Таким образом, в общей форме доказывается возможность и необходимость самобытного пути развития для всего славянского мира и, в частности, для России, историческая миссия которой, по Н.Я.Данилевскому, состоит в том, чтобы играть ключевую роль в формировании и развитии славянского культурно-исторического типа, т.к. в нем может реализоваться четыре основы: истинная вера (религиозная), политическая справедливость и свобода, собственно культурная (наука, искусство), гармоничный общественно-экономический строй. Удел России - не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать.
Другие работы по теме:
Михайловский Николай Константинович
По мнению Михайловского, объективный метод исследования в социологии себя не оправдывает. Человек как разумное существо несет с собой новую силу. Человек пытается изменить действительность в соответствии со своими целями и идеалами.
Грот Николай Яковлевич
Попытка свести логические законы к психологическим явлениям (ассоциациям) была сделана Н.Я.Гротом в его "Реформе логики" и отчасти И.Ягодинским в его книге "Генетический метод в логике".
Добро и зло в пьесе Маршака Двенадцать месяцев
Известный русский поэт Самуил Яковлевич Маршак написал много произведений для детей. Его перу принадлежит обработка сказки известной чешской писательницы Божены Немцовой «Двенадцать месяцев». В этом произведении, как и в любой другой сказке, соревнуются добро со злом. В оскорбленной падчерице изображено добро, чуткость, а мачеха и ее дочь является воплощением зла и зависти.
Рябов, Павел Яковлевич
Павел Яковлевич Рябов (1837—1906) — русский актер и педагог. Окончил Московское театральное училище (1857). Вступил в императорскую балетную труппу, а в 1859 году в оркестр музыкантом. В 1862 году переведен в драматическую труппу: служил в Малом театре до 1900 года (перерыв в 1892—1895 гг.).
Никифоров, Николай Матвеевич
Николай Матвеевич Никифоров (1805—1881[1880?]) — русский актер и певец. Сын актрисы Марии Ивановны Никифоровой. Окончил курс в Московском театральном училище, в 1824 году зачислен московскую оперную труппу, потом был переведен в 1836 году в императорскую московскую драматическую труппу. Лучшими в его обширном репертуаре были роли подьячих, в которых он не знал соперников.
Кавелин, Константин Дмитриевич
Введение 1 Биография 2 Труды Список литературы Введение Константи́н Дми́триевич Каве́лин (4 (16) ноября 1818, Санкт-Петербург — 3 (15) мая 1885, там же) — русский историк, правовед, социолог и публицист.
Адашев, Александр Иванович
Александр Иванович Ада́шев (наст. фам. — Платонов) (1871—1934?) — русский актёр и театральный педагог. Играл в театре с 1890 года в городах Рыбинске, Твери, Костроме и других. С 1898 по 1913 год в Московском художественном театре.
Вучинич, Александер
Введение 1 Биографическая справка 2 Премии, награды 3 Публикации 4 Источники Введение Александер Вучинич (англ. Alexander S. Vucinich, Alexander Vucinic, *1914 Вилмингтон (Калифорния) - †25 мая 2002, Беркли) - американский историк, культуролог, социолог; специалист по истории науки и культуры России и СССР; профессор Пенсильванского университета (Филадельфия).
Тлетворное влияние Запада
— философское и политическое клише. Еще русские панслависты (М.П. Погодин, Н.Я. Данилевский, К.С. Аксаков, М.А. Бакунин), народники (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев), почвенники и славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) отрицательно относясь к внешнему влиянию на российскую жизнь, часто называло его «тлетворным».[1] В XX веке в период «хрущёвской оттепели», когда западная мода, музыка и т. п. стали просачиваться через «железный занавес», выражение
Бородин, Николай Николаевич
Николай Николаевич Бородин (Российская империя, 1870 — 5 сентября 1919, Лбищенск) — уральский казак, русский военачальник. Генерал-майор. Участник Русско-японской,Первой мировой и Гражданской войн. Участник Белого движения в Сибири.
Пече, Ян Яковлевич
План Введение 1 Молодость 2 1917 год 3 Гражданская война 4 Историк Список литературы Введение Ян Яковлевич Пече (17 декабря 1881 — 24 ноября 1942) — коммунист, революционер, один из создателей и руководителей Красной гвардии в Москве, историк.
Соколов, Николай Алексеевич следователь
Николай Алексеевич Соколов 22 мая 1882 (Мокшан Пензенской губ.) — 23 ноября 1924, (Сальбри, Франция) — следователь по особо важным делам Омского окружного суда, расследовавший дело об убийстве Царской Семьи.
Верховный Совет БССР
План Введение 1 Председатели Верховного Совета Белорусской ССР 2 Председатели Президиума Верховного Совета БССР (1938—1990 гг.) Список литературы
Жизнь и деятельность Н.Я. Данилевского
Юные годы Данилевского и его первая экспедиция. Научные труды и последние дни жизни естествоиспытателя. Самое известное сочинение Данилевского, концепция культурно-исторического процесса. Теория развития славянской расы и общечеловеческий прогресс.
Анцыферов, Данила Яковлевич
Дани́ла Данило Я́ковлевич Анцы́форов Анцыферов Анциферов ; XVII век, Томск — 1712, Камчатка) — русский землепроходец; сибирский служилый человек, находившийся в команде, взбунтовавшейся при покорении Камчатки (1711) и убившей начальника края Миронова и своего командира Атласова.
Аронсон, Григорий Яковлевич
Григорий Яковлевич Аронсон (1887, Санкт-Петербург — 1968, Нью-Йорк) — меньшевик, публицист и общественный деятель. Биография Получив традиционное еврейское образование, в юношеском возрасте вступил в партию социал-демократов (большевиков), а в 1908 г. — в Бунд. С 1909 г. активный сотрудник ОРТа и Общества для распространения просвещения между евреями в России.
Валек, Антон Яковлевич
Антон Яковлевич Валек (партийный псевдоним Яков) (1887 — 8 апреля 1919), деятель революционного движения. Член Коммунистической партии с 1903 года.
Барш, Иван Яковлевич
Барш, Иван Яковлевич Иван Яковлевич Барш (Барж, Барштет) (1728(1728) — 2 января 1806) — адмирал, главный командир Архангельского порта. Биография Сын вице-адмирала Якова Саввича Барша, родился в 1728 году в Вологодской губернии, начал службу с 1736 году, в качестве недоросля, волонтёром в Балтийском флоте, и через 10 лет получил первый чин унтер-лейтенанта.
Закушняк, Александр Яковлевич
Александр Яковлевич Закушняк (1879—1930; псевдоним Самарский) — российский и советский артист театра и эстрады, чтец, основоположник реалистической школы литературного рассказывания, создатель жанра вечера рассказа[1]
Якубович, Александр Яковлевич
Якубович, Александр Яковлевич Александр Яковлевич Якубович (1739—1810) — генерал-майор, последний Прилуцкий полковник Малороссийских казаков.
Врачев, Иван Яковлевич
Иван Яковлевич Врачев (14 апреля 1898, Екатеринодар — 1997, Москва) — российский революционер, член Президиума ВЦИК, начальник Политуправления и член Реввоенсовета Туркестанского фронта, член ЦК Коммунистической партии Грузии. Один из подписавших Договор об образовании СССР.
Дмитревский, Владимир Александрович
Владимир Александрович Дмитревский (настоящая фамилия Демерт ; 19 (31) июля 1820 − 22 января (3 февраля) 1871) — русский драматический актёр Малого театра.
Аллилуев, Сергей Яковлевич
Сергей Яковлевич Аллилуев (7 октября 1866(18661007) — 1945, Москва) — русский революционер.[1] Отец Н. С. Аллилуевой, тесть Сталина. Биография Родился в селе Раменье Воронежской губернии 7 октября 1866 года в семье Якова Трофимовича и Марфы Прокофьевны Аллилуевых . Член партии с 1896 года. За революционную деятельность в 1903 году ему было запрещено жить на Кавказе.
Бух, Николай Константинович
Бух Николай Константинович (6 ноября 1853 — после 1934), русский революционер-народник. Кличка «Иван Васильевич». Из семьи высокопоставленного чиновника.
Чичагов, Василий Яковлевич
Василий Яковлевич Чичагов Васи́лий Я́ковлевич Чичаго́в (28 февраля (11 марта) 1726(17260311) — 4 апреля (16 апреля) 1809, Санкт-Петербург) — российский мореплаватель, адмирал (с 1782).
Левашов, Василий Яковлевич
Василий Яковлевич Левашов (род. 1667 — ум. 7 апреля 1751 в Москве) — русский генерал-аншеф, государственный деятель, соратник Петра I. Биография Происходил из древнего русского дворянского, а затем и графского рода Левашовых.
Николай Страхов
Страхов Николай Николаевич (1828—1896) — критик, публицист. Р. в Белгороде, Курской губ., в семье священика. Учился в духовной семинарии. В 1851 кончил Главный педагогический ин-т. Был десять лет преподавателем математики и естественных наук.
Василий Яковлевич Струве
Василий Яковлевич Струве - русский астроном, один из основоположников звездной астрономии, член Петербургской академии наук (с 1832 г.).
Михайло Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания, организатор отечественной науки и естествознания.
Данилевский Николай Яковлевич
Данилевский Николай Яковлевич (1822— 1885) — философ, идеолог панславизма, публицист, естествоиспытатель. Создатель теории культурно-исторических типов — первого варианта теории локальных цивилизаций.