Реферат: Специфика художественной культуры - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Специфика художественной культуры

Рефераты по культуре и искусству » Специфика художественной культуры

Государственный институт экономики, финансов, права и технологий


Реферат

По дисциплине Основы культурно-художественной деятельности

На тему «Специфика художественной культуры»


Выполнила:

студентка 2 курса

группы 382


Гатчина

2010


Содержание:


Художественная культура

Внутреннее строение художественной культуры

Искусство в системе культуры.

Заключение

Список литературы



Художественная культура.


Художественная культура — одна из составляющих в системе функционирования «второй природы» человека. Пожалуй, это один из наиболее устойчивых гуманитарных компонентов культуры вообще, в котором в особой знаково-символической форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи. Интересно, что в повседневном, широко распространенном представлении о том, что такое культура, преобладает представление о том, что культура - это то, что связано с эстетической деятельностью вообще и с искусством, частности. Именно в сфере художественной культуры создается целостное видение всех особенностей, сложностей и закономерностей бытия культуры, выраженное в особой форме языков конкретных видов искусств. В архаических культурах эта особенность функционирования художественной культуры нашла свое выражение в синкретичности, т.е. целостности, полифункциональности первобытного искусства.

Художественная культура осваивает сферу художественных ценностей, которые имеют самое непосредственное отношение к эстетическим ценностям, представленным в культуре. Понятие эстетического является более широким понятием, чем художественное, поскольку эстетическое, будучи включенным в систему культурных ценностей, необязательно имеет рукотворную природу. Так, например, можно говорить о различных способах эстетизации природы (т.е. включенности ее в человечески ценностные отношения) в различных типах культур (природа в восточных культурах — и представление об эстетическом в природе в западноевропейской традиции).

В основе эстетической деятельности лежит представление о прекрасном как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме этого, в ней представлены, возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории. Эстетическая деятельность реализуется в необычайно разнообразных сферах человеческой деятельности:

Практическая деятельность (ландшафтная архитектура, дизайн)

Художественно-практическая деятельность (карнавалы, праздники, ритуалы, обряды)

Создание произведений искусства — творческая деятельность

Восприятие произведений искусства, оценка, художественный вкус, эстетические идеалы и др.

Художественная культура — это сложное системное образование, в существовании которого можно выделить две важнейшие стороны:

Во-первых, это то, что связано с организационной стороной функционирования художественной культуры. В любом, пожалуй, историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей. Это, прежде всего, система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность и др. Это и научно-исследовательские организации самого широкого профиля — начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, которые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию. В современной нам культурной ситуации особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей приобретают средства массовой коммуникации.

Напомним, что, наиболее ранней формой массовой коммуникации явилось книгопечатание, значение которого как средства массового распространение художественной культуры проявило себя лишь в конце XIX века после расширения в Европе системы образовательных учреждений. Кроме этого, изобретение кинематографа, радио, телевидения, а позднее системы «Интернет» позволило говорить о подлинно массовой коммуникации. Именно благодаря этим изобретениям возникла практически неограниченная возможность востребования любой культурной информации и приобщения к художественным ценностям и достижениям человеческой культуры. Конечно, необходимо помнить о тех проблемах, которые появились одновременно с формированием организма массовой культуры (см. предыдущую лекцию). Однако хочется отметить и существенные позитивные стороны функционирования массовой культуры. Например, это возможность формирования гуманистических представлений за счет обращения массовой культуры к общечеловеческим ценностям, и, как следствие, возможность внутрикультурного и межкультурного диалога.

Необходимо помнить и о просветительском потенциале массовой культуры, когда та или иная инновационная идея в сфере художественного творчества становится доступной массовой аудитории, благодаря чему преодолевается постоянно существующее в восприятии противоречие между традиционными, устоявшимися, привычными художественными формами и инновационными идеями, относящимися к сфере формотворчества, поиску новых средств выразительности. Конечно, это часто приводит к упрощению, примитивизации подлинных смыслов художественной культуры (еще А.С.Пушкин писал, что пошло то, что в народ пошло), однако позволяет воспринимающему субъекту освоить мир в новых для себя художественных образах, а, следовательно, адаптировать изначально чуждую ему точку зрения, стать «культурным полиглотом».

Во-вторых, это та часть художественной культуры, которая непосредственно связана с творческой деятельностью в сфере искусства и результатами этой деятельности. Это, прежде всего сами произведения искусства с их особым языком, присущим каждому виду искусства в отдельности, творческий процесс их создания, особые отношение между автором и созданным им произведением искусства, отношения между автором — произведением — и реципиентом (тем, кто воспринимает произведение искусства). Именно благодаря искусству возможно восприятие мира в его целостности, в неразрывном единстве личностного опыта, бытия культуры и опыта всего человечества.


Внутреннее строение художественной культуры.


До сих существует множество подходов к определению сущности, строения и функции культуры. Это объясняется, прежде всего, сложностью самого состава культуры, разнородностью культурных явлений, что порождает и разные подходы к ее изучению. Вместе с тем, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.

Суть его состоит в том, сущность культуры выявляется в результате ее рассмотрения в целостной системе бытия, одной из форм которого является культура. Исходной формой бытия является природа, а на определенной ступени развития природы рождается новая, отличная от природной, форма существования – человеческое общество. В обществе бытие переходит от природной, естественной, спонтанной формы существования к иному типу функционирования и развития, который проявляется не наследственно передаваемыми из поколения в поколение биологическими императивами поведения, но прижизненно вырабатываемыми людьми принципами деятельности. Поэтому третьей формой бытия оказывается сам человек, в синтезирующий в своем существовании и поведении природные закономерности и общественные, человек как воплощенное диалектическое единство природы и общества. Но связывая таким образом природу и общество, человек становится центральным звеном в цепи основных форм бытия.

Культура предстает перед нами как деятельностный и исторический разворачивающийся процесс, охватывающий:

а) качество самого человека как субъекта деятельности - качество сверхприродного, т.е. такие, которые, опираясь на данные ему от природы возможности, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в биографии каждого индивида (по закону "онтогенез" повторяет "филогенез";

б) способы деятельности человека, не врождённые ему - ни виду, ни индивиду, - но им изобретаемые, совершенствующиеся и передаваемые из поколения в поколения благодаря обучению, образованию и воспитанию; на философском языке эта деятельность и называется "опредмечиванием сущностных сил человека";

в) многообразие предметов - материальных, духовных, художественных, – в которых опредмечиваются процессы деятельности, формируя так, сказать, "вторую природу", творимую из материала "первой", подлинной природы, для того, чтобы удовлетворять сверх природные специфически человеческие потребности и служить передатчиком накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение; это предметность культуры оказывается инобытием человека, ибо отделяется от него и приобретает иные, отличные от человеческой, формы существования- формы орудий труда,научных трактатов, идеологических концепций, произведений искусства;

г) вторичные способы деятельности, служащие уже не "опредмечиванию", а "распредмечиванию" тех человеческих качеств, которые хранятся в предметном бытие культуры, т. е. их усвоению и присвоению людьми; в культурных предметах процесс их создания "угасает" для того, чтобы "зажечься" в новой деятельности извлекающей из них заключённое в них человеческое содержание;

д) вновь человек вторая роль которого в культуре выражается в том, что благодаря распредмечиванию он обогащается, развивается, овладевает культурой и становится тем самым её творение;

е) силой, связывающей человека с человеком в культуре является общение людей, а затем и их общение с природными явлениями, вещами, произведениями искусства.

Культура имеет три модальности:

- человеческую, в которой она предстает как культурный потенциал человека (и человечество, и личности), выступающего в качестве творца культуры и ее творения;

- процессуально-деятельностную, в которой культура выступает как способ человеческой деятельности - в деятельности распредмечивания и в деятельности общения людей, участвующих в обоих процессах;

- предметную, в которой культура охватывает многообразие материальных, духовных и художественных творений, образующих “вторую природу” – создаваемые человеком “миру” искусственных объектов: “мир вещей”, “ мир идей” и “ мир образов”.

В этой трехмерности культуры реально живет, функционирует и развивается как целостная система.

Структурные изменения в истории культуры выражаются, прежде всего, в том, что меняется соотношение основных ее слоев – материального, духовного и художественного (но при этом сохраняются основные функции каждого из них). Для историка культуры особенно важными являются функции художественной деятельности, поскольку искусство является самосознанием культуры, т.е. воссоздает содержание и строение каждого ее исторического типа и каждого регионального, национального, и социального и т.д. состояния. Поэтому изучение истории художественной культуры представляет интерес не только для более глубокого понимания истории всех искусств, но и как главный источник изучения истории культуры, макромир которой отражается в микромире образов искусства. Теоретическое и историческое изучение художественной культуры помогает понять то место, которое в культуре, взятой в целом, занимает искусство.

Художественная деятельность – эта такой вид человеческой деятельности, который отличается органическим слиянием того, что во всех других видах деятельности- познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и общении- расчленено и специализировано. Она не знает разделения на материальную и духовную, ибо творчество художника духовно и материально одновременно; она не знает разделения на практическую и теоретическую, ибо является практически- духовной, образно воссоздающей жизненную реальность, т.е. "практикой в духе" и плоды её обращены потому к такому же целостно- духовному восприятию- созерцанию, переживанию, осмыслению, истолкованию, какое свойственно человеческому восприятию реальности, но при этом ясно создаётся то, что отличает «художественную реальность» как мир вымысла от подлинной жизни людей. С этой точки становится понятным, почему и в фологенезии, и в онтогенезе (т.е. в истории человечества и в биографии отдельного человека) способность к полноценной художественной деятельности формируются раньше, чем развитые формы дифференцированной деятельности: детству человека, как и “детству человечества” свойственна синкретичная (не расчлененная еще) целостность сознания и поведения.


Искусство в системе культуры.


Искусство как плод художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается, которой принадлежит и которую представляет – скажем, первобытную культуру, античную, средневековую, ренессансную и т.д., в особенности каждой из них, следовательно, представляет культуру не односторонне, а целостно. Иначе говоря, оно изоморфно культуре, т.е. имеет аналогичную структуру, ибо образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, с обществом и с человеком.

Искусство представляет собой творческую деятельность, центральным звеном которой является создание художественного образа. Художественный образ – специфическое явление, присущее исключительно искусству. Ни одна другая человеческая деятельность, репродуктивная или созидательная, не создаёт такого феномена. Начиная с древнейших времён, самые выдающиеся умы человечества постоянно говорили о том, что без связи с искусством, без его понимания нет не только культурного человека, но и по-настоящему полноценно развитого человека.

Одна из особенностей искусства заключается в том, что при его посредстве каждый из нас прикасается не только к фактам и действиям, которые легли в основание произведения, но и к внутреннему миру, личности и гению автора, психологическим особенностям народа, создавшего свое искусство. В повседневной реальной жизни эта сторона обычно скрыта от окружающих, поэтому человек не понимающий искусства, лишен целой Вселенной и в любом виде деятельности оказывается ограниченным.


Заключение.


Сущность художественной культуры заключается в том, что человек, называемый художником (а им может быть не только профессионал, но и народный умелец), благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме, будь то стихотворение, романс или танец.

Все, что создано профессионалами и любителями, включается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами, и достойно сохраниться в веках как имеющее наивысшую ценность для общества, составляет искусство. Искусство — часть художественной культуры. Оно — вершина айсберга.

Характер материала задает вид искусства. Звук дает нам музыку. Слово дает сразу два вида искусства: устное слово — ораторское мастерство, письменное — литературу.

Какую бы область художественной культуры мы ни взяли — теоретическую или практическую, фундаментальную или прикладную,— всякая деятельность, доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство.


Список литературы:


Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.— 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002.— 496 с.

Варданян Рудольф Варданович. Мировая художественная культура: Архитектура/Р.В.Варданян.-М.:Владос,2004.-400с.:ил.

Садохин Александр Петрович,Грушевицкая Татьяна Георгиевна. Мировая художественная культура:Учеб. пос. для вузов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2001.- 559с.:ил.