Введение
Вторая половина XX столетия отмечена в культуре как время "музейного бума". Статистикой зафиксировано, что темпы прироста музеев в мире в это время составляли в среднем 10 % за пятилетие, то есть, из всего числа существующих в мире музеев половина создана в течение последних пятидесяти лет. Такое положение обусловлено достаточно глубинными причинами, заложенными в природе самого феномена, и обусловливающими сегодня насущность и необходимость его развития в современной культуре. Соответственно тема "Музей как феномен культуры" представляется одним из весьма актуальных направлений культурологических исследований. Нельзя сказать, что вопрос о музее как специфическом явлении культуры не входит в сферу интересов современных культурологов и музеологов, однако, он как бы находится на периферии исследовательского внимания, а посему нуждается в детальной проработке.
Сегодня на смену изолированным локальным культурам приходит глобальный культурный универсализм, и вместе с тем, усиливается стремление отдельных культур сохранить свою самобытность, отстоять ценность своеобразия, избежать повальной унификации. Музей как социокультурный институт уже около трёхсот лет накапливает опыт работы в обоих означенных направлениях, что в значительной степени актуализирует задачу исследования природы этого феномена. Кроме того, всё отчётливее обнаруживает себя системность культуры, глубокая зависимость и обусловленность любого её артефакта от культуры как целостности. Это требует исследования каждого элемента культуры, тем более каждой её подсистемы с точки зрения их принципиального места в ней. Музей - один из институтов культуры, требующий анализа вопроса о необходимости его присутствия в культуре, установления его связи с содержанием культуры в целом и её социальными функциями. Данная работа является попыткой взглянуть на него именно с точки зрения комплексного анализа детерминированности появления, места и роли музея в целостной системе культуры. Практически до середины XX века музеология являла собой сумму практических знаний и сосредоточивала своё внимание на организационной стороне деятельности музеев: как грамотно построить экспозицию, как привлечь посетителя в музей, как использовать громадный эмоциональный потенциал, заложенный в музейном предмете - вот круг её интересов. Традиционно музеология во главу угла своей научно- исследовательской деятельности помещала музейный предмет. Она формулировала принципы определения источниковой вырабатывала разнообразные методы документирования действительности. Музеология последних лет изменила взгляд на музейный предмет. Прежде музейная значимость предмета обусловливалась его редкостью, эстетической ценностью, мемориальностью, информативностью, и музей вырастал для предмета. Сегодня значительная часть музеологов считает, что музей должен основываться не на предметах, ему принадлежащих, а на идеях, которые он хочет донести до посетителя. Поэтому в последнее время музеология всё более решительно выдвигает на первый план вопросы такого порядка, как "Что есть музей?", "Каковы перспективы его развития?", "Каким будет музей будущего?" и "Есть ли у него будущее?". " Отцами новой музеологии" сегодня называют французов Ж.А.Ривьера и Ю.де Варина - авторов концепции "интегрированного музея", на практике наиболее решительно осуществляемой экомузеями. Однако необходимо отметить, что идеи, лежащие в основе концепции французских музеологов второй половины XX века, были высказаны ранее. Первое системное исследование музея как институции было осуществлено в России ещё в конце XIX столетия Н.Ф.Фёдоровым в работе "Музей, его смысл и назначение".
Считая, что XXI век будет временем становления качественно новых форм организации человеческого сообщества, и отмечая роль и место в этом процессе современных локальных сообществ, А.Воронин, на основе анализа музеологических публикаций, рассматривает возможности музея в становлении сознания XXI века, в преодолении кризиса культуры, в поиске и осуществлении новых путей культурного наследования, а также способы интеграции музея в жизнь конкретного сообщества с целью их использования в процессе локального разрешения глобальной проблематики. Н.А.Никишин не только указывает на недостаточную разработанность концептуальных основ музееведения, осуществляет аналитический обзор современного состояния представлений об объекте, предмете и внутренней структуре музееведения, но и предлагает свою языковую концепцию музееведения. Таким образом, обзор литературы свидетельствует, что, несмотря на интенсивное развитие современного музеознания, на сегодняшний день остается не разрешенным целый ряд проблем: нет пока обобщающих работ, всесторонне характеризующих музей как феномен культурного развития; не исследованы причины появления в культуре этого феномена; нет достаточно убедительно и полно аргументированных прогнозов развития его в будущем; не рассмотрены подробно механизмы взаимодействия музея с сознанием, обусловливающие его жизнеспособность или нежизнеспособность в будущем. Вероятно, в этом направлении и культурологи, и музеологи будут работать в ближайшие годы, и всё чаще будут появляться публикации, которые условно можно будет объединить темой "Музей как феномен культуры". Предлагаемая диссертация - один из фрагментов этой работы.
Объектом исследования дипломной работы является музей как явление культуры.
Предметом диссертационного исследования стало определение причин возникновения, места и назначения феномена в целостной системе культуры.
Цель дипломной работы - попытаться представить системное культурологическое исследование музея как явления культуры, опирающееся на деятельностную концепцию культуры, а также на данные ряда смежных областей (музеологии, истории, социологии культуры, философии культуры, психологии), показать место музеев в современном мире. Такая постановка проблемы позволит рассмотреть музей в новом комплексе взаимосвязей, более полно вскрывающем его природу и сущность. Концептуальное включение музея в культуру предоставляет возможность установления тех существенных генетических связей феномена, которые прежде всего объясняют специфику духовного содержания музея и соответствующий способ его функционирования. Объяснение же его содержания, которое определяет все особенности феномена, и означает в самом существенном объяснение его природы и сущности.
В связи заданной целью ставятся следующие задачи:
1) Раскрыть общее понятие <<музея>>
2) Дать характеристику истории становления современного музея
3) Проанализировать музейную аудиторию и музейный туризм
4) Рассмотреть культурный туризм и новшества музейного дела
5)Рассмотреть Государственную картинную галерею Армении
Актуальностью выбранной темы дипломной работы является стремление определить истоки возникновения музея как феномена культуры, с целью привлечения внимания к общечеловеческим ценностям, как наследию непрерывности и преемственности наиболее значимых явлений культуры.
Важно не только определить предпосылки возникновения музея как культурного феномена, но и выявить, есть ли у него перспективы и потенциалы развития, или же он лишь продукт определенного исторического периода, вместе с которым и должен уйти в прошлое.
Актуально обратить внимание на необходимость поднятия статуса музея в современной культуре, где происходит возврат к общепризнанным шедеврам и, одновременно, с все возрастающими возможностями виртуального и интерактивного приобщения к музейным ценностям растет потребность непосредственного контакта с подлинными вещами. Несомненно, в ближайшем будущем это приведет к новым изменениям музейного пространства. Поэтому выбранная тема основывается не только на определении музея как феномена культуры, но и на актуальности выявления перспектив его дальнейшего развития.
Другие работы по теме:
Наука как феномен культуры
Наука масштабно используется в развитии техники и технологий, в организации и осуществлении производства материальных благ и всей материальной культуры. Научные рекомендации находят воплощение в освоении природы, в государственном управлении, обосновании прав и свобод личности, смысла жизни, в решении многих других задач.
Спортивно-оздоровительный пешеходный туризм
Спортивно-оздоровительный пешеходный туризм, как один из современных видов спортивного туризма, получил в наше время очень большую популярность и развитие как в Украине и Российской Федерации, так и за рубежом.
Историко-краеведческий туризм и археология
Cумская область Украины благодаря многим географическим, климатическим и историческим факторам, имеет большие возможности для развития историко-краеведческого туризма и активного отдыха для граждан.
Роль туризма как отрасли экономики в мире
Туризм уже давно рассматривается как одно из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около
Современное состояние и проблемы развития туризма в РБ
Современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она ещё не занимает такого положения в экономике страны, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстаёт от соседних государств.
Летний дворец Петра I
Ле́тний дворе́ц Петра́ I — название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I. Находится в Летнем саду (Санкт-Петербург).
Е. Л. Дра-чева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев и др.; под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой. 2-е изд., стер. М. Кнорус, 2005. 576 с
Экономика и организация туризма. Международный туризм / Е. Л. Дра-чева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев и др.; под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой. — 2-е изд., стер. — М. Кнорус, 2005. — 576 с
работа. Челябинск, Уралгафк
На тему: Туристско – рекреационные ресурсы Иркутской области ( Иркутск, Братск, Ангарск, Тайшет, Бирюса, Ангара, Байкал, Баргузинский заповедник)
Дом-музей Узеира Гаджибекова
Узеир Гаджибеков - классик азербайджанской музыки, с именем которого связано рождение и становление национальной композиторской школы, крупный ученый и педагог, блестящий публицист и драматург.
Скальные жилища Маниту
Скальные жилища Маниту — туристическая достопримечательность США и музей под открытым небом, расположенный к западу от Колорадо-Спрингс в штате Колорадо, США у федерального шоссе 24 в Маниту-Спрингс.
Полоцкий историко-культурный музей-заповедник
Исторический центр с его археологическими, архитектурными, историческими и ландшафтными памятниками представляет собой уникальную историческую территорию и включён в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника
Латвийский музей фотографии
(латыш. Latvijas Fotogrāfijas muzejs) — государственное учреждение, созданное в Риге (Латвия) с целью хранения и демонстрации работ латвийских фотографов.
Левицкий, Дмитрий Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Библиография Список литературы Введение Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (около 1735—1822) — русский[1] живописец украинского[2] происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета.
Музей истории Риги и мореходства
Введение 1 История музея 2 Адрес 4 Источники Введение Музе́й исто́рии Ри́ги и мо́рехо́дства (латыш. Rīgas vēstures un kuģniecības muzejs) — музей в Риге, экспозиции которого освещают историю Риги начиная с момента основания города в 1201 году и заканчивая первой половиной XX века.
Витославлицы
Введение 1 История села 2 Создание музея 3 Галерея музейных зданий Список литературы Введение Витосла́влицы — Новгородский музей народного деревянного зодчества, расположенный около Юрьева монастыря в нескольких километрах от Великого Новгорода, на южном берегу озера Мячино.
Музей доисторической эпохи Колледжа Восточной Юты
Введение 1 Характеристика 2 История Список литературы Введение Музей доисторической эпохи Колледжа Восточной Юты (англ. College of Eastern Utah Prehistoric Museum) — один из крупнейших на западе США археологических и палеонтологических музеев. Располагается в г. Прайс (англ. Price), шт. Юта.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Дом террора
на проспекте Андраши в Будапеште Дом террора (венг. Terror Hбza, также Музей террора ) — музей на проспекте Андраши в Будапеште, располагается в здании бывшего Управления государственной безопасности Венгрии и посвящён трагическим периодам тоталитарной истории Венгрии. В здании, построенном в 1880 году по проекту архитектора Адольфа Фести, в послевоенной Венгрии находилась тюрьма, где подвергались пыткам противники режима.
Сан-Уотч
Археологический парк «Индейский посёлок Сан-Уотч» — воссозданное поселение индейцев, относившихся к археологической культуре Форт-Эйншент. Расположено у побережья Большой реки Майами у г. Дейтон в штате Огайо.
Государственная культурная политика
Культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры (ст.3 Основ законодательства РФ о культуре).
Алексеев, Фёдор Яковлевич
План Введение 1 Биография 2 Работы 3 Библиография Введение Фёдор Я́ковлевич Алексе́ев (между 1753—1755, Санкт-Петербург — 11 (23) октября 1824, Санкт-Петербург) — русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейшая фигура в пейзажной живописи России начала XIX века.
Российский еврейский музей толерантности
План Введение 1 О проекте Список литературы Введение Российский Еврейский Музей Толерантности (РЕМТ) — масштабный музейный проект, открытие которого в Москве, согласно сообщениям в сентябре 2008 года, запланировано на 2011 год[1].
Американский
Американский Принадлежащий САСШ, КША, США или сделанный в США; также в широком смысле относящийся к Америке: Американский доллар Американский флаг Американский законодательный совет
Аллилуев, Сергей Яковлевич
Сергей Яковлевич Аллилуев (7 октября 1866(18661007) — 1945, Москва) — русский революционер.[1] Отец Н. С. Аллилуевой, тесть Сталина. Биография Родился в селе Раменье Воронежской губернии 7 октября 1866 года в семье Якова Трофимовича и Марфы Прокофьевны Аллилуевых . Член партии с 1896 года. За революционную деятельность в 1903 году ему было запрещено жить на Кавказе.
Отдых и туризм главный туристский регион мира
Как вы уже знаете, зарубежная Европа — главный район международного туризма. «Рекордсмен мира» по туризму — Франция, которую ежегодно посещает свыше 50 млн. человек; это значит, что на каждого француза приходится примерно по одному приезжему иностранцу! К числу самых популярных туристских стран принадлежат также Испания, Италия, Швейцария, Австрия, Великобритания, Чехия, Венгрия, Португалия, Греция.
Петрозаводск
Петрозаводск - столица республики Карелия. Порт на берегу Онежского озера. Расположен амфитеатром на озерных террасах, вытянувшись вдоль побережья Петрозаводской губы.
В Риге существует 44 музея
. Новые открываются постоянно, у нас уже есть музей истории бокса, музей “Латтелекома” и даже музей рижского водоснабжения. В ансамбле Рижского Домского собора расположен старейший музей Латвии и Балтии – ныне Музей истории Риги и мореходства. Он был основан в 1773 году на основе частной коллекции врача Николауса фон Химзеля, это один из старейших музеев Европы..