Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)
Художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.
А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.
О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником.
Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв., интерес к старинной гравюре - явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга. В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.
В концу XIX-н.ХХ вв. Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей. Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение "Мир искусства", став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике. Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь".
Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).
После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом - стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.
В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С. Выступает как критик и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. Такова его картина "Петр I на прогулке в Летнем саду", где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни, увиденной глазами современника.
В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV". К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях - в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).
В эти же годы принимает участие в оформлении "Русских сезонов", организованных Дягилевым С.П. в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты.
Бенуа оформил оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.
Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
С 1926 жил в Париже, где и скончался. Основные работы художника: "Прогулка короля" (1906), "Фантазия на Версальскую тему" (1906), "Итальянская комедия" (1906), иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А.С. (1903) и другие.
Другие работы по теме:
Кикины палаты
Кикины палаты Ки́кины пала́ты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9.
Императорская Академия художеств
Введение 1 История 1.1 Президенты Академии 1.2 Ректоры Высшего художественного училища при Академии 1.3 Преподаватели 1.4 Выпускники Академии 1.4.1 Вольнослушатели академии (своекоштные)
Лабр, Бенедикт Иосиф
Бенедикт Иосиф Лабр (фр. Benoоt Joseph Labre — Бенуа́ Жозе́ф Лабр; 1748—1783) — католический святой, нищенствующий монах и юродивый. Биография
Кавосы
Об отце и сыне Кавосах — итальянских архитекторах, в XIX веке живших и работавших в России.
Клод Лоррен
Лоррен — вместе со своим соотечественником Пуссеном — стал создателем пейзажа эпохи классицизма. В изображении картин природы оба художника видели средство выразить глубокие мысли о мире и человеке.
Цветонаименование серый в контексте книги АН Бенуа История русской живописи в XIX веке
Цветонаименование "серый" в контексте книги А.Н. Бенуа "История русской живописи в XIX веке" Г. В. Мурзо Денотативное значение слова "серый" - цвет, относящийся к группе ахроматических, или "бесцветных" тонов, различающихся лишь близостью к "черному" или "белому". "Черный" и "белый" выражают прежде всего не цветовую, а световую характеристику, т. е. обозначают максимальное проявление светлости или темности.
Метатекст в тексте А. Н. Бенуа
Виртуозное владение метатекстовой стратегией свидетельствует о блестящих коммуникативных способностях А.Н. Бенуа, его высоком интеллектуальном и культурном статусе.
Искусство экслибриса
Экслибрис (от лат. Ex libris - из книги), книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.
Федотов П.А.
П. А. Федотов, великий художник, "одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства" (А. Н. Бенуа), художник-живописец, рисовальщик мастер бытового жанра. Основатель критического субъективного реализма.
Превращая полезное в изящное
Уже во времена Александра II в правительственных сферах обсуждалась идея создания большой государственной типографии, которая обслуживала бы текущие нужды всех высших органов государственного управления.
Маслов, Алексей Владимирович
Введение 1 Биография 2 Театр 2.1 Работа во французских театрах 2.2 РАМТ 2.2.1 Спектакли, снятые с репертуара 2.2.2 Текущий репертуар 3 Кино 3.1 Российское
Демулен, Камиль
Люси Семплис Камилл Бенуа Демулен (фр. Lucie-Simplice-Camille-Benoist Desmoulins; 2 марта 1760(17600302) — 5 апреля 1794) — французский революционер.
Ташкентская учительская семинария
Введение 1 Обучение 2 Архитектура Список литературы Введение Ташке́нтская учи́тельская семина́рия была открыта в 1879 году в Ташкенте и первоначально называлась Учительская семинария Туркестана. Cеминария готовила учителей для школ, в том числе для русско-туземных школ.
Великокняжеская усыпальница Санкт-Петербург
Введение 1 История 1.1 Перечень захоронений 2 Сохранность и реставрация Список литературы Введение Великокняжеская усыпальница — усыпальница некоронованных членов российского императорского дома, расположена в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости рядом с православным Петропавловским собором.
Общество архитекторов-художников
Введение 1 Деятельность Общества 2 Конкурсы, объявленные Обществом 3 Издания Общества 4 Члены Общества 5 Источники архивные 6 Источники Введение Общество архитекторов-художников - Императорское Общество архитекторов-художников - Петроградское Общество архитекторов-художников - Ленинградское Общество архитекторов-художников.
Памятник в честь 300-летия дома Романовых Кострома
Введение 1 История 2 Описание памятника 3 Список фигур для памятника Список литературы Введение Памятник в честь 300-летия дома Романовых — монумент в честь 300-летия дома Романовых, заложенный в Костромском кремле. Задуман как сооружение высотой 36 м с 26-ю скульптурами исторических личностей и барельефами по кругу постамента, иллюстрирующими важнейшие события Российской истории[1].
Коклен, Бенуа-Констан
Коклен-старший фр. Benoit-Constant Coquelin Бенуа-Констан Коклен Коклен-старший (фр. Benoit-Constant Coquelin; род. 23 января 1841, Булонь-сюр-Мер — ум. 27 января 1909, Сюлли-Пон-о-Дам, Иль-де-Франс) — французский актёр и теоретик театра.
Петербургское общество архитекторов
Введение 1 Цель Общества 2 Деятельность 3 Председатели Общества Список литературы Введение Петербургское Общество архитекторов — Санкт-Петербургское творческое объединение архитекторов. Организовано 20.10.1870 (утвержден устав). Образовалось на основе кружка петербургских архитекторов и инженеров-строителей, организованного в 1862 по инициативе архитекторов Шретера В.
Отель-де-Виль Париж
План Введение 1 История 2 Скульптуры на фасаде 3 Фотогалерея Список литературы Введение Фасад Отель-де-Виля В парижской ратуше Отель-де-Виль (фр. Hфtel de Ville) с 1357 г. размещаются парижские муниципальные органы власти. Отель-де-Виль[1] с фасадом длиной 110 м расположен на бывшей средневековой Гревской площади (place de Grиve), ныне площади Отель-де-Виль в 4-м округе Парижа на правом берегу Сены.
Толстой, Михаил Павлович
Содержание 1 Происхождение 2 Родители 3 Родственники 4 Начало военной службы 5 Русско-турецкая война 1877-1878 6 На Передовой позиции Шипки 7 После войны
Дом Бенуа Санкт-Петербург
План Введение 1 История дома 2 Персоналии 2.1 Партийные и государственные деятели 2.2 Военные деятели 2.3 Деятели культуры и искусства 2.3.1 Деятели театра и кино
Коронационный сборник 14 мая 1896 года
Коронационный сборник 14 мая 1896 года (надпись на обложке: «Коронованы въ Москвѣ. 14 мая 1896 года») — библиографическое название вышедших в свет в 1899 году 2-х богато иллюстрированных томов, содержащих обзор коронаций всех российских монархов, детальное описание коронования императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны, а также правительственные и иные документы в связи с коронационными торжествами.
Франческо III д Эсте
Франческо III (итал. Francesco III d'Este; 2 июля 1698(16980702) — 22 февраля 1780) — герцог Модены в 1737—1780 годах, представитель итальянской династии д’Эсте. Сын Ринальдо III д'Эсте.
Двойное убийство и самоубийство Криса Бенуа
Смерть Криса Бенуа — эпизод, в котором скандально замешана всемирная свободная онлайн-энциклопедия — Википедия, точнее её англоязычный раздел. 25 июня 2007 года, около 14 часов 30 минут, профессиональный рестлер Крис Бенуа, его жена Нэнси, а также их семилетний сын Даниель обнаружены мёртвыми в их собственном доме в городе Файеттвилль, штат Джорджия.
Анрикес, Бенуа-Луи
Бенуа-Луи Анрикес (фр. Benoit-Louis Henriquez; 1732 - 1806) — французский гравёр, ученик Дюпюи [1]. Бенуа-Луи Анрикес родился в 1732 году. С 1769 по 1779 год жил в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге, занимая должность профессора гравирования резцом в Императорской академии художеств.
Рахья, Эйно Абрамович
Э́йно Абра́мович Ра́хья (фин. Eino Rahja, 20 июня 1885, Кронштадт — 26 апреля 1936, Ленинград) — финский революционер-коммунист, партийный и государственный деятель. Брат Юкка Рахья.
Филипп I король Франции
Филипп I (фр. Philippe Ier, 23 мая 1052 — 29 июля 1108) — король Франции, правил в 1060 — 1108 гг. Представитель династии Капетингов. Сын короля Генриха I и Анны Киевской. Правнук основателя династии Капетингов короля Гуго Капета.
Врангель Н.Н.
Родился в имении Головковка Чигиринского уезда Киевской губ. Среди предков барона был Абрам Ганнибал. Отрочество Коки (так звали Николая близкие) прошло в Ростове-на-Дону. Воспитанием его и двух его братьев занималась мать.
Добужинский М.В.
Живописец, график, художник театра, ведущий участник творческого объединения "Мир искусства".
Маковский С.К.
Сергей Маковский - сын известного художника К. Маковского, поэт, художественный критик, устроитель многих художественных выставок. С 1898 года публиковал искусствоведческие работы, трехтомное собрание которых вышло в 1906-1913 гг.
Бенуа А.Н.
Художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.
Щусев А.В.
Сами обстоятельства рождения и детства Алексея Викторовича Щусева благоприятствовали становлению и развитию в нем таланта.