Открытие этого «совершенно невиданного и совершенно потрясающего явления» – самобытного народного искусства Прикамья – принадлежит Н. Н. Серебренникову – уральскому искусствоведу, собирателю и исследователю деревянной скульптуры. В течение 40 лет он проработал директором и главным хранителем Пермской художественной галереи.
«Иоанн Богослов». Дерево, левкас, темпера. XVIII в.
«...Отчетливо помню тот случай, – писал Николай Николаевич. – Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 году. Усталый, шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей. Нехотя свернул посмотреть, в чем дело, и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны бы здесь находиться... Особенно удивила меня фигура Христа с лицом татарина...»
«Ангел». Дерево, левкас, темпера, позолота. XVIII в.
Благодаря трудам Н. Н. Серебренникова в Пермской художественной галерее собрана богатая коллекция деревянной скульптуры XVII–XIX веков, насчитывающая сегодня 370 памятников. Первые экспедиции 20–х годов проходили в исключительно трудных условиях, по сложнейшим маршрутам, сочетавшим пешие, железнодорожные, водные отрезки пути. Деревянные изваяния разыскивались по всей территории Верхнекамья – в городах, селах и деревнях, по подвалам и чердакам пустующих церквей и часовен. Собранные экспонаты показали зрителям. Скульптура производила огромное впечатление, приобретала своих знатоков, ценителей и среди них – Анатолия Васильевича Луначарского, написавшего статью «Пермские боги», академика Игоря Эммануиловича Грабаря, помогавшего Серебренникову во всей его дальнейшей работе.
«Пророк Моисей». Дерево, левкас, темпера. XVIII в.
Памятников XVII века в коллекции очень немного. Язык ранних скульптур сохраняет традиционную для древнерусского искусства условность. Резчик стремится к предельному обобщению форм, строгой симметрии композиций. Каждое изображение канонично, но вместе с тем своеобразно. Почти несопоставимы, например, «Распятие» из села Вильгорта, где Христос изображен маленьким мужичком с огромным носом на неказистом лице, и «Распятие» из города Соликамска, поражающее тонкостью и хрупкостью очертаний, каким-то пронзительным трагизмом. Очевидно, мастера имели разную подготовку и ориентацию: первый – на народное, «почвенное» искусство, второй – на «классическую» древнерусскую пластику XIV–XVI веков.
Так же различают изображения Николая Можайского: по типу скульптуры – от небольших рельефов до масштабных фигур в человеческий рост, по характеристике – мягкие, человечные образы Николы-утешителя соседствуют с гневными, решительными Николы-защитника.
«Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном
Богословом». Дерево, левкас, темпера. XVIII в.
Уже в ранних пермских памятниках проявляются особые черты деревянной скульптуры этого региона: высокое качество исполнения, психологичность, многообразие цветовых построений. Как и вся древнерусская пластика, пермская скульптура представляет собой синтез скульптуры и живописи. Роспись, по технологии подобная иконописи, как бы договаривает то, что не сказано плоским, условным объемом. Она заставляет жить скульптуру в пространстве, повышает эмоциональную выразительность. Так, благодаря тонкости колорита изображение Николая Можайского из села Дубровского обретает особенную нарядность: светло-коричневые и сине-зеленые одеяния, орнаментированные растительным узором и жемчугами, усиливаются введением оранжево-красного цвета.
Д. Т. Домнин. «Саваоф». Дерево, левкас, темпера. XVIII в.
Следующий период в развитии деревянной скульптуры демонстрируют иконостас XVIII века из Пыскорского монастыря и «Царские врата» из города Перми. Резьба становится более пышной и сочной, орнаменты – более крупными и разреженными. «Царские врата», выполненные сквозной резьбой («на проем»), – зрелое произведение стиля барокко, который широко распространился в русской деревянной пластике XVIII столетия. Фигурки святых словно растворяются в завитках изощренной орнаментации – створки врат теряют строгую конструктивность, превращаясь в узорное кружево.
«Снятие с креста». Дерево, левкас, темпера. XVIII в.
На высоком уровне выполнена скульптура Саваофа (бога-отца), когда-то завершавшая иконостас в церкви города Лысьвы. Это работа талантливого народного резчика Дмитрия Титовича Домнина, жившего во второй половине XVIII столетия. Автор изображает Саваофа парящим в облаках, в сиянии «славы», с державными атрибутами в руках. Лик Саваофа дышит покоем и силой, поражает классичностью черт, округлостью форм, мягкостью обработки. Работа Домнина напоминает античную пластику.
Только живым наблюдением могли быть созданы образы ангельского чина и распятия с предстоящими из села Язьва – индивидуальные, убедительные, окрашенные теплой лирической интонацией. Колонна в руках одного из ангелов завершена фигуркой петуха, выполненной выразительно и характерно.
«Распятие». Дерево, левкас, темпера. XVII в.
Наряду с реалистической в скульптуре XVIII века на основе барокко возникла традиция народного примитива. В ней сложилась своя система выразительных средств и приемов. Вновь появилась условность, но иная по сравнению с древнерусской. Уменьшились размеры изображений. Возник интерес к новым сюжетам, дающим возможность рассказа, повествования. Все это воплотилось в скульптурах так называемой шакшерской школы, существовавшей в Чердынском крае на рубеже XVIII–XIX веков. Памятники этой школы легко узнаются по измельченным, будто гофрированным, рельефам: все драпировки вырезаны мелкими параллельными складочками. Однообразны и лики – удлиненные, глазастые, с пухлыми, чуть обвисающими щеками.
«Ангел с колонной». Дерево, левкас, темпера. XVIII в.
Пермская деревянная скульптура широко известна. Ей посвящены альбомы и монографии, статьи и заметки. Она побывала на выставках в нашей стране и за рубежом. Недавно прошла первая «персональная» выставка произведений из фондов коллекции. Готовится обновление постоянной экспозиции, включающей лучшие памятники деревянной скульптуры Прикамья, которая, как писал А. В. Луначарский, осталась «свидетельством огромной талантливости, огромного художественного вкуса, огромной способности выразительности», свойственных народу.
Другие работы по теме:
Двухзальный кинотеатр на 500 мест
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФГОУСПО ПЕРМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ Специальность 270301 «Архитектура» Специализация 270301.01 «Архитектура гражданских зданий»
Иов Анзерский
(в миру Иоанн, в схиме Иисус; 1635, Москва — 6 марта 1720) — преподобный Русской церкви, память совершается (по юлианскому календарю) 6 марта и 29 мая (обретение мощей).
Тиц, Фердинанд скульптор
Фердинанд Тиц (нем. Ferdinand Tietz либо Ferdinand Dietz, 1708, Йезержи, Богемия — 17 июня 1777, замок Зеехоф вблизи Меммельсдорфа) — немецкий скульптор рококо.
. Живопись
Компания Henkel, выдвигая идею популяризации неоспоримого бренда надежности клея «Момент» в России, учреждает творческий конкурс среди профессиональных художников и студентов художественных специальностей
Усадьба Троицкое
В Троицком сохранился ансамбль из двух церквей: деревянной Троицкой церкви, переосвящённой в 1999 г. во имя прп. Сергия Радонежского и Троицкой каменной.
Упаковка и маркировка товара
Упаковка – это разработка и производство вместилища или оболочки для товара. Упаковка включает три слоя: внутренняя упаковка, внешняя и транспортная.
Изложения к экзамену за 9 класс
В первой колонке номер изложения, во второй первые два слова, выделенные фразы – названия текстов! Кони несут Я сидел Не успел Чайковский проснулся За крайней
Литература барокко
Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности.
Аничков мост
Санкт-Петербург является одним из самых красивых городов мира. В нём насчитывается более 300 мостов. Одним из первых, в 1715 году на пересечении Невского проспекта и Фонтанки построили Аничков мост.
Культура Японии 6
Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в особенности Китая и Кореи), Европы и Северной Америки.
Скульптура как вид изобразительного искусства
Скульптура как вид изобразительного искусства. Скульптура [от лат. skulpo – вырезаю, высекаю] – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются их твердых или пластичных материалов.
Предмет и задачи искусства
Искусство выполняет исследовательскую, просветительскую и публицистическую функции. Искусство - это наука о пластических искусствах (живопись, скульптура, графика, архитектура).
О русской народной скульптуре
Обычно приводится летописный рассказ о неких старцах из чужих стран, которые привезли в Псков изображения Николы „резью резанные", которых народ не принимал, пока митрополит Макарий не узаконил их своим авторитетом.
О ленинском плане монументальной пропаганды
Идея плана монументальной пропаганды принадлежала лично Ленину, заимствовавшему ее из утопии Т. Кампанеллы "Город Солнца". Основные задачи плана были сформулированы в декрете Совнаркома "О памятниках республики".
Чудские древности
Содержание стр. Введение................................................................................................. 3 1. Страницы истории
Скульптура XIX века в России
В начале 19 века русская скульптура, отразившая подъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием освободительных патриотических идей русских просветителей, приобретает мировое значение. Портретные бюсты Шубина.
Скульптура Греции в эпоху архаики
Рассмотрение роли критской, спартанской и аргосской школ в развитии греческой скульптуры. Достижения в материальной культуре эпохи архаики: создание основных типов монументальной архитектуры (курос и кор), разработка технологии отлива статуй из бронзы.
Искусство Германии
Свое дальнейшее распространение стиль барроко получил в Германии. Особого расцвета достигла скульптура. В интерьере немецкой барочной церкви ей отводится большая роль, чем живописи.
Успенский собор Московского Кремля
Археологические находки рассказывают, что уже в конце XII века на месте теперешнего собора стояла на самой высокой точке кремлевского холма деревянная церковь.
Кадка
Введение 1 Виды кадок 2 Единица измерения Введение Кадь или кадка — ёмкость цилиндрической формы, сделанная из деревянных клёпок (дощечек) и обтянутая металлическими или деревянными обручами. Основное отличие кадки от бочки — кадка может находиться только в стоячем положении, а бочки, закрыв крышками и затычками, можно положить и перемещать в лежачем положении.
Закуто, Авраам
Введение 1 Биография 2 Математика и астрономия Список литературы Введение Авраам Бен Шмуэль Заку́то (ивр. אברהם זכות, порт. Abraгo ben Samuel Zacuto, (1450, Саламанка, Испания — 1515, Турция) — известный астроном, первый сконструировал металлическую астролябию, позволявшую более точные измерения, чем деревянная.
960-е до н. э.
Датированные события 969 — Смерть царя Иудеи Давида, на престол взошёл его сын Соломон. 967 — Умер фараон XXI династии Сиамон, на престол взошёл Псусеннес II.
Памятник Екатерине II в Севастополе
Памятник императрице Екатерине II в Севастополе, открыт 15 июня 2008 года во время праздничных мероприятий, посвященных 225-летию со дня основания города-героя Севастополя.
Тоталитарная эстетика
План Введение 1 Основные характеристики 2 Модернизм и тоталитаризм 3 Проявления тоталитарной эстетики 3.1 Графика 3.2 Кинематограф 3.3 Архитектура и скульптура
Культура Древнего Египта 8
Культура Древнего Египта Культура-это достижения людей в разных областях человеческой жизни Архитектура Скульптура Живопись Литература Древние египтяне были великими архитекторами и скульпторами
Археология Железо
3 стадии в рамках периода освоения железа: Пр-во первых изделий до открытия сыродутного процесса из метеоритного железа (более 4% никеля), когда в теллурическом 0.2%. Обработка холодной ковкой.
Памятник А С Пушкину
Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А. С. Пушкину. Его создатель-скульптор А. М. Опекушин, архитектор постамента - В. А. Петров. Материал, из которого создана скульптура-гранит, благодаря ему она воспринимается, как нечто вечное. На плечи автора легла огромная ответственность: то, что он создает, сохранится на веки.
Мали
Государство расположено в центре Западной Африки. Граничит на севере с Алжиром, на северо-востоке — с Нигером, на юге — с Буркина-Фасо, Кот-д'Иву ар, Гвинеей, на западе — с Сенегалом и Мавританией.
Коми
Самоназвания коми морт, коми войтыр, зыряне - народ общей численностью 345 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация - 336 тыс. чел., в т.ч. Республика Коми - 292 тыс. чел.
Иркутск
Иркутск - центр Иркутской области, в 5042 км к востоку от Москвы. Расположен на Иркутско-Черемховской равнине, при впадении реки Иркут в Ангару (порт), в 66 км к западу от озера Байкал.
Пермь
Пермь - крупнейший город Прикамья, центр Пермской области. Город расположен на реке Каме, в географической зоне, называемой "Вятко-Камская тайга". С точки зрения экономической географии, Пермь входит в состав Уральского экономического региона.
Сельское хозяйство Пермского края
География агропромышленного комплекса Пермского края. Подсобные хозяйства, их вклад в обеспечение региона сельхозпродукцией. Сельское хозяйство Уральского Прикамья имеет региональное значение - продукция поступает на внутренний рынок для нужд населения.
Памятник А.С. Пушкину
Трудно представить нынешнюю Москву без известного памятника поэту А.С.Пушкину.Его создатель-скульптор А.М.Опекушин,архитектор постамента-В.А.Петров.Материал,из которого создана скульптура-гранит,